Положение и Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы и проведению государственного экзамена Тобольск, 2007
.RU

Положение и Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы и проведению государственного экзамена Тобольск, 2007


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева»

Кафедра изобразительного и декоративно – прикладного искусства


Художественно-графический факультет


Положение

и

Методические рекомендации

по выполнению выпускной квалификационной работы

и проведению государственного экзамена


Тобольск, 2007


Печатается по решению

Ученого Совета художественно-графического факультета

Протокол №4 от 27 декабря 2006 года.


Положение и методика выполнения выпускной квалификационной работы и государственного экзамена художественно-графического факультета ТГПИ им. Д.И. Менделеева (методические рекомендации) //Авторы-составители:

Лар Л.А., к.и.н., член СХРФ, доцент кафедры «Изобразительного и декоративно – прикладного искусства».

Симонов П.К., доцент кафедры « изобразительного и декоративно – прикладного искусства».


В методической рекомендации изложены задачи и цели выпускной квалификационной работы и государственного экзамена по дисциплинам художественно-графического факультета по специальности: «050602.65 – Изобразительное искусство» по квалификации: учитель изобразительного искусства, раскрыты особенности работы над выпускной квалификационной работой и пояснительной записки к ней.

При составление настоящей методической рекомендации использованы положения о выпускных квалификационных работах ТГПИ им. Д.И. Менделеева (от 6 декабря 2006 г.…), материалы Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации (от 14.04.2000 г.) по специальности «050602.65 – Изобразительное искусство», материалы Учебно-методической комиссии по специальности «050602.65 – Изобразительное искусство» (от 23.09.2000 г. протокол №1) и утверждены на заседании совета художественно-графического факультета (от 27.12 06 г., протокол № 4)


Рецензент:

Максяшин Александр Семенович

к.п.н,. профессор кафедры декоративно-прикладного искусства

Российского государственного

Профессионально-педагогического университета,

Член ВТОО Союз художников России


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева»,2007г.


^ Общие требования


Итоговая государственная аттестация включает государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа (ВКР) – итоговая работа учебно – исследовательского характера. Она должна быть нацелена на выяснение уровня подготовленности выпускника к самостоятельному выполнению профессиональных задач в образовательной деятельности в соответствии с полученной специальностью и представлять собой логически завершенное исследование, связанное с разработкой и реализацией учебно – педагогических задач в сфере образования.

Выпускная квалификационная работа специалиста должна быть представлена в форме законченной научной работы, которая включает в себя три основные части:


^ Проблема научного исследования:

начинать работу над интересующей проблемой необходимо с истории и теории вопроса (основа для 1-й и 2-й глав), затем выполняется практическая творческая работа и опытно-экспериментальная работа (основа для 3-й и 4-й глав), далее – выводы, заключение.

Темы исследования: должны соотносится с видами и задачами профессиональной деятельности, указанными для учителя изобразительного искусства и педагога профессионального обучения в ГОС ВПО.


Методические рекомендации по формированию тематики ВКР


При формировании тематики ВКР необходимо учитывать три основных обстоятельства:

  1. Учитывать, что специальности «050602.65 – Изобразительное искусство»

  2. Учитывать, что ВКР состоит из трех частей: практической, творческой по одной из дисциплин предметной подготовки, детских работ, выполненных под руководством дипломника, связанной с темой ВКР, текстовой части, отражающей вопросы истории, теории и практики искусства и методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства и дизайна интерьера.

  3. Учитывать специфику учебных дисциплин, задачи, которые решает дисциплина как исторического, так и теоретического и практического содержания.

В связи с этими обстоятельствами темы выпускных квалификационных работ должны формироваться с таким расчетом, чтобы в них одновременно звучало решение тех или иных задач и в практической творческой части и в вопросах методики преподавания, методики выполнения каких-либо работ, их последовательности, раскрытия этапов учебно-творческих, педагогических процессов.

Темы ВКР разрабатываются выпускающим кафедрами факультета, и отражают актуальные проблемы развития образования и науки в современном обществе и утверждаются заведующими кафедрами. Студент имеет право выбрать тему ВКР предложенную кафедрой или предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Тема выпускной квалификационной (дипломной) работы может быть продолжением курсовой работы. Содержание темы выпускной квалификационной работы должно соответствовать проблематике дисциплин предметной подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по основной специальности.

Содержание выпускной квалификационной работы может касаться чисто теоретической проблемы или ориентироваться на практические задачи, связанные с видами профессиональной деятельности выпускника.


Примеры формулировки тем ВКР:


  1. Методика выполнения сюжетной композиции в живописи.

  2. Методическая последовательность выполнения рисунка головы, фигуры гипсовой головы.

  3. Создание наглядного учебного пособия для студентов по методике выполнения батика.

  4. Роль художника-педагога Д.Н. Кардовского в становлении художественно-педагогического образования.

  5. Разработка учебной программы и методика ее реализации по «Основам дизайна в школе, институте и т.д.».

  6. Последовательность работы над живописью пейзажа по передаче состояния природы.

  7. Разработка методики проведения занятий со школьниками по лепке животных.

  8. Методика работы над живописью натюрморта с задачей создания художественного образа.

  9. Роль набросков и зарисовок в подготовке учителя изобразительного искусства.

  10. Методика проведения уроков изобразительного искусства в школе по выполнению учащимися рисунков-иллюстраций по литературным произведениям русских писателей XIX в.


Распределение студентов по кафедрам для выполнения ВКР осуществляется в седьмом семестре согласно учебного плана факультета. Заявление студентов с указанием темы и кандидатуры руководителя ВКР подаются на имя заведующего кафедрой и рассматриваются на заседании кафедры. К заявлению прилагаются 3-4- этюда или графических листа по тому виду и жанру изобразительного искусства, что выбран в качестве практической части.

Избрание студентами темы ВКР по личному письменному заявлению и назначение руководителей из числа ППС выпускающей кафедры утверждается решением кафедры с последующим утверждением на Совете факультета.

Научными руководителями ВКР могут быть научные сотрудники и квалифицированные специалисты, при необходимости кафедра имеет право приглашать консультантов и руководителей по отдельным разделам выпускной работы с других кафедр института или сВУЗов. Научный руководитель имеет право одновременно руководить не более 5 выпускными квалификационными работами. Научный руководитель темы выпускной квалификационной работы составляет задание и осуществляет:

Задание на выполнение выпускной квалификационной работы является документом, устанавливающим границы и глубину исследования темы. А также сроки представления работы на кафедру в завершенном виде. Задание разрабатывается с участием студента и утверждается заведующим кафедрой.


В задании указываются:

- тема выпускной квалификационной (дипломной) работы;

- перечень основных вопросов, подлежащих исследованию (глав и параграфов);

- примерный перечень наглядных материалов и иллюстраций;

- предполагаемая форма предзащиты ВКР;

- сроки сдачи выполненной работы на кафедру.

Задание представляет собой проект будущей выпускной квалификационной (дипломной) работы, составляется в 2-х экземплярах, подписывается студентом и научным руководителем, утверждается заведующим кафедрой, один экземпляр задания выдается студенту, другой остается на кафедре. В ходе работы над ВКР в задании могут, внесены изменения, которые оформляются письменно в 2-х экземплярах в виде приложения к заданию, подписываются студентом и научным руководителем. Изменения задания утверждаются заведующим кафедрой.

На заседании кафедры регулярно заслушиваются отчеты дипломников и научных руководителей о ходе выполнения и степени готовности дипломного задания.

Для выполнения ВКР деканат факультета по возможности выделять для дипломников специальное помещение (мастерские) и обеспечивает материальной помощью для приобретения художественных материалов и оплата натуры.


^ Защита выпускной квалификационной (дипломной) работы;


Выпускная квалификационная (дипломной) работа последовательно проходит:

- предварительную защиту на кафедре;

- получение отзыва и рецензии научного руководителя и рецензента;

- защиту в ГАК.


^ Предзащита ВКР


Выпускная квалификационная работа в завершенном варианте должна быть представлена научному руководителю на проверку за месяц до начала работы ГАК.

Предварительная защита проводится на кафедре не позднее, чем за 4 недели до защиты в ГАК в форме отчета студента о результатах выполнения дипломного задания. В результате выпускающая кафедра определяет степень готовности работы, отмечает сильные и слабые места, погрешности работы в результатах или процедуре изучения и раскрытия темы.

После устранения замечаний завершенная и полностью оформленная работа за две недели до защиты передается студентом на выпускающую кафедру для ознакомления с ней, подготовки отзыва и рецензии. Готовая ВКР подписывается заведующим кафедрой и научным руководителем на титульном листе.

В случае, когда представленная работа не соответствует требованиям, предъявляемым к ВКР, обсуждение вопроса о допуске к защите ГАК выносится на заседание кафедры с приглашением студента и научного руководителя. Студент, не выполнивший ВКР в установленный срок, решением кафедры не допускается к защите. Отрицательное решение кафедры о качестве и степени готовности ВКР, если с ним согласен научный руководитель, является для декана факультета основанием для недопуска студента к защите работы в ГАК.

Если решение кафедры расходится с мнением научного руководителя, то работа может быть допущена деканом факультета к защите в ГАК.

Предзащита ВКР проводится на художественно-графическом факультете с целью выявления уровня готовности ВКР, а также студентам в подготовке к защите дипломной работы. Это позволяет своевременно выявить трудности студентов, возникшие в ходе выполнения ВКР. На данном этапе студент имеет возможность получить рекомендации квалификационной комиссии по выполнению, оформлению работы и процедуры защиты ВКР. Комиссия в форме рекомендации выносит суждение о степени соответствия работы установленным нормам, что находит свое отражение в рекомендации работы к защите. Комиссия также может выносить решение о направлении диплома на доработку обозначив основные недостатки и возможные варианты их исправления.

Защита выпускной квалификационной работы проводится в сроки, установленные графиком учебного процесса специальности «050602.65 – Изобразительное искусство»

Выпускная квалификационная работа (дипломная) представляется в готовом виде декану факультета не позднее 5 дней до ёё защиты в ГАК.

При нарушении указанных сроков декан имеет право не допустить эту работу к защите в ГАК.

После ознакомления с работой, отзывом научного руководителя декан факультета решает вопрос о допуске к защите и утверждает рецензентов. В качестве рецензентов могут назначаться квалифицированные специалисты родственных кафедр института и других ВУЗов, специалисты системы образования, а также научные сотрудники и квалифицированные специалисты других учреждений. Студент должен быть ознакомлен с рецензией за три дня до защиты в ГАК.

Допущенные к защите ВКР с отзывом научного руководителя и рецензией направляется на защиту в ГАК. Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии в виде доклада студента с демонстрацией основных результатов работы. Доклад может сопровождаться иллюстративным материалом. Продолжительность защиты ВКР и чтение рецензии не должны, в общем, превышать 25 минут, из них на доклад выпускника отводится не более 7-10 минут.

Порядок защиты ВКР определяется в соответствии с «Положением об итоговых государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ».

Выпускная квалифицированная работа после защиты в ГАК передается для хранения в научную библиотеку ТГПИ им. Д.И. Менделеева – текстовая и электронная часть, а практическая часть – в выставочный и методический фонд художественно-графического факультета ТГПИ им. Д.И. Менделеева.


^ Структура научного исследования.


План действий по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы можно представить следующим образом:

- составление списка литературы по темы исследования;

- выделение проблемы и анализа её состояния в науке и практике;

- выделение и анализ базовых понятий по теме исследования;

- составление плана выпускной квалификационной работы;

- оформление введения с указанием основных характеристик работы (объект, предмет, цель, задачи);

- составление содержательного обзора теоретических источников по теме исследования;

- анализ полученных результатов;

- написание и оформление выпускной квалифицированной (дипломной) работы .


Выпускная квалификационная работа – имеет свою определенную структуру. Это:

Введение. Введение должно быть четко структурировано, в нем отражается по пунктам сама программа исследования. Раскрывается проблема, доказывается актуальность проблемы и дается обоснование темы исследования, оформляется научный аппарат (цель, проблема, объект, предмет, задачи, гипотеза, методы, база исследования), определяется теоретическая значимость и научная новизна, а также практическая значимость исследования, раскрыть методический ход исследовательской работы в целом и отдельных частях, показать методическую и педагогическую направленность ВКР.

Актуальность исследования определяется:

- необходимостью дополнения или уточнения теоретических вопросов, относящихся к изучаемому явлению;

- потребность в новых данных, методах и методиках исследования;

- потребностью практики.

^ Цель исследования - это желаемый конечный результат исследования:

- выявление взаимосвязей явлений;

- изучение динамики явлений;

- описание нового эффекта или явления;

- открытие новой природы явлений;

- обобщение, выявление общих закономерностей;

- создание классификаций, типологий;

- адаптация методик.

Гипотеза – предложение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач.

^ Методы исследования – перечисляются методы, помощью которых проводилось исследование.

Научная новизна – что сделано из того, что другими не было исследовано, какие результаты получены впервые.

^ Теоретическая значимость – на какую область знаний могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ.

Практическая значимость – определяется влиянием полученных рекомендаций, предложений на учебно-воспитательный процесс, решение практических вопросов.

Главы включают анализ истории вопроса и его современного состояния, обзор литературы по исследуемой проблеме, представление и анализ различных точек зрения на проблему, и обоснование позиций автора исследования. Анализ и классификацию привлекаемого материала на базе избранной дипломником методики исследования. Экспериментальная часть работы обязательна для выпускных квалифицированных (дипломных) работ, имеющих экспериментально – методическую, практико – ориентированную тематику и должна содержать описание хода и результатов проведенного эксперимента, формирование выводов и рекомендаций. Каждая глава завершается выводами, которые представляют собой сжатую, краткую и обобщенную формулировку результатов исследования. Выводы должны соответствовать цели и задачам исследования.

Глава 1. Теоретическая часть научной работы. Обзор и анализ состояния изученность данной проблемы. Необходимо сделать акцент на исследовательских аспектах проблемы, дать определение понятий, использованных в работе.

Глава 2. Практическая часть научной работы, этапы ведения практической и творческой работы и логику научно-педагогического исследования, а также краткое описание базы исследования, методов и средств обработки данных, описание контрольной и экспериментальной групп, описание результатов эксперимента, выводы.

Глава 3. Дается научно- методическое, психологическое обоснование ВКР. Здесь должен найти место анализ наиболее характерных уроков проведенных студентом в период педагогических практик или других классных и внеклассных форм работы с учениками. Их может быть не две, три , а пять. В этом случае подробные выводы и рекомендации исследования выносятся в последующие главы.

Заключение. В заключении дается оценка содержания работы с точки зрения соответствия цели, и задачам исследования и подтверждения гипотезы. Это своеобразный «ответ введению». В заключении необходимо дать ответы на поставленные в начале исследования задачи, отразить основные выводы подтверждающие (или опровергающие) гипотезу. Заключение завершается предположениями по поводу дальнейших возможностей исследования данной темы.

Заключение предполагает осмысление материала на более высоком уровне обобщения с точки зрения проблемы, поставленной в исследовании.

^ Список литературы. Нумерованный перечень использованных при написании работ литературных источников по проблеме. Составляется в алфавитном порядке с обязательным указанием автора, названием работы, городом и годом издания, количеством страниц. Запись литературных источников оформляется по следующему образу:

  1. Если это монография: методы педагогического исследования /Под ред. В.В. Шапова.М.1972.

  2. Если это авторская книга: Бабарский Ю.К. проблема эффективности педагогических исследований – М., 1982.

  3. Если это ссылка из статьи в сборнике: Пучков А.С. вопросы выразительности в пейзажной живописи //Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: ……….. сборник научных трудов /Под ред. Е.В. Шорохова. – М., 1988. С. 10-15

  4. Если это ссылка на статью в журнале: Геодаков А. Так сколько же цветов в спектре?// Юный художник. – 1991. №5. С. 1-5.

  5. Если цитируется периодическое издание: Основные направления ………… высшего и среднего образования. Правда. – 1997,

№1 – 21 марта. С. 1.

Приложение. ВКР может иметь приложения. Здесь могут содержаться материалы эксперимента в таблицах, диаграммах, графиках; анкеты или опросник, программа коррекционно-развивающих тренинговых занятий, оригиналы или фотографии рисунков, набросков, зарисовок, эскизов работ по декоративному искусству школьников и т.д.

В приложении обязательно необходимо представить фотографии практической части в 3-х экземплярах (9х15).


otchet-onauchno-issledovatelskoj-rabote-po-teme-modelirovanie-deyatelnosti-organov-vlasti-gosudarstvennih-i-municipalnih-organizacij-stranica-2.html
otchet-onauchno-issledovatelskoj-rabote-po-teme-svodnij-doklad-o-rezultatah-meropriyatij-administrativnoj-reformi-v-2006-godu.html
otchet-onormirovochnoj-praktike-na-aozt-tehnotkani-s-09-iyunya-1997-g-po-31-iyunya-1997-g-stranica-3.html
otchet-onormirovochnoj-praktike-na-aozt-tehnotkani-s-09-iyunya-1997-g-po-31-iyunya-1997-g-stranica-8.html
otchet-oprodelannoj-rabote-mou-sosh-12-v-period-zimnih-kanikul-s-28-12-2007g-po-15-01-2008g.html
otchet-oprovedenii-nauchno-issledovatelskoj-raboti-issledovanie-problem-v-sfere-malogo-predprinimatelstva-voznikayushih-pri-prisoedinenii-rossijskoj-federacii-k-vsemirnoj-torgovoj-organizacii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-detali-mashin-i-osnovi-konstruirovaniya-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-napravlenie-podgotovki-190000-transportnie-sredstva.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/okrililis-lyudi-borozdyat-sinevu-samoleti-nesut-li-dobrie-vesti-ili-panacei-ili-znaniya-ili-pomosh-avdrug-bombi-avdrug-gubitelnie-gazi-avdrug-unichtozhen-stranica-18.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/metodi-povisheniya-effektivnosti-raboti-s-posrednikami-chast-3.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematika-lekcij-po-otorinolaringologii-dlya-studentov-4-kursa-lechebnogo-fakulteta-v-2010-2011-uchebnom-godu-lekciya-1.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-vozniknovenie-yazika-gipotezi-o-proishozhdenii-yazika-1-yazik-kak-sredstvo-kommunikacii-v-ryadu-kulturno-i-socialno.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-aziatskogo-studencheskogo-foruma-obrazovanie-bez-granic-altaj-aziya-2012-asian-students-forum-education-without-borders-altai.html
  • student.bystrickaya.ru/-byudzhetnij-process-i-sovershenstvovanie-mezhbyudzhetnih-otnoshenij-zamestitelya-glavi-municipalnogo-obrazovaniya-osinskij-rajon-moskvitina-sergeya-vasilevicha.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-14-burmistrova-l-gl-5-10.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poryadok-dejstvij-v-processe-organizacii-metodicheskie-osnovi-provedeniya-kontrolnih-meropriyatij-metodi-i-priemi.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-konsultirovanie-i-psihoterapiya-lichnosti.html
  • letter.bystrickaya.ru/nedavno-zavershilas-vii-spartakiada-druzhestvennih-armij-gosudarstv-uchastnikov-sng.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-yuzhnoj-osetii-i-abhazii-dolzhni-nahoditsya-po-brigade-vojsk-mid-rf-pervij-kanal-novosti-29-10-2008-borisov-dmitrij-15-00-13.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchitelya-biologii-visshej-kvalifikacionnoj-kategorii-nurgalievoj-t-a-po-uchebnomu-predmetu-biologiya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-3-realizuemie-respublikanskie-celevie-programmi-i-neprogrammnaya-deyatelnost.html
  • lesson.bystrickaya.ru/teplosnabzhenie-zhivotnovodcheskogo-pomesheniya-i-zhilogo-poselka.html
  • learn.bystrickaya.ru/federalnie-konstitucionnie-zakoni1-2-kratkaya-istoriya-razvitiya-deloproizvodstva-v-rossii.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-o-data-network-player-avel-linkplayer2-avlp2dvdla-stranica-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/amerika-pvnchna-opis-materika.html
  • letter.bystrickaya.ru/modelirovanie-povedeniya-ekonomicheskih-sistem-v-informacionnom-obshestve-chast-2.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zabluzhdeniya-o-simptomah-predvestnikah-sriva-ostatsya-trezvim-rukovodstvo-po-profilaktike-sriva.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tema-funkcionalnie-stili-sovremennogo-russkogo-yazika-danilova-e-a-russkij-yazik-i-kultura-rechi-ucheb-metod.html
  • institute.bystrickaya.ru/forma-2-obespechennost-uchebnoj-literaturoj-berestovskaya-d-s-zam-predsedatelya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zarplatnie-nalogi-schitaem-po-novomu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shojgu-otkroet-v-krasnoyarskom-krae-centr-podgotovki-i-reabilitacii-spasatelej-ergaki-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-25102011.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-v-zaklyuchenie-izvestnij-avstralijskij-bogoslov-i-propovednik-n-porublev-vsestoronne-issleduet-proishozhdenie.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/metod-kapitalizacii-dohoda-2-pravovoe-regulirovanie-obektov-ocenki-31.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obespechit-razvitie-novih-form-profilakticheskoj-raboti-s-detmi-i-molodezhyu-effektivnuyu-socialnuyu-reabilitaciyu-i-adaptaciyu-nesovershennoletnih-nahodyashihsya-v-trudnoj-zhiznennoj-situacii.html
  • spur.bystrickaya.ru/m-fuko-slova-i-veshi-arheologiya-gumanitarnih-nauk-hh-v-predstavlyaet-soboj-novuyu-vehu-v-razvitii-chelovecheskoj.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vrabote-proanalizirovana-obuslovlennost-differenciacii-tipov-duhovnosti-nravstvennostyu-i-tvorcheskimi-sposobnostyami-cheloveka-predpolozhili-chto-za-socialnuyu-s.html
  • urok.bystrickaya.ru/povishenie-kachestva-tokosema-v-mestah-raspolozheniya-sekcionnih-izolyatorov-i-fiksatornih-uzlov-skorostnih-kontaktnih-podvesok.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vivuchennya-belaruskaj-movi-pachatku-20-stagoddzya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-1-kartini-mira.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervaya-lekciya.html
  • writing.bystrickaya.ru/doklad-40179-by.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/xii-kontrolnie-voprosi-prikaz-ot-2011-plan-raboti-upravleniya-obrazovaniya-ispolnitelnogo-komiteta-g-kazani.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.