Подготовка учителей технологии в свете современных задач - Я общеобразовательных школ и студентов вузов сборник...
.RU

Подготовка учителей технологии в свете современных задач - Я общеобразовательных школ и студентов вузов сборник...


^ Подготовка учителей технологии в свете современных задач

Качество подготовки специалистов в высших учебных заведениях определяется структурой и содержанием предшествующего общего образования, подготовленностью школьников к профессиональному обучению. Общеобразовательная практикоориентированная подготовка включает в себя технологическое обучение, завершающееся специализированной подготовкой старшеклассников. Отечественный педагогический опыт показывает, что практическая подготовка учащихся в настоящее время осуществляется преимущественно на базе школьных учебных мастерских и ориентировано на сферу ремесленного, часто ручного труда, что приводит к деградации целей и задач технологического обучения.

Современные профессионально-образовательные потребности школьников выдвигают новые требования к содержанию деятельности общеобразовательных учреждений по решению задач технологического обучения, совершенствованию его научно-методического и организационного обеспечения.

Опыт показывает, что работа в сфере материального производства является ориентиром лишь для некоторой части школьников. По окончанию основной школы около третьей части городских и почти половина сельских школьников переходят на обучение в систему начального и среднего профессионального образования по профилям производственных и, чаще, непроизводственных специальностей. На выбор профессиональной траектории влияют не только личностные качества, но и конъюнктура рынка труда, общественные условия и социальные возможности учащихся.

Перешедшие в 10 класс учащиеся через два года в несколько сокращенном составе оканчивают школу. Часть их (порядка 40%) поступает в вузы, другая часть (около 33%) – в средние профессиональные учебные заведения, 12% выпускников проходят обучение в учреждениях начальной профессиональной подготовки. Следует отметить, что более 15% выпускников средней школы приступают к трудовой деятельности с багажом практической подготовки, полученным в школьных учебных мастерских и учебно-производственных подразделениях. Это еще раз указывает на актуальность обеспечения связи общего, профессионального и высшего образования.

Существующее положение дел и стоящие перспективы развития системы общего образования выдвигают задачу создания целостной практикоориентированной системы технологического обучения по всему спектру профессиональных интересов учащихся. Ее цели, сущность и методологические подходы едины как для подготовки к работе в области материального производства, так и в непроизводственных отраслях экономики. В основу их могут быть положены общие идеи и принципы технологического обучения и воспитания.

Общеобразовательная область «Технология» может выполнять функции комплексной системы технологического обучения, воспитания и формирования готовности школьников к получению профессий по различным направлениям во всех сферах экономической деятельности.

Достижение этих целей предусматривает решение следующих задач:

– формирование знаний, умений и навыков трудовой деятельности с учетом возможностей и интересов ребенка, а также в соответствии с потребностями общества;

– развитие творческих, профессионально значимых качеств личности учащихся;

– достижение эффективного уровня компетентности в избранной области трудовой деятельности;

– формирование культуры личности, связанной с практической деятельностью человека;

– воспитание потребности учащихся в трудовой деятельности.

Для выполнения обозначенных функций образовательная область «Технология» должна строится с учетом принципов:

В связи с этим структура ОО «Технология» включает в себя систему взаимосвязанных компонентов: интегративные разделы общего образования, творческую личностно-ориентированную деятельность и специализированную подготовку учащихся. Целеполагающее значение имеет профессиональная направленность (профессионализация) технологического образования, предусматривающая формирование профессиональной культуры, профессионально значимых качеств и профессиональное самоопределение учащихся. Она должна обеспечивать:

– формирование представлений о различных сферах, видах и формах профессиональной деятельности;

– раскрытие возможностей и развитие способностей учащихся;

– формирование профессиональных интересов и устремлений;

– формирование адекватной самооценки;

– достижение эффективного уровня компетентности в выбранной сфере трудовой деятельности;

– формирование знаний, умений и навыков, необходимых для получения выбранной профессии.

Достижение намеченных результатов предусматривает комплекс взаимосвязанных действий:

– профессиональную диагностику личности;

– выявление профессионально значимых качеств;

– профессиональные пробы;

– формулирование профессионального выбора;

– социальный анализ профессиональной ситуации;

– принятие решения о выборе профессии и сферы практической деятельности;

– принятие образовательно-профессиональных решений;

– подготовку к выбранной сфере деятельности.

Обучение ОО «Технология» в основной школе предполагает ознакомление с современными производственными технологиями, получение знаний и умений выполнения обобщенных технологических операций, развитие творческого технического мышления, формирование профессионально значимых качеств личности во взаимодействии с основными объектами труда, достижение эффективного уровня профессиональной культуры, обеспечивающего выявление профессиональных интересов и склонностей для самоопределения учащегося.

Одним из важнейших и необходимых условий решения вышеизложенных задач технологической подготовки учащихся является кадровое, научно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Изучение процессов современной общеобразовательной школы указывает на повышение возрастного уровня, прогрессирующую феминизацию, замедление роста образовательного ценза преподавательского состава и другие негативные явления.

Причинами этого являются продолжение трудовой деятельности учителей пенсионного возраста, существующий уровень оплаты педагогического труда, составляющий около половины среднего уровня средней заработной платы с тенденцией дальнейшего относительного понижения, сокращение рабочих мест и вакансий для притока новых педагогических кадров. Снижение притока молодых педагогических кадров и увеличение доли работающих пенсионеров приводят к замедлению развития системы образования в целом и технологического обучения в частности и возрастанию противоречий между уровнем растущих образовательных потребностей учащихся и возможностями их удовлетворения в системе общего образования.

Содержание подготовки учителя технологии в Орском гуманитарно-технологическом институте определяется целями и задачами учебного процесса в общеобразовательной школе. В соответствии с этим подготовка педагогических кадров ОО «Технология» направлена на реализацию следующих функций:

Для их обеспечения образовательная программа и структура подготовки учителя технологии в Орском гуманитарно-технологическом институте построена с учетом следующих принципов:

– системности и интегративности образования, трудовой и технологической подготовки и творческой деятельности студентов;

– многопрофильности и многоуровневости подготовки учителя технологии по основным направлениям профессиональной деятельности на основе интеграции различных этапов и разделов профессионального образования;

– фундаментальности и вариативности федеральной, региональной и гуманитарной составляющих программы подготовки специалиста.

Основными компонентами содержания и структуры подготовки педагогических кадров ОО «Технология» являются:

– освоение образовательной программы высшей школы;

– технологическая подготовка:

а) обучение по основным направлениям профессиональной деятельности человека (в рамках технологических практикумов);

б) специализированная подготовка в соответствии с выбранной сферой деятельности (специализации «Технический труд» и «Дизайн»);

– творческая подготовка:

а) овладение навыками творческой практической деятельности;

б) освоение теоретико-методических основ организации и обеспечения творческой деятельности учащихся;

в) развитие творческих качеств личности специалиста.

При подготовке учителя технологии учитываются требования единой общеобразовательной, психолого-педагогической и методической подготовки специалиста с высшим педагогическим образованием.

Психолого-педагогическая подготовка учителя ОО «Технология» содержит методические основы разделов:

– профессиональной деятельности учителя ОО «Технология»;

–преподавания социально-значимой специализированной составляющей ОО «Технология» по одной из сфер экономической деятельности;

– творческой учебной деятельности в системе ОО «Технология»;

– формирования профессиональной культуры и профессиональной компетентности учащихся.

При прохождении специальной медико-биологической подготовки студентов предусмотрены разделы:

– медико-биологической основы технологического обучения детей и подростков;

– основы охраны труда в процессе технологического обучения школьников.

Методическая подготовка включает курс лекций и лабораторных работ, направленных на формирование профессиональных умений и навыков будущего учителя технологии и предпринимательства. В настоящее время все большее значение для специалиста имеют способности использовать приобретенные знания на практике. Профессионал-учитель должен уметь планировать свою деятельность, контролировать ход результатов педагогического труда. У студентов эти умения формируются в процессе выполнения соответствующих заданий на лабораторных занятиях, применяя активные методы обучения (имитация деятельности учителя в ходе деловой игры). В ходе работы студенты вырабатывают умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, разрабатывать методическое обеспечение уроков технологии, делать выводы и обобщения. При отборе содержания практических работ по дисциплине руководствуемся перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у специалиста в процессе изучения данной дисциплины.

Структура проведения в основном сводится к следующему:

– сообщение темы и цели работы;

– актуализация теоретических знаний;

– инструктаж по проведению практической деятельности;

– непосредственное проведение практической работы;

– обобщение и систематизация полученных результатов.

Курсовая работа, применяемая на заключительном этапе изучения учебной дисциплины, позволяет применить полученные знания в решении комплексных учебных задач, связанных со сферой деятельности будущих учителей технологии. Дидактическими целями курсовой работы являются углубление, обобщение, систематизация и закрепление знаний по дисциплине, комплексная проверка уровня знаний и умений. В ходе курсовой работы студенты пользуются специальной литературой, тем самым вырабатывая и закрепляя умения работать с книгой, справочными материалами, делать выписки, составлять конспекты.

Производственная практика – подготовка студентов к предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности. Практика связывает теоретическое обучение в институте и самостоятельную педагогическую работу в школе. На практике студенты приобретают первоначальный опыт профессиональной деятельности. Дидактические цели производственной практики – формирование профессиональных умений и навыков; практическое овладение методами обучения в школе; расширение и углубление знаний благодаря изучению работы конкретных общеобразовательных учреждений.

Конечно, наряду с получением основной специальности, в системе подготовки учителя технологии желательно предусмотреть возможность получения второй (дополнительной) специальности. Дополнительными специальностями в системе подготовки учителя ОО «Технология» могут быть педагогические специальности общеобразовательной школы, адекватные профилю его предметной подготовки, что позволит решить задачу подготовки учащихся к получению профессий по широкому спектру типов профессиональной деятельности и отраслей экономики.

Реализация задач ООТ требует решения вопросов материально-технического и организационного обеспечения учебного процесса. Подготовка профессиональных кадров ООТ осуществляется на базе оборудованных учебно-производственных мастерских и кабинета обслуживающего труда, а также лекционных и лабораторных аудиториях. Комплексное использование учебной и материально-технической базы позволяет активизировать процесс развития системы образования путем концентрации и интенсификации использования образовательных ресурсов, содействует решению региональных проблем образования в русле современных задач.


Жаринова И. А.,

Орский гуманитарно-технологический институт

(филиал) ГОУ ОГУ


Технологическая подготовка школьников:

проблемы и перспективы


В современных условиях развития информационно-технологического общества повышается роль технологического образования молодежи как стратегического фактора подъема экономики.

Технологическое образование предполагает своеобразие объекта деятельности выпускника, требующего не простой репродукции знаний, а быстрой ориентировки в заданиях, сообразительности, умения применять знания на практике и быстро переходить от мысли к действию и обратно, незамедлительно выходя из затруднений; умения актуализировать именно ту систему знаний, которая необходима для решения создавшейся ситуации; необходимости вероятностного подхода при решении многих задач и выборе оптимального решения.

Поэтому цель технологического учебного процесса заключается не только в усвоении готовых знаний, но и усвоении определенного способа мышления, обеспечивающего получение и производство новых знаний на протяжении всей жизни человека, владеющего методами и приемами познавательной деятельности.

Сегодня в проектировании технологического образования необходимо ориентироваться на подготовку специалистов с высоким уровнем концептуального и методического мышления, которые способны:

Достижение поставленных задач возможно только в процессе инновационной деятельности. Инновация – это некое новшество, требующее изменения образа деятельности и стиля мышления, в результате чего происходят целенаправленные изменения, повышается эффективность деятельности, улучшаются результаты труда.

Выделим такие инновации, которые, по нашему мнению, наиболее активно и значимо осуществляются в процессе модернизации российского образования:

1) Обновление содержания общего и профессионального образования.

2) Личностно-ориентированный характер обучения, то есть «обучение в сотрудничестве», что предполагает использование интерактивных методик и технологий обучения, в том числе учебно-исследовательской и проектной деятельности.

3) Формирование единого образовательного пространства, предусматривающего интеграцию учебной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования, сотрудничество с семьей, учет влияний социума.

4) Использование здоровьесберегающих технологий в обучении.

5) Реализация Концепции профильного обучения в старшей школе, ориентированной на образовательную индивидуализацию и дифференциацию, создание профильных классов и осуществление предпрофильной подготовки учащихся основной школы, обеспечивающих осознанное жизненное и профессиональное самоопределение школьников.

6) Формирование у школьников осознанной потребности в объективной самооценке собственных достижений и в адекватной самореализации в процессе реализации индивидуальных «портфолио обучающегося» и обеспечения комплексного характера воспитательного процесса.

7) Внедрение в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий.

Все эти организационные и содержательные новшества требуют высокого уровня профессиональной компетентности педагогов, их психологической и практической готовности к инновационной деятельности.

Следует отметить, что все виды инноваций непосредственно реализуются и в технологическом образовании, но имеют место и специфические виды новаций.

Образовательная область «Технология» является основной практико-ориентированной областью знаний в общеобразовательной школе, знакомящей школьников с различными сферами общественного производства и, в наибольшей степени, способствующей профессиональной ориентации, нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения. Эта область развивает и расширяет интегративное начало образования, заложенное в Концепции модернизации российской школы. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы творческой преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры человечества, предоставляющий школьникам возможность применять на практике знания основ различных наук. Данный учебный курс направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. Сегодня именно технологические знания и умения формируют у школьников основу для овладения наукоемкими и «высокими» технологиями, что особенно важно для социально-экономического развития нашей страны. Технологическая компонента придает образованию системный характер, способствует осуществлению личностно-ориентированного подхода в образовании. Кроме того, технологическое образование способствует самореализации личности и ее гражданскому становлению.

Что касается реализации Концепции профильного обучения в старшей школе. Рассмотрим основные образовательные задачи профильной школы:

Все эти задачи могут быть одновременно решены в процессе профильного технологического образования, но статистика, к сожалению, представляет нам негативные результаты. Данные социологических исследований выбора образовательными учреждениями профилей обучения в старшей школе показывают, что технологический профиль обучения занимает предпоследнее место в общем списке.

Выделены следующие негативные факторы:

1) технологический профиль не престижен для школы;

2) требуются большие материально-технические и финансовые ресурсы;

3) нет высококвалифицированных кадров;

4) нет понимания со стороны родителей учащихся;

5) требуется дополнительное внеурочное время для выполнения проектных и учебно-исследовательских работ школьниками.

Тем не менее, анализ нормативных документов позволяет определить важность технологической подготовки старшеклассников. Содержание государственного образовательного стандарта по технологии уже предполагает универсальную подготовку школьников к профессиональной деятельности; позволяет учащимся психологически и практически подготовиться к грамотному поведению на рынке труда. В содержание обучения технологии в старшей школе заложено выполнение практических работ (профессиональных проб) в различных сферах деятельности, что позволяет учащимся не только иметь представление о смысле и структуре выбранной профессии, но и реально познакомиться с содержанием видов деятельности в данной профессии. Следует отметить, что только технологический профиль обучения несет в себе широкие образовательные и социальные возможности в контексте практической готовности старшеклассников к осознанному и грамотному социально-профессиональному самоопределению.

К сожалению, недооценка руководством системы образования значения образовательной области «Технология» в системе общего образования не позволяет в полной мере решать задачи, стоящие перед технологическим образованием школьников. Определенные трудности возникли с переходом на базисный учебный план 2004 года, который предусматривает сокращение учебных часов на технологию, что привело к сокращению учебной нагрузки учителей технологии, а это непосредственно «грозит» технологическому образованию ухудшением качества и падением познавательного интереса учащихся к данному предмету, не говоря уже о будущей взрослой жизни выпускников школ.

Необходимо также отметить, что предмет Технология в школе является самым финансово затратным, и обновление материальной базы для уроков технологии необходимо постоянно, так как происходит быстрая смена производственных и информационных технологий. Но учителям технологии есть, что показать и есть, чем доказать, что технология – не второстепенный предмет, что технологическая подготовка позволяет решать первоочередные задачи в образовании и имеет важное значение в жизненном и профессиональном самоопределении выпускников школ.

Необходимо обратить особое внимание руководства общеобразовательных учреждений на важность технологической подготовки школьников как эффективного средства социализации молодежи. Именно этот учебный предмет обеспечивает использование самых разнообразных межпредметных связей для практической реализации их в прогрессивные идеи, продукты и услуги, удовлетворяющие потребности человека, общества и государства. И, самое главное, нужно осознавать нашу значимость и постоянно помнить, что на наш предмет возложена задача государственной важности – подготовка будущих работников, тружеников, владеющих технологической культурой – культурой преобразующей деятельности, которые будут создавать богатства для нашей страны, определять её конкурентоспособность на мировом рынке, способствовать её экономическому процветанию и технологическому могуществу.


Никулина Н. В.,

Орский гуманитарно-технологический институт

(филиал) ГОУ ОГУ


Педагогический контроль как фактор повышения качества

технологической подготовки будущих учителей

технологии и предпринимательства


Педагогический контроль в процессе технологической подготовки может стать фактором её повышения, если разработать и внедрить в учебный процесс научно обоснованную систему педагогического контроля качества технологи­ческой подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства. Для того чтобы разработать педагогическую систему, проводилось её теоретическое обоснование. Был исследован поня­тийный аппарат по данной проблеме, и вы­явлено, что понятия «тех­нологическая подготовка будущих учителей техноло­гии и предпри­нимательства» и «педагогический контроль качества технологиче­ской подготовки будущих учителей технологии и предприниматель­ства» недостаточно определены. В ходе исследования они были сформулированы.

^ Технологическая подготовка будущих учителей технологии и предприни­матель­ства – это непрерывный про­цесс формирования знаний и умений, по­зволяющих проектировать технологические про­цессы изготовления изделий, выполнять измери­тельные, расчётные, монтажные и технологические опера­ции, осуще­ствлять процесс изго­товления и контроль качества изделий, разви­тия технического мыш­ления, способностей к решению творческих задач тех­нико-техноло­гического содержания (технических и технологиче­ских).

^ Педагогический контроль качества технологической подготовки буду­щих учителей технологии и предпринимательства – это интегративная про­верка и оценка соответствия уровня технологической готовности данного спе­циалиста требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования методами и средствами педагогической диаг­ностики.

Технологическая готовность учителя технологии и предприниматель­ства является составной частью его профессиональной готовности и определя­ется как свойство личности, выражающееся в целостной и систематизирован­ной совокупности обобщенных знаний и умений в области специальных дисци­плин «Основы производства» и дисциплин специализации «Технический труд», необходимых для успешного решения учителем профессиональных задач.

Уровень сформированности технологической готовности является пока­зателем эффективности системы педагогического контроля качества техноло­гической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства.

В рамках исследования разработана модель профессиональной деятель­ности учителя технологии и предпринимательства, состоящая из шести элемен­тов: цель, задачи, содержание, виды, функции и результаты деятельности. В процессе разработки модели профессиональной деятельности учителя техноло­гии и предпринимательства особое внимание было обращено на выде­ление той части, которая определяет основное содержание, специфику работы педагога и обеспечивает эффективное влияние деятельности на технологиче­ское образо­вание, трудовое воспи­тание и профориентацию школьников.

На основе разработанной модели и квалификационной характеристики выпускника проведен профессиографический анализ составляющих технологи­ческой готовности учителя технологии и предпринимательства, выделены тех­нические и технологические знания; технические, технологические, познава­тельные, интеллектуальные и профессионально-практические умения.

Для оценивания уровня технологической готовности специалиста на ос­нове концепции уровней усвоения и теории поэтапного формирования умст­венных действий определены уровни усвоения технических и технологических знаний и сформированности технических, технологических и профессио­нально-практических умений (высокий – уровень трансформации, средний – уровень репродуцирования, начальный – уровень продуктивной деятельности, низкий – уровень узнавания), показатели и критерии их оценки.

Показателями технических и технологических знаний являются полнота, глубина, осознанность, системность, гибкость, действенность, обобщённость, прочность; показателями технических, технологических умений – умение при­менять комплекс технических и технологических знаний на практике при ре­шении задач технико-технологического содержания. Показателями профессио­нально-практических умений являются правильность выполняемых действий, рациональность исполнения, соблюдение требований безопасности и организа­ции труда, самостоятельность при изготовлении изделия на станке.

Критерием технических и технологических знаний, умений является ко­эффициент полноты усвоения учебного материала, профессионально-практиче­ских умений – коэффициент скорости выполнения контрольного задания при изготовлении изделия на станке и выполнение всех технических требований к каче­ству работы с необходимыми количественными параметрами.

В исследовании смоделирована система педагогического контроля каче­ства технологической подготовки будущих учителей технологии и предприни­мательства. Теоретической основой моделирования педагогической системы являются личностно-ориентированный, компетентностный и функ­цио­нально-деятельностный подходы, закономерности и сформулированные на их основе принципы: адекватности педагогического контроля требованиям Го­сударственного образовательного стандарта высшего профессионального обра­зования к содержанию подготовки выпускника по специальности 030600 Тех­нология и предпринимательство; научной обоснованности теории и методики организации педагоги­ческого контроля качества технологической подготовки будущих учителей тех­нологии и предпринимательства; систематичности про­ведения контроля на всех этапах процесса обучения.

Наличие ряда системных признаков (целостность, структурные компо­ненты, взаимосвязь между компонентами системы и образовательным про­странством, иерархичность, системообразующий фактор, множественность описания) позволяет утверждать, что данная педагогическая система отвечает всем признакам целостной, динамической, управляемой системы.

Предлагаемая педагогическая система состоит из совокупности функ­циональных и структурных компонентов.

Функциональными компонентами предлагаемой системы являются обу­чающая, развивающая, воспитывающая, организующая, ориентирующая, мето­дическая, диагностическая, прогностическая функции, обеспечивающие всей педагогической системе целостный и действенный характер. Перечисленные функции в разной степени и в разных сочетаниях проявляются в процессе про­верки уровня готовности учителя к интеграции технических и технологических знаний, умений при решении задач технико-технологического содержания и из­готовлении изделия на станке.

Структурными компонентами педагогической системы являются: целепо­лагание, задачи, организация педагогического контроля (содержание, средства, технологии), учебно-профессиональная деятельность студентов и деятельность преподавателя, результат и коррекция.

Целеполагание отражает стратегическую цель педагогического контроля – организация объективного и планомерного педагогического контроля, обес­печивающего комплексную поверку и оценку уровня технологической готовно­сти будущего учителя технологии и предпринимательства. Цель и задачи обу­словлены потребностью общества в квалифицированных специалистах, вла­деющих глубокими и прочными технологическими знаниями и умениями, а также способных решать профессиональные задачи, соответствующие квали­фикации.

Организация педагогического контроля качества технологической подго­товки будущих учителей технологии и предпринимательства содержит состав­ляющие: содержание, средства и технологии.

Содержание определено видами, формами и методами контроля. В каче­стве форм и методов педагогического контроля выступают различные формы тестового, машинного и практического контроля (групповые и индивидуаль­ные). Изучение проблемы тестового контроля позволило выделить этапы соз­дания педагогического теста.

^ Первый этап – отбор диагностируемого материала и определение со­держания теста: анализ целей, задач курса, содержания рабочих программ блока специальных дисциплин «Основы производства», дисциплин специали­зации «Технический труд» и количества выделенных часов, определение глав­ных разделов тем, нахождение наилучшей последовательности их изучения.

^ Второй этап – составление плана теста. Определяется необходимое число заданий и вопросов для проверки знаний по каждому разделу специаль­ных дисциплин: материаловедение, охрана труда, обработка конструкционных материалов, технологии современного производства, основы стандартизации, технология обработки конструкционных материалов и дисциплин специализа­ции: резание металлов, металлорежущие станки, инструменты, основы техно­логии механической обработки в зависимости от важности и объема в общем блоке. Устанавливается общее число заданий (в нашем случае тест содержит девяносто шесть вопросов, сгруппированных в двадцать четыре задания).

^ Третий этап – разработка заданий в тестовой форме и подготовка эта­лонов ответов. При разработке заданий в тестовой форме основное внимание было уделено не только содержанию, форме, но и соблюдению выделенных в диссертации требований. На данном этапе разрабатываются варианты интегри­рованных тестов трех уровней сложности.

^ Четвертый этап – оценка экономичности теста и уровня трудности тестовых заданий – экспериментальное апробирование первоначальных вари­антов тестов. Данный этап осуществляется с целью вычисления статистических характеристик теста, важнейшими из которых являются надежность, валид­ность, диагностическая ценность и определение уровня трудности тестовых за­даний. Вычисление надежности, а также определение диагностической ценно­сти теста в целом и каждого из заданий в частности, проводилось по методике А. А. Кыверялга, вычисление валидности теста осуществлялось по формуле Спирмана-Брауна. Для определения экономичности теста и уровня трудности тестовых заданий использована методика Г. У. Матушанского.

^ Пятый этап – проведение тестового контроля и обработка результа­тов. Тестовый контроль осуществлялся с помощью обоснованных и надежных тестов. Обработка результатов проводилась на основе расчета коэффициента полноты усвоения учебного материала и определения средней обученности группы с последующим заполнением регистрационной ведомости результатов учебных достижений, в которой содержится вся информация о результатах тес­тирования каждого студента и группы в целом.

^ Шестой этап – интерпретация и анализ полученных результатов кон­троля. Анализ полученных результатов контроля проводился на основе регист­рационной ведомости результатов учебных достижений. Интерпретация осуще­ствлялась в виде таблиц, графиков. Для наглядности сравнения результатов графики представлены в виде объемных гистограмм, высота которых отражает уровень технологической готовности.

Реализация содержания педагогического контроля осуществляется в про­цессе совместной деятельности преподавателя и студентов. Взаимосвязанная деятельность преподавателя и студента осуществляется с помощью средств пе­дагогического контроля. В качестве средств педагогического контроля исполь­зуются интегрированные тесты трех уровней сложности; тесты качества вы­полнения учебно-профессиональных работ и производительности труда; техни­ческие и технологические задачи; компьютерная диагностическая программа.

Исследованием определен набор эффективных технологий: конструиро­вание пакета диагностических средств педагогического контроля и организации поэтапного педагогического контроля качества технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства.

Технология конструирования пакета диагностических средств педагоги­ческого контроля предусматривает на основе уровневого подхода и предметно-содержательной дифференциации разработку структуры построения теста, со­стоящей из трех блоков, метаструктуры комплекса тестовых заданий, условий технических и технологических задач; различных вариантов тестов качества выполнения учебно-профессиональных работ и производительности труда; компьютерных средств и сценария компьютерной диагностической программы «Комплексный контроль качества технологической подготовки студентов спе­циальности Технология и предпринимательство».

При разработке технологии организации поэтапного педагогического контроля качества технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства учитывается последовательность взаимосвязанных, взаимообусловленных научно обоснованных этапов и процедур, позволяющих поэлементно определить уровень сформированности технических и технологи­ческих знаний, умений и в целом выявить соответствие уровня технологиче­ской готовности будущего специалиста требованиям Государственного образо­вательного стандарта высшего профессионального образования.

Коррекция отражает изменения, вносимые в учебно-профессиональную деятельность студента, осуществляется по результатам контроля и включает в себя мероприятия, направленные на изменения в организации педагогического контроля.

Разработанная педагогическая система позволяет осуществлять процесс постоянного слежения за результативностью и эффективностью образователь­ного процесса, а также объективно и обоснованно дать заключение о качестве технологической подготовки студентов, об успешности их дальнейшей про­фессиональной деятельности.


Попов М. В.,

Лицей № 1 г. Орска


oficialnie-meri-kontrolya-direktiva-soveta-ot-28-yanvarya-1991-g-po-usloviyam-zdorovya-zhivotnih-reguliruyushih-torgovlyu.html
oficialnie-novosti-4.html
oficialnie-polozheniya-o-poryadke-provedeniya-gosudarstvennogo-ekzamena-ge.html
oficialnie-yaziki-i-d-serebryakov-otmechaet-v-rannem-zhizneopisanii-buddi-rasskaz-o-tom-kak-carevich-siddharta.html
oficialnij-informacionnij-partner.html
oficialnij-sajt-gruppi-ddt-stranica-2.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/principi-motivacionnogo-intervyuirovaniya-metod-28-chego-sleduet-izbegat-29-otkritie-voprosi-30.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-shestaya-liderstva-v-pererive-ko-mne-podoshel-odin-iz-slushatelej-po-imeni-bob.html
  • college.bystrickaya.ru/310-poryadok-ocenki-ostatkov-nezavershennogo-proizvodstva-ostatkov-gotovoj-produkcii-tovarov-otgruzhennih.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shiroko-rasprostranyonnie-v-prirode-bolezni-lyudej-zhivotnih-ptic-rib-nasekomih-rastenij-prostejshih-i-dazhe-bakterij-vizivaemie-virusami.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-uchebnoj-discipline-teoriya-i-praktika-svyazej-s-obshestvennostyu-massovie-kommunikacii-i-mediaplanirovanie-po-podgotovke-stranica-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-200503-standartizaciya-i-sertifikaciya-stranica-9.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/totalitarizm-i-ego-raznovidnosti.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-43voskreshenie-shri-yukteshvara-paramahansa-jogananda-avtobiografiya-joga.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/variant-2-e-k-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vtornik-16-dekabrya-ken-uilber-odin-vkus-dnevniki-kena-uilbera-izdatelstvo-ast-izdatelstvo-instituta-transpersonalnoj.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-8-prikaz-gosudarstvennogo-komiteta-po-nauke-i-tehnologiyam-respubliki-belarus.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/simdikterdi-orau-masatinda-auil-sharuashilii-daildarin-deuge-arnalan-gerbicidterdi-bioagentterdi.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-elektricheskie-mashini.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stavropolskoj-gosudarstvennoj-medicinskoj-akademii-priglashaet-vas-prinyat-uchastie-v-rabote-xx-itogovoj-nauchnoj-konferencii-molodih-uchyonih-stgma-s-mezhdunarodnim-uchastiem.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhan-pol-sartr-romen-rollan.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskij-plan-programma-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-vrachej-po-specialnosti-plasticheskaya-hirurgiya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-rabochij-variant-dlya-specialnosti-1-31-01-01-biologiya-napravleniya-1-31-01-01-03-biotehnologiya.html
  • literature.bystrickaya.ru/cel-raboti-ponimayushaya-psihoterapiya-kak-psihotehnicheskaya-sistema.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rassmotrenie-zayavok-na-uchastie-v-aukcione-i-provedenie-aukciona-dokumentaciya-ob-aukcione-47.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/odessa-v-godi-pervoj-mirovoj-vojni.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-arhetipi-evolyucionnogo-mishleniya-i-ih-istoricheskie-modifikacii-evolyucionnoe-uchenie-kak-metodologiya-biologii-i-kak-metafizicheskaya-issledovatelskaya-programma-doc-brizgalina-ev.html
  • college.bystrickaya.ru/-14-pribavochnij-produkt-kak-sredstvo-formirovaniya-sposobnosti-k-tvorchestvu-apologiya-kapitala-politicheskaya-ekon-omiya-tvorchestva.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/na-rashishayushih-grobi-svyatitel-grigorij-bogoslov-pesnopeniya-tainstvennie-chast-2-2000.html
  • credit.bystrickaya.ru/pevzner-l-d-churakov-e-p-matematicheskie-osnovi-teorii-sistem-uchebnoe-posobie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/andrej-vladimirovich-brushlinskij-otkritoe-pismo-prezidentu-rossijskoj-federacii-v-v-putinu-otvet-prezidenta-rossijskoj-federacii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trebovanij-ohrani-truda-u-rukovoditelej-i-specialistov-organizacij-bilet-4.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tamozhennij-kodeks-respubliki-belarus-chast-24.html
  • composition.bystrickaya.ru/operaciya-tajfun.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ocenka-i-sopostavlenie-zayavok-na-uchastie-v-konkurse-rossijskie-avtomobilnie-dorogi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izderzhki-proizvodstva-18.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/s-n-bakunin-2011-g-stranica-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obobshayushij-urok-po-autekologii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/postanovlyaet-soderzhani-e.html
  • znanie.bystrickaya.ru/badarlamasi-forma-f-so-pgu-18-330.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/methodological-problems-of-psychology-at-the-beginning-of-the-xxi-century-akademicheskaya-premiya-im-s-l-rubinshtejna-za-2005-god.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.