.RU

Подготовка специалистов со знанием восточных языков - Программа 5 декабря 2000 г. Утреннее заседание Вступительное...


^ Подготовка специалистов со знанием восточных языков
в РУДН и информационный портал кросс-культурных


исследований.



  1. В РУДН подготовка специалистов со знанием восточного языка несколько отличается от классически принятой системы, то есть объектом подготовки является не классический историк-востоковед или экономист-востоковед, а специалист со знанием восточного языка, в частности, по специальностям «История», «Философия», «Международные отношения». Это означает, что студент, изучая в полном объеме норматив, требуемый Госстандартом по этим специальностям, должен овладеть дополнительным количеством предметов. Так, для специалистов со знанием китайского языка, таковыми являются история Китая, философия Китая, история религиозных учений, методология компаративного анализа восточных цивилизаций, китайские диаспоры за рубежом, основы прогностики развития Восточной Азии и другие. Такая система подготовки, безусловно, имеет свои плюсы и минусы по сравнению с десятилетиями отработанной системой подготовки востоковедов, основы которой когда-то сложились на Восточном факультете Петербургского университета, и с определенными модификациями были развиты московской школой Института Стран Азии и Африки.

Очевидным плюсом подготовки специалистов со знанием восточных языков является упор на фундаментальную подготовку бакалавров и магистров в области всеобщей истории, международных отношений, философии. Студенты получают углубленную методику работы с первоисточниками, историческую текстологию, формы меж-цивилизационного и кросс-культурного анализа. В результате объем знаний, реально зафиксированных в головах студентов, значительно больше, чем при любой другой форме подготовки. Студент имеет возможность сравнивать философию Чжуан-цзы с пост-структуралистическими изысканиями Дерида, историю арабского халифата – с тенденциями государственного становления Европы, законодательство династии Тан – с уложениями средневековой Франции, искусство Китая – с арт-деко и символистами Европы. Все это приводит к переводу собственно востоковедных исследований и теоретических исторических построений в область анализа цивилизационного процесса. Есть и недостаток – несколько меньшее количество часов, выделяемых собственно на востоковедные дисциплины, работу с первоисточниками и так далее (здесь и далее говоря о компаративном анализе, имеется в виду методология и результаты исследования процессов и тенденций между странами Восточной и Юго-Восточной Азии, а также исламской цивилизации с одной стороны, и всеми иными странами с другой; разумеется, в общем плане компаративный и кросс-культурный анализ этим не исчерпывается).


  1. Существует большое количество информационных баз востоковедных исследований, в частности, одной из самых полных баз в области китаеведения является база Хано Летчера (Hano Letcher), где предоставляются ссылки на многие информационные базы по китаеведению. Столь же обширной базой располагает институт китаеведения университета города Гейдельберга, Оксфорд, Гарвардский университет и другие.




  1. В виду особенностей подготовки специалистов в области компаративного анализа Восток-Запад требуется особого рода информационное обеспечение. Востоковедение как область знания, целиком зависящая от источников (письменно-наративных и аналитических, от материалов полевых исследований), требует постоянного «контакта» с информацией, которую в большинстве случаев сложно получить из-за отсутствия документов в российских библиотеках, недоступностью зарубежных информационных баз и ряда других известных причин. Намеренно утрируя ситуацию, скажем, что студент при создании научных работ по востоковедению, должен писать их, «не выходя из Интернета», через доступ к основным базам данных. К сожалению, подобная ситуация в России возможна пока чисто теоретически. РУДН планируется организовать следующее:





Недостаточное количество времени, отпущенного на лекционную и семинарскую работу по подготовке востоковедов во многом можно компенсировать пересылкой и получением необходимых материалов при помощи Интернет-портал.
^ Соколова Н.Ю
ведущий библиотекарь

отделения ИНИОН при ИВ РАН
Особенности процессов автоматизации в специальных научных библиотеках


Автоматизация библиотечно-библиографических процессов в библиотеках ведется уже достаточно давно. Это коснулось прежде всего крупных, особенно универсальных научных библиотек –РГБ, ВГБИЛ, ГПНТБ и др. Это объясняется популярностью среди отечественных и зарубежных специалистов, большим объёмом фондов и многоаспектностью каталогов.

Иначе обстоит дело со специальными научными библиотеками. Они обладают меньшими, но более специализированными по составу и содержанию фондами и справочно-библиографическим аппаратом.

И если библиотеки научно-технического профиля ещё как-то выходят из положения благодаря непосредственной помощи своих институтов, которая выражается в создании и техническом сопровождении баз данных и электронных каталогов (например, Центральная библиотека Пущинского научного центра РАН), то библиотекам социально-гуманитарного профиля практически нечем похвастаться.

Содержательная обработка информации социально-гуманитарной тематики требует достаточно большого количества времени. Необходимо также грамотное лингвистическое обеспечение автоматизированных программ, необходимы спецпрограммы для распознавания иероглифики в машиночитаемом формате. Следует уделить особое внимание рукописным фондам. Здесь также требуется анализ множества критериев: содержания, состояния, сопутствующих элементов (пометки, мелкие знаки, контуры поля и т.д.). При таком положении вещей очень важно многоаспектное сотрудничество.

Институты могли бы предоставить библиотекам-отделениям научно-техническую, а центральная библиотека библиотечной сети – научно методическую базу.


Тикаев Г.Г.

к.филол.н., доцент,

зав.кафедрой востоковедения

исторического ф-та Дагестанского государственного университета


Обеспечение учебными пособиями преподавания


востоковедных дисциплин на отделении востоковедения


исторического факультета ДГУ.


В настоящее время на кафедре востоковедения исторического факультета Дагестанского госуниверситета ведется преподавание по трем основным восточным языкам- арабскому, персидскому и турецкому.

Как и множество учебных заведений России, где ведется преподавание восточных языков, Дагестанский государственный университет испытывает определенные трудности методического характера. В настоящее время, имея в наличии множество разнообразных учебных пособий по преподаванию восточных языков, на отделении востоковедения ощущается большой дефицит полноценных учебных пособий, которые бы имели продуманно подобранный материал, закрепляемый упражнениями и текстами. В данной ситуации преподаватель вынужден изменять порядок изучения уроков, что приводит к недостаточному усвоению студентами отдельных правил и даже разделов грамматики. К тому же некоторые правила в иных учебниках даны в очень сложной для восприятия и последующего усвоения форме.

Для обеспечения качественного преподавания восточных языков в настоящее время не хватает хрестоматий (для 3-4 курсов), которые, помимо знакомства с образцами художественной словесности, служат также закреплению пройденного грамматического материала.

В фундаментальную библиотеку ДГУ в настоящее время не поступают периодические издания на восточных языках. Это связано с существованием определенных сложностей в регионе Северного Кавказа, которые затрудняют получение зарубежных газет и журналов, что в свою очередь, не даёт возможности проводить полноценные занятия по современной прессе. Гораздо лучше библиотечные фонды ДГУ укомплектованы научной литературой на восточных языках, преимущественно на персидском языке, приобретённой у известного востоковеда-ираниста, профессора кафедры востоковедения М. -Н. О. Османова. Тем не менее, в них отсутствует какая-либо новая литература по истории, политической системе, культуре и литературе стран изучаемого региона -Турции, Ирана и арабских стран.

Кроме того, библиотека ДГУ в настоящее время обладает обширной коллекцией из более чем тысячи рукописей. В план выполнения заявленной программы поддержки кафедры (ППК)-Института Открытое Общество - ИОО (фонда Сороса) входит научное описание этой рукописной коллекции, составление каталога к ней и вынесение данных о ней на веб-страницу кафедры, создание которой также предусмотрено вышеуказанным проектом. Не в полной мере в процессе обучения используются и новые информационные технологии.

В настоящее время для ДГУ актуальна проблема подготовки квалифицированных кадров информационных и библиотечных работников в области востоковедения. Решение этой проблемы тем более важно, если учесть, что в среднесрочной перспективе кафедра востоковедения должна трансформироваться в самостоятельный Восточный факультет.


Трифоненко М.Е.

директор Центра восточной литературы

Российской государственной библиотеки


Международные аспекты обеспечения


востоковедных исследований и образования


(Опыт Центра восточной литературы РГБ)


Во все более взаимозависимом мире, вступающем в XXI в., международная деятельность и возможности сотрудничества между библиотеками и библиотекарями разных стран приобретает все большее значение.

На протяжении многих лет развитие международного сотрудничества считали проблематичным. Еще 25 лет назад международную роль национальных библиотек считали «не необходимой функцией». Лишь на проходившем в последнее десятилетие коллоквиуме ИФЛА, посвященному месту НБ, в конце концов была признана важнейшая роль международного сотрудничества в развитии библиотек. Из дискуссий тех лет становится ясно, что международное сотрудничество не было для многих стран приоритетной проблемой.

Центр восточной литературы РГБ был создан в 1993 году, как раз в тот момент, когда библиотеки начали все больше осознавать необходимость международного сотрудничества. Уже в Положении о ЦВЛ было отражено направление деятельности, связанное с развитием международного сотрудничества. Всем уже было ясно, что доступ в мировому информационному пространству – важнейший компонент национального, международного прогресса и культурного взаимопонимания. Однако одновременно стало понятно, что эта проблема не должна решаться только на уровне международных договоров между национальными библиотеками, ее необходимо детализировать и наполнить соответствующим содержанием.

Совершенно очевидно, что для решения информационных проблем нужны международные подходы. Инициатива каждой библиотеки независимо от того узаконена эта система или основывается на общем согласии является жизненно важным фактором, определяющим оптимальное развитие служб координации, цель которых - удовлетворение интересов мировой читательской аудитории.


^ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИИЯ


«ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСТОКОВЕДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОБРАЗОВАНИЯ»


РЕЗОЛЮЦИЯ


5 – 6 декабря 2000 года в Москве была проведена научно-практическая конференция «Информационно-библиотечное обеспечение востоковедных исследований и образования». В работе конференции, организованной Центром Восточных Культур ВГБИЛ им. М.И. Рудомино при поддержке Института «Открытое общество», приняли участие представители крупнейших библиотек, столичных и региональных университетов, научных учреждений, располагающих фондами литературы по странам Азии и Африки и осуществляющих научно-информационную, научно-исследовательскую и образовательную деятельность в области востоковедения, включая Российскую Государственную Библиотеку, Российскую Национальную Библиотеку, Государственную Публичную Историческую Библиотеку, Институт Востоковедения РАН, Институт Стран Азии и Африки при МГУ им.М.В. Ломоносова, Восточный факультет СПбГУ, Дальневосточный Государственный Университет, Казанский Государственный Университет, Томский Государственный Университет, Российский Университет Дружбы Народов и др.


Участники конференции, обсудив современное состояние и перспективы информационной поддержки и библиотечно-библиографического обеспечения востоковедных исследований и образования в России и пришли к следующим решениям. Современная ситуация в российском востоковедении позволяет надеяться на благоприятные перспективы для этой традиционно важной отрасли гуманитарного знания. В пользу такой оценки говорят следующие обстоятельства.


В России существует значительное количество учреждений (институтов), специализирующихся в области востоковедных исследований и образования, которые имеют значительный опыт традиционного информационно-библиотечного обеспечения и располагают в совокупности большими информационными ресурсами. В российском востоковедении представлены практически все геопространственные и отраслевые направления исследований и образования. В течении последнего десятилетия к известным востоковедным центрам прибавились новые, отраслевая палитра исследований и образования стала гораздо более разнообразной, а методологическая и технико-технологическая база – более современной. Востоковеды основных российских регионов сохранили, насколько это удалось в сложных социально-экономических условиях, систему взаимополезных контактов и продолжают развивать взаимодействие со своими зарубежными коллегами на Востоке и на Западе. Разрушение централизованной государственной системы финансирования и материальной поддержки востоковедения обернулось активизацией самостоятельности ряда столичных и региональных востоковедных центров в стремлении сохранить имеющийся потенциал и обеспечить свое поступательное развитие. И, наконец, несмотря на очевидный откат в сфере кадрового обеспечения (утечка мозгов, уход молодежи от академического востоковедения и сокращение фондов материального обеспечения востоковедных кадров), у российских востоковедов сохранилось стремление к оптимизации положения в этой важнейшей отрасли гуманитарного знания.


Мы исходим из того, что в условиях слабой и нерегулярной материальной поддержки востоковедных исследований и образования первостепенное значение для системного воспроизводства нашей отрасли гуманитарного знания приобретают налаживание устойчивого информационного взаимодействия. В этой связи представляется целесообразным разработать специальную комплексную Программу поддержки информационно-библиотечного обеспечения востоковедных исследований и образования.


Такая Программа призвана способствовать развитию информационной базы и инфраструктуры востоковедческих исследований, совершенствованию востоковедного образования и популяризации научных знаний об истории и современном духовном, политическом, социальном и экономическом развитии стран Востока.


На концептуальном уровне участники Конференции согласились, что за основу системы информационно-библиотечного обеспечения востоковедных исследований и образования в России можно взять матрично-сетевую структуру с выраженной ролью столичных и ведущих региональных востоковедных исследовательских, университетских и информационно-библиотечных центров. Внутренний менеджмент этих структур мы считаем нужным дополнить системным менеджментом информационно-библиотечных взаимодействий для обеспечения востоковедных исследований и образования в Российской Федерации.


С этой целью участники Конференции предлагают всем заинтересованным организациям и лицам присоединиться к Программе, проект которой содержится в Резолюции.


Программа поддержки информационно-библиотечного обеспечения востоковедных исследований и образования в Российской Федерации на 2001-2003гг. Включает в себя следующие основные пункты:



С целью детализации указанных выше пунктов и поиска средств для реализации конкретных проектов будут создаваться рабочие группы из представителей заинтересованных институтов и организаций.


Координатором работы по Программе поддержки информационно-библиотечного обеспечения востоковедных исследований и образования в Российской Федерации является Центр Восточных Культур ВГБИЛ.


Резолюция принята единогласно 6 декабря 2000г.

odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-yuridicheskogo-fakulteta-zemelnoe-pravo-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-030501-yurisprudenciya-moskva-2009.html
odobrit-otchet-o-rezultatah-deyatelnosti-rukovoditelya-administracii-lyubereckogo-municipalnogo-rajona-i-administracii-lyubereckogo-municipalnogo-rajona-za-2010-god-prilagaetsya-stranica-2.html
odod-gou-licej-533-5-fevral-2011-god.html
odoklade-moskovskoj-gorodskoj-dumi-o-sostoyanii-zakonodatelstva-goroda-moskvi-v-2010-godu.html
odoklade-samarskoj-gubernskoj-dumi.html
odopolnenii-spiska-pobeditelej-konkursa-na-poluchenie-denezhnogo-pooshreniya-luchshih-uchitelej-utverzhdennogo-prikazom-stranica-11.html
  • uchit.bystrickaya.ru/test-po-discipline-metodika-prepodavaniya-ruchnogo-truda-v-skou-viii-vida-trudovoe-obuchenie-vo-vspomogatelnoj-shkole-neobhodimo-dlya-obshego-razvitiya-rebenka.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-emocii-v-strukture-c-mislitelnoj-deyatelnosti-tihomirov-o-k-psihologiya-mishleniya-uchebnoe-posobie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-31-maya-2-iyunya-2008-g.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vse-narkozavisimie-lgut-allen-karr-legkij-sposob-brosit-pit.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rajonnaya-celevaya-programma-inostrannij-yazik-2007-2009-godi-pasport.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-izuchit-principi-raboti-izmeritelnih-priborov-provesti-zameri-temperaturnogo-rezhima-v-uchebnom-kabinete-opredelit-otnositelnuyu-vlazhnost.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-tema-obshenie-cheloveka-i-rastenij.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posobie-prednaznacheno-dlya-uchitelej-nachalnoj-shkoli-pedagogam-dopolnitelnogo-obrazovaniya-vospitatelyam-gruppi-prodlennogo-dnya-vvedenie.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti-shpori-dlya-gosekzamena-chast-17.html
  • thescience.bystrickaya.ru/hematologic-aspects-of-hivaids-gematologicheskie-aspekti-vichspida.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-dlya-provedeniya-aukciona-besplatno-kazhdomu-uchastniku.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-sovershenstvovaniyu-i-primeneniyu-v-doshkolnom-obrazovanii-igrushek-vudi.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-struktura-i-smisl-esteticheskaya-emociya-makki-r-ml5-istoriya-na-million-dollarov-master-klass-dlya-scenaristov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-delovie-i-rolevie-igri-1-dolya-zanyatij-provodimih-v-interaktivnoj-forme-po-trebovaniyam-fgos.html
  • books.bystrickaya.ru/ekspressiya-telomerazi-v-immunokompetentnih-kletkah-cheloveka-v-norme-i-pri-immunopatologicheskih-sostoyaniyah-14-03-09-klinicheskaya-immunologiya-allergologiya.html
  • student.bystrickaya.ru/0110-elektroenergiya-stranica-25.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lermontovskie-mesta-pyatigorska-chast-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-ponimaniya-pismennogo-teksta-leksiko-grammaticheskij-test-konkurs-pismennoj-rechi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kafedra-pedagogiki-doshkolnogo-i-nachalnogo-obrazovaniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/229-istoriya-obekta-zadanie-na-diplomnij-proekt-podbor-literaturnih-istochnikov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-sankt-peterburge-predstavyat-knigu-izvestnogo-antropologa-spbgu-provodit-konkurs-molodezhnih-biznes-idej-sredi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/shpora-chast-11.html
  • studies.bystrickaya.ru/inostrannie-investicii-v-rossijskoj-ekonomike-chast-6.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasskaz-s-kommentariyami-kotorih-ne-menshe-chem-sam-rasskaz.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mrachnaya-shutka-vremya-novostej-romanova-natalya-09112006-206-str-7-gosduma-rf-monitoring-smi-9-noyabrya-2006-g.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-referata-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-1-kursa-obuchayushihsya-po-napravleniyu-521500-080500-68.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-osorevnovaniyah-po-sportivnomu-orientirovaniyu-na-lizhah-kubok-markirovki-2012.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yadernaya-fizika-voprosi-k-ekzamenu.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-1-chast-prednaznacheno-dlya-bakalavriata-po-specialnosti-08-00-05-menedzhment-krasnoyarsk-2008-stranica-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/moskovskij-komsomolec-11052011-pensii-uhodyat-v-neizvestnost-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-12-maya-2011-goda.html
  • studies.bystrickaya.ru/chrezvichajnie-situacii-ekologicheskogo-haraktera.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-za-i-kvartal-2003-g-stranica-24.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-paskalya-osnovnie-polozheniya-i-formuli.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-sankt-peterburg-izdatelstvo-politehnicheskogo-universiteta-2006.html
  • education.bystrickaya.ru/1-vozniknovenie-drl-eyo-specifika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.