.RU

По проекту модернизации образования в 2007 году Чувашия получила 209 млн рублей



По проекту модернизации образования в 2007 году Чувашия получила 209 млн рублей

В Минобразования Чувашии подвели итоги реализации комплексного проекта модернизации образования в республике в 2007 году. По данному проекту Чувашия в числе 21 региона стала победителем конкурса на получение субсидий из федерального бюджета. Всего в конкурсе участвовали 53 региона. Как сообщили ИА REGNUM в Минобразования Чувашии, в 2007 году республике из средств федерального бюджета выделена субсидия в размере более 209 млн рублей. Эти средства были направлены на проведение текущего и капитального ремонта базовых школ и школ-интернатов (более 116 млн.рублей), закупку современного учебного и компьютерного оборудования (более 11 млн рублей), на приобретение мебели для начальных классов общеобразовательных школ (более 17 млн рублей), оборудования для столовых школ и школ-интернатов (33 млн рублей), закупку художественной и справочно-информационной литературы (более 25,5 млн рублей) и автотранспорта для школ и школ-интернатов (более 3 млн рублей). На повышение квалификации работников муниципальных органов управления образованием и школ, проведение аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений по новым вариативным формам и процедурам, разработку методических и иных материалов направлено около 2 млн рублей.

Что касается обязательств Чувашской Республики (в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования), то федеральные эксперты отмечают, что они выполнены в полном объеме. А это значит, что Чувашия может рассчитывать на получение такой же суммы и в 2008 году, подчеркивают в ведомстве

Regnum

09.01.2008


В России формируются инновационные сообщества на базе выявленных и поддержанных лидеров в образовательной сфере

В России формируются инновационные сообщества на базе выявленных и поддержанных в рамках приоритетного национального проекта «Образование» лидеров: 57 вузов, 76 учреждений начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), 6 тыс. инновационных школ, 20 тыс. лучших учителей, 10,7 тыс. юных талантов. Об этом сообщает пресс-служба Правительства России, подводя основные итоги деятельности федеральных органов исполнительной власти в 2007 году.

В 2007 году был реализован комплекс мероприятий организационно-правового, финансового и кадрового характера, направленных на существенное повышение доступности качественного школьного образования. Были начаты комплексные проекты модернизации региональных образовательных систем в 24 субъектах РФ. Обязательным условием реализации данного направления нацпроекта является переход на новую систему оплаты труда учителей. По данным мониторинга, у большинства учителей в школах, перешедших на новую систему оплаты труда, зарплата в среднем выросла на 20–30%, а у педагогов, демонстрирующих высочайшее качество образования, в 1,5–2 раза.

Поставляемое в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, а также автобусы для сельских школ существенно повысили доступность качественного образования для всех российских школьников. В 2007 году в российские регионы было направлено 1399 школьных автобусов для перевозки детей из труднодоступных местностей в общеобразовательные учреждения, а также 9,5 тыс. комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования за счет средств федерального бюджета на общую сумму 4,3 млрд руб.

Кроме того, в течение 2006–2007 годов была проведена работа по централизованному подключению всех российских школ к сети Интернет. Было подключено 52 752 образовательных учреждения, из которых более 36 тыс. расположены в сельской местности. На эти цели из федерального бюджета было выделено 3 млрд руб. Был завершен первый этап проекта по созданию электронных образовательных ресурсов нового поколения для общего образования. В Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов загружено около 10 тыс. электронных учебных модулей по десяти предметам. Эти модули обеспечивают учебный процесс в средней школе с 5 по 11-й классы.

Начались перемены и в сфере профессионального образования. В 2007 году был принят федеральный закон о расширении участия работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, который предоставляет объединениям работодателей право участвовать в разработке среднесрочного прогноза и мониторинге потребности экономики в профессиональных кадрах. Его реализация позволит устранить несоответствие между спросом и предложением на рынке труда.

В уходящем году впервые был проведен конкурс учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. 76 учреждений-победителей не только получили средства из федерального бюджета (1,8 млрд руб.), но и привлекли средства бизнеса и регионов на сумму 1,93 млрд руб., демонстрируя тем самым непосредственное участие работодателей в подготовке высококвалифицированных кадров для своих производств. Средства направляются на закупку нового учебно-производственного оборудования, обновление программного и методического обеспечения, повышение квалификации преподавателей, мастеров, а также создание ресурсных центров на базе учебных заведений.

В течение последних двух лет в рамках нацпроекта 57 инновационных вузов получили государственную поддержку в объеме 20 млрд руб. Благодаря выделенным средствам в вузах была значительно обновлена материально-техническая база, закуплено уникальное научное оборудование, разработаны новые образовательные программы и технологии, получили дополнительный импульс фундаментальные научные исследования, а преподаватели и сотрудники проходили стажировки в ведущих российских и зарубежных центрах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Помимо этого в 2007 году закончено формирование и произведен первый набор студентов в новые крупнейшие федеральные университеты в Южном и Сибирском федеральных округах. В ближайшей перспективе они должны стать центрами инновационного развития и подготовки кадров международного уровня. Создание новых университетов позволит выработать модель перспективного российского университета для других регионов. Предполагается, что в течение 5–6 лет высшие учебные заведения новой модели войдут в число десяти ведущих вузов России, а к 2020 году – в число 100 лучших университетов мира.

rost.ru

09.01.2008


^ ХРОНИКА, СОБЫТИЯ, КОММЕНТАРИИ

22-23 ноября 2007 года в г. Москве, в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования состоялась Всероссийская конференция "Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в рамках построения общероссийской системы оценки качества образования". В работе конференции приняли участие: руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В. А. Болотов; региональные координаторы, отвечающие за организацию и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме; представители региональных институтов повышения квалификации работников образования и институтов развития образования - всего около 200 человек из 63 субъектов РФ. Основными вопросами обсуждения на конференции стали: итоги 2007 года и специфика проведения апробации независимой системы оценки качества образования в рамках государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2008 году; пути совершенствования организационно-технологического обеспечения, проблемы научно-методического и информационного сопровождения государственной (итоговой) аттестации выпускников, освоивших образовательные программы общего образования.

*** 27 ноября 2007 года в г. Москве, в ^ Федеральном агентстве по образованию под председательством руководителя агентства Н. И. Булаева состоялась коллегия на тему: "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование" в 2007 году и задачах на 2008 год". С докладом выступил начальник Управления учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта "Образование" П. Ф. Анисимов. Сообщения на заседании коллегии сделали: руководители учреждений - федеральных операторов нацпроекта "Образование": Е. Н. Соболева, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров; Э. М. Никитин, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, А. И. Адамский, ректор Института образовательной политики "Эврика". В обсуждении приняли участие: ректор Пермского государственного университета В. В. Маланин, директор Новороссийского колледжа строительства и экономики В. Н. Шейко, министр образования Астраханской области В. А. Гутман.

По данным оперативной информации, полученной оператором по конкурсу общеобразовательных учреждений*(* По материалам, предоставленным АПК и ППРО.), отмечается рост количества поданных заявок. В конкурсе 2007 года приняли участие школы из 86 субъектов Российской Федерации. Активность участия образовательных учреждений в конкурсе 2007 года по сравнению с 2006 годом повысилась. Если в 2006 г. по Российской Федерации в конкурсе участвовало (по числу поданных заявок) 6 142 учреждения, то в 2007 г. их было уже 8 637, то есть на 2495 учреждений больше. В 2007 г. конкурс на одно место составил 2,88 претендента против 2 участников в 2000 году.

Среди 3000 общеобразовательных учреждений-победителей: 352 лицея; 551 гимназия; 14 интернатов; 14 лицеев-интернатов; 5 гимназий-интернатов; 2 школы-гимназии; 27 центров образования; 2 специальных (коррекционных) общеобразовательных школы; 2 кадетские школы; 9 начальных общеобразовательных школ; 9 основных общеобразовательных школ; 2013 средних общеобразовательных школ.

Среди общеобразовательных учреждений-победителей в 2007 году 1701 городское образовательное учреждение и 1299 - сельских школ.

Активность участия в конкурсе значительно выросла в 28 субъектах Российской Федерации, немногим более чем в трети регионов (32,5 %) и незначительно снизилась в 9 субъектах (10,4 %). В остальных регионах изменение активности участия общеобразовательных учреждений в конкурсе незначительно.

Особенно возросла активность школ в Рязанской области в 4,2 раза (37 участников в 2006 году против 158 в 2007). В три раза возросла активность в Пензенской (60 в 2006 году, 184 участника в 2007 г.) и Липецкой областях (63 и 195 участников в 2006 и 2007 годах соответственно); в два с половиной раза выросла активность общеобразовательных учреждений в Волгоградской (74 и 189 участников) и Кировской областях (40 и 100 участников) и в Республике Мордовия (94 и 234 участника). Примерно в два раза выросла активность в Красноярском крае, Московской и Нижегородской, Тверской областях, Республике Дагестан.

Активность школ значительно, в 2,4 раза, снизилась в Ханты-Мансийском АО (210 и 88 участников в 2006 и 2007 годах соответственно).

В 2007 году ^ Министерством образования и науки РФ в качестве поддержки была определена квота для сельских школ. От общего числа победителей согласно федеральной квоте сельским школам отдавалось 47,4 % мест. Сельскими школами в регионах полученная квота была использована практически полностью. Они получили 43,4 % мест от 3000 школ-победителей.

Активное участие общеобразовательных учреждений в конкурсе свидетельствует о высокой степени доверия их руководителей и членов педагогических коллективов к приоритетному национальному проекту "Образование" и о достаточной собственной готовности презентовать результаты на Всероссийском конкурсе.

Аналогичная ситуация наблюдается и по конкурсу лучших учителей: в 2006 году в конкурсе приняли участие 18 081 учителей, в 2007 году - 28 585 учителей. Таким образом, в 2007 г. конкурс составил 2,85 претендента на одно денежное поощрение, тогда как в 2006 г. на одно денежное поощрение претендовали в среднем 1,8 претендента. Рост конкурса отмечался в подавляющем большинстве регионов России. Так, например, в Амурской области он составил 1,97 против 1,45 в 2006 г., в Вологодской области - 2,4 против 1,8, в Краснодарском крае - 3,7 против 2,4 и т. д. В некоторых регионах конкурс вырос особенно явно: Кемеровская область - 2,2/5,5; Красноярский край - 1,8/5,7; Московская область - 1,6/3,2; Нижегородская область - 1,76/6,33; Пензенская область - 2/4,9; Республика Калмыкия - 3,4/6,2.

Несомненным лидером по росту конкурса является Республика Мордовия. Здесь в 2006 г. было подано 135 заявок при квоте 65, а в 2007 г. - 670 заявок. Таким образом, конкурс в 2007 г. составил 10,3 претендента на президентский грант против 2 претендентов на грант в 2006 г.

В незначительном числе регионов заметно снижение конкурса, но очень несущественное. Так, в Тверской области в 2006 г. было подано 133 заявки при квоте 88 человек, а в 2007 г. - 132 заявки; в Удмуртской Республике в 2006 г. было подано 250 заявок при квоте 118, а в 2007 г. - 248 заявок. Наиболее существенно снизился конкурс в Челябинской области - 277 заявок против 466 в 2006 г. при квоте 218 (конкурс 2006 г. - 2,1, конкурс 2007 г. - 1,27) и в Ямало-Ненецком автономном округе - 141 заявка против 204 в 2006 г. при квоте 47 (конкурс 2006 г. - 4,3, конкурс 2007 г. - 3).

Более активное участие российских учителей в конкурсе свидетельствует о росте их доверия к приоритетному национальному проекту "Образование" и к государственной политике в области образования в целом.

*** 27 ноября 2007 года в г. Москве прошла видеоконференция "Эффективность государственно-частного партнерства в сфере начального и среднего профессионального образования на примере инновационных образовательных программ ПНП "Образование". В видеоконференции приняли участие представители г. Москвы, Томской и Липецкой областей, Хабаровского края, директора и учащиеся инновационных учреждений НПО и СПО, победившие в конкурсе 2007 года.

Участники видеоконференции подвели промежуточные итоги реализации инновационных образовательных программ в рамках ПНПО, рассказали о моделях государственно-частного партнерства и значении нацпроекта как для развития образовательных учреждений, так и для обеспечения социально-экономических потребностей региона.

*** 27 ноября 2007 года в Московском дворце молодежи состоялось празднование 15-летнего Дня рождения Государственного университета -Высшей школы экономики. На торжественной церемонии университет поздравили: заместитель Председателя Правительства РФ - министр финансов РФ А. Л. Кудрин, заместитель министра экономического развития и торговли К. Г. Андросов, руководитель Рособразования Н. И. Булаев, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова В. А Садовничий, посол Европейского Союза в России Марко Франко, председатель попечительского совета ГУ-ВШЭ, новый глава Сбербанка России Г. О. Греф и другие. Свои поздравления направил также Президент России В. В. Путин, отметивший высокий уровень профессорско-преподавательского коллектива университета.

*** 28 ноября 2007 года в г. Москве, в Российской академии государственной службы при Президенте РФ прошел II Евразийский информационный и библиотечный конгресс "Русский язык - ключ к диалогу и взаимообогащению культур. Роль библиотек в развитии чтения и гуманитарных связей". Целью конгресса явилась консолидация усилий гражданского общества, деятелей культуры, науки, образования, представителей исполнительной и законодательной власти для построения гармоничных межгосударственных отношений посредством развития русского языка, науки, образования, литературы.

На конгрессе с докладом выступил председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ С. М. Миронов, который отметил, что эпоху глобализации перед государством особенно ярко стоит задача защитить свою национальную культуру. С. М. Миронов, как сообщает Совет Федерации, также напомнил о необходимости бережного отношения к родному языку, сохранении его корней и основ. Особую роль в сохранении и развитии русского языка играют библиотеки (политик обратил внимание и на развитие детских библиотек), поскольку книга является информационным носителем языка.

В работе Конгресса также приняли участие: председатель Комиссии Совета Федерации по культуре, заместитель председателя Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО А. С. Дзасохов, писатель, чрезвычайный и полномочный посол Киргизии в странах Бенилюкса Ч. Т. Айтматов и другие известные государственные и общественные деятели, видные ученые, писатели, руководители национальных библиотек стран СНГ.

^ Вестник образования России

31.12.2007


ПАНОРАМА//Экспертиза экспорта

Федеральное агентство по образованию провело в Российском университете дружбы народов совещание-семинар проректоров по международным связям на тему "Вопросы подготовки национальных кадров для зарубежных стран в контексте развития экспорта образовательных услуг российских высших учебных заведений". В совещании приняли участие около 330 вузовских работников страны, представители федеральных органов власти, европейские эксперты, в том числе председатель Постоянного комитета Совета Европы по высшему образованию и науке профессор Раду Дамиани.

В рамках совещания была организована работа секций по следующей тематике: проблемы довузовской подготовки иностранных учащихся, участие российских вузов в реализации мероприятий по развитию экспорта образовательных услуг, участие наших вузов в международных программах мобильности, сотрудничестве с международными организациями, проблемы реализации Болонского процесса. Главной задачей совещания была выработка рекомендаций по вопросам развития экспорта образовательных услуг.

Поиск

28.12.2007

Галина КУЗЬМИНА


^ "ОБЩНОСТЬ НАРОДОВ - ОБЩНОСТЬ ЛИТЕРАТУР

(Конкурс исследовательских работ школьников Российской Федерации и Республики Беларусь) В ноябре 2007 голу в г. Полоцке (Республика Беларусь) состоялся заключительный этап конкурса исследовательских работ школьников Российской Федерации и Республики Беларусь "Общность народов -общность литератур". В этом голу конкурс проводился Министерством образования Республики Беларусь и Федеральным агентством по образованию Минобрнауки России под патронажем Постоянного Комитета и Государственного сектора Союзного государства.

От Российской Федерации в конкурсе приняли участие школьники Белорусской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Калужской, Курской, Ленинградской, Московской, Новгородской, Псковской. Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга. Республика Беларусь была представлена учащимися Гродненской, Брестской, Минской. Гомельской, Могилевской, Полоцкой, Витебской областей, г. Минска.

Символично, что в Год русского языка конкурс исследовательских работ школьников привлек столь многочисленное внимание образовательных учреждений почти всех административных территорий Беларуси и субъектов России из Северо-Западного округа. В рамках конкурса состоялось заседание тематических секций таких как: "Народ, издревле нам родной", "Общие истоки русской и белорусской литератур", "Значение деятельности белорусских просветителей", "Пересечение судеб русских и белорусских писателей", "Переводы. Сравнительный анализ. Лингвистика", "Патриотические мотивы в произведениях белорусских и русских поэтов и писателей".

Более 100 школьников стали дипломантами конкурса и были удостоены специальных призов. Среди победителей, представивших наиболее содержательные исследовательские работы - учащиеся различных образовательных учреждений: Жданович Людмила Генриковна (Задорожская государственная общеобразовательная школа Глубокского района); Каленик Яна Юрьевна (Полоцкая школа-интернат для способных и талантливых детей); Баринова Вероника Сергеевна (Полоцкая школа-интернат для способных и талантливых детей); Леонович Юлия Александровна (Полоцкая общеобразовательная средняя школа N 10); Жукович Дина Ивановна (гимназия N 1 г. Бреста); Царик Дарья Александровна (гимназия N 22 г. Минска); Матюк Бажена Юрьевна (Вилейская гимназия N 2 с экологическим уклоном Минской обл.); Деменко Вероника Витальевна (гимназия N 22 г. Белгорода); Канина Ксения Леонидовна (лицей N 6 г. Воронежа); Дальницкая Алена Дмитриевна (средняя общеобразовательная школа N 1016 г. Москвы); Кохановская Анастасия Михайловна (средняя общеобразовательная школа N 1016 г. Москвы); Щемелева Алина Игоревна (средняя общеобразовательная школа N 2 им. Героя Советского Союза Н. И. Ковалева Псковской обл.); Марченко Алина Олеговна (гимназия N 24 им. И. А. Крылова г. Санкт-Петербурга); Демура Петр Станиславович (средняя общеобразовательная школа N 603); Воронина Анастасия Алексеевна (Мокеевская средняя образовательная школа Ярославской обл.). По мнению члена оргкомитета, консультанта управления учреждений образования Рособразования, заслуженного учителя Российской Федерации Н. А. Свешниковой, конкурс "Общность народов - общность литератур" должен быть поддержан государственными органами управления образованием РФ и Республики Беларусь, как союзных государств, и может стать ежегодным.

Вестник образования России

31.12.2007


^ СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЬНИКИ ПЕРЕСЕЛИ НА АВТОБУСЫ

В прошедшем году сельские школы получили более 1300 автобусов в рамках программы национального проекта "Школьный автобус". Теперь ребята не опаздывают на уроки из-за того, что им приходится далеко и неудобно добираться до своих школ.

В рамках национального проекта "Образование" губернатор Оренбургской области вручил 16 автобусов сельским школам. Приобретение автобусов марок КАВз и ПАЗ стало возможно благодаря средствам консолидированного бюджета области. Надо сказать, правительство Оренбуржья не в первый раз оснащает сельских школьников необходимым для них транспортом. В этот раз повезло школятам из Абдулинского, Илекского, Кувандыкского, Матвеевского, Переволоцкого районов Оренбуржья, а также из Новотроицка, Сорочинска и Бузулука.

В целом же, в течение прошлого года сельских ребятишек пересадили на 174 новых автобуса, которые доставляют учащихся в школы региона. Этому во многом способствовала реализация национального проекта "Образование", ведь до этого в общеобразовательные учреждения области были поставлены только 87 школьных автобусов.

Сложная ситуация сложилась в Якутии, где в маленьких селах в общей сложности живут около 40 учеников, которым до школы приходилось идти около 5 километров. Из-за этого детям часто приходилось оставаться дома.

Сегодня ситуация изменилась: для Якутии были выделены специальные утепленные автобусы, рассчитанные на суровые зимы: даже при - 50 градусах в салоне тепло. В оборудованном салоне школьного автобуса есть и специальные стойки для портфелей, и ремни безопасности на каждом кресле.

В Московской области 40% школьников проживают в сельской местности. Теперь они тоже добираются до школ на специально оборудованных для этой цели автобусах. Не опоздать на уроки помогает и появление социальных педагогов, которые сопровождают детей. Если школьник не пришел на остановку вовремя к приезду школьного автобуса, социальный педагог обязательно проверит, не проспал ли ребенок, и поможет ему собраться.

В течение двух лет реализации приоритетного нацпроекта "Образование" в регионы было направлено более 7 тысяч сельских школьных автобусов для доставки к местам обучения школьников, проживающих зачастую в нескольких километрах от ближайшей школы.

^ Российская аграрная газета

11.01.2008

Мария КАМЕНСКАЯ


"Умные" для умных

В ПРОШЛОМ году 22 школы Приамурья стали богаче на миллион рублей, получив право на грант в рамках нацпроекта "Образование". Это позволило оснастить школы оборудованием, которое им раньше и не снилось.

Например, в школе N 1 города Благовещенска в декабре открылся тренажерный зал. Пока в него ходят только "добровольцы", но, начиная со второго полугодия, старшеклассники будут приходить сюда и на обязательные уроки физкультуры.

Тренажеры в школе освоили сразу. А вот три новые интерактивные доски - пока загадка даже для учителей информатики, которые сейчас изучают все многочисленные функции и возможности этих аппаратов. Например, написав на доске тезисы урока, учитель сможет распечатать их на листах бумаги для каждого ученика: встроенный принтер приводится в действие одним нажатием кнопки. Если место на экране закончилось, а стирать написанное еще рано, доска сама "перелистнет" страницу. Можно использовать "умную" доску и как "электронный учебник". Пока же учителя по старинке пишут на ней от руки специальным маркером и зорко следят, как бы ученики не прихватили их домой в виде сувенира: где доставать новые, пока неизвестно Сменили деревянные доски на электронные и в некоторых других школах. Например, в райчихинской гимназии N 8 - там их тоже три. Кстати, в этой школе давно работает фольклорная студия "Радуга", для которой грант стал настоящим подарком. Раньше студия жила в основном за счет энтузиазма музыкального руководителя. Теперь же новые колонки, микрофоны, светотехника, цифровое пианино - все в распоряжении юных музыкантов и вокалистов из амурской глубинки.

Как сообщила "РГ" Светлана Клопова, начальник отдела кадровой и нормативно-правовой работы министерства образования и науки Амурской области, в рамках нацпроекта "Образование" в 2007 году в область поступило 14 новых автобусов для сельских школ, более ста учебных комплектов для кабинетов химии, физики, биологии, географии, русского языка и литературы. В том числе 14 комплектов, которые недополучили в 2006 году. Все классные руководители сегодня получают денежное вознаграждение за классное руководство - суммы разные, в зависимости от количества учеников. Всего на это затрачено около 80 миллионов рублей из федерального бюджета. Кроме того, в прошлом году впервые амурский педагог вошел в число 15 лучших на Всероссийском конкурсе "Учитель года". Это Инна Слободянюк, учитель английского языка из свободненской школы.

^ Российская газета

11.01.2008

Анна Шадрина


podgotovila-razinkova-o-n-uchitel-nachalnih-klassov.html
podgotovit-studentov-k-rabote-po-polovomu-vospitaniyu-detej-s-normoj-razvitiya-i-imeyushimi-otkloneniya-v-razvitii-kak-v-specialnih-korrekcionnih.html
podgotovitelnaya-k-shkole-gruppa-obsheobrazovatelnaya-programma-obrazovaniya-detej-doshkolnogo-vozrasta-municipalnogo.html
podgotovitelnaya.html
podgotovitelnie-raboti-magistralnie-nefteprovodi-pravila-proizvodstva-i-priemki-stroitelno-montazhnih-rabot.html
podgotovitelnie-uprazhneniya-volejbol-odin-iz-naibolee-uvlekatelnih-i-massovih-vidov-sporta-poluchivshih-vsenarodnoe.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-4-izobretajte-vzaimovigodnie-varianti-fisher-r-yuri-u-put-k-soglasiyu-ili-peregovori-bez-porazheniya-.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadacha-razrabotchikov-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-uchest-interesi-vseh-uchastnikov-obrazovatelnogo-processa-no-prezhde-vsego-rebyonka.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtor-sostavitel-n-a-ionina-2003-stranica-41.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-vospitatelnoj-rabote-so-studentami-gbou-vpo-nizhegorodskaya-gosudarstvennaya-medicinskaya-akademiya-minzdravsocrazvitiya-rf-na-2011-2012-uchebnij-god-stranica-2.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadacha-statisticheskogo-prognozirovaniya-dlya-kazhdogo-obuchaemogo-sostoit-v-tom-chtobi-predskazat-velichinu-izuchaemogo-pokazatelya-urovnej-podgotovki-budushih-uchitelej-v-techenie-opredelennogo-perioda-vremeni.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ugolnaya-promishlennost-rossii-chast-4.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshestvennie-ustanovki-i-lichnost-georgij-mihajlovich-gerasimov.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vyanvare-na-rusi-temneet-rano-vecherom-29-yanvarya-1676-goda-na-chetvertom-chasu-posle-zahoda-solnca-zakatilos-solnce-russkogo-samoderzhavnogo-pravoslavnogo-gosudar.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sivko-burko-narodnie-russkie-skazki-an-afanasev-v-3-t-m-nauka-1984-1985-tii-179-181.html
  • turn.bystrickaya.ru/pohishenie-detej-pohozhe-stanovitsya-epidemiej-zakonodatelnaya-baza.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-tebe-kto-voobrazhaet-chto-neobhodimo-sledovat-mode-instrukciya-dlya-dzadzen-12-dzadzen-yodzinki.html
  • testyi.bystrickaya.ru/64-uchenik-pitayushij-pristrastie-k-pedali-fortepyannaya-igra-otveti-na-voprosi-o-fortepyannoj-igre.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhigulevskij-dvorec-kulturi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-er-tstk-hali-armani.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/astrahan-v-godi-vov-chast-5.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aktualnie-problemi-osushestvleniya-i-zashiti-semejnih-prav.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/opit-razrabotki-i-ispolzovaniya-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-discipline-strukturi-i-algoritmi-obrabotki-dannih-bobkov-v-v-bobkov-vvntiustu-ru.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-i-provedeniyu-municipalnih-avgustovskih-soveshanij.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekzamen.html
  • bukva.bystrickaya.ru/programi-pdgotuvali-kandidat-pedagogchnih-nauk-starshij-naukovij-spvrobtnik-institutu-pedagogki-apn-ukrani-l-a-smakova-kandidat-pedagogchnih-nauk-starshij-naukovij-spvrobtnik-stranica-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vlastelin-kolec-dve-bashni-stranica-18.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sbroska-lesa-na-vodu-pravila-po-ohrane-truda-v-lesozagotovitelnom-derevoobrabativayushem-proizvodstvah-i-pri-provedenii.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-teatralnij-konkurs-muzikalnij.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-vserossijskom-detskom-fizicheskom-konkurse-fiziki-v-gostyah-u-k-chukovskogo-konkurs-posvyashyon-130-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-korneya-ivanovicha-chukovskogo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-trebovaniya-k-podgotovke-shkolnikov-rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-informatika-i-ikt.html
  • institute.bystrickaya.ru/estestvennonauchnaya-kompetentnost-stranica-7.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-v-chernecov-moskva-fii-rggu-prof-kaf-muzeologii-d-i-n.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vi-ocenka-socialno-ekonomicheskoj-effektivnosti-paspor-tfederalnoj-celevoj-programmi-deti-rossii-na-2007-2010godi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sposobi-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta-izbrannie-pri-formirovanii-nastoyashej-uchetnoj-politiki-primenyayutsya-s-pervogo-yanvarya-goda-sleduyushego-za-godom-utverzhdeniya-etogo-dokumenta.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ukaz-prezidenta-rossijskoj-federacii-ob-utverzhdenii-polozheniya-o-poryadke-rassmotreniya-voprosov-grazhdanstva-rossijskoj-federacii-stranica-4.html
  • abstract.bystrickaya.ru/112-sovremennie-sposobi-povisheniya-kachestva-metallov-i-splavov-iz-107-elementov-periodicheskoj-sistemi-elementov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gipertenzivnie-sredstva-professor-a-i-beketov-kurs-lekcij-po-farmakologii-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-sankt-peterburg-stenogramma-predsedatel-soyuza-sadovodov-rossii-v-i-zaharyashev-stranica-7.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-iii-instrukciya-po-medicinskomu-obesp.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-teoriya-i-metodika-obucheniya-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-tema-metodika-provedeniya-uchebno-polevih-sborov-s-yunoshami-desyatogo-klassa.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.