.RU

ПЛЗ-68. Исследование личности с использованием Миннесотского опросника (ММPI)





ПЛЗ-68. Исследование личности с использованием Миннесотского опросника (ММPI)


Проводится в рамках дисциплины 1350 - «Психодиагностика»; модуль – 1350.04 (все версии).

^ Форма проведения занятия: профессиональная лабораторная работа.

Проводится: в МПЦ и в филиалах.

Время: 4 часа.

Место: лаборатория исследования личности с использованием бланковых методик и психологического инструментария.

^ Цель занятия: формирование навыков работы с многофакторными личностными опросни-ками, которые необходимы практическому психологу при решении задач психодиагностики, психологического консультирования, экспертизы и т.п.


^ ХОД ЗАНЯТИЯ


Вступительная часть


Необходимо:

- объявить тему занятия, ее место во всем цикле учебной дисциплины, значение для будущей профессиональной деятельности;

- объявить цель занятия и порядок его проведения;

- проверить качество отработки задания, выдаваемого на самоподготовку;

- ознакомить обучаемых с основной научной литературой по теме занятия.

^ Основная часть


Вводные замечания.

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) предложен С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. Данный тест является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях (библиография составляет около 4000 названий).

Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80) должны дать ответ: «верно», «неверно», «не могу сказать». Ответ, совпадающий с «ключом», оценивается в один балл. Возможны различные варианты предъявления утверждений, обычно это делается с помощью карточек, которые обследуемый раскладывает на три группы в соответствии со своим ответом. Полученные данные заносятся экспериментатором в стандартный регистрационный бланк, в котором отмечаются также сведения об обследуемом и время, затраченное на раскладку карточек. Завершается обследование построением «профиля личности», который вычерчивается на специальных бланках (два вида – для мужчин и женщин), где балльные оценки переводятся в стандартные, т.н. Т-оценки со средним значением 50 и стандартным отклонением 10. Для ускорения интерпретации структуры показателей, экономного описания «профиля» используется система его числового кодирования.

Собственной теоретической основы тест MMPI не имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клинических руководствах (классификация психических заболеваний, предложенная Э. Крепелином), ранее разработанные опросники. Первоначально утверждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопоставлены с данными, полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали здоровых и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована.

ММРI был предложен американскими психологами в 40-50-х годах ХХ в. Адаптация была проведена в СССР в 60-х годах ХХ в. в институте им. В.Н. Бехтерева Ф.Б. Березиным и
М.П. Мирошниковым.

Неоднократно предлагались сокращенные варианты опросника. Один из наиболее известных – Mini-Mult, состоящий из 71 утверждения, отобранного на основе факторного анализа.
В зарубежных исследованиях валидности конструктной Mini-Mult указывается на его достаточ-ную валидность при групповой диагностике, а при индивидуальной – только в случаях выра-женных психических отклонений. На русском языке Mini-Mult адаптирован В.П. Зайцевым (1981), однако имеются данные об отсутствии валидности этой методики. Как показывает опыт, методика в основном рассчитана на обследование контингента взрослых лиц (от 16 до 80 лет) с закончен-ным начальным образованием (7-8 классов средней школы) с сохранным интеллектом.

Личностный опросник Mini-Mult создан главным образом для прикладных исследований. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

Опросник Мини-мульт представляет собой сокращенный вариант ММРI, содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 - оценочные.

Первые 3 оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные 8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности.

Первая шкала измеряет свойство личности испытуемого с астено-невротическим типом.

Вторая шкала говорит о склонности испытуемого к социопатическим вариантам развития личности.

Пятая шкала в этом варианте опросника не используется, после четвертой шкалы следует шестая.

Шестая шкала характеризует обидчивость испытуемого, его склонность к аффективным реакциям.

Седьмая шкала предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности, склонного к сомнениям.

Восьмая шкала определяет степень эмоциональной отчужденности, сложность установления социальных контактов.

Девятая шкала показывает близость к гипертимному типу личности, измеряет активность и возбудимость.

Время проведения опроса не ограничивается.

Оснащение. Опросник с инструкцией и бланки для ответов в количестве, соответствующем числу одновременно исследуемых лиц.

^ Порядок работы. Опрос рекомендуется проводить индивидуально или в группе, при наличии у каждого испытуемого текста опросника и бланка для ответов, в присутствии экспериментатора, которому испытуемые могут задавать вопросы.

На обратной стороне бланка экспериментатор строит профиль личности испытуемого с учетом значения шкалы коррекции, добавляя к указанным в бланке шкалам соответствующее значение шкалы коррекции.

Испытуемому дается следующая инструкция: «Сейчас вы ознакомитесь с утверждениями, касающимися состояния Вашего здоровья и Вашего характера. Прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению к Вам. Не тратьте времени на раздумывание. Наиболее естественно то решение, которое первым приходит в голову. Если Вы согласны с утверждением, то в клетке с номером вопроса ставьте знак «+» («да», «верно»), если не согласны - знак «-» («нет», «неверно»)».

^ Обработка результатов. Таблица значений приведена на бланке. Значение шкалы К добав-ляется к базисным шкалам № 1, 4, 7, 8, 9.

Например: если по шкале К получено 9 баллов, то к значению шкалы № 1, исходя из таблицы, добавляют 5 баллов, к значению шкалы № 4 - 4 балла, к значениям шкал № 7 и № 8 по 9 баллов, к значению шкалы № 9 - 2 балла.

Высокими оценками по всем шкалам, после построения профиля личности, являются оценки, превышающие 70. Низкими оценками считаются оценки ниже 40.

Опрос рекомендуется проводить индивидуально или в группе, при наличии у каждого испытуемого текста опросника и бланка для ответов.

Описание шкал

1. Шкала лжи (L) - оценивает искренность испытуемого.

2. Шкала достоверности (F) – выявляет недостоверные ответы: чем больше значение по этой шкале, тем менее достоверны результаты.

3. Шкала коррекции (К) - сглаживает искажения, вносимые чрезмерной осторожностью и контролем испытуемого во время тестирования. Высокие показатели по этой шкале говорят о неосознанном контроле поведения. Шкала (К) используется для коррекции базисных шкал, которые зависят от ее величины.

^ Базисные шкалы

1. Ипохондрия (Hs) - близость испытуемого к астеноневротическому типу. Испытуемые с высокими оценками медлительны, пассивны, принимают все на веру, покорны к власти, медленно приспосабливаются, плохо переносят смену обстановки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах.

2. ^ Депрессия (D). Высокие оценки имеют чувствительные, сенситивные лица, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. В делах они старательны, добросовестны, высокоморальны и обязательны, но не способны принять решение самостоятельно, нет уверенности в себе, при малейших неудачах они впадают в отчаяние.

3. ^ Истерия (Ну). Выявляет лиц, склонных к неврологическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомы соматического заболевания как средство избегания ответственности. Все проблемы разрешаются уходом в болезнь. Главной особенностью таких людей является стремление казаться больше, значительнее, чем есть на самом деле, стремление обратить на себя внимание во что бы то ни стало, жажда восхищения. Чувства таких людей поверхностны и интересы неглубоки.

4. ^ Психопатия (Pd). Высокие оценки по этой шкале свидетельствуют о социальной дезадаптации, такие люди агрессивны, конфликтны, пренебрегают социальными нормами и ценностями. Настроение у них неустойчивое, они обидчивы, возбудимы и чувствительны. Возможен временный подъем по этой шкале, вызванный какой-нибудь причиной.

6. ^ Паранойялояльностъ (Ра). Основная черта людей с высокими показателями по этой
шкале - склонность к формированию сверхценных идей. Это люди односторонние, агрессивные и злопамятные. Кто не согласен с ними, кто думает иначе, тот или глупый человек, или враг. Свои взгляды они активно насаждают, поэтому имеют частые конфликты с окружающими. Собственные малейшие удачи они всегда переоценивают.

7. ^ Психастения (Pt). Диагностирует лиц с тревожно-мнительным типом характера, которым свойственна тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения.

8. ^ Шизоидность (Se). Лицам с высокими показателями по этой шкале свойственен шизоидный тип поведения. Они способны тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у них эмоционального отклика. Таким образом, общей чертой шизоидного типа является сочетание повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях.

9. ^ Гипомания (Ма). Для лиц с высокими оценками по этой шкале характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.

Контрольные вопросы

1. Сколько шкал содержит опросник Мини-Мульт?

2. Каким свойствам личности соответствуют эти шкалы?


Заключительная часть


Необходимо:



ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник Мини-Мульт (сокращенный вариант Миннесотского многомерного личностного перечня ММРI)


Текст опросника.

1. У Вас хороший аппетит.

2. По утрам Вы обычно чувствуете, что выспались и отдохнули.

3. В Вашей повседневной жизни масса интересного.

4. Вы работаете с большим напряжением.

5. Временами Вам приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать.

6. У Вас очень редко бывает запор.

7. Иногда Вам очень хотелось навсегда уйти из дома.

8. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.

9. Временами Вас беспокоит тошнота и позывы на рвоту.

10. У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.

11. Иногда Вам хочется выругаться.

12. Каждую неделю Вам снятся кошмары.

13. Вам труднее сосредоточиться, чем большинству людей.

14. С Вами происходили (или происходят) странные вещи.

15. Вы достигли бы в жизни гораздо большего, если бы люди не были настроены против Вас.

16. В детстве Вы одно время совершали кражи.

17. Бывало, что по несколько дней, недель или целых месяцев Вы ничем не могли заняться, потому что трудно было заставить себя включиться в работу.

18. У Вас прерывистый и беспокойный сон.

19. Когда Вы находитесь среди людей, Вам слышатся странные вещи.

20. Большинство знающих Вас людей не считают Вас неприятным человеком.

21. Вам часто приходилось подчиняться кому-нибудь, кто знал меньше Вас.

22. Большинство людей довольны своей жизнью более, чем Вы.

23. Очень многие преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи.

24. Иногда вы сердитесь.

25. Вам определенно не хватает уверенности в себе.

26. У Вас часто бывает чувство, как будто Вы сделали что-то неправильное или нехорошее.

28. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.

29. Некоторые так любят командовать, что Вам хочется все сделать наперекор, хотя Вы знаете, что они правы.

30. Вы считаете, что против Вас что-то замышляют.

31. Большинство людей способно добиваться выгоды не совсем честным путем.

32. Вас часто беспокоит желудок.

33. Часто вы не можете понять, почему накануне Вы были в плохом настроении и раздражены.

34. Временами Ваши мысли текли так быстро, что Вы не успевали их высказывать.

35. Вы считаете, что Ваша семейная жизнь не хуже, чем у большинства Ваших знакомых.

36. Временами Вы уверены в собственной бесполезности.

37. В последние годы Ваше самочувствие было в основном хорошим.

38. У Вас бывали периоды, во время которых Вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно.

39. Вы считаете, что Вас часто незаслуженно наказывали.

40. Вы никогда не чувствовали себя лучше, чем теперь.

41. Вам безразлично, что думают о Вас другие.

42. С памятью у Вас все благополучно.

43. Вам трудно поддерживать разговор с человеком, с которым Вы только что познакомились.

44. Большую часть времени Вы чувствуете общую слабость.

45. У Вас редко болит голова.

46. Иногда Вам бывало трудно сохранить равновесие при ходьбе.

47. Не все Ваши знакомые Вам нравятся.

48. Есть люди, которые пытаются украсть Ваши идеи и мысли.

49. Вы считаете, что совершали поступки, которые нельзя простить.

50. Вы считаете, что Вы слишком застенчивы.

51. Вы почти всегда о чем-нибудь тревожитесь.

52. Ваши родители часто не одобряли Ваших знакомств.

53. Иногда Вы немного сплетничаете.

54. Временами Вы чувствуете, что Вам необыкновенно легко принимать решения.

55. У Вас бывает сильное сердцебиение, и Вы часто задыхаетесь.

56. Вы вспыльчивы, но отходчивы.

57. У Вас бывают периоды такого беспокойства, что трудно усидеть на месте.

58. Ваши родители и другие члены семьи часто придираются к Вам.

59. Ваша судьба никого особенно не интересует.

60. Вы не осуждаете человека, который не прочь воспользоваться в своих интересах ошибками другого.

61. Иногда Вы полны энергии.

62. За последнее время у Вас ухудшилось зрение.

63. Часто у Вас звенит или шумит в ушах.

64. В Вашей жизни были случаи (может быть, только один), когда Вы чувствовали, что на Вас действуют гипнозом.

65. У Вас бывают периоды, когда Вы необычно веселы без особой причины.

66. Даже находясь в обществе, Вы обычно чувствуете себя одиноко.

67. Вы считаете, что почти каждый может солгать, чтобы избежать неприятностей.

68. Вы чувствуете острее, чем большинство других людей.

69. Временами Ваша голова работает как бы медленнее, чем обычно.

70. Вы часто разочаровываетесь в людях.

71. Вы злоупотребляли спиртными напитками.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Бланк теста (лицевая сторона) опросника Мини-Мульт (сокращенный вариант Миннесотского многомерного личностного перечня ММР1)


Фамилия И. О. _____________________________________________ Возраст _____ Пол_____

Образование ______________________________________________________ Дата _________




В

1.

Н




В

21.

Н




В

41.

Н




В

61.

Н




Н

В

2.

Н




В

22.

Н




В

42.

Н




В

62.

Н




L

В

3.

Н




В

23.

Н




В

43.

Н




В

63.

Н




F

В

4.

Н




В

24.

Н




В

44.

Н




В

64.

Н




К

В

5.

Н




В

25.

Н




В

45.

Н




В

65.

Н




1

В

6.

Н




В

26.

Н




В

46.

Н




В

66.

Н




2

В

7.

Н




В

27.

Н




В

47.

Н




В

67.

Н




3

В

8.

Н




В

28.

Н




В

48.

Н




В

68.

Н




4

В

9.

Н




В

29.

Н




В

49.

Н




В

69.

Н




6

В

10.

Н




В

30.

Н




В

50.

Н




В

70.

Н




7

В

11.

Н




В

31.

Н




В

51.

Н




В

71.

Н




8

В

12.

Н




В

32.

Н




В

52.

Н
















9

В

13.

Н




В

33.

Н




В

53.

Н






















В

14.

Н




В

34.

Н




В

54.

Н






















В

15.

Н




В

35.

Н




В

55.

Н






















В

16.

Н




В

36.

Н




В

56.

Н






















В

17.

Н




В

37.

Н




В

57.

Н






















В

18.

Н




В

38.

Н




В

58.

Н






















В

19.

Н




В

39.

Н




В

59.

Н






















В

20.

Н




В

40.

Н




В

60.

Н
























^ ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Ключ опросника Мини-Мульт (сокращенный вариант Миннесотского многомерного личностного перечня ММР1)


Шкалы

Ответы

№ вопроса

L

Верно (В)

нет

Неверно (Н)

8, 11, 24, 47, 53

F

Н

22, 24, 61

В

9, 12, 15, 19, 30, 38, 48, 49, 58, 59, 64, 71

К

Н

11, 23, 31, 33, 34, 36, 40, 41, 43, 51, 56, 61, 68, 67, 69, 70

1(Hs)

Н

1, 2, 6, 37, 48

В

9, 18, 26, 32, 44, 46, 55, 62, 63

2(D)

Н

1, 3, 6, 11, 28, 37, 40, 42, 60, 65, 61

В

9, 13, 11, 18, 22, 25, 36, 44

3 (Ну)

Н

1, 2, 3, 11, 23, 28, 29,31, 33, 35, 37, 40, 41, 43, 45, 50, 56

В

9, 13, 18, 26, 44, 46, 55, 57, 62

4 (Pd)

Н

3,28, 34, 35, 41, 43, 50, 65

В

7, 10, 13, 14, 15, 16, 22, 27, 52, 58, 71

6 (Pa)

Н

28, 29, 31, 67

В

5, 8, 10, 15, 30, 39, 63, 64, 66, 68

7(Pt)

Н

2, 3, 42

В

5, 8, 13, 17, 22, 25, 27, 36, 44, 51, 57, 66, 68

8 (Se)

Н

3, 42

В

8, 7, 8, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 30, 38, 39, 46, 57, 63, 64, 66

9(Ma)

Н

43

В

4, 7, 8, 21, 29, 34, 38, 39, 54, 57, 60

ПЛЗ-69. Исследование личности при помощи профориентационной методики «Карта интересов»


Проводится в рамках дисциплины 0686 - «Экспериментальная психология»; модуль – 0686.01 (все версии).

Проводится: в МПЦ и в филиалах.

Форма проведения занятия: профессиональная лабораторная работа.

^ Время: 2 часа.

Место: лаборатория исследования личности.

Цель занятия: сформировать у обучаемых навыки использования профориентационной анкеты.


^ ХОД ЗАНЯТИЯ


Вступительная часть


Необходимо:

- объявить тему занятия, ее место во всем цикле учебной дисциплины, значение для будущей профессиональной деятельности;

- объявить цель занятия и порядок его проведения;

- проверить качество отработки задания, выдаваемого на самоподготовку;

- ознакомить обучаемых с основной научной литературой по теме занятия.


^ Основная часть


Вводные замечания. Методика используется в целях профориентации и при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Хорошие результаты получаются при использовании данной методики в целях профориентации лиц, меняющих профессию.

^ Порядок работы. Обследуемым предлагается ответить на вопросы опросника (Приложение 1) отмечая свои ответы в бланке регистрации ответов (Приложение 2). Время обследования испы-туемого не ограничено, но следует предупреждать о необходимости работать в течение 40-50 мин.

Рекомендуется применять методику для испытуемых в возрасте до 35 лет. Возможно применять опросник как индивидуально, так и в группе. Достоверные результаты получаются и в том случае, когда экспериментатор зачитывает вопросы группе испытуемых, хотя в этом случае искусственно ограничивается время ответа.

Инструкция: «У Вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу. Для того, чтобы помочь Вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов. Подумайте, перед тем, как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ.

Если Вы не раз убеждались, что очень любите или Вам очень нравится то, о чем мы спрашиваем, то в бланке регистрации ответов (Приложение 2) в графе под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте два плюса; если просто нравится (любите) - один плюс; если не знаете, сомневаетесь - ноль; если не нравится (не любите) - минус; если очень не нравится - два минуса. Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного. Если у Вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же. Время заполнения листа ответов не ограничивается».

^ Обработка результатов сводится к подсчету в каждой строке бланка для ответов количества знаков «+» и «-», а далее из первой суммы вычитается вторая. Таким образом, получается
24 цифры со знаками «+» или «-», которые соответствуют 24 видам деятельности. Выбираются
2-3 вида деятельности, которые набрали большее количество знаков «+».

Возможен упрощенный вариант методики, где испытуемые ставят только знак «+», а виды деятельности, которые не нравятся пропускают, оставляя пустую клетку в бланке для ответов.
В этом случае подсчитывается только количество знаков «+» по строкам.

^ Контрольные вопросы

1. В каких целях используется методика «Карта интересов»?

2. Какого возраста испытуемых наиболее целесообразно исследовать данной методикой?


Заключительная часть


Необходимо:



ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник


Вопросы: ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ, ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ?

  1. Уроки по физике.

  2. Уроки по математике.

  3. Уроки по химии.

  4. Читать книги или статьи по астрономии.

  5. Читать об опытах и животных.

  6. Читать о жизни и работе врачей.

  7. Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных.

  8. Читать о лесе.

  9. Читать произведения классиков мировой литературы.

10. Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор.

  1. Уроки истории.

  2. Посещать театры, музеи, художественные выставки.

  3. Читать литературу о геологических экспедициях.

  4. Читать о различных странах, их экономике, государственном устройстве.

  5. Организовывать товарищей на выполнение общественной работы и руководить ими.

  6. Читать о работе милиции.

  7. Читать о моряках, летчиках.

  8. Читать о работе воспитателя.

  1. Знакомиться с устройством и работой станков.

  2. Готовить обеды.

  3. Читать о строителях.

22. Заботиться о красоте помещения, в котором Вы учитесь, живете, работаете.

23. Читать о достижениях техники (например, журналы «Техника молодежи», «Юный техник» и т.д.). Знакомиться с устройством бытовых электро- и радиоприборов.

  1. Читать научно-популярную литературу об открытиях и физике.

  2. Читать научно-популярную литературу о математике.

  3. Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио- и телепередач и т.д.).

  4. Смотреть телепередачи о космонавтах.

  5. Изучать биологию.

  6. Интересоваться причинами и способами лечения болезней.

  7. Изучать ботанику.

  8. Проводить время в лесу.

  9. Читать литературно-критические статьи.

  10. Активно участвовать в общественной жизни.

  11. Читать книги об исторических событиях.

  12. Слушать симфоническую музыку.

  13. Узнавать об открытиях новых месторождений полезных ископаемых.

  14. Узнавать о географических открытиях.

  15. Обсуждать текущие дела и события.

  16. Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших.

  17. Путешествовать по стране.

  18. Давать объяснения товарищам, как решить трудную задачу, правильно написать предложение и др.

  19. Знакомиться с различными инструментами.

  20. Уроки домоводства.

  21. Узнавать о новых достижениях в области строительства.

  22. Посещать фабрики.

  23. Знакомиться с устройством механизмов, машин.

  24. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области радиотехники.

  25. Разбираться в теории физических явлений.

  26. Решать сложные математические задачи.

  1. Ставить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.

  2. Наблюдать за небесными светилами.

  3. Вести наблюдения за растениями.

  4. Делать перевязки, оказывать первую помощь при ушибах и т.д.

  5. Выращивать животных и ухаживать за ними.

  6. Собирать гербарий.

  7. Писать рассказы и стихи.

  8. Наблюдать за поведением и жизнью людей.

  9. Принимать участие в работе исторического кружка, разыскивать материалы, свидетельствующие о событиях прошлого,

  10. Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.

  11. Собирать минералы, интересоваться их происхождением.

  12. Изучать природу родного края.

  13. Организовывать общественные мероприятия в школе.

  14. Обращать особое внимание на поведение людей.

  15. Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомобиль.

  16. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо).

  1. Изготавливать различные детали и предметы.

  2. Организовывать питание во время походов.

  3. Бывать на стройках.

  4. Шить одежду.

71. Собирать и ремонтировать механизмы велосипедов, швейных машин, часов и т.п.

  1. Ремонтировать бытовые электро- и радиоприборы.

  2. Заниматься в физическом кружке.

  3. Заниматься в математическом кружке.

  4. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

  5. Посещать планетарий.

  6. Посещать кружок биологии.

  1. Наблюдать за больными, оказывать им помощь.

  2. Наблюдать за природой и вести записи наблюдений.

  3. Сажать деревья и ухаживать за ними.

  4. Работать со словарем и литературными источниками, библиографическими справочниками.

  5. Быстро переключаться с одной работы на другую.

  6. Выступать с докладами на исторические темы.

  1. Играть на музыкальных инструментах, рисовать или резать по дереву.

  2. Составлять описания минералов.

  3. Участвовать в географических экспедициях.

  4. Выступать с сообщениями о международном положении.

  5. Помогать работникам милиции.

  6. Посещать кружок юных моряков.

  7. Выполнять работу воспитателя.

  1. Уроки труда.

  2. Давать советы знакомым при покупке одежды.

  3. Наблюдать за работой строителя.

  4. Знакомиться со швейным производством.

  5. Делать модели самолетов, планеров, кораблей.

  6. Собирать радиоприемники и электроприборы.

  7. Участвовать в олимпиадах по физике.

  8. Участвовать в математических олимпиадах.

99. Решать задачи по химии.

  1. Участвовать в работе астрономического кружка.

  2. Проводить опыты на животных.

  3. Изучать функции организма человека и причины возникновения болезней.

  4. Проводить опытную работу с целью выращивания новых сельскохозяйственных культур.

  5. Быть членом общества охраны природы.

  6. Участвовать в диспутах, читательских конференциях.

  7. Анализировать явления и события жизни.

  1. Интересоваться прошлым нашей страны.

  2. Проявлять интерес к теории и истории развития искусства.

  3. Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.

  4. Составлять географические карты и собирать другие географические материалы.

  5. Изучать политический строй различных стран.

  6. Работа юриста.

  7. Посещать кружок юных космонавтов.

  8. Работа учителя.

  9. Бывать на заводах.

  10. Оказывать людям различные услуги.

  11. Принимать участие в строительных работах.

  12. Знакомиться с изготовлением промышленных товаров.

  13. Разбираться в технических чертежах и схемах.

  14. Пользоваться точными измерительными приборами и производить расчеты по полученным данным.

  15. Проводить опыты по физике.

  16. Выполнять работы, требующие знания математических правил и формул.

  17. Ассистировать преподавателю при проведении опытов по химии.

  18. Собирать сведения о других планетах.

  19. Читать о деятельности известных биологов.

  20. Быть активным членом санитарных дружин.

  21. Выполнять работу по уходу за сельскохозяйственными машинами и орудиями труда.

  22. Знакомиться с ведением лесного хозяйства.

  23. Изучать происхождение слов и отдельных словосочетаний.

  24. Вести дневник, писать заметки в школьную и городскую газеты.

  25. Изучать историческое прошлое других стран.

132. Неоднократно смотреть в театре одну и ту же пьесу.

  1. Читать о жизни и деятельности известных геологов.

  2. Изучать географию нашей планеты.

  3. Изучать биографии выдающихся политических деятелей.

136. Правильно оценивать поступок друга, знакомого, литературного героя и т.д.

  1. Читать книги о средствах передвижения.

  2. Обучать и воспитывать детей.

  3. Наблюдать за действиями квалифицированного рабочего.

  4. Постоянно общаться со многими людьми.

  5. Проектировать строительные объекты.

  6. Посещать выставки легкой промышленности.

  7. Выполнять чертежи, проектировать машины.

  8. Разбираться в радиосхемах.

Примечание: Если Вам нравится еще нечто такое, что не предусмотрено опросником, то напишите об этом на полях листов ответов.

^ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Бланк регистрации ответов


Фамилия, имя, отчество ____________________________________________________________

Дата ___________________________ Возраст _________________________________________


Напротив номера вопроса опросника поставьте знаки:

«++» - если очень нравится (очень любите);

«+» - если просто нравится (просто любите);

«0» - если не знаете, сомневаетесь;

«-» - если не нравится (не любите);

«-» - если очень не нравится (совсем не любите).


Номера вопросов и ответы на них («+» или «-»)

Всего

«+»

«-»



1.




25.




49.




73.




97.




121.













2.




26.




50.




74.




98.




122.













3.




27.




51.




75.




99.




123.













4.




28.




52.




76.




100.




124.













5.




29.




53.




77.




101.




125.













6.




30.




54.




78.




102.




126.













7.




31.




55.




79.




103.




127.













8.




32.




56.




80.




104.




128.













9.




33.




57.




81.




105.




129.













10.




34.




58.




82.




106.




130.













11.




35.




59.




83.




107.




131.













12.




36.




60.




84.




108.




132.













13.




37.




61.




85.




109.




133.













14.




38.




62.




86.




110.




134.













15.




39.




63.




87.




111.




135.













16.




40.




64.




88.




112.




136.













17.




41.




65.




89.




113.




137.













18.




42.




66.




90.




114.




138.













19.




43.




67.




91.




115.




139.













20.




44.




68.




92.




116.




140.













21.




45.




69.




93.




117.




141.













22.




46.




70.




94.




118.




142.













23.




47.




71.




95.




119.




143.













24.




48.




72.




96.




120.




144.















ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Ключ


1.

физика

13.

геология

2.

математика

14.

география

3.

химия

15.

общественная работа

4.

астрономия

16.

право

5.

биология

17.

транспорт

6.

медицина

18.

педагогика

7.

сельское хозяйство

19.

рабочие специальности

8.

лесное хозяйство

20.

сфера обслуживания

9.

филология

21.

строительство

10.

журналистика

22.

легкая промышленность

11.

история

23.

техника

12.

искусство

24.

электротехника

ПЛЗ-70. Исследование интеллекта при помощи теста возрастающей трудности – «Методика Равена»


Проводится в рамках дисциплины 0686 - «Экспериментальная психология»; модуль – 0686.01 (все версии).

Проводится: в МПЦ и в филиалах.

Форма проведения занятия: профессиональная лабораторная работа.

^ Время: 4 часа.

Место: лаборатория компьютерной диагностики индивидуальных различий.

Цель занятия: формировать у обучаемых навыки исследования интеллектуальной сферы личности.


^ ХОД ЗАНЯТИЯ


Вступительная часть


Необходимо:

- объявить тему занятия, ее место во всем цикле учебной дисциплины, значение для будущей профессиональной деятельности;

- объявить цель занятия и порядок его проведения;

- проверить качество отработки задания, выдаваемого на самоподготовку;

- ознакомить обучаемых с основной научной литературой по теме занятия.


^ Основная часть


Вводные замечания. Тест Равена - тест интеллекта. Разработан в 1936 г. Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры недостает, а внизy она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Методика Равена - одна из наиболее прогностических методик для исследования невер-бального интеллекта. Может использоваться как в комплексе с другими психодиагностическими методиками, так и отдельно. Обследование вызывает позитивную реакцию у испытуемых. Может применяться как индивидуально, так и в группе.

Оснащение. Для проведения обследования методикой Равенна необходимо наличие стимульного материала к методике Равенна («Тест возрастающей трудности») (Приложение 1) и бланка ответов, представляющего собой лист с фамилией испытуемого и номерами заданий, возле которых он отмечает номер выбранного рисунка (Приложение 2).

^ Порядок работы. Выполнять задание нужно в максимальном темпе. Время решения ограничивается 30 минутами. Ответный бланк (протокол занятия) можно заполнять индиви-дуально или в группе.

Испытуемому дается следующая инструкция: «Ваша задача - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов».

^ Обработка результатов. В соответствии с таблицей правильных ответов (Приложение 3) подсчитывается количество правильных ответов. После подсчета общего числа правильных ответов их количество суммируется, и при помощи пересчетной таблицы (Приложение 4) высчитывается оценка в баллах.

^ Контрольные вопросы

1. Что такое эвристика?

2. Каков набор независимых способностей, определяющих успешность интеллектуальной деятельности?


^ Заключительная часть


Необходимо:

- подвести итог занятия и выставить оценки;

- ответить на вопросы обучаемых;

- уточнить время и аудиторию для проведения консультации и ликвидации текущих задолженностей.


^ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Стимульный материал к методике Равенна («Тест возрастающей трудности») (сокращенный вариант)














^ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Бланк регистрации ответов по методике Равенна («Тест возрастающей трудности Равенна») (сокращенный вариант)


Фамилия, имя, отчество _____________________________________________________

Дата ___________________________ Возраст ___________________________________


Номер задания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Номер ответа














































Номер задания

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Номер ответа
















































ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Таблица правильных ответов


Номер задания

Номер прав. отв.

Очки за ответ

Номер задания

Номер прав. отв.

Очки за ответ

1

5

1

16

1

6

2

2

3

17

6

6

3

3

1

18

2

5

4

2

5

19

4

5

5

3

3

20

7

7

6

4

5

21

6

7

7

6

2

22

4

8

8

2

3

23

2

6

9

3

5

24

6

7

10

6

4

25

6

4

11

3

6

26

2

7

12

5

6

27

5

8

13

2

4

28

4

7

14

8

7

29

6

8

15

4

3

30

5

6



ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Таблица перевода набранных очков в баллы


Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Сумма общего числа правильных ответов

143

129-142

115-128

101-114

87-100

73-86

59-72

45-58

44



ПЛЗ-71. Исследование личности при помощи методики Ганса и Сибиллы Айзенк («Айзенка личностный опросник»)


Проводится в рамках дисциплины 0686 - «Экспериментальная психология»; модуль – 0686.02 (все версии).

Проводится: в МПЦ и в филиалах.

Форма проведения занятия: профессиональная лабораторная работа.

^ Время: 2 часа.

Место: лаборатория компьютерной диагностики индивидуальных различий.

Цель занятия: сформировать у обучаемых навыки проведения экспериментального изучения личностных особенностей и определения нейропсихической лабильности, экстраверсии и психотизма по методике Ганса и Сибиллы Айзенк - «Айзенка личностный опросник» (Eysenck Personality Questionnaire, или EPQ).


^ ХОД ЗАНЯТИЯ


Вступительная часть


Необходимо:

- объявить тему занятия, ее место во всем цикле учебной дисциплины, значение для будущей профессиональной деятельности;

- объявить цель занятия и порядок его проведения;

- проверить качество отработки задания, выдаваемого на самоподготовку;

- ознакомить обучаемых с основной научной литературой по теме занятия.


^ Основная часть


Вводные замечания. В 1969 г. Г. Айзенк и С. Айзенк публикуют новый опросник под названием «Айзенка личностный опросник» (Eysenck Personality Questionnaire, или EPQ), который предназначен для диагностики нейротизма, экстра-интроверсии и психотизма. Так же как и в EPI, в него включена «шкала лжи».

Опросник состоит из 90 вопросов (по шкале нейротизма - 23, по шкале экстра-интроверсии - 21, по шкале психотизма - 25, по «шкале лжи» - 21). Однако обычно используют вариант, состоящий из 101 вопроса (из них 11 вопросов - «буферные», ответы на которые не учитываются).

Методика содержит 4 шкалы: экстраверсия-интроверсия, нейротизм, психотизм и специфичес-кая шкала отношения к обследованию. Перечисленные шкалы измеряют следующие особенности:

plan-raboti-shkolnoj-biblioteki-na-2016-2017-uchebnij-god-zadachi-shkolnoj-biblioteki.html
plan-raboti-shmo-klassnih-rukovoditelej-na-2010-2011-uchebnij-god.html
plan-raboti-shmo-uchitelej-filologicheskogo-cikla-mou-pospelihinskaya-selskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
plan-raboti-sistemi-obrazovaniya-g-ishima-na-avgust-mesyac-2012-goda-zasedaniya-komissij-kollegialnih-organov-sovetov.html
plan-raboti-socialno-pedagogicheskoj-i-psihologicheskoj-sluzhbi-v-studencheskih-obshezhitiyah-v-20112012-uch-g-.html
plan-raboti-socialnogo-pedagoga-mou-sosh-1-sela-dobrogo-na-201112-uchebnij-god.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instreamopenlecture4txt-primer-programmi-na-si-vipolnenie-vvodavivoda-dannih-i-prisvaivanie-znachenij.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-tankovih-divizij-protivnika-probilas-v-boevie-poryadki-tankovogo-soedineniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchyot-i-analiz-vneoborotnih-aktivov-mup-verhnepechorskij-hlebokombinat.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-obyazannosti-komandirov-nachalnikov-i-osnovnih-dolzhnostnih-lic-polka-korablya.html
  • tests.bystrickaya.ru/kuvshinova-elena-aleksandrovna.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-prospekt-kursovih-meropriyatij-chuvashskogo-respublikanskogo-instituta-obrazovaniya-na-2009-2010-uchebnij-god-stranica-14.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zasluzhennij-deyatel-nauki-rossijskoj-federacii-prorektor-po-nauchnoj-rabote-fgou-vpo-gu-unpk-d-t-n-professor.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mchs-rossii-dostavili-v-moskvu-s-gaiti-spasatelej-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-25-yanvarya-2010-g.html
  • student.bystrickaya.ru/21-komissionnie-dohodi-i-rashodi-otchet-o-finansovom-polozhenii-za-31-dekabrya-2009-goda-5-otchyot-o-sovokupnih-dohodah.html
  • essay.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-novosti-6.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-tretya-testament-i-ego-posledstviya-menshikov-na-kone-kniga-izdaetsya-k-90-letiyu.html
  • essay.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-otkritij-aukcion-v-elektronnoj-forme-stranica-28.html
  • klass.bystrickaya.ru/administraciya-pervomajskogo-rajona-postanovlenie.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-304-ot-3-dekabrya-2004-g-sut-prikaza-sostoit-v-ego-nazvanii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/arzamasov-yu-g-nakonechnij-ya-e-monitoring-v-pravotvorchestve-teoriya-i-metodologiya-yu-g-arzamasov-ya-e-nakonechnij.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gostinichnij-i-restorannij-biznes.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/chast-2-vechnij-treugolnik-obshestvo-biznes-i-vlast-lopuhin-a-m-doklad-o-sostoyanii-grazhdanskogo-obshestva.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnologiya-portfolio-v-sisteme-raboti-klassnogo-rukovoditelya-metodicheskoe-obedinenie-klassnih-rukovoditelej.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-2ustrojstvo-i-rabota-kompyutera-kratkoe-soderzhanie-s-rekomendaciyami-7-chast-i-neobhodimie-svedeniya-o-kompyutere.html
  • books.bystrickaya.ru/detskij-letnij-otdih-zabota-vzroslih.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skazka-o-gorkoj-pravde-stranica-3.html
  • university.bystrickaya.ru/gabriel-garsiya-markes-stranica-15.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-11-vi-gotovi-k-novim-ispitaniyam-v-zone-otchuzhdeniya-horosho-vooruzhennaya-gruppa-bivalih-stalkerov-otpravlyaetsya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/krasnodar-dereh-ha-shemeshdoroga-k-solncu-programmi-letnih-semejnih-lagerej-2009-soderzhanie-harkov-tajnie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-4-uchebnoe-posobie-nizhnij-novgorod-2002-udk-502504-bbk.html
  • report.bystrickaya.ru/izdanie-zaxid-kassir-opasnej-chem-grabitel-izdanie-ukrainskij-bankovskij-portal-tip-izdaniya-ukraina-kiev-internet-izdaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/postanovleniem-pravitelstva-stranica-3.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-stanovleniya-informacionnih-vojn.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-pyataya-klyuch-k-uspehu-v-lyubom-dele-umenie-vesti-lyudej-za-soboj.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/grazhdanstvo-rf.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pobediteli-mezhdunarodnih-i-vserossijskih-meropriyatij-v-2009-godu-sredi-uchashejsya-molodezhi-respubliki-tatarstan-stranica-4.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-otnosheniya-na-dalnem-vostoke-v-xviixix-vekah.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-ii-pravo-sobstvennosti-i-drugie-veshnie-prava-i-obshie-polozheniya-podrazdel-osnovnie-polozheniya-glava-grazhdanskoe.html
  • studies.bystrickaya.ru/akcizi-ih-rol-i-funkcii-v-nalogovoj-sisteme.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-fizika-dlya-9-klassa.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.