.RU

Планработ ы первоуральской специальной








П Л А Н Р А Б О Т Ы

ПЕРВОУРАЛЬСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ

(КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

НА 2011 – 2012 УЧЕБНЫЙ ГОД


С О Д Е Р Ж А Н И Е


1. Анализ работы школы в 2010 – 2011 учебном году

и задачи на 2011 – 2012 учебный год…………………………………………….3

П. Организационно-педагогические мероприятия……………………………………….31


Ш. Работа с педагогическими кадрами……………………………………………….41


1У. Воспитательная работа……………………………………………………………….....50


У. Организация работы педагога-психолога и школьной МППК………………….61


У1. Физкультурно-оздоровительная работа………………………………………………65


УП. Трудовое обучение, воспитание и профориентация……………………………69


УШ. Работа с родителями……………………………………………………………..…75


1Х. Административно-хозяйственная работа…………………………………………..…76


Х. Охрана труда и техника безопасности. Охрана жизни и

здоровья детей……………………………………………………………………………79


Приложение № 1..……………………………………………………………………….81


Приложение № 2..……………………………………………………………………….90


Приложение № 3…………………………………………………………………………94


Приложение № 4…………………………………………………………………………98


Приложение № 5…………………………………………………………………….…101


Приложение № 6, 7……………………………………………………………….102-103


Приложение № 8……………………………………………………………………….105


Приложение № 9……………………………………………………………………….106


Приложение № 10……………………………………………………………………..108


Приложение № 11……………………………………………………………………..109


^ 1. АНАЛИЗ РАБОТЫ ШКОЛЫ В 2010 – 2011 УЧЕБНОМ ГОДУ И ЗАДАЧИ НА 2011 – 2012 УЧЕБНЫЙ ГОД.


В 2010-2011 учебном году школа начала свою работу в составе 11 классов, в которых обучалось 104 человека.

^ В течение года прибыло: 14 человек:

- из ОУ города Первоуральска- 6 чел.,

- из спец.(коррекц.) школ Свердловской области – 2 чел.,

- из школы-интернат города Первоуральска- 1чел.,

- из Центра « Росинка » - 3 чел.,

- ранее не обучались- 2 чел.

^ В течение учебного года выбыло: 7 человека:

- в ОУ города Первоуральска-2 чел.,

- в образовательные учреждения Свердловской области ( по причине перевода в областные школы-интернаты ) - 3 чел.,

- смена места жительства- 1 чел.,

- в исправительно-трудовую колонию-1 чел.

^ В течение лета выбыло: - 0 чел.

По итогам учебного года:

Переведены в следующий класс:

1-4 классы – 50 человек,

5-8 класс- 50 человека,

^ Оставлен на повторный год обучения- 0 человек.

Окончили школу с получением документа государственного образца-11 человек.


Работа в прошедшем учебном году велась в соответствии с общешкольным планом работы, который был направлен на реализацию программы развития школы, на формирование трудовых и обще учебных навыков учащихся и их подготовку с учетом психофизических возможностей.

^ Вся учебно-воспитательная работа в 2010-2011учебном году велась в соответствии с общешкольным планом, и основной целью, стоящей перед школой: это - создание комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого – педагогическую и медико – социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поставленную цель педагоги решали с помощью следующих задач:

1. Создание благоприятных условий, способствующих формированию здорового образа жизни, умственному, эмоциональному и физическому развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2. Определение оптимального содержания образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом требований современного общества к выпускнику коррекционной школы и потребностей образовательного учреждения через совершенствование трудовой допрофессиональной подготовки обучающихся.

^ 3. Оптимизация системы комплексной коррекционной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

4. Совершенствование творческого потенциала и профессиональной готовности педагогов образовательного учреждения к инновационной деятельности с целью повышения качества коррекционного образования.


Решение данных задач осуществлялось по следующим направлениям:

организация учебно-воспитательного процесса,

работа с педкадрами:



Организация обучения осуществлялась по Базисному учебному плану общего образования детей с умственной отсталостью, который был утвержден приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 23. 03. 2006 г. № 09 – д.

Обучение осуществлялось по следующим программам:


Первая задача ОУ:



Педагогический коллектив Первоуральской СКОШ успешно решал общие и специфические задачи обучения средствами содержания учебных предметов, программ, организацией групповых и индивидуальных занятий  коррекционной, трудовой и профессиональной подготовки, социальной защиты, медицинского сопровождения за здоровьем учащихся, за созданием в школе охранительного, санитарно-гигиенического режима.

Важнейшим направлением в работе школы является выполнение целей и задач специального образования по профилю специального учреждения VIII вида.

Большая работа ведется по внедрению в работе каждого учителя практических методов и приемов коррекции и развития познавательной деятельности учащихся, как в урочное, так и во внеурочное время. Коллектив школы сохранил контингент обучающихся,  добился положительных результатов в развитии учащихся и их обучении, увеличив показатели прошлого года. В 2010-2011 учебном году разработана система мер  в работе с учащимися со сложными дефектами совместно с учителями, психологом и логопедом на основе тесного контакта с родителями. В течение года коллектив педагогов успешно реализовал дидактические принципы в воспитании и
обучении, сохраняя  традиции школы и совершенствуя работу по всем направлениям.

Администрацией школы были посещены открытые и текущие уроки учителей в режиме циклограммы внутришкольного контроля (ВШК). В истекшем учебном году администрация школы посетила недостаточное количество уроков по сравнению с прошлым годом, т.к. в школе действовала система формы доверия к педагогам.

Все выводы по урокам и занятиям отражались в программах наблюдения за деятельностью педагога в учебно – воспитательном процессе, где отражались цели посещения занятия, методы административного контроля и результат, оформлялись соответствующие выводы.

Анализ посещённых уроков показал следующие положительные стороны урока:


Вопросы, требующие решения:

     продолжить работу по овладению приемами, помогающими снимать эмоциональное и психическое напряжение у учащихся;

     вводить на всех уроках практические и наглядно-практические методы обучения в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся;


В течение всего учебного года проводились контрольные срезы знаний по отдельным предметам каждым педагогом, с целью проверки уровня обученности учащихся требованиям общеобразовательного стандарта и выполнение программного материала по четвертям.

Каждым учителем ставились свои задачи по выявлению знаний изучаемых тем и проверке умений применять их при выполнении данных заданий.

Показатели контрольных срезов свидетельствуют об усвоении программного материала, отражают уровень обученности учащихся.

В наступающем учебном году необходимо каждому учителю:

- продумать индивидуальное учебно – воспитательное сопровождение для детей, слабо усваивающих программу основного курса, и зафиксировать его в своей рабочей программе.

- провести анализ рабочих программ и внести в нее реализацию следующих задач:

1. Создание адаптивных учебных индивидуальных программ для учащихся, имеющих сложные психофизические дефекты развития. Внедрение системных мер и критерий оценки деятельности учащихся со сложным дефектом развития.
2. Обозначить практическую и профессиональную направленность уроков, классных часов, внеклассных воспитательных мероприятий; дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.
3. Спланировать тесное взаимодействие социально-психологической, педагогической и медицинской служб  школы в создании адаптивной среды, защита социального статуса и здоровья учащихся. Ключевая роль, классного руководителя в организации взаимодействия со службой соцзащиты школы.
4. Взаимодействовать с работой школьного ПМПК для диагностики динамики интеллектуального развития, формирования и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

В тесном содружестве шла работа руководителей ШМО с заместителем директора Н.И.Воскобойниковой и педагогами школы.

На очередном заседании секций ШМО педагогами были представлены рабочие программы по предметам, с целью проверки выполнения общих требований программ учителями начальных классов и учителями – предметниками. В них указывалось соответствие количества часов, отведённых на изучение отдельных тем программы фактически запланированным, соблюдения последовательности в изучении учебного материала и планирование практической части программы: повторения, проверки, контроля знаний и умений учащихся.

Всеми руководителями методических секций ^ Швецовой В.Г., Завьяловой А.В., Кривко М.И. были представлены информационно – аналитические справки по итогам и результатам представления рабочих программ.

Представление и проверка рабочих программ показала, что при написании и планировании рабочей программы педагоги школы использовали:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений У111 вида подготовительный, 1 -4 классы Москва «Просвещение» 2006г.

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений У111 вида 5 – 9 классы Сборник 1. Москва Гуманитарный издательский центр «Владос» 2000г. и Сборник 2. Москва Гуманитарный издательский центр «Владос» 2000г.

Каждым педагогом школы была соблюдена структура рабочей программы, которая включала в себя:

-пояснительную записку с целями и задачами учебного курса

-требования к уровню усвоения учебного предмета

-учебно-тематическое планирование, содержание тем учебного курса

-контроль уровня обученности учащихся

-форму и методы работы на уроке

Рабочие программы педагогов отражают содержание курсов, преподаваемых предметов, соответствуют объёму выполнения программы, отвечают целям и задачам изучаемого материала. Педагоги обозначили основной круг знаний, умений и навыков, прописали основные требования к ЗУН по 2 – ум уровням и 3 –ём.

Представленные рабочие программы педагогов соответствуют требованиям образовательного учреждения, включают в себя все необходимые компоненты.

Все рабочие программы заслушаны и одобрены на заседаниях ШМО учителей, согласованы с заместителем директора по УВР Н.И. Воскобойниковой и утверждены руководителем образовательного учреждения.

Для усвоения программных требований, успешности и эффективности процесса обучения, все учителя, обучающие детей на дому, также разработали рабочие программы и представили их к защите.

Уровень усвоения учебных программ каждым учеником, занимающимся на дому, индивидуален. Поэтому, педагоги, работающие с такими детьми, заложили в рабочие программы тот минимум, который необходим для усвоения учебного материала по тем предметам, которые определены учебным планом.

Все рабочие программы составлялись на основе государственной программы, предусмотренной для специальной коррекционной школы УШ вида:

Педагоги кратко изложили пояснительные записки, составленные к программам, ознакомили с учебно-тематическим планированием, рассказали о формах и методах работы, более приемлемых с детьми в домашних условиях.

При составлении рабочих программ педагоги учитывали возрастные и психо – физические особенности развития учащихся, уровень их знаний и умений с учётом истекшего учебного года.

Все рабочие программы у педагогов согласованы с заместителем директора по УВР Н.И. Воскобойниковой и утверждены руководителем ОУ.

^ Одна из задач стоящая перед школой в 2010-2011 учебном году

В 2010 - 2011 учебном году школу окончило 11 выпускников, из них 2 ученика обучались по программе домашнего индивидуального обучения.

Учащиеся сдавали итоговую государственную аттестацию по 3 профилям: столярное, слесарное и швейное дело.

На основании письма «Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений У111 вида» от 08.06.2001 г. за № 106, все выпускники обучались данным профилям в течение 5 лет, поэтому все были допущены к итоговой аттестации.

По профилю столярное дело, выпускников к аттестации готовил, учитель 1 квалификационной категории Скороходов М.А. Экзамен по данному профилю сдавало 5 выпускников. Калганов А.В., учитель 1 квалификационной категории готовил к итоговой аттестации мальчиков по слесарному делу, сдавали его 3 юноши. По профилю швейное дело экзамен сдавала 1 выпускница. Готовила её к итоговой аттестации учитель 1 квалификационной категории Кривко М.И. И 2 учащихся на дому готовили к экзамену учителя Лыскова М.И. и Лубенцова Л.Т.

Все выпускники, показали достаточно хорошие знания теоретического материала и умения применять практические навыки на практике. Все выпускники без исключения качественно выполнили практическую работу, показали умения пользоваться различными инструментами, приспособлениями, станками, швейными принадлежностями и машинами, инструкционными картами и необходимым оборудованием для изготовления нужных им изделий, получив при этом положительные отметки.

Результаты экзамена по столярному делу / учитель М.А.Скороходов /


На «отлично»

На «хорошо»

На «удовлетворительно»

На «неудовлетворительно»

2

3

-

-



Результаты экзамена по слесарному делу / учитель А.В.Калганов /


На «отлично»

На «хорошо»

На «удовлетворительно»

На «неудовлетворительно»

1

2

-

-

Результаты экзамена по швейному делу /учитель М.И.Кривко/


На «отлично»

На «хорошо»

На «удовлетворительно»

На «неудовлетворительно»

1

-

-

-


Результаты экзамена домашнего обучения/учителя М.И.Лыскова, Л.Т.Лубенцова/


На «отлично»

На «хорошо»

На «удовлетворительно»

На «неудовлетворительно»

1

1

-

-


Экзаменационная комиссия оценила учебно-трудовую подготовку выпускников и дала каждому из них рекомендации, которые отражены в «Протоколе оценки учебно-трудовой деятельности за период обучения с 01.09.2006 г. по 25.05.2011г» по каждому трудовому профилю.

Государственная итоговая аттестация выпускников 2010 -2011 учебного года показала, что большинство выпускников хорошо усвоили и знают теоретический материал по столярному, слесарному и швейному делу на уровне соответствующем их индивидуальному развитию. Выпускники владеют специальной терминологией, знают правила техники безопасности при работе на станках и с инструментами, могут рассказать о последовательности операций при изготовлении изделий, о назначении и устройстве инструментов, оборудования, станков, приспособлений, о свойствах материала с которым работают, о трудовом кодексе, о правилах приема на работу.

90% выпускников умеют самостоятельно применять полученные знания и умения на практике, что в дальнейшем позволит учащимся успешно реализоваться и адаптироваться в жизни, если это будет возможно в сложившихся кризисных условиях.

10% выпускников в силу своих умственных способностей и особенностей выполняют предложенную работу и часть операций с помощью учителя.

90% выпускникам было предложено продолжить обучение в системе профтехобразования по профилю в соответствующих учебных заведениях.

10-ти% выпускникам экзаменационная комиссия рекомендовала продолжать развивать полученные умения и навыки по выполнению швейных и столярных работ в домашних условиях.

В мае месяце для выпускников школы и их родителей усилиями социального педагога школы было проведено собрание, на котором были подняты вопросы возможного дальнейшего обучения учащихся и их трудоустройства, о том какую поддержку им может оказать государство, также была организована ознакомительная поездка в училище № 66 города Екатеринбурга, где выпускники и их родители могли ознакомиться с перспективой дальнейшего получения профессионального образования. Такие встречи способствуют формированию навыков социально – адаптированного поведения учащихся к условиям современного общества.

Социальная адаптация выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида является сложным неоднозначным процессом, требующим поиска новых педагогических путей поэтому, основанием для начала поиска новых педагогических технологий и профилей послужил вывод, что традиционная организация трудового обучения детей с нарушениями интеллекта как профессионально – ориентированных не всегда достигала желаемой цели – успешной адаптации учащихся школы к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда.

Контингент учащихся в школе меняется в сторону увеличения детей со сложной структурой дефекта, поэтому на сегодня актуальной в школе стал вопрос о поиске эффективных путей социальной адаптации учащихся через трудовое обучение, включение детей с нарушениями интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей.

Процесс трудового обучения является своеобразной моделью реальной трудовой деятельности (основной составляющей социальной адаптации) то, при правильной организации трудового обучения для детей с тяжелыми формами обучения, социальная адаптация будет более успешной.

Исходя из выше сказанного деятельность образовательного учреждения должна быть, направлена в наступающем году на реализацию следующих задач:

  1. Изучить теоретические основы адаптивной системы трудового обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, разработанные на основе передового педагогического опыта и выявить достоинства и проблемы практики обучения.

  2. На основании анализа диагностики психофизических особенностей детей с тяжелыми нарушениями интеллекта рассмотреть специфику трудового обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

  3. Провести самостоятельные экспериментальное исследование эффективности предложенной модели трудового обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

  4. Провести анализ и разработать методические рекомендации по исследованию новой технологии обучения.

Для успешного осуществления социальной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта в наступающем году следует рассмотреть предложенные методические рекомендации в учебно – воспитательном процессе:

  1. Формировать содержание программ трудового обучения таким образом, чтобы оно максимально подходило как к особенностям детей, так и к условиям их текущей и предполагаемой будущей жизни;

  2. Включать целенаправленное рассмотрение практической значимости и жизненной необходимости в содержании материала уроков;

  3. Использовать формы и методы работы, повышающие интерес детей к процессу познания и мотивацию к учению

В вопросах воспитания:

  1. Использовать каждую ситуацию обучения с ребенком для формирования правильного (социально адекватного) поведения в жизненных ситуациях

  2. Включать в содержание учебных программ отработку правильного поведения в социально-ролевых взаимодействиях

  3. Обучать точному соблюдению принятых правил и самоконтролю в общественных местах, в том числе и школе, в мастерских, на уроках

  4. Организовать и проводить внеурочную работу в школе и внешкольные мероприятия с учетом задач социальной адаптации

Чтобы пожелать своим выпускникам в самостоятельной жизни возможно большего личного и социального благополучия, мы должны дать такое образование, воспитание и сопровождение учащихся, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и состоятельности в труде, быту и в свободное время.

Для реализации задач школы в 2010-2011 учебном году была организована методическая работа, которая осуществлялась по следующим направлениям: педсоветы, оперативные совещания при зам. директора, методические консультации по организации и проведению аттестации педкадров, непосредственно сам процесс аттестации, консультации по написанию рабочих программ по предметам, по составлению аттестационного пакета материалов по итоговой аттестации, работа с руководителями школьных методобъединений.

Методическая работа в школе также проводилась по
- отслеживанию динамики психофизического развития учащихся,
- скорректированности процессов познавательной  деятельности учащихся,
- поиску эффективных комплексных методов коррекции,  развития и обучения  учащихся;
 - формированию у них социально значимых качеств личности;                                                                 
 - актуализации знаний, умений развитие навыков самостоятельности и адаптации;
 - совершенствование системы самообразования учителей,  повышение их педагогической квалификации в системе  непрерывного изучения основ специальной педагогики и
психологии; теоретического и практического наследия дефектологии;
  - изучение и внедрение в практику педагогического коллектива передового    опыта учителей и классных руководителей специальных школ.


^ Одна из форм методической работы - проведение предметных недель.


Все проведённые мероприятия, в рамках предметных недель, имели коррекционно – развивающее направление и показали, что все педагоги творчески подошли к данным мероприятиям. На них в достаточной степени были использованы наглядно – дидактические, демонстрационные и раздаточные материалы.

Ребята с удовольствием участвовали в предложенных мероприятиях. Такие недели повышают мотивацию учащихся к процессу обучения в школе, развивают познавательные способности учащихся, а у учителя появляется возможность апробировать новые формы проведения уроков и внеклассных мероприятий, а также совершенствование своего педагогического мастерства. Поэтому, в наступающем новом учебном году, эту работу надо продолжить и усовершенствовать и сохранить как традицию в учебно – воспитательном процессе школы.

В истекшем учебном году были проведены педсоветы по темам: «Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога», «Современные коррекционные технологии в организации обучения детей с выраженной степенью умственной отсталости», «Особенности организации работы по повышению роли учебного кабинета в образовательном процессе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы»

^ В прошедшем учебном году в школе работало 3 методические секции:

секция учителей трудового обучения /рук. Кривко М.И./, секция учителей начальных классов /рук. Швецова В.Г./, секция учителей - предметников /рук. Завьялова А.В./ . Работа всех трёх секций была тесно связана с темой школы и направлена, как на повышение профессионализма учителей, так и на реализацию задач программы развития школы.

Темой работы методического объединения учителей трудового обучения являлась - «Развитие профессиональной компетентности педагога системы коррекционного образования»

В истекшем учебном году секция учителей начальных классов работала по теме: « ^ Психолого-педагогическое обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья».

Учителя – предметники в течение 2010-2011 учебного года работали по теме «Сопровождение единого образовательного пространства на основе преемственности и интеграции содержания основных и индивидуальных программ»


Работа всех методических объединений признана удовлетворительной, все педагоги в силу своих возможностей проявили активность в работе, творческий подход через проведение различных видов деятельности, таких как: открытые уроки, внеклассные и школьные мероприятия, участие в педагогических советах, выступлениях с докладами на заседаниях секций, проведение выставок и многое другое.

На методических объединениях учителя знакомились с новыми технологиями коррекционно-развивающего обучения и воспитания, делились опытом.
Работа МО строится с учетом внутренней преемственности и перспективности, большое значение придается совместному планированию и разработке уроков, наглядных пособий, дидактического материала.

Каждый учитель работает над своей методической проблемой. Применение в работе специальных материалов, коррекционно-развивающих упражнений позволили внедрять коррекционно-развивающего обучения, повысить уровень профессионализма.
Учителя усиливают внимание к практической работе через организацию предметных декад, стремятся поднять интерес к отдельным предметам. Запланированные декады гуманитарного цикла, неделя трудового объединения, праздники начальных классов, праздники здоровья.  Проводятся открытые уроки, внеклассные мероприятия, экскурсии.
Учебно-воспитательный процесс базируется на принципах коррекционной направленности, дифференцированного и развивающего характера обучения.
С анализом работы методических секций можно познакомиться более подробно (см. Приложения №1, №2, №3) .


Реализация задачи школы

решалась через систематическое отслеживание достижений и объективной оценки результатов деятельности учителя. Для этого в образовательном учреждении ведётся мониторинг профессионального и личностного развития учителей: результаты аттестации педагогов, итоговой аттестации учащихся, участие в различного рода мероприятиях, результаты контрольных срезов ЗУН работ учащихся и т. д.

Оптимизация системы повышения квалификации педагогов проходит через систему школьной методической работы и аттестацию педагогических кадров.


В 2010 – 2011 учебном году в ОУ был сформирован необходимый пакет нормативно – правовых документов по аттестации педагогических и руководящих работников

В истекшем учебном году в процессе аттестации участвовало 8 педагогов и заместитель руководителя по УВР: 7 из них подтверждали первую квалификационную категорию Воскобойникова Н.И., Кривко М.И., Скороходов М.А.., Калганов А.В,. Ковалевич Т.Л, Климова Л.В, Сорокина Т.В, и 2 педагога досрочно повышали 2 категорию на первую: Каменских Ю.А, Косова Е.В. Срок действия данной категории до 30.11.2015 года. 5 педагогам присвоена 1 квалификационная категория по должности - учитель, 2 - по должности - учитель – дефектолог, 1 - по должности - учитель – логопед и 1 по должности – заместитель руководителя образовательного учреждения. Всего в 2010 – 2011 учебном году в образовательном учреждении аттестовано 9 педагогических работников.

Управление аттестационными процессами и реализация условий аттестации проводилась с аттестуемыми согласно плана основных мероприятий в школе при проведении аттестации:

- проведение инструктажа по изучению нормативно-правовых документов;

- непосредственное изучение нормативно – правовых документов;

- изучение квалификационных характеристик по категориям,

- методические рекомендации по проведению нулевого этапа аттестации: самооценка в процессе аттестации,

- индивидуальные собеседования с педагогами, с целью разъяснения отдельных моментов Положения об аттестации,

- консультация по написанию аналитического отчёта за межаттестационный период

Научно – методическое сопровождение аттестации было своевременно обеспечено нормативными актами, регламентирующими процесс аттестации, выполнением методических рекомендаций, разработанных Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и ИРРО при проведении аттестации руководящих и педагогических работников.

На предстоящий аттестационный год разрабатывается программа и план основных мероприятий, по новой модели аттестации, целью которой является:

- организация и обеспечение качественного проведения очередной аттестации, совершенствование системы аттестации в 2011 – 2012 году.


Реализация задачи школы

Огромное значение в обучении учащихся имели коррекционные занятия, такие как развитие психомоторики и сенсорных процессов, логопедия, лечебная физкультура, занятия с психологом школы.


  1. Одним из основных предметов коррекционного блока учебного плана является предмет развитие психомоторики и сенсорных процессов

В 2010 – 2011 учебном году занятия проводились с учащимися с 1 по 9 класс по программе: развитие психомоторики и сенсорных процессов (защищенной на педагогическом совете в 2006 году), основанной на авторской программе Ганичевой И.М. «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми».

Программа нацелена на решение следующих задач:

- подготовка детей к восприятию учебного материала на уроках математики, грамматики, развития речи, ручного труда, рисования, физкультуры;

- восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанием начальной ступени ребенка.

Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения в 2010 – 2011 учебном году, явился принцип единства диагностики и коррекции развития.

Каждое занятие строилось в соответствии с основной целью программы: создание психолого-педагогических условий для развития и коррекции психомоторной функции и сенсорных процессов детей, с проблемами в развитии.

Коррекционно-развивающая и профилактико-компенсаторная работа по данной программе проводилась по следующим направлениям:

1 четверть - развитие процесса восприятия;

2 четверть - развитие мелкой моторики;

3 четверть - развитие эмоциональной сферы и профилактика зрительных нарушений;

4 четверть - развитие общей моторики.

При работе по каждому направлению, в начале года проводилась оценка уровня развития учащихся, а в конце года был проведен мониторинг, что позволило отследить динамику развития психомоторной и сенсомоторной сферы учащихся и определить план работы на следующий учебный год. Данные отражены в таблицах, в процентном отношении.

Коррекция психомоторных расстройств у детей с ограниченными возможностями здоровья ведет к улучшению их психического развития, что достигалось путем:

- развития общей моторики, посредством специальных физических упражнений, предметных действий, подвижных игр, использование разнообразных дидактических пособий;

- мелкой моторики;

- структурирования процесса управления двигательными актами с учетом опыта развития отдельных телесных функций;

- становления основных перцептуальных навыков по визуальному, аудиотактильному восприятию в ходе совершенствования сенсомоторики.

Проводимая профилактико-развивающая и коррекционно-компенсаторная работа имела положительное воздействие на психомоторную функцию и эмоциональное состояние детей, занимающихся на занятиях. Этому факту способствовало внедрение в структуру занятий разнообразного технического оборудования. Кабинет коррекционных занятий, для достижения оптимальных результатов, разделен на две зоны: учебную и релаксационную. Зона отдыха включает в себя несколько сред, которые воздействуют на разные органы чувств: мягкая, тактильная, звуковая, зрительная. Все это позволяет строить работу наиболее интересно и увлекательно, а также дает возможность достичь релаксации, коррекции психоэмоционального состояния ребенка, снятия эмоционального и мышечного напряжения за счет стимулирования сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, развитие у них зрительно-моторной, слухо-моторной координации. Также помогает развивать фиксацию и управление вниманием ребенка, поддержание у него познавательной активности, развитие воображения и творческих способностей у детей.

При развитии процессов восприятия большой упор делался на работу с учениками, с низким развитием сенсорных процессов, уровень был выявлен в результате диагностики по методике Забрамной С.Д. и Боровик О.В.

В этом направлении работа проводилась среди учащихся 1 – 9 класса:

1 класс все - 5 человек;

2 класс Антипин Д., Евдовин С., Зяблицев С., Шаврин С., Мифтахутдинов А.

2, 3Б класс все - 8 человек;

3А класс - Калугин Д., Рачев Е., Гордеева В., Демина ЕЛ., Реутов В., Селин К.;

4 класс - Кондратенко Н., Ясаков Н., Юкляевских И., Токаревских М., Армишева А., Щинов П., Безденежных С., Петин С.

5 класс - Лукьянова И., Акулич Т., Котанкин С., Мурзавков В., Скрипова К.

6А класс - Папин А., Садрутдинова К., Воронкова А., Демидов Д.

6Б класс - Ванчагов О., Обухов А., Решетов В.

7 класс - Дербушева А., Полятыкина Г.

8 класс - Иванов В., Сальманов Т.

9 класс - Дорогин Г., Гагилева Е.

Занятия данного блока, составлялись с учетом разных тематик, дополнялись использованием методик авторских программ таких как: методика Горбатовой «Готовим руку к письму», методика Монтессори, Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева «Песочная игротерапия», что благотворно влияло на учеников, в связи с этим улучшилось развитие процесса восприятия цвета, формы, размеров, величины, пространства, движений, целого образа предметов. Процент детей с низким уровнем сенсорного развития в 1 – 9 классах уменьшился, об этом констатирует проведенный мониторинг уровня развития процесса восприятия (таблица № 1)

Таблица № 1




Классы

09.2010 г.

05.2011 г.

номер пробы

1

П

1 – 9

54,5%

32,3%


Оценка уровня развития ручной моторики была проведена на основе методики Трубниковой Н.М. Среди учащихся 1 – 9 классов были выявлены дети с низким развитием микроуровня пальцев рук:

    1. класс - все учащиеся;

    2. класс - Гизатулин В., Шаврин С., Антипин Д., Зяблицев С., Едовин С., Ахмадшина С., Кочнев К.;

2, 3Б класс - все учащиеся;

3А класс - Рачев Е., Калугин Д., Гордеева В., Мостовой П., Реутов В., Селин К.

4 класс - Ясаков Н., Щинов П., Безденежных С., Армишева Аня и Паша.

5 класс - Акулич Т., Лукьянова И., Мурзаков В., Ягофаров В., Мотовилов А.,

6А класс – Папин С., Воронкова Н., Сатрудинова К.

6Б класс - Ванчагов О., Решетов В., Абзалов Т., Антонов А.

  1. класс - Потякина Г., Дербушева А.,

  2. класс - Сальманов Т., Иванов В.

  3. Класс - Дорогин Г., Гагилева Е., Копков Д., Аюпов С.

В данном направлении все упражнения и задания, так же переплетались с основной темой занятия.

Использовались разнообразные и разноуровневые упражнения с использованием различных приемов: от самых простых до более сложных: срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности), обведение по контуру геометрических фигур разной сложности, раскрашивание и штриховка (с использованием соревновательного момента), различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и пр.) особо привлекали нетрадиционные методы рисования (пальчиками, руками, нитями, губкой и т.д.), конструирование и работа с мозаикой, выкладывание фигур из палочек, выполнение фигур из пальцев рук (пальчиковая гимнастика, с музыкальным сопровождением, по методике Железновой Е.), широко использовались кукольные и пальчиковые куклы, работа на фланелеграфе, что позволило расширить поле деятельности в данном направлении.

Все это привело к хорошим результатам. Динамика роста прослеживается в таблице № 2.

Таблица № 2




Классы

11.2010 г.

05.2011 г.

номер пробы

1

П

1 – 9

56,5%

33,3%


В 3 четверти проводилась работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, использовалась ранее выбранная и адаптированная методика Деринга Г., Хельбрюге Т. «Определение эмоционально-личностных проблем детей» на основе результатов и строились дальнейшие занятия со всеми учащимися. Дети были разделены на группы: агрессивные, сверхактивные, скованные, имеющие страхи, в соответствии с этим отбирались комплексы упражнений, направленные на решение основных задач (таблица № 3)

На занятиях данного блока ученики знакомились с основными базовыми эмоциями, учились контролировать свои эмоциональные проявления, понимать эмоциональное состояние другого человека, передавать настроение мимикой и пантомимикой. На каждом уроке использовалась психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения. Широко применялись сюжетно-ролевые игры, способствующие эмоциональному самовыражению ребенка. Занятия проводились в форме игр-драматизаций на увлекательные для детей темы, соответствующие их возрасту и интересам. Немаловажно и то, что на занятиях создавалась психологически комфортная атмосфера: занятия сопровождались музыкой, приветствовалась взаимопомощь детей. Обстановка доброжелательности, доверия, одобрения действий, сопереживания и взаимодействия присутствовала на каждом занятии. Занятия были интересны детям, направлены на совместное действие и контакт с другими детьми. Большую роль сыграло использование методики Набойкиной Е.Л. «Сказки и игры с «особым» ребенком». В текущем году на занятиях использовались разные компьютерные программы, адаптированные под уровень детей, с особыми образовательными потребностями, что позволило еще более привлечь внимание и интерес учащихся, к происходящему, одной из таких интерактивных программ была «Учимся как в сказке», облегчающая восприятие у ребят, различных эмоциональных состояний людей.


Таблица № 3

Эмоц. откл.

Класс

Агрессивность

Сверхактивность

Скованность

Страхи

1

2

2

4

2



3

1

2

---

2,3 б

1

2

1

---



6

5

6

2

4

1

1

1

1

5

3

2

4

2



3

1

1

---



3

2

1

1

7

5

2

1

---

8

5

3

2

---

9

1

---

4

1

Общее коли-чество мл. шк. 2010

33

21

27

9


При отборе детей для профилактики зрительных нарушений осуществлялось взаимодействие и сотрудничество с медицинским работником школы, вследствие чего был выявлен круг учащихся, которым требуется коррекционно-профилактическая и компенсаторная помощь, но в основном упор делался на профилактику зрительных нарушений с основной группой учащихся

    1. класс - все учащиеся;

2 класс - Шаврин С., Едовин С.

2,3Б класс - все учащиеся;

3А класс - Калугин Д., Рачев Е., Гордеева В., Васева П.

4 класс - Кондратенко Н., Юкляевских И., Ясаков Н., Щинов П.

5 класс - Мурзаков В., Лукьянова И., Муллагалиева Л., Мурзаков В.

6А класс - Папин С., Демидов Д.

6Б класс - Ванчагов О., Решетов В., Обухов А.

  1. класс - Полятыкина Г.

  2. класс - Сальманов Т., Иванов В.

  3. Класс - Гагилева Е., Дорогин Г.

В результате проведенной работы в этом направлении ученики познакомились, повторили, а некоторые запомнили и усвоили основные правила массажа глаз, комплексы на расслабление и развитие основных глазных мышц, упражнения с таблицами на расслабление и работу глазных мышц. А также, впервые, применялась методика, обработанная в компьютерном варианте «Зарядка для глаз: лови снежинку, геометрические фигуры и т.д.», составлен целый тематический комплекс, направленные на коррекцию и профилактику зрения.

Работа по профилактике и коррекции зрительных нарушений, должна проводиться не только на учебных занятиях, но и в домашних условиях, на чем постоянно акцентировалось внимание учащихся.

Нацеленность коррекционной и развивающей работы по развитию общей моторики была направлена на учеников требующих развития равновесия, статической и динамической координации. Апробировалась диагностические задания Озерского, Гуревича, для объективной оценки состояния общей моторики, что послужило основой, при отборе учащихся, для занятий и данном направлении.

  1. класс - все учащиеся

  2. 2А класс - Едовин С., Антипин Д., Гизатулин В., Ахмадшина С., Кочнев К., Зяблицев С., Шаврин С.

2, 3Б класс - все учащиеся

3А класс - Цупа А., Селин К., Набиева А., Рачев Е., Гордеева В., Калугин Д., Реутов В., Мостовой П.

4 класс - Кондратенко Н., Петин С., Безденежных П., Юкляевских И., Ясаков Н.,

5 класс - Мурзаков В., Акулич Т., Лукьянова И.

6А класс - Воронкова Н., Сатрудникова К., Папин С., Демидов Д.

6Б класс - Абзалов Т., Решетов В.

7 класс - Дербушева Н., Полятыкина Г., Ахматов А.

8 класс - Иванов В., Сальманов Т.

9 класс - Гагилева Е., Дорогин Г.

В ходе занятий были предложены традиционные упражнения, применяемые на уроках физической культуры и на занятиях ЛФК, имело место отличия в методики выполнения задания. На занятиях развития психомоторики и сенсорных процессов, основная работа ведется над развитием моторики, чем создаются предпосылки для становления многих психических процессов. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи (методика Лопухиной И. «Ритм, движение, речь», методика Железновой Екатерины).

На занятиях создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи. Используемые на занятиях подвижные игры и упражнения включают в себя элементы психогимнастики. При подборе игр учитывается характер и глубина дефекта, реальные двигательные возможности ребенка. Упражнения, используемые на занятии, обыгрываются на разных целебральных уровнях, основные принципы при работе над общей моторикой: доступность и необходимость постановки конкретной задачи. Одни и те же упражнения следует выполнять с большими, средними и малыми амплитудами с одновременным изменением темпа. Сначала добивается практическое усвоение действия в целом, а потом идет работа над его совершенствованием. Все занятия строились, также учитывая основную тематику занятия, игровое и дидактическое оснащение было пополнено: «Сенсорная тропа», «Пяточки», «Лапочки», «Волшебный куб», «Твист», что дало возможность вывести занятия на более интересный уровень.

Конечным результатом в этом направлении является улучшение саморегуляции за счет контроля телесной активности. Видны улучшения статической и динамической координации у ряда учащихся 1 – 9 классов (таблица № 5)


Таблица № 5


Классы

03.2010 г.

05.2011 г.

номер пробы

1

П

1 – 9

48,4%

36,3%

При проведении мониторинга, в конце учебного года, по всем направлениям у учащихся наблюдается положительная динамика в психомоторном и сенсомоторном развитии. Что является хорошим стимулом для продолжения работы в данном направлении.

В течение 2010 – 2011 учебного года адаптировался и совершенствовался диагностический материал по каждому направлению, для отслеживания динамики развития учащихся и результативности коррекционной и развивающей работы, определяющий зону ближайшего развития каждого учащегося 1 - 9 класс, а также пополняется и систематизировался банк коррекционно-развивающих упражнений.


  1. Логопедическое сопровождение в коррекционной школе осуществлялось учителем –логопедам Ковалевич Т.Л.

Общая цель деятельности учителя-логопеда: оказание своевременной логопедической помощи учащимся, нуждающимся в коррекции и профилактике нарушений устной и письменной речи. В настоящее время, контингент учащихся нашей школы резко меняется. В школу приходит все больше детей с тяжелой умственной отсталостью. Часть из них составляют так называемые безречевые дети, у которых к 6-9 годам речь не сформировалась, что затрудняет обучение ребенка и его адаптацию в социуме.

При первичном знакомстве с этими детьми отмечается резко выраженная возбудимость или крайняя вялость, отсутствие интереса к занятиям, стремления к речевому общению, свои желания они выражают отдельными криками. Эти дети страдают тяжелыми нарушениями интеллекта, речи, поведения, деятельности и всей личности.

Учитывая все это, в 2010-2011 учебном году ставила перед собой следующие задачи:

-Комплексное обследование учащихся, нуждающихся в коррекционной помощи (логопед, психолог, врач, дефектолог);

-Организация коррекционных логопедических занятий с учетом типических и индивидуальных проявлений речевого недоразвития;

-Обеспечение взаимодействия в сферах: логопед-учитель, логопед-родитель;

-Создание условий для оказания своевременной и качественной помощи детям - логопатам;

-Повышение качества профессиональных знаний.

В Сентябре месяце по результатам обследования было поставлено на учет 14 учащихся с тяжелой умственной отсталостью (1 и 2, 3-б классы), 8 учащихся – с дизартирией (1 и 2-а классы), 6 учащихся со сложным дефектом (3-а класс), 31 ученик – дисграфики. Всего на коррекционные занятия было зачислено 59 учащихся. В течение года 3 учащихся выведено на домашнее обучение (Шилов, Шилин, Турышев), 1 ученик (Камолов) выбыл.

В период диагностики возникли трудности по обследованию и отслеживанию результатов диагностики безречевых детей. Для этого была разработана «Речевая карта неговорящего ребенка» с учетом рекомендаций Дмитровой Е.Д., т.е. обследование речи ребенка происходит на невербальном уровне. Коррекционные занятия проводились по программе Пинегиной С.П. «Формирование устной речи у детей с тяжелой умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях». Задача 1 периода обучения – формирование предпосылок для развития речи. Развитие понимания ребенком и выполнение простейших речевых инструкций. Вызывание звукоподражания и лепетной речи. Участие ребенка в пассивном и активном диалоге с использованием звукоподражательных слов. Подготовка ребенка к игровой деятельности. Для этого в кабинете логопеда была расширена игровая зона, оборудованы сюжетно - ролевые игры: «Кукла Маша обедает», «Кукла Маша заболела», «Кукла Маша делает покупки в магазине», «Кукла Маша в парикмахерской». Через игры с куклой идет усвоение словаря по лексическим темам: «Семья», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Продукты питания» и обучение сюжетно-ролевой игре. По результатам учебного года наблюдается увеличение речевой активности у всех (кроме Кормильцева) учащихся 1 класса и всех (кроме Садртдинова) учащихся 2, 3-б класса.

Занятия по развитию устной речи проводились с логопатами 2-а класса и Гусевым учеником 1 класса. Учила детей распространять предложение, грамматически и интонационно оформлять его, а также велась работа по расширению словаря, охваченного тематическим единством, постепенно усложняя структуру слова. Таким образом, дети научились образовывать новые слова и включать отработанную фразу в диалог и рассказ описательного характера. Параллельно велась работа по развитию фонематического слуха, постановке и автоматизации дефектных звуков. Ахматшина, Кочнев, Шаврин, Гусев изолированно все звуки произносят правильно, соноры в автоматизации. Гизатулин, Едовин, Зяблицев – соноры на этапе постановки. У Зяблицева, Антипина, Едовина, Гизатулина грубо нарушена слоговая структура слова. У всех учащихся страдает просодика речи. Для повышения качества устной речи, 6 учащихся 2-а и 2 ученицы 3-а классов 2 раза в неделю посещали кружок выразительного чтения «Говорун». Для ознакомления с окружающим миром, развития всех компонентов речи, развития психических процессов приобрела и использовала в качестве развивающего, обучающего и наглядного демонстрационный материал С.Вохринцевой «Времена года».

В 3-а классе проводились занятии по формированию навыка чтения и письма. На занятия было зачислено 5 человек: Гордеева, Селин, Рачев, Камолов, Калугин, все учащиеся со сложным дефектом (различные нарушения зрения, слуха, ДЦП), не владеющие чтением и письмом. Занятия проводились по подгруппам 2-3 человека по рабочей программе составленной с использованием методического пособия Морозовой «Развитие речевого восприятия». Обобщив опыт работы с этими учащимися, подготовила сообщение «Особенности коррекционной работы с учащимися, имеющими тяжелые нарушения зрения и слуха» и выступила на ШМО учителей старших классов. Также учителям были предложены памятки: «Работа над зрительным вниманием и памятью», «Развитие временно-пространственных представлений», «Комплекс игр и упражнений на взаимодействие зрительной, слуховой, пространственной и речедвигательной анализаторных систем и др. Все учащие кроме Калугина Д. на конец учебного года в разной степени овладели навыком чтения и письма. Селин, Гордеева, Рачев не только списывают слова и простые предложения, но и пишут по слуху слоги и простые слова после полного разбора. У Калугина навык письма сформирован частично, т.к. по слуху пишет, грубо нарушая структуру слога и слова, при этом теряя строчку. Улучшился и навык чтения этих учащихся.

В начале учебного года 4 класс пополнили 5 вновь прибывших учащихся. Все дети с проблемами устной и письменной речи. Четверо из них Армишевы, Безденежных, Полковникова – с «СНР, осложненным дисграфией». Щинов- с «Несформированностью языковых и речевых средств у ребенка с дизартирией». Логопедические занятия проводились со всем классом по подгруппам 3 раза в неделю. Коррекционная работа была направлена на профилактику и коррекцию дисграфических ошибок, а двое учащихся (Щинов, Ясаков) занимались по программе «Формирование навыка чтения и письма». Измененная развивающая среда позволила более широко использовать на занятиях компьютер. Часть коррекционных заданий дети выполняют на дисплее или с дисплея компьютера. По плану ШМО учителей младших классов подготовила выступление по теме: «Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях в младших классах», а также были продемонстрированы фрагменты таких уроков. В конце учебного года в 4 классе был проведен логопедический утренник «Путешествие по городу красивой и правильной речи», где учащиеся продемонстрировали речевые навыки и умения, полученные за период обучения в начальной школе. По результатам диагностики на конец года положительная динамика по количеству дисграфических ошибок наблюдается у Армишевой А., Полковниковой, Безденежных, Токаревских. Слабая динамика у Щинова, Ясакова. Оба ученика страдают сложными нарушениями зрения и зрительного восприятия, что объективно отражается на результатах обучения чтению и письму.

С учащимися 5-9 классов проводились занятия по коррекции разного рода дисграфических ошибок. Рабочие программы составлены по методическим рекомендациям Е.В.Мазановой и с учетом типических нарушений учащихся с ОВЗ. По анализу письменных работ учащихся можно сделать вывод, что стало меньше ошибок на замены, пропуски и перестановки гласных и согласных букв, замены букв по количеству элементов, по пространственному расположению. Еще много ошибок на правописание мягких согласных, правописание безударной гласной в корне, слитное написание предлогов, нарушения согласования и управления. Методическую копилку по нарушениям письменной речи пополнила следующими пособиями: «Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму И. А. Смирновой, « Альбом для логопеда» О.Б.Иншаковой, д/и «Звонкий – глухой», рабочие тетради из серии «Говорим правильно».

По результатам динамического наблюдения из 23 учащихся для продолжения занятий оставлено 13.

Работа с родителями осуществлялась по плану работы «Маминой школы» и по запросу учителей. Всего в этом году было проведено 9 занятий в «Маминой школе» 2 из них с чаепитием. Систематически посещали занятия родители 1 и 2, 3-б классов, эпизодически родители 2-а класса. Кроме теоритических и практических занятий родителям были предложены «памятки» и «шпаргалки» по темам: «Логопедические сказки в стихах и картинках», «Пальчиковые игры», «Физминутки с речевым сопровождением», «Чудообучайки», «Чистоговорки» и др. Принимала участие в проведении родительских собраний в 5 и во 2, 3-б классах по приглашению классных руководителей, где подводились итоги коррекционного обучения за год.

В следующем учебном году совместно со школьным психологом планирую проведение с учащимися младших классов 1 раз в четверть интегрированных занятий, как новая форма коррекционной работы.


plan-konspekt-uroka-i-pravila-povedeniya-v-kabinete-biologii-tehnika-bezopasnosti-ii-izuchenie-novogo-materiala.html
plan-konspekt-uroka-istorii-na-temu-vosstanie-dekabristov.html
plan-konspekt-uroka-literaturi-provedennogo-uchitelem-russkogo-yazika-i-literaturi-kuchekeevoj-o-g-v-6-a-klasse-sosh-37-g-cheboksari-20-aprelya-2007-goda.html
plan-konspekt-uroka-literaturi-v-6-klasse-na-temu-i-a-krilov-basnya-allegoriya.html
plan-konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-v-3a-klasse-po-programme-perspektivnaya-nachalnaya-shkola.html
plan-konspekt-uroka-matematiki-v-9-klasse-tema-sistema-uravnenij-s-dvumya-peremennimi.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-po-marketingu-chast-6.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-organizaciya-i-planirovanie-avtomatizirovannih-proizvodstv-v-metallurgii-napravlenie-podgotovki.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kreditnij-risk-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-magnitogorskij-metallurgicheskij-kombinat-ukazivaetsya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/upravlenii-mchs-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-16-noyabrya-2009-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tvoreniya-svv-otcov-magazin-pokrov-g-rostov-na-donu-per-krilovskoj-329.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-opd-f-01-01-nachertatelnaya-geometriya-i-inzhenernaya-grafika-dlya-specialnosti-280200-zashita-okruzhayushej-sredi-napravleniya-553500-zashita-okruzhayushej-sredi.html
  • write.bystrickaya.ru/gosduma-rf-monitoring-smi-12-14.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-minimum-kandidatskogo-ekzamena-po-specialnosti-05-11-01-pribori-i-metodi-izmerenij-po-vidam-izmerenij-po-tehnicheskim-i-fiziko-matematicheskim-naukam.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-srednih-vekov-annotaciya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rodilsya-v-podmoskovnoj-derevne-pechatniki-v-1930-e-godi-ona-vhodila-v-sostav-leninskogo-rajona-otec-umer-nezadolgo-do-rozhdeniya-sina-ot-holeri-mat-ostavshayas.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-tema-rabota-s-obektami-v-srede-microsoft-powerpoint.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-terapiya-zabolevaniya-zhkt.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-harakteristiki-byudzheta-rostovskoj-oblasti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voobrazhenie-v-svete-filosofskih-refleksij-kantovskaya-sposobnost-voobrazheniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/ska-ta-zarubzhna-stranica-4.html
  • essay.bystrickaya.ru/dlya-prakticheskogo-zanyatiya-ponadobyatsya-sleduyushie-spravochnie-izdaniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/literaturnij-geroj-rip-van-vinkl.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/milgamma-p-a-vorobev-moskovskaya-medicinskaya-akademiya-im-i-m-sechenova-mezhregionalnaya-obshestvennaya-organizaciya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnij-kurs-nizhnij-novgorod-2003-udk-69-003-121-519-6-bbk-65-9-2-32-5.html
  • education.bystrickaya.ru/2010-zhil-informatig-zhrgzush-salamatsizdar-ma-rmett-stazdar-dl-azilar-oushilar-szdermen-brlese-otirip-2010-zhil-informatig.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-i-obzor-5-vostochnij-obraz-misli-d-t-sudzuki.html
  • knigi.bystrickaya.ru/regionsru-24022012-v-sovete-federacii-obsudyat-regulirovanie-deyatelnosti-negosudarstvennih-pensionnih-fondov.html
  • desk.bystrickaya.ru/pochetnij-grazhdanin-goroda-chelyabinska.html
  • student.bystrickaya.ru/24-tverdij-grunt-fedor-berezin.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-nachalnika-otdela-regionalnogo-cenoobrazovaniya-v-stroitelstve-v-p-andreevoj-staraya-baza-ter-2001-otmenena-pismom-minregiona-rf-ot-23-08-2010g-30611-kk08-s-1-avgusta-2010-goda.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-odnoznachno-mertv.html
  • credit.bystrickaya.ru/organi-vneshnej-razvedki-rf-osnovnie-funkcii-i-zadachi-pravoohranitelnie-organi.html
  • institute.bystrickaya.ru/gl-bibliotekar-imo-ogonb-imeni-a-s-pushkina-l-n-sheina.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/praktikum-po-kursu-investicii-uchebnoe-posobie.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-treta-nacionalnata-sigurnost-aspekti-analizi-alternativi-sofiya-izdatelstvo-blgarska-knizhnica-2004.html
  • spur.bystrickaya.ru/kosvennaya-rech-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-abiturientov-prepodavatelej-filologov-i-uchashihsya-starshih-klassov.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-instrukciya-uchastnikam-otkritogo-aukciona-obshie-svedeniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/72-chuvstvennaya-i-racionalnaya-stupeni-poznaniya-uchebnoe-posobie-yavlyaetsya-prodolzheniem-uchebnogo-posobiya-istoriko-filosofskoe.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-iyul-oktyabr-2009-g.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/adres-via-komisso-262-31059-cero-branko-trevizo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.