.RU

План работы: Введение 3 Глава 1: Основы бюджетного регулирования при формировании бюджетов всех уровней 13


ИЗ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

Попкова, Наталья Александровна

1. Система Бюджетного регулирования в Российской

Федерации

1.1. Российская государственная Библиотека

diss.rsl.ru 2003

Попкова, Наталья Александровна

Система Бюджетного регулирования в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. окон. наук : 08.00.10 .-М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)

Экономика — Российская Федерация — Финансы — Государственный Бюджет — Бюджетное планирование — Составление Бюджета — Бюджетное регулирование. Финансы, денежное оБратцение и кредит

Полный текст:

http://diss.rsl.ru/diss/03/0838/030838004.pdf

Текст воспроизводится по экземпляру, накодятцемуся в фонде РГБ:

Попкова, Наталья Александровна

Система Бюджетного регулирования в Российской Федерации

Саратов 2003

Российская государственная Библиотека, 2003 год (электронный текст).


^ САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи ПОПКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

СИСТЕМА БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит

Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических паук

Научный руководитель -доцент, кандидат экономических наук

О.С. Кириллова

Саратов 2003

2

^ ПЛАН РАБОТЫ:

Введение 3

Глава 1: Основы бюджетного регулирования при формировании
бюджетов всех уровней 13

  1. Теория бюджетного регулирования, вертикальное и горизонтальное регулирование бюджетов . „

  2. Бюджетный федерализм как основа формирования приоритетов бюджетного регулирования ..,

  3. Упорядочение бюджетного устройства Российской Федерации и разграничение расходных полномочий между ,. звеньями российской бюджетной системы

Глава 2: Организация бюджетного регулирования в Российской
Федерации о/г

  1. Регулирование налоговых доходов субъектов Федерации (на примере Саратовской области) R,

  2. Выравнивание доходов бюджетов субъектов Федерации (на примере Саратовской области) . ~ .

  3. Система бюджетного регулирования на уровне муниципальных образований (на примере Саратовской области) 132

^ Глава 3: Совершенствование системы бюджетного
регулирования в Российской Федерации 147

  1. Упорядочение системы регулирования расходных полномочий и доходных источников бюджетов всех уровней. 147

  2. Развитие механизмов бюджетного выравнивания 161

Заключение 174

Список литературы 183

Приложения 192

3

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования. Федеративное устройство
российского государства ставит руководство страны перед необходимостью
приведения всех объектов государственного управления в соответствие с
общепринятыми принципами его функционирования. Это относится и к
бюджетной системе страны. Вопрос совершенствования системы

государственного регулирования бюджетов всех уровней является неотъемлемой частью общей стратегии развития России на среднесрочную перспективу. Неразвитость системы бюджетного регулирования, отсутствие стабильности в ней блокирует развитие многих стратегически важных направлений государственной политики, в частности, становления в России института местного самоуправления, развития инвестиционной инициативы регионов, перехода к системе автономных бюджетов на каждом бюджетном уровне.

Большинство современных проблем системы бюджетного регулирования в России лежит уже вне сферы формализованных способов распределения финансовой помощи субъектам Федерации и местным бюджетам. Неизбежность применения механизмов бюджетного выравнивания обусловлена принципиальной невозможностью достижения «идеального» распределения расходов и соответствующих им доходов между всеми уровнями бюджетной системы, включая как минимум два уровня местных бюджетов. Разнообразие структуры органов местного самоуправления в регионах вынуждает федеральный центр предоставлять им существенные законодательные права в формировании эффективной модели регулирования субрегиональных финансов с учетом местных реалий.

Система бюджетного регулирования в России в настоящее время -
это сложный и противоречивый комплекс финансовых методов и
механизмов, вектор развития которых в долгосрочном плане ориентирован
на реализацию федеративных принципов функционирования российского
\ государства. Актуальность совершенствования российской системы

бюджетного регулирования определяется незрелостью и малым опытом функционирования федеративных отношений как таковых. Принципы ее

4

построения и функционирования находятся в постоянном движении, она приводится в соответствие с объективными требованиями времени и прогресса. В этом смысле актуальность совершенствования системы бюджетного регулирования в России на годы вперед определяется объективным ходом политического развития молодого федеративного государства.

^ Степень разработанности проблемы. Наличие четкой, отлаженной системы регулирования бюджетов разных уровней является индикатором степени развитости федеративных отношений в государстве. В России весь комплекс проблем регулирования финансовых отношений бюджетов обусловлен сложностью и многогранностью этой сферы отношений, с одной стороны, и преимущественно частным характером теоретических разработок проблематики бюджетного федерализма, с другой. Динамичное развитие внутренних и внешних социально-экономических факторов в стране не сопровождалось адекватным развитием основ бюджетной системы из-за неполноты разработки теоретических основ и методологии механизма ее трансформации.

С 1991 года исследованием проблем построения и функционирования системы бюджетного регулирования в ходе становления бюджетного федерализма в России занимается целый ряд ученых-теоретиков и специалистов-практиков. Научные работы большинства экономистов советского периода (Д.А. Аллахвердян, М.В. Васильева, Л.П. Павлова, Г.Б. Поляк, В.М. Родионова, М.В. Романовский, Я.Б. Хесин) в области регулирования финансовых основ государственного устройства в большинстве своем не могли быть применены в условиях одновременного развития федеративных отношений и рыночных принципов хозяйствования. Только с фактическим становлением федеративных отношений в России и, как следствие, с происходящими существенными изменениями в бюджетной сфере в 1993-1995 гг., стали появляться первые труды в области «российской модели» бюджетного федерализма.

Многочисленные исследования в области бюджетных отношений в России можно условно разбить на четыре группы. К первой относятся ученые-экономисты советского периода (Г.В. Базарова, A.M. Бирман, А.Г. И гуди н, Г.Б. Поляк, В.М. Родионова, М.В. Романовский), чьи исследования заключались, в основном, в разработке условий и принципов трансформации

5

бюджетной системы советской России в бюджетную систему федеративного
государства.
s Ко второй группе можно отнести работы по изучению принципов и

перспектив бюджетного федерализма в зарубежных странах, имеющих давние традиции построения и регулирования отношений между бюджетами в федеративных условиях, с целью применения их опыта в России. Результаты исследований российскими специалистами бюджетной практики США, Канады, Австралии, Франции, Германии в большинстве случаев опережали возможности применения в России зарубежных приемов и механизмов бюджетного регулирования в среднем на 4-5 лет. Кроме того, изучение зарубежного опыта функционирования конкурентной и кооперативной моделей бюджетного федерализма собрало вокруг себя наибольшее число сторонников развития его российской модели именно по одному из этих двух вариантов. Хотя уже в зарубежных странах и даже в России наиболее перспективным направлением признается грамотное сочетание элементов этих, казалось бы, полярных моделей.

К третьей группе исследований (В.Н. Лексина, Л.Н. Лыкова, Л.В. Смирнягин, И.А. Умнова) можно отнести работы по общим вопросам федеративных отношений и региональной политики, одним из составных элементом которых и выступали бюджетные отношения и их регулирование. К четвертой группе — все многообразие статей в специализированных периодических изданиях относительно проблем и особенностей регулирования финансовых отношений между бюджетами в отдельных субъектах Федерации и муниципальных образованиях. Кроме того, вслед за рядом публикаций с критикой первого опыта реформирования системы бюджетного регулирования широко стали применяться методы регулирования доходной части нижестоящих бюджетов с использованием математических моделей. С принятием Бюджетного и Налогового Кодексов РФ, Концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 гг. была предпринята попытка устранить наиболее явные отклонения действующей системы бюджетного регулирования в России от стандартных требований к формированию комплекса налогово-бюджетных полномочий органов власти в федеративном государстве, привести все ее компоненты в соответствие с объективными территориальными различиями и реальным состоянием экономики.

6

К 2001 году появились многочисленные работы, обобщающие опыт функционирования местных финансов в условиях становления федеративных отношений в России. В исследованиях Л. Еремеевой, B.C. Мокрого, Л.И. Прониной, А.Н. Швецова проанализирована фактически сложившаяся структура управления местными бюджетами в регионах, предложены механизмы укрепления финансовых основ органов местного самоуправления.

Основной проблемой, препятствующей построению единой и эффективной системы бюджетного регулирования в России, является асимметрия бюджетного устройства регионов. Причем, эта асимметрия носит в равной степени, как политический, так и экономический характер. Несмотря на ряд целенаправленных действий, предпринятых федеральным центром по устранению политической составляющей бюджетной асимметрии, в начале нового века политический фактор все еще продолжает сказываться на регулировании финансовых отношений между бюджетами в стране. В связи с этим, в теоретических исследованиях проблем бюджетного обеспечения политических основ функционирования российского государства акцент в настоящее время смещается с констатации и анализа бюджетной асимметрии, а также предложений по ее сокращению в сторону обоснования закрепления общих принципов бюджетного устройства, детализации и конкретизации их проявления в практическом функционировании системы бюджетного регулирования.

Актуальность темы, степень ее научной разработки и практической значимости определили выбор темы, цели и задачи диссертационного исследования.

^ Цель диссертационного исследования. Основной целью работы является исследование теоретических и практических вопросов бюджетного регулирования в России, разработка законодательных и практических предложений по совершенствованию системы бюджетного регулирования в соответствии с объективными требованиями процесса становления российской модели бюджетного федерализма на современном этапе.

Задачи исследования. В соответствии с целью исследования автором поставлены следующие задачи теоретического и прикладного характера:

- раскрыть экономическое содержание бюджетного регулирования в современной системе бюджетных отношений в Российской Федерации;

7

- разработать рекомендации по совершенствованию отдельных
законодательных норм, регулирующих вопросы формирования доходов
местных бюджетов, и рекомендации по их практическому применению;

^ Предметом исследования в диссертационной работе являются бюджетные отношения, складывающиеся в Российской Федерации в процессе бюджетного регулирования.

^ Объектом исследования в диссертационной работе является система бюджетного регулирования Российской Федерации, включая систему межбюджетного регулирования доходов бюджетов разных уровней. В качестве региона, на примере которого рассматриваются особенности ее функционирования, взята Саратовская область.

^ Методологической основой исследования послужили научные методы системного, сравнительного и логического анализа, обобщения, синтеза, экономико-математическое табличное и графическое моделирование, принципы и приемы статистического метода.

^ Теоретическую базу диссертационного исследования составляют положения и выводы, сформулированные в научных трудах отечественных и зарубежных специалистов по проблемам, относящимся к теме диссертации.

^ Информационной базой работы послужили программные документы и законодательные акты Российской Федерации, Краснодарского края, Саратовской, Тюменской, Свердловской, Пермской областей, плановые и отчетные данные Министерства финансов РФ и министерства финансов Саратовской области, материалы соответствующих законодательных и

^ 8

исполнительных органов власти, статистические материалы Госкомстата РФ и Саратовской области.

Объем и структура работы. Цель и задачи исследования определили структуру работы и приложений. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (166 наименований), 5 диаграмм, 28 таблиц, 8 рисунков, 12 приложений. Общий объем работы 182 страницы машинописного текста.

В первой главе работы раскрыты теоретические аспекты системы бюджетного регулирования. Сформулирована авторская позиция в отношении содержания российской системы бюджетного регулирования. Доказана невозможность применения в российской бюджетной практике механизмов горизонтального выравнивания, применяемых в зарубежной бюджетной практике. Раскрыта проблематика неурегулированности бюджетного устройства субъектов Российской Федерации, дана оценка практике решения ими вопроса своего бюджетного устройства. Проведен анализ законодательства ряда регионов России в части регулирования разграничения расходных полномочий между региональным и муниципальным уровнем власти.

Во второй главе на примере Саратовской области рассмотрены особенности бюджетного регулирования на уровне субъекта Российской Федерации. Детально отражен процесс эволюции методики расчета трансфертов регионам, выявлены недостатки и достоинства этого метода на разных этапах его становления. Рассмотрены проблемы финансовых отношений регионального бюджета с местными бюджетами.

В третьей главе работы представлен ряд законодательных и практических предложений по совершенствованию системы бюджетного регулирования с учетом фактической структуры финансов местного самоуправления. Прокомментирована модель выравнивания доходов местных бюджетов в рамках субъекта Российской Федерации, разработанная с учетом рекомендаций автора, зарубежной практики горизонтального выравнивания и положений проекта нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - проект закона).

В заключении изложены основные выводы и предложения по результатам проведенного исследования. В приложении представлены

9

методические рекомендации автора по применению модели выравнивания доходов местных бюджетов в рамках субъекта Российской Федерации.

^ Наиболее важные научные результаты заключаются в следующем:

  1. раскрыто содержание бюджетного регулирования в Российской Федерации как системы отношений между бюджетами разных уровней и конкретными получателями бюджетных средств, в качестве которых могут выступать как нижестоящие бюджеты, так и субъекты общественных отношений; показано место межбюджетных отношений в системе бюджетного регулирования; в структуре системы бюджетного регулирования выделен отдельный блок бюджетных отношений, не являющихся элементами межбюджетного регулирования;

  2. дана характеристика основных элементов механизмов вертикального и горизонтального выравнивания, применяемых в зарубежной практике бюджетного регулирования; показаны отличительные особенности их функционирования, заключающиеся в различии механизмов перераспределения средств и их фактическом движении в рамках вертикального и горизонтального выравнивания;

  3. обоснована невозможность использования в российской практике бюджетного регулирования зарубежного опыта горизонтального выравнивания; сформулированы предложения по организации бюджетного регулирования в рамках субъекта Российской Федерации;

  4. разработан и предложен механизм вертикального выравнивания с применением элементов горизонтального распределения средств, предусматривающий налоговый трансферт в виде зачисления в нижестоящий бюджет поступлений от налога вышестоящего бюджетного уровня пропорционально какому-либо параметру; в качестве универсального и удобного в применении параметра на современном этапе предложена численность населения административных единиц нижестоящего бюджетного уровня;

  5. разработана модель выравнивания доходов местных бюджетов в рамках субъекта Российской Федерации, реализующая следующие принципы:

- принцип сочетания механизмов централизованного регулирования доходов местных бюджетов с элементами децентрализации в распределении бюджетных средств между ними;

10

Основными задачами, достигаемыми в рамках авторской модели выравнивания доходов местных бюджетов в рамках субъекта Российской Федерации, явились:

6. даны методические рекомендации по применению модели бюджетного выравнивания доходов местных бюджетов в рамках субъекта Российской Федерации, представлен перечень источников средств, перераспределяемых в рамках субъекта Российской Федерации между местными бюджетами разных уровней; разработан сводный показатель, с учетом которого происходит ранжирование источников средств по

II

необходимости их перераспределения между местными бюджетами разных уровней;

7. сформулированы замечания и предложения по приведению в соответствие с действующим законодательством и теоретической природой некоторых финансовых понятий ряда положений проекта нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящихся к бюджетному регулированию доходов органов местного самоуправления. В частности:

^ Теоретическая и практическая значимость работы заключается в определении понятия бюджетного регулирования, в формулировке элементов механизмов вертикального и горизонтального выравнивания, применяемых в зарубежной бюджетной практике. Практическая значимость работы заключается в разработке авторской модели бюджетного выравнивания на субфедеральном уровне и методических рекомендаций по ее применению с учетом проводимой в России реформы органов местного самоуправления. В модели учтено предложение автора относительно введения в бюджетную практику режима налогового трансферта, распределяемого пропорционально

12

численности жителей субъектов бюджетных отношений нижестоящего бюджетного уровня. Результаты исследования могут представлять значительный профессиональный интерес для федеральных, региональных законодательных и исполнительных органов власти в ходе дальнейшего упорядочения структуры бюджетного устройства субъектов Федерации и совершенствования системы регулирования нижестоящих бюджетов.

^ Апробация работы. Результаты исследования используются в работе министерства финансов Саратовской области. Основные результаты и предложения автора докладывались на международных научно-практических конференциях в г. Волжском (сентябрь, 2001 г.), Санкт-Петербурге (октябрь, 2001 г.), Саратове (июнь, 2001 г.). Ряд разработок используется в учебном процессе, в темах и курсах, посвященных бюджету, бюджетной системе и региональным финансам. По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 3,25 печатных листа.

13


otchetlivo-sam-otel-delfin-v-moem-sne-iskazhenno-vityanutih-ochertanij-stranica-7.html
otchetnaya-data-stranica-2.html
otchetnaya-data.html
otchetnaya-informaciya-stranica-8.html
otchetnaya-zapiska.html
otchetnie-materiali-stranica-8.html
  • crib.bystrickaya.ru/identichnost-psihoterapevta-mesto-realnosti-v-eroticheskom-sblizhenii-pacienta-i-psihoanalitka-realnost-eroticheskogo.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-sozdaniya-predpriyatiya-stranica-14.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-anesteziologii-i-reanimatologii-postdiplomnogo-obrazovaniya-kafedra-gospitalnoj-hirurgii-1-neotlozhnie-sostoyaniya-v-hirurgicheskoj-i-terapevticheskoj-praktike-144ch-stranica-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/modemi-modemnie-protokoli-korrekcii-oshibok-chast-3.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prinyatie-reshenij-v-krizisnih-biznes-situaciyah.html
  • control.bystrickaya.ru/c-copyright-vadim-chernobrov-razresheno-tolko-razmeshenie-v-elektronnih-setyah-bez-prava-izvlecheniya-kommercheskoj-vigodi-publikaciya-dannoj-knigi-celikom-ili-po-stranica-38.html
  • studies.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-muzikalnoj-kulturi-hakasii-ee-vzaimodejstvie-i-vzaimoobogashenie-s-russkoj-muzikalnoj-kulturoj-chast-9.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernie-voprosi-dlya-podgotovki-k-ekzamenu-primernaya-programma-modulya-tamozhennie-proceduri-rekomenduetsya-dlya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-obrazec-zadaniya-na-diplomnij-proekt-metodicheskie-ukazaniya-po-diplomnomu-proektirovaniyu-dlya-studentov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-utverzhden.html
  • shkola.bystrickaya.ru/testovie-zadaniya-kontroliruyushie-razlichnie-znaniya-i-umeniya-po-istorii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-praktiki-po-profilyu-specialnosti-tehnologicheskaya-studentov-2-kursa.html
  • bystrickaya.ru/zhizn-cerkvi-vitalij-koresendovich-seminarist-ii-bogoslovskogo-kursa-nomera-paul-badde-die-welt-5.html
  • studies.bystrickaya.ru/-11-yazikovie-sredstva-virazitelnosti-pered-teoreticheskimi-svedeniyami-i-posle-nih-dayutsya-voprosi-kotorie-nacelivayut.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shema-territorialnogo-planirovaniya-razrabotana-v-kachestve-gradostroitelnogo-dokumenta-napravlennogo-na-sozdanie-optimalnih-uslovij-territorialnogo-i-socia-stranica-10.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-elektroliz-rasplavov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/respubliki-marij-el-za-2005-god-vvedenie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proceduri-vzaimodejstviya-mezhdu-specializirovannoj-organizaciej-i-zaoipt-ideya-stranica-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-mezhdunarodnoe-razdelenie-truda.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmi-politicheskih-obedinenij-test-na-gendernuyu-chuvstvitelnost-itogi-viborov-gendernij-sostav-gosudarstvennoj-dumi-chetvertogo-soziva-stranica-6.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vpoiskah-chudesnogo-fragmenti-neizvestnogo-ucheniya-perevod-n-v-fon-boka-c-izdatelstvo-chernisheva-spb-1992-stranica-29.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kandiba-viktor-mihajlovich-magiya-enciklopediya-magii-i-koldovstva.html
  • institut.bystrickaya.ru/tendernaya-dokumentaciya-otkritogo-tendera-po-zakupke-uslug-po-sozdaniyu-web-portala-id-tv-i-ego-tehnicheskoj-podderzhke-dlya-ao-kazahtelekom-na-2009-g.html
  • report.bystrickaya.ru/individualnaya-programma-viza-dlya-grazhdan-ukraini-viza-s-2009-goda-ne-trebuetsya-vsego-11-nochej.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizacionnoe-povedenie-annotirovannij-bibliograficheskij-ukazatel.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-prestuplenie-ili-vopros-stroitelstva-oboronitelnih-rubezhej-pod-kazanyu.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-uchebnoj-disciplini-pp.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-uchebnij-kurs-zoologiya-zhivotnie-7-klass-programma-avtorskij-kollektiv-pod-rukovodstvom-v-v-pasechnika-izdatelstvo-drofa-2002-g.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-oblast-obsheobrazovatelnaya-programma-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskij.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-avtonomnie-dihatelnie-apparati-don-miller-podvodnij-specnaz-istoriya-operacii-snaryazhenie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/3-trebovaniya-k-rezultatam-osvoenie-disciplini-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stroitelstvo-avtodorogi-v-stvore-ul-volochaevskoj-ot-ul-dubrovinskogo-do-ul-kopilova-stranica-6.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-hronicheskoe-sistemnoe-venericheskoe-infekcionnoe-zabolevanie.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-poslednee-vremya-stalo-modnim-predstavlyat-hristianstvo-v-vide-etakogo-rasplivchatogo-i-besformennogo-mirovozzreniya-bezvolno-smiryayushegosya-so-vsem-proishodyashim.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-russkomu-yaziku-8-klass-bazovij-uroven-stranica-19.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.