.RU

Петровский А. В., Ярошевский М. Г. П 30 Психология: Учебник для студ высш пед учеб, заведений. 2-е изд., стереотип - страница 22



гога приводит к резкой поляризации оценок: незнакомец оценивается

как глупый, злой, хитрый и т.п. или, напротив, как умный, добрый,

простодушный и т.п., а голос другого оставляет оценки столь

347

же аморфными, какими они были в первой экспериментальной се-

рии. Очевидно, что первый педагог в большей степени личностно

представлен, персонализирован в своих учениках.

Таким образом, в структуру личности человека входят три

образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее

представленность в системе межличностных отношений и,

наконец, в других людях. Естественно, что личность может

быть охарактеризована в единстве всех трех сторон ее сущест-

вования, как субъект межиндивидных, социальных по своему

происхождению, связей и отношений.

Единство рассмотрения личности во всех трех ее подструк-

турах покажем на примере такой важной ее характеристики,

как авторитетность.

Авторитет складывается в системе межиндивидных отноше-

ний и в зависимости от уровня развития группы проявляется в

одних общностях как жесткий авторитаризм, реализация

прав сильного, как по преимуществу, а в

других, высокоразвитых, группах - как демократическая

, личностное выступает как групповое,

групповое как личностное (интериндивидная подсистема лич-

ности). В рамках метаиндивидной подсистемы личности ав-

торитетность - это признание другими за индивидом права

принимать значимые для них решения в значимых обстоятель-

ствах; это результат того вклада, который индивид внес своей

деятельностью в их личностные смыслы. В низкоразвитых

группах - это следствие конформности ее членов, в группах

типа коллектива - результат самоопределения. Таким образом,

авторитетность - это идеальная представленность субъекта

прежде всего в других (он может иной раз не знать о степени

своей авторитетности) и только в связи с этим в самом субъ-

екте. Наконец, во внутрииндивидном лично-

сти - это комплекс психологических качеств субъекта: в од-

ном случае - своеволие, жестокость, завышенная самооценка,

нетерпимость к критике, в другом - принципиальность, высо-

кий интеллект, доброжелательность, разумная требователь-

ность и т.д. (интраиндивидная подсистема личности).

Метаиндивидная подсистема личности в большей мере, чем

другие, выражает одну из важнейших духовных потребностей

человека - потребность быть личностью, т.е. своей деятельно-

стью производить значимые для других людей изменения их ин-

теллектуальной и эмоциональной сфер. Эта потребность может

быть осознана или не осознана субъектом, может быть у одного

человека более интенсивной, у другого - менее, ее реализация

может приводить к благоприятным или неблагоприятным по-

348

следствиям для других людей, наконец, один человек может

располагать средствами для ее удовлетворения (за счет высокого

интеллекта, или богатства эмоционального мира, или широкого

набора разнообразных умений, или исключительной смелости

и решительности, или же всех этих качеств вместе взятых), а у

другого эти средства более ограничены.

Потребность индивида быть личностью существует в кон-

кретной форме. Так, например, в группах корпоративного типа

каждый стремится быть личностью за счет деперсонализации,

подавления потребности и способности быть личностью у всех

других. Экспериментальные исследования показали, что опти-

мальные условия для удовлетворения потребности быть лично-

стью (быть персонализированным, продолженным в других

людях) создаются в группе высшего уровня развития.

Итак, чтобы понять личность учащегося, педагог должен

рассматривать школьника в системе его действительных от-

ношений со сверстниками, родителями и учителями, а не как

образованную жестким сочетанием индивидуаль-

ных качеств изолированную в организме класса и

школы. Необходимо изучить и группы, в которые он входит, в

которых он действует и общается, производит и принимает

, осуществляя преобразование интеллектуальной и

эмоциональной сферы других людей и в свою очередь претер-

певая изменения, приняв от них. В центре внимания

учителя должны находиться активность личности и характер

ее социально значимой направленности.

^ ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В

ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

На протяжении XX века в мировой психологической науке

сложилось три основных направления, в русле которых были

разработаны наиболее значительные теории личности: глу-

бинная, или психоаналитическая психология; гуманистическая

психология; до некоторой степени особняком стоит психоло-

гическая теория личности германо-американского психолога

К.Левина - топологическая психология.

Уже в начале века венский психиатр и

Психоанали- психолог З.Фрейд предложил свою трак-

тические теории товку личности человека, оказавшую ог-

личности ромное влияние не только на психолргиче-

скую науку и психотерапевтическую прак

тику, но и в целом на культуру во всем мире. Дискуссии, свя

занные с анализом и оценкой фрейдовских идей, длились не

349

одно десятилетие. Согласно взглядам Фрейда, разделяемым

значительным числом его последователей, активность человека

зависит от инстинктивных побуждений, прежде всего по-

лового инстинкта и инстинкта самосохранения. Однако в

обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же сво-

бодно, как в животном мире, общество накладывает на чело-

века множество ограничений, подвергает его инстинкты, или

влечения, , что вынуждает человека подавлять, тор-

мозить их. Инстинктивные влечения оказываются, таким об-

разом, вытесненными из сознательной жизни личности как

позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в

сферу бессознательного, , но не исчезают.

Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они

исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлять

поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в раз-

личные формы человеческой культуры и продукты человече-

ской деятельности. В сфере бессознательного инстинктивные

влечения объединяются в зависимости от своего происхождения

в различные комплексы, которые и являются, по утвер-

ждению Фрейда, истинной причиной активности личности.

Соответственно одной из задач психологии признается выяв-

ление бессознательных комплексов и содействие осознанию

их, что ведет к преодолению внутренних конфликтов личности

(метод психоанализа). К числу таких побуждающих причин,

например, относили эдипов комплекс.

Суть его в том, что в раннем детстве у каждого ребенка,

как предполагается, возникает драматическая ситуация, кото-

рая напоминает конфликт, составляющий основное содержа-

ние трагедии древнегреческого драматурга Софокла <Царь

Эдип>: по неведению кровосмесительная любовь сына к матери

и убийство отца. По Фрейду, эротическое влечение мальчика

в возрасте четырех лет к матери и желание смерти отца

(эдипов комплекс) сталкивается с другой силой - страхом

перед ужасным наказанием за кровосмесительные сексуаль-

ные побуждения (катастрационный комплекс).

Все дальнейшее развитие личности мыслилось как столк-

новение между вытесненными в сферу бессознательного раз-

личными комплексами.

Внимательное рассмотрение концепции личности Фрейда

(которому принадлежала заслуга привлечения внимания к

сферам бессознательного и мотивации), даже если оставить в

стороне версию о сексуальных влечениях и страхах ребенка,

позволяет заметить, что активность человека понимается как

биологическая, природная сила. Она аналогична инстинктам

350

животных, т.е. такая же бессознательная, при всех ее измене-

ниях, и конфликтах с внешне ей противопо-

ставленным обществом. Функция последнего сводится только к

ограничению и влечений. Подобная трак-

товка личности и ее активности фактически превращает лич-

ность в существо, по сути, биологическое. При этом предпо-

лагается, что человек и общество принципиально чужды друг

другу, что их отношения возможны лишь

при подавлении одного силой другого, вечном насилии одного

над другим, при постоянной угрозе бунта бессознательного,

прорыва в агрессию, невроз и т.д.

Стремление Фрейда вывести всю активность личности из

одних лишь сексуальных побуждений (потом к ним прибави-

лось ) встречало возражения у многих пси-

хологов, что стало одной из причин зарождения неофрейдизма

(К.Хорни и др.), для которого характерно сочетание класси-

ческого фрейдизма с определенными отступлениями от него.

В понимании личности неофрейдисты отказываются от при-

оритета сексуальных влечений и отходят от биологизации

человека. На первый план выдвигается зависимость личности

от среды. При этом личность выступает в качестве проекции

социальной среды, которой личность якобы автоматически

определяется. Среда проецирует на личность свои важнейшие

качества, они становятся формами активности этой личности

(например, поиски любви и одобрения, погоня за властью,

престижем и обладанием, стремление покориться и принять

мнение группы авторитетных лиц, бегство от общества).

К.Хорни связывает основную мотивацию поведения чело-

века с - беспокойством, объяс-

няя его впечатлениями раннего детства, той беспомощностью

и беззащитностью, которые переживает ребенок, сталкиваясь с

внешним миром. стимулирует действия,

способные обеспечить безопасность. Таким образом, форми-

руется ведущая мотивация личности, на которой базируется

его поведение.

Преимущественно американская гума-

Гуманистическая мистическая психология, получившая в

психология последние десятилетия широкое распро

странение на Западе, в понимании личности

и ее активности на первый взгляд кажется чем-то противопо

ложным психоаналитическому направлению. Однако, как это

далее станет очевидным, они смыкаются в своих основных ха

рактеристиках. В отличие от психоаналитиков, которые, пыта

ясь открыть источник активности, обращаются к прошлому, к

351

вытесненным в бессознательное впечатлениям и переживаниям

ребенка, гуманистическая психология, чье развитие связано с

трудами К.Роджерса, А.Маслоу, Г.Олпорта и др., главным

фактором активности личности считает устремленность к бу-

дущему, к максимальной самореализации (самоактуализации).

Используя принятое в физико-матема-

Топологическая тических науках понятие , К.Левин

психология объясняет поведение личности тем, что

различные точки и районы жизненного

пространства (поля), в котором существует индивид, стано

вятся мотивами его поведения в силу того, что он испытывает

в них потребность. Когда потребность в них исчезает, то и

значение объекта утрачивается. В отличие от психоанализа,

К.Левин не видит в потребности биологической предопреде

ленности. Мотивация детерминируется не природными свой

ствами человека, а его взаимодействием с полем, в котором

объекты по-разному притягательны: обладают либо положи

тельной, либо отрицательной валентностью.

Наличие трех-четырех ведущих направлений в понимании

личности, сложившихся в мировой психологической науке, и

несовпадение их исходных принципов вполне закономерно

порождало постоянную полемику.

Критике подвергался пансексуализм З.Фрейда (гипертро-

фия роли полового влечения и ранней детской сексуальности),

известная механичность топологической теории К.Левина.

Критические соображения, в том числе и далекие от защиты

тех или иных идеологических догм, выдвигались и в связи с

концепциями гуманистической психологии, в частности по

поводу одного из ее центральных понятий - самоактуализа-

ции личности. Однако критики отнюдь не отвергали саму

идею самоактуализации как одну из важнейших мотиваций

личности. А.Маслоу понимал феномен самоактуализации как

процесс, ограниченный самосознанием личности, но вполне

допустимо понимание самоактуализации как стремление к

персонализации.

Скульптор, создающий статую, удовлетворяет свое творче-

ское стремление воплотить в мраморе замысел и осознает пре-

жде всего само данное стремление. Именно этот момент схва-

тывают различные теории самовыражения и самоактуализации

личности типа концепции А.Маслоу. Зачем же тогда художник

стремится продемонстрировать свое творение максимально

большому кругу людей, в особенности тем, кого он считает

ценителями, т.е. своей референтной группе? Казалось бы, он

выразил себя, реализовал в предмете, в конце концов получил

352

за это деньги - и акт самоактуализации обрел свое завершение.

Очевидно, однако, что субъект-объектным актом (художник -

картина) творческая деятельность не кончается, и стремление

остается нереализованным, пока не удастся достроить следую-

щее звено субъект-объект-субъектной связи (художник - карти-

на - зритель), которое позволит осуществить необходимую

персонализацию художника в значимых для него других.

Какие бы критические соображения не высказывались по

поводу охарактеризованных здесь психологических теорий

личности, творческий вклад их создателей и разработчиков

невозможно переоценить. В результате построения психоана-

литических и других теорий личности психология обогатилась

огромным числом понятий, продуктивных исследовательских

методик и тестов. Им она обязана обращением к области

бессознательного, возможностями осуществления широкомас-

штабной психотерапевтической практики, усилением связей

между психологией и психиатрией и другими значительными

продвижениями, обновившими облик современной психологии.

^ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Если при решении вопроса о том, почему человек стано-

вится активнее, мы анализируем сущность потребностей, в

которых выражено состояние нужды в чем или ком-либо,

приводящее к активности, то для того, чтобы определить, во

что выльется активность, необходимо проанализировать,

чем определяется ее направленность, куда и на что эта ак-

тивность ориентирована.

Например, школьник хочет продолжить образование в ву-

зе. Однако сама эта потребность (общая для очень многих

учащихся) еще ничего не говорит о его мотивах (т.е. о том,

-ради чего он будет совершать те или иные действия (например,

поступать в вуз ради престижа, или чтобы не расстроить ро-

дителей, или чтобы овладеть знаниями и умениями по при-

влекательной специальности, или чтобы продлить период

учебы, неважно где). Внешне действия по подготовке в вуз

могут выглядеть одними и теми же, однако психологически

они совершенно различны, так как различны их мотивы. Оче-

' видно, что и в перспективе значение мотивов для дальнейшего

профессионального развития личности также будет различ-

ным: для одних студентов учеба будет ступенькой к углубле-

нию своей личности, овладению знаниями и навыками, для

других - , так как

их мотивы были чисто внешними, преходящими.

353

12 Псих

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих дея-

тельность личности и относительно независимых от наличных

ситуаций, называется направленностью личности человека.

Целостно рассматривая поведение школьника, анализируя

его психологию, необходимо выяснить его устойчивые моти-

вы. Только в этом случае можно судить, случаен или законо-

мерен для подростка данный поступок, предвидеть возмож-

ность его повторения, предотвратить возникновение одних и

поощрить развитие других черт личности.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осоз-

нанными или вовсе неосознаваемыми.

Основная роль направленности личности принадлежит

осознанным мотивам.

Осознавая объект потребности как цель, человек соотно-

сит свои личные цели с целями группы, к которой он принад-

лежит, и вносит необходимые коррективы, поправки в содер-

жание своих целей либо маскирует их в случае несовместимо-

сти с целями общности.

Когда осознается не только цель как идеальное предвос-

хищение результата деятельности человека, но и реальность

осуществления этой цели в значимом объекте, то это рассмат-

ривается как перспектива личности. Педагог может оказать

помощь школьникам в создании новых перспектив путем

использования уже имеющихся и постепенной постановки

более ценных.

Состояние расстройства, подавленности, возникающее в

тех случаях, когда человек на пути к достижению цели стал

кивается с препятствиями, барьерами, которые являются ре

ально непреодолимыми или воспринимаются как таковые,

называется фрустрацией. Фрустрация может привести к раз

личным изменениям поведения и самосознания личности.

т* Интерес - мотив, способствующий ори-

---*-- ентировке в какой-либо области, ознаком

лению с новыми фактами, более полному и глубокому отраже

нию действительности. Субъективно, для индивида, интерес

обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, ко

торый приобретает процесс познания, в желании глубже оз

накомиться с объектом, узнать о нем еще больше, понять его.

Роль интересов в процессах деятельности исключительно

велика. Интересы заставляют личность активно искать пути и

способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и

понимания. Удовлетворение интереса, выражающего направ-

ленность личности, как правило, не приводит к его угасанию,

а внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает

354

возникновение новых интересов, отвечающих более высокому

уровню познавательной деятельности. Таким образом, инте-

ресы выступают в качестве постоянного побудительного ме-

ханизма познания.

Интересы могут быть классифицированы по содержанию,

цели, широте и устойчивости.

Различие интересов по содержанию выявляет объекты

познавательных потребностей и их реальное значение для

целей данной деятельности и шире - для того общества, к

которому принадлежит личность. Психологически существенно

то, к чему по преимуществу проявляет интерес человек и какова

общественная ценность объекта его познавательных

потребностей. Одна из важнейших задач школы - формиро-

вание серьезных и содержательных интересов, которые сти-

мулировали бы активную познавательную и трудовую дея-

тельность подростка или юноши и сохранялись бы за преде-

лами школы.

Различие интересов по признаку цели выявляет непо-

средственные и опосредствованные интересы. Непосредствен-

ные интересы вызываются эмоциональной привлекательностью

значимого объекта (<Мне интересно это знать, видеть, пони-

мать>, - говорит человек). Опосредствованные интересы возни-

кают тогда, когда реальное общественное значение чего-либо

(например, учения) и субъективная значимость его для личности

совпадают (<Это мне интересно, потому что это в моих

интересах!> - говорит в этом случае человек). В трудовой и

учебной деятельности далеко не все обладает непосредственной

эмоциональной привлекательностью. Поэтому так важно фор-

мировать опосредствованные интересы, которые играют веду-

щую роль в сознательной организации процесса труда.

Интересы различаются по широте. У иных людей они

могут быть сконцентрированы в одной области, у других -

распределены между многими объектами, обладающими ус-

тойчивой значимостью. Разбросанность интересов нередко

оказывается отрицательной чертой личности, однако было бы

неверным трактовать широту интересов как недостаток. Бла-

гоприятное развитие личности, показывают наблюдения,

предполагает широту, а не узость интересов.

Интересы могут подразделяться и по степени их ус-

тойчивости. Устойчивость интереса выражается в длитель-

ности сохранения относительно интенсивного интереса. Устой-

чивыми будут интересы, наиболее полно выявляющие основные

потребности личности и поэтому становящиеся сущест-

венными чертами ее психологического склада. Устойчивый

355

интерес - одно из свидетельств пробуждающихся способно-

стей человека и в этом отношении имеет определенную диаг-

ностическую ценность.

Некоторая неустойчивость интересов является возрастной

особенностью старших школьников. У них интересы нередко

принимают характер страстных, но кратковременных увлече-

ний, например, одновременно математикой, историей, филосо-

фией, психологией и логикой. Берясь за все горячо, такие ребята,

не вникнув глубоко в дело, загораются новым интересом.

Интересы к различным занятиям, вспыхивающие и угасающие

в подростковом и юношеском возрасте, обеспечивают молоде-

жи интенсивный поиск призвания и помогают проявлению и

обнаружению способностей. Задача педагогов заключается не в

том, конечно, чтобы заставить юношу заниматься только тем

делом, которое его первоначально заинтересовало, а в том,

чтобы углублять и расширять его интересы, делать их дейст-

венными, превращать в стремление, в склонность заниматься

деятельностью, ставшей центром его интересов.

Интересы - это важная сторона мотивации деятельности

личности, но не единственная. Существенным мотивом пове-

дения являются убеждения.

Убеждения Убеждения - это система мотивов

лич-

--- -- ности, побуждающих ее поступать в со

ответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений -

это знания об окружающем мире природы и общества, их

определенное понимание. Когда эти знания образуют упоря

доченную и внутренне организованную систему воззрений

(философских, эстетических, этических, естественнонаучных и

др.), то они могут рассматриваться как мировоззрение.

Эволюция убеждений относится прежде всего к их содер-

жательной стороне. В них все больше проступают черты

мировоззрения личности. Мысли и идеи, принципы, которые

высказывает человек, определяются всем содержанием его

жизни, запасом его знаний, они входят в систему его взгля-

дов как их необходимая составная часть, они приобретают

для человека особый личностный смысл, и поэтому он испы-

тывает настоятельную потребность утвердить эти мысли и

принципы, защитить их, добиться того, чтобы их разделяли

и другие люди.

Наличие убеждений, охватывающих широкий круг вопро-

сов в области литературы, искусства, общественной жизни,

производственной деятельности, свидетельствует о высоком

уровне активности личности человека.

356

Степень развития и характер направленности активности

личности у разных людей различны. Нередко человек знает,

как следует поступать в тех или иных конфликтных ситуациях,

знает, какую точку зрения следует поддерживать в споре, и,

однако, не переживает это знание как потребность утвердить

его в жизни. Рассогласование знаний личности и ее по-

требностей, мотивов становится дефектом сферы убеждений,

что свидетельствует о наличии у него своего рода двойной

морали. Другими словами, его действительные убеждения су-

щественно отличаются от тех, которые он провозглашает и

демонстрирует окружающим. Сознавая это, он может тратить

много усилий на то, чтобы производить впечатление цельного,

принципиального человека.

Мотивы, о которых шла речь до сих пор, характеризуются

прежде всего тем, что они являются осознанными. Другими сло-

вами, человек, у которого они возникают, отдает себе отчет в

том, что побуждает его к деятельности, что является содержа-

нием его потребностей. Однако далеко не все мотивы входят в

данную категорию. Немаловажную область мотивации челове-

ческих действий и поступков образуют неосознаваемые побуж-

дения, к рассмотрению которых мы и переходим.

Психологическая установка - это не-

Психологическая осознаваемая личностью готовность дей-

установка ствоватъ определенным образом, что ведет

к построению или изменению способа и ха

рактера поведения, восприятия и общения. Явлению психоло

гической установки посвящено огромное число эксперимен

тальных исследований. Опишем некоторые из них.

Группу людей, находящуюся в темном помещении, просят

смотреть на тускло мерцающую во мраке точку. Объективно точка

неподвижна. Между тем наблюдателям кажется, что она движется.

Это впечатление - так называемый аутокинетический эффект -

результат неосознаваемых движений глаз. Каждый из группы видит

точку движущейся. Однако направление движения описывается

каждым по-разному. Для одних это движение вверх, для других -

вниз, вправо, влево и т.п. Но если в группе провести дискуссию, то в

конечном счете возобладает чье-то мнение, и тогда все будут

видеть, что точка движется в одном,

направлении.

Так проявляется установка, т.е. готовность определенным

образом воспринять движущуюся точку. Эта готовность вос-

принимать, понимать, трактовать объект восприятия, мыш-

ления, оценки не осознается человеком. Как правило, он убе-

жден в полной своей объективности и не подозревает о том,

357

что находится под воздействием сложившейся у него субъек-

тивной установки.

В главе приводился пример, как двум группам

студентов показывали фотографию одного и того же человека,

причем первой группе он был представлен как видный ученый,

а второй - как преступник. Совершенно очевидно, что установка

оказала влияние на всю систему суждений и оценок студентов

и существенно ориентировала процесс восприятия.

Двумя канадскими психологами был поставлен экспери-

мент, продемонстрировавший действие установки в условиях

обучения в колледже.

Первоначально психологи провели обследование всех учащихся.

Предполагалось, что они определяют степень умственной одаренно-

сти каждого. Однако реально подобную задачу исследователи перед

собой не ставили, и конечные результаты обследования в дальней-

шей работе не учитывались. Между тем преподавателям колледжа

были сообщены фиктивные результаты определения одаренности

только что поступивших в колледж и дотоле неизвестных им моло-

дых людей. Исследователи совершенно произвольно разделили всех

учащихся на три подгруппы. В отношении первой подгруппы препо-

давателям колледжа была дана информация, что она состоит сплошь

из высокоинтеллектуальных молодых людей. Вторая подгруппа

была охарактеризована как показавшая самые низкие результаты.

Третья была подана как средняя по умственной одаренности. Затем

все учащиеся были распределены по разным учебным группам, но

соответствующими ярлыками они уже были снабжены, и те, кому их

предстояло обучать, хорошо знали и помнили их.

К концу года выяснились успехи студентов в учебе. Первая под-

группа радовала преподавателей учебными pesynbTafaMn; студенты

же, входящие во вторую подгруппу, учились плохо. Третья подгруппа

ничем особенным не выделялась - в ней успевающие и неуспевающие

были распределены достаточно равномерно, как во всем колледже.

Какой вывод мог быть сделан?

Были все основания полагать, что у преподавателей под

влиянием психологического (напомним, что

истинные его результаты оставались для них неизвестными)

сложилась установка: позитивная - в отношении представи-

телей первой подгруппы; негативная - к студентам второй

подгруппы, и они, очевидно, предприняли какие-то шаги для

того, чтобы эту свою установку оправдать. Их предвзятость

благоприятно сказалась на одних и пагубно на других студен-

тах. Эксперимент жестокий (нарушен важнейший этический

принцип, равно значимый как для психологов-эксперимен-

таторов, так и для врачей: ), но тем не менее

весьма показательный.

358

Знать о той роли, которую играет психологическая уста-

новка в возникновении возможного субъективизма оценок,

необходимо всем. При этом следует понимать, что хотя уста-

pogranichnie-sostoyaniya.html
pogranichniki-unichtozhili-finskij-pasport-rimmi-salonen-raskritie-religioznih-i-nacionalnih-tradicij-v-kontekste.html
pogrebalnaya-praktika-naseleniya-glazkovskoj-kulturi-pribajkalya-po-materialam-mogilnika-huzhir-nuge-xiv-07-00-06-arheologiya.html
pogrebeniya-sinovej-sergej-fomin.html
pogrebnoj-aleksandr-vladimirovich-matematicheskie-i-programmnie-sredstva-postroeniya-arhitekturi-i-topologii-seti-vichislitelnoj-sistemi-dlya-upravleniya-territorialno-raspredelennimi-obektami.html
pogreshnosti-i-usloviya-primeneniya-impulsnih-metodov-opredeleniya-teplofizicheskih-harakteristik-materialov.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekskursionnaya-rabota-istoriya-yaroslavskogo-kraya-19302005-gg.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/potok-stranica-2.html
  • report.bystrickaya.ru/imidzh-bibliotechnoj-professii-imidzh-bibliotekarya-imidzh-shkolnogo-bibliotekarya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kak-stroilas-gpntb-so-ran-e-b-soboleva-otvetstvennij-za-vipusk.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-53-metodika-ucheta-kassovih-nalichnih-i-srochnih-sdelok-moskovskoe-glavnoe-territorialnoe-upravlenie-banka-rossii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posobie-dlya-uchitelej-rukovoditelej-turistskih-pohodov-so-shkolnikami-izdanie-2-e-ispravlennoe-i-dopolnennoe.html
  • thescience.bystrickaya.ru/karr-allen-legkij-sposob-sbrosit-ves-stranica-7.html
  • student.bystrickaya.ru/232-poliparadigmalnost-sociologii-uchebnoe-posobie-osnovi-sovremennoj-sociologii-god-izdaniya-2001-izdatel.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-proektnogo-seminara-vvedenie-fgos-trebovaniya-k-osnovnoj-obrazovatelnoj-programme-i-finansovo-ekonomicheskie-mehanizmi-ee-realizacii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/inflyaciya-i-politika-regulirovaniya-dohodov.html
  • college.bystrickaya.ru/3-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-otdelnih-razdelov-otcheta-metodicheskie-ukazaniya-po-prohozhdeniyu-preddiplomnoj.html
  • education.bystrickaya.ru/2012-g-svodnij-plan-meropriyatij-provodimih-v-sisteme-obrazovaniya-goroda-moskvi-s-7-po-13-maya-2012-g.html
  • shkola.bystrickaya.ru/spektronnpoooo-informaciya-ob-uchastnikah-9-mezhdunarodnoj-specializirovannoj-vistavki-analitika-ekspo-2011-26-29.html
  • universitet.bystrickaya.ru/toki-utechki-i-koefficienti-asimmetrii-dlya-silovih-kabelej-pravila-ustrojstva-elektroustanovok-pue-sedmogo-izdaniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predpolagaemie-semestri-12-cel-disciplini.html
  • teacher.bystrickaya.ru/feliks-dzerzhinskij-stranica-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obvinitelnoe-zaklyuchenie-po-ugolovnomu-delu-18432766-07-tom13-stranica-7.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-buhgalterskij-uchet-operacij-s-cennimi-bumagami-sostavlen-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-prokurorskaya-deyatelnost-i-organi-prokuraturi-2-chasa-metodicheskie-materiali-dlya-studentov-1-kursa-zaochnogo.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dalnevostochnaya-akademiya-gosudarstvennoj-sluzhbi-24-marta-2009-goda-provodit-vosmuyu-vserossijskuyu-nauchno-prakticheskuyu-konferenciyu-molodih-issledovatelej.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-kompleksnaya-mehanizaciya-i-avtomatizaciya-putevih-i-stroitelnih.html
  • tests.bystrickaya.ru/m-rabiger-rezhissura-dokumentalnogo-kino-i-postprodakshn.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kursa-aktualnie-problemi-sovremennoj-cocialnoj-psihologii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-drukovanih-prac-pshak-v-p-stranica-6.html
  • school.bystrickaya.ru/232b-tanec-dlya-malenkih-ot-2-do-6-let-metodika-i-postanovki-stranica-47.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-ego-cherepa-bila-zapolnena-zhidkostyu-i-soglasno-dogmam-on-ne-dolzhen-nejrolingvisticheskoe-rogrammirovanie-podborka.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shedrovickij-pg-chto-predlagaet-sistemo-misledeyatelnostnaya-metodologiya.html
  • bystrickaya.ru/vojna-1812-goda.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-chast-avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-na-temu-reklama-na-radio-deyatelnost-reklamnoj-sluzhbi-na-primere-radiostancij-velikogo-novgoroda.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sposobi-poddelki-dokumentov-vosstanovlenie-i-issledovanie-dokumentov.html
  • student.bystrickaya.ru/1997-god-god-100-letiya-so-dnya-rozhdeniya-borisa-nikolaevicha-abramova-svoim-podvigom-on-prines-svet-v-nashu-zhizn-ego-priziv-bil-uvazhajte-drug-druga-proyavlyaj-stranica-9.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shkolnij-referat-i-problemi-ego-napisaniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nadezhda-ionina-stranica-7.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-7-zhizn-v-zelyonom-cvete.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.