.RU

Первые Общества Трезвости в России появились в 1858 году в Ковенской, Гродненской и Виленской губерниях



^ Первые Общества Трезвости в России появились в 1858 году в Ковенской, Гродненской и Виленской губерниях. Главным деятелем здесь был епископ Жмутский Матвей Казимир. Каждый настоятель храма, записавшийся в это общество был старшим братом над братиями всего прихода. Пресвятая Дева Мария считалась покровительницею общества: была составлена особая молитва, в которой испрашивалась ее помощь в укреплении в трезвости.

Одновременно с появлением Обществ Трезвости в Литовском крае появились таковые и в Поволжье и в центральных губерниях, откуда перешли он в южные, северные, восточные края и даже в Сибирь.

По всей России началось движение народа за трезвость, вызванное, надо правду сказать, не столько сознанием вреда пьянства, а просто, как это отмечалось – по причине непомерной дороговизны и недоброкачественности вина.

Все дело в таких обществах сводилось к составлению договора не пить водки, не покупать ее у откупщиков, а если надо, на праздники или на свадьбу, то покупать так называемое сантуринское или иное виноградное вино. Нарушители договора подвергались штрафу до 5 рублей и 25 ударам розгами.

1 января 1863 года откупщики устроили распродажу своей скверной водки по дешевым ценам, народ празднуя, набросился на дешевку и запил по-прежнему. «Гумна очистились от хлеба, карман от денег, мозги от ума, мощь и сила русского народа были потрясены» - как писали современники тех событий.

После этого Общества трезвости исчезли, и о них не было слышно до конца 80-х годов. (26. С. 77 – 80)


2. 3. Деятельность Общества Трезвости, устроенного С.А. Рачинским в 1882 году.


В 1882 году учредилось «согласие» трезвости в селе Татеве, Смоленской губернии. Устав этого последнего общества, устроенного Сергеем Александровичем Рачинским (1833-1902), впоследствии послужили образцом для организации массы церковно-приходских обществ Трезвости.

Сергей Александрович в 33 года защитил докторскую диссертацию и стал профессором Московского университета. Его ждала блестящая карьера ученого. Но он не пожелал жить в тлетворной атмосфере атеистического и эгоистического духа «образованного общества» того времени. Вопросы веры и жизни для него были неразделимы. Он подает в отставку и через 4 года окончательно переезжает в родовое имение Татево, где нашел себе занятие по душе – работу простого сельского учителя.

5 июля 1882 год после молебна преподобному Сергию Радонежскому в местной церкви несколько человек, желающих вести трезвый образ жизни, дали обет не употреблять спиртное в течении года.

С тех пор обед этот 5 июля ежегодно обновлялся почти теми же лицами, с небольшим численным приростом. Число членов общества колебалось между 50 и 70 (кроме детей). Состояло общество почти исключительно из бывших учеников Татевской школы.

Имена членов Татевского общества трезвости во имя Сергия Радонежского заносились в «Книгу Трезвости», хранящуюся в церкви, и поминались за Богослужением.

С.А. Рачинский впервые сформулировал главное правило утверждения трезвой жизни: трезвенная работа может быть плодотворной только при приходе. Эту мысль он повторял до самой своей смерти. Он сразу же указал, что человек должен непременно осознать главный мотив присоединения к обществу трезвости – желание жить жизнью, Богу угодной и определили, что главное средство обретения трезвой жизни – обет трезвости как церковная формула отречения от пьянства.

Обет трезвости должен принимать, как правило, не посторонний или малоизвестный человек, но тот, кто решает стать членом общества трезвости, кто осознал смысл этого духовного акта, кто искренне готов жить трезвой жизнью, кто намерен служить делу утверждения трезвой жизни.

Наблюдения показали, что если кандидат в трезвенники не соответствует тем критериям, обет трезвости для него неполезен. Сколько раз мы видели, как принятый людьми обет вскоре нарушается! Почему? Потому что к этому духовному акту подходят с желанием без трудов, быстренько получить облегчение и … сбежать из храма – по быстрее и подальше.

Благодатная церковная форма отречения от пьянства – обет трезвости – предлагается человеку не для того, чтобы по маловерию ее нарушать, становиться клятвопреступником.

Рачинский говорил, что обет трезвости предполагает решительное изменение жизни человека. Он должен начинать жить церковной жизнью, должен расстаться со своим эгоизмом, обязан приложить усилия к покаянию – и не на словах только, а на деле.

Как удобнее и легче это совершить? Конечно же, участвуя в приходской работе и пользуясь поддержкой членов общества трезвости.

С 25 сентября 1888 года все больше и больше крестьян из соседних деревень стало присоединяться к обществу. И вскоре число членов возросло с 50-70 до 383.

Особо следует отметить один очень важный момент. В письме от 21 декабря 1890 года студентам IV курса Казанской Духовной академии, Рачинский пишет: «пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мною соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи». (44. С. 208)

Устав Татевского общества во имя Сергия Радонежского послужил впоследствии образцом для организации массы церковно-приходских обществ Трезвости.

Новое, второе движение к устройству обществ Трезвости, особенно между простым народом, было вызвано главным образом постановлениями Священного Правительствующего Синода, которыми он в 1889 году предложил заняться организацией обществ Трезвости, как средство для борьбы с пьянством.

Этот призыв не остался без внимания - по России опять начали возникать общества Трезвости – и русские, и финские, и латышские.


^ 2. 4. Распространение Обществ Трезвости в России после 1889 года


Организация русских обществ Трезвости с 1889 года шла и в городах и в уездах. Уставы городских обществ утверждались в основном Министерством Внутренних Дел, а находящиеся в уездах, так называемые церковно-приходские общества, утверждались уставом у местного Епископа.

Следует отметить, что утверждение уставов у Епископов происходило очень быстро, тогда как в Министерстве Внутренних Дел тянулось по нескольку лет. Число членов в обществах колебалось от 10-15 человек до 50-100 и более человек обоего пола всех сословий и конечно совершеннолетних.

В 1899 году И.И. Григорьев в своей книге «Русские общества Трезвости» пишет: «Как велика цифра русских обществ Трезвости, сколько в них членов, это сказать трудно. Верно то, что едва ли найдется хоть одна губерния, где бы в нескольких уездах не было обществ Трезвости. Они за последнее время не престают организовываться, так что, в общем число их надо считать сотнями...»

При вступлении в общество, в одних случаях по уставу дается обязательство соблюдать правила устава, а в других, особенно в церковно-приходских обществах, принимается присяга – дается клятвенное обещание, при чем целуется Крест и Евангелие. За последние годы, когда последовало со стороны некоторых Архиепископов разъяснение о том важном значении, какое имеет присяга, и что нарушение ея является серьезным проступком, духовенство в одних случаях стало брать только словесный обет трезвости, в других собственноручно писанное или подписанное заявление о желании вступить в общество с обязательством подчинения требованиям последнего.

Вот образцы подобных подписок в Христианском обществе Трезвости и Воздержания, в слободе Головачи: «^ Я, нижеподписавшийся, чистосердечно и неизменно вступаю в общество, с условием строгого подчинения всем правилам и постановления оного».

В Обществе Трезвости в селе Костогрызове, Днепропетровского уезда, Таврической губернии: «Помоги мне, Господи, силою Креста и Евангелия в продолжении (время обозначается) не употреблять никаких спиртных напитков для спасения своей души и для благого примера на других в том же отношении».

Прием в члены происходит на разные сроки, то на один год, как это практикуется в городски обществах, то на несколько месяцев, на 5 - 6, а в иных обществах и на всю жизнь.

В церковно-приходских обществах Трезвости прием происходит обыкновенно при торжественной обстановке, или же в день годового собрания. Вновь принятый получает обыкновенно образок местного святого, во имя которого учреждено общество Трезвости, затем имя трезвенника поминается «о здравии» в праздники на ектеньи, а если он умрет, будучи членом общества, то его имя поминается за «упокой»

За нарушение обета и устава виновные сначала подвергаются выговору, в некоторых обществах штрафуются, и, в конце концов, исключаются, при этом данный при вступлении в члены общества образок отнимается.

В церковно-приходских обществах Трезвости нарушение обетов встречаются, сравнительно говоря, довольно редко.

Следует отметить, что, несмотря на полезную деятельность обществ Трезвости, они далеко не всегда пользуются сочувствием у местного общества и даже у представителей местной власти. Из многих церковно-приходских обществ Трезвости нам сообщают, что члены их со стороны своих односельчан подвергаются насмешкам. Всякое отступление члена от устава, нарушение им обета трезвости служит для врагов праздником… Во многих случаях даже представители интеллигенции смеются над членами общества трезвости». (26. С. 78 - 90)

Грустно читать эти строки. Станет ли это уроком истории для нашего народа?


^ 2. 5. Деятельность Александро - Невского Общества Трезвости, организованного

священником Александром Рождественским


С давних пор святой князь Александр Невский считается небесным помощником всех русских людей, соблюдающих воздержание от спиртного. Покров над трезвенниками именно этого святого земли Русской не случаен.

30 августа 1898 года выдающимся подвижником благочестия священником Александром Васильевичем Рождественским (1863 – 1905) в возрасте 25 лет было создано знаменитое Общество трезвости. В день открытия общества в его члены был принят 151 человек.

Через 7 лет, в год кончины отца Александр (1905) количество трезвенников Александро - Невском обществе насчитывалось уже более 70 тысяч(!). К революции 1917 года под покровом святого князя Александра было уже более 100 тысяч.

Кто знал, что стало бы с Россией, если бы к тому времени в русском народе трезвенническое движение имело более широкое распространение. И кто знает, что стало бы, если не был бы создан этот твердый трезвый стержень.

^ Основными средствами, с помощью которых Александро - Невское, а по его примеру и другие православные общества трезвости осуществляли свою работу были следующие:

- совершение торжественных вечерних богослужений с чтением акафистов и, по возможности, с общим пением церковных песнопений;

- живая проповедь пастырей или мирян о вреде спиртного и необходимости трезвой жизни, внебогослужебные беседы, как в храме, так и вне храма: в школах, частных домах, социальных учреждениях;

- православная просветительская работа всеми доступными в то время средствами;

- общие собрания членов-трезвенников, братские чаепития;

- проведение крестных ходов, молитвенных стояний и паломничеств;

- издание православной литературы, и в первую очередь – трезвенной;

- открытие библиотек – читален.

О том, как любили священника Александра Рождественского и как скорбели об его утрате православные петербуржцы, красноречиво свидетельствуют слова, сказанные по его кончине выдающимися пастырями, писателями, общественными деятелями того времени. Свидетельствует о том и многочисленный людской поток, шедший в день похорон, 8 июля 1905 года, за белым гробом почившего.

Писатель Евгений Поселянин писал: «70 тысяч трезвенников!

Ведь это значит 70 тысяч семей можно считать застрахованными от когтей нужды, безработицы, беспросветного земного ада!

^ Это огромная область, отвоеванная у сатаны, это великий дар Царствию Божию…

Он мог действовать, потому что в душе его жила необоримая живая вера в несколько великих духовных сил:

- в верховную силу добра,

- в силу таинств Православной Церкви,

- в силу церковной проповеди,

- в силу печатного слова.

…После вечерней службы ежедневно бывали чтения с картинками волшебного фонаря в большой зале церковного дома. Было приятно видеть, как напряженно слушали люди о. Александра.

Он был неистощим в темах. Прочтет – в книге, в газете, журнале – что-нибудь хорошее и подходящее, непременно уже принесет к своим трезвенникам…

В беседе с народом он был весьма прост и понятен. Сухой человек назвал бы его сентиментальным. Он владел тайной потрясать порою до глубины своих слушателей. Поздним вечером поднимался он из залы в свою квартиру, и когда его трезвенники уже давно покоились мирным сном, он все продолжал трудиться, и все для них.

Желая доставить им здоровую духовную пищу он основал журнал «Отдых христианина» с приложением книжек «Трезвая жизнь».

Позднее было начато издание небольшого еженедельного журнальчика – «Воскресный Благовест». Оба они имели круг читателей. Но сколько трудов надо было предпринять, чтобы поставить и продолжить это дело!...

Отец Александр был счастлив своею деятельностью. Трезвенники его, число которых быстро росло, окружали его величайшей любовью. Его начинали ценить не только среди трудящихся классов столицы, но и во дворцах.

Епархиальная власть с сочувствием следила за деятельностью молодого священника. В 32 года он имел уже наперсный крест из Кабинета. Говорили, что скоро его ждало протоиерейство.

Отец Александр был священник того типа и времени, когда церковное дело велось не одним клиром, не без участи мирян. Он даже в руководстве журналом постоянно советовался с трезвенниками. Всякое дело старался сделать общим…» (44. С 218 – 219)

Среди печатных трудов священника Александра Рождественского особо следует отметить «Памятную книжку трезвенника» и ее содержание по главам:

  1. Александро-Невское Общество трезвости.

  2. Первая годовщина Александро-Невского Общества трезвости.

  3. Обязанности трезвенника.

  4. Обет воздержания.

  5. Грозный приговор Слова Божиего над пьянством.

  6. Слова святого Ефрема Сирина о пьянстве.

  7. В чем корень пьянства?

  8. Море пьяницы.

  9. Добрый совет пастыря.

  10. Берегитесь опьяняющих напитков.

  11. Зачем нужны Общества трезвости?

  12. Как устроились Общества трезвости?

  13. Русские Общества трезвости.

  14. Как оправдывает народ свою любовь к водке и настоятельность этих оправданий.

  15. Учение Слова Божия о трезвении или внимании к своему спасению.

  16. Какими средствами можно бороться с привычкой к пьянству.

  17. Об общенародном церковном пении.

  18. Дни недели.

  19. Как прожить день по Божии.

  20. Утро.

  21. Вечер.

Протоирей Философ Николаевич Орнатский (1860-1918), принявший мученическую кончину от рук богоборцев и прославленный в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года, в течение 26 лет возглавлял Общество распространения религиозно-нравственного просвещения, при котором в 1898 году и было создано Александро-Невское Общество трезвости.

В 1905 году он участвовал в похоронах священника Александра и сказал следующие слова: «…Вопросы об искоренении народного пьянства, этого страшного недуга нашего доброго народа, нашли себе разрешение при свете веры, в пламенной молитве, в горячем слове пастырского убеждения, поддержанного собственным примером. «Тот велий в Царствии Божием, кто сотворит и научит» (Мф. 5,19)…

Чтобы дать почувствовать трезвенникам силу воодушевления множества людей одною идеей, одним стремлением, отец Александр устраивает крестные ходы, далекие паломничества…

Он истинно пал за плугом, на любимой ниве своей. И в предсмертные дни, при расставании с жизнью, он в полусознательном состоянии говорил о беседах с народом, о речах, о чтениях...». (44. С. 223 – 224)


^ 2. 6. Православное трезвенническое движение

в Омской епархии в дореволюционный период


В Сибири трезвенническое движение приобретает большой размах в 1907 - 1914 годах, когда представители разных сословий осознали необходимость борьбы с пьянством как условие здорового развития личности и общества.

Этому способствовал июльский указ 1909 года Святейшего Правительствующаго Синода, в котором он обращался к епископам всех епархий с просьбой вменить в обязанности вверенному им духовенству воздействовать на прихожан проповедью и беседами о вреде пьянства и необходимости его искоренения. Указ опубликован в «Омских епархиальных ведомостях» в № 15 за 1909 год. (19. C. 1 – 6)

В дальнейшем практически в каждом номере этого издания публикуются материалы, связанные с проблемой пьянства и алкоголизма:

- № 16 за 1909 год – статья «^ Школа и трезвость»;

- № 17 за 1909 год – поучение в 14 неделю «О вреде пьянства и мерах борьбы с ним»;

- № 20 за 1909 год – статья «К открытию обществ трезвости».

Продолжается также публикация сведений о различных изданиях, в том числе и периодических, по вышеуказанной проблеме, таких как:

- «^ Вестник трезвости»;

- «Трезвая жизнь»;

- «Апостолы трезвости»;

- «Азбука трезвости»;

- «Памятная книжка трезвенника»;

- «Отдых христианина».


Деятельность первого в г. Омске Общества Трезвости


В № 23 за 1910 год в «Омских епархиальных ведомостях» опубликован устав Общества Трезвости при Свято-Троицкой церкви станции «Омск» Сибирской железной дороги, утвержденного в честь Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. (32. С. 46 – 56)

Это Общество в Омской епархии было организовано первым. Позднее его устав был принят во внимание при разработке основных положений Общества Трезвости при Омском Епархиальном братстве.

О деятельности Иоанно – Предтеченского Общества Трезвости можно судить по отчету за 1912 год, опубликованному в №17 за 1913 год « Омских епархиальных ведомостей», в котором говориться, что за отчетный период было устроено 56 народных чтений со световыми картинками по религиозно – нравственной, противоалкогольной, исторической, научной и литературной тематике.

^ После чтений раздавались бесплатно брошюры и листки противоалкогольного, противосектантского и духовно – нравственного содержания.

За год чтения посетило 25240 человек, в члены общества записалось около 350 человек.

^ С середины сентября 1912 года при Обществе открыта библиотека – читальня – чайная.

В библиотеке к началу 1913 года имелось 700 томов разных книг. Для читальни выписывалось 6 журналов и 5 газет.

^ В течении 1912 года по постановлению общего собрания начали собирать капитал на сооружение собственного Дома Трезвости и к июлю 1913 года было собрано 320 рублей.


Информационная подготовка распространения

^ Православного трезвеннического движения в епархии


В № 17 и 18 за 1912 год в «Омских епархиальных ведомостях» опубликованы материалы, посвященные 1 Всероссийскому Съезду практических деятелей по борьбе с алкоголизмом. (22. С. 27 – 37)

Особенно привлекают внимание такие подзаголовки: «Ужасы пьянства» (30. С. 19 – 25), «Борьба с пьянством» (35. С. 25 – 26), «Борьба с алкоголизмом через школу» (34. С. 9), «Школьный антиалкогольный поход» (52. С. 31 – 35), «Литературно – научная борьба». (10. С. 41 – 45)

Полностью приведена резолюция съезда. (24. С. 5 – 12)

На этом съезде, проходившем в Москве с 6 по 12 августа 1912 года. Среди участников были и представители Омской епархии: священник Н. Гвоздинский (г. Омск) и священник В. Покровский (Акмолинская область).

К 1913 году в «Омских епархиальных ведомостях» можно было найти подробные рекомендации по организации церковно-трезвеннических обществ, начиная с поисков добровольных помощников и средств для открытия и заканчивая советами по ведению приходно – расходной книги в уже утвержденных обществах. (9. С 41 – 45)

Кроме главной задачи – борьбы с пьянством – такие общества по мнению священнослужителей, должны были решать и культурные задачи:

-распространение в приходах знаний путем устройства библиотек, читален, воскресных школ, чтений и проч. ;

- популяризация различных видов искусств путем создания церковных хоров пения, музыкальных кружков, уроков рисования;

- содействовать на приходах разнообразных кооперативных начинаний в экономической области (потребительские лавки, дешевые чайные, столовые и т. п.).

В виду влияния женщины на семью и общество, находить нужным предоставить ей возможно широкое и активное участие в Обществах Трезвости. В особенности же важно и полезно участие в этом деле жен священников. (24. С. 6)

Во главе обществ находятся священники как председатели их. Это условие рекомендуется выполнять непременно.


^ Организация и деятельность епархиального Общества Трезвости


В марте 1913 года при Омском Епархиальном Братстве по благословению епископа Омского и Павлодарского Андроника организуется ^ Общество Трезвости в честь иконы Божией матери «Утоли моя печали» и в ознаменование 300 – летнего юбилея царствования Дома Романовых.

Первое заседание членов совета Общества Трезвости проходило в архиерейском доме 15 марта 1913 года. (23. С. 7 – 9) Был заслушан устав Общества Трезвости при Свято – Троицкой церкви на станции «Омск» и проект по изменению его в целях приспособления для нужд нарождающегося Общества Трезвения, как центрального учреждения для всей Омской епархии.

Председателем был избран епископ Акмолинский Мефодий (Красноперов), а товарищем председателя священник Илья Фокин инспектор классов Омского епархиального училища, который бессменно находился на этом посту и руководил работой Общества после отбытия епископа Мефодия в город Петропавловск и оставления в связи с этим председательства в молодом еще обществе.

Епископ Мефодий стал епископом Петропавловским и 23 декабря 1914 года выехал в город Петропавловск на постоянное место жительства.

В июле 1913 года епископ Андроник Омский и Павлодарский утвердил Общество Трезвости и его устав в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» со словами: «Бог да благословит доброе начинание. Общество Трезвости да руководит трезвенническим делом по всей епархии, всех, воодушевляя на работу за трезвость». ( 31. С. 9 – 18)

В июне 1913 года была организована миссионерская поездка в село Чернолучье с участием епископа Акмолинского Мефодия, священника Ильи Фокина и священника Свято – Троицкой церкви на станции «Омск» отца Иоанна Попова.

Отец Иоанн Попов проповедовал о трезвости, делился опытом, накопленным в Иоанно – Предтеченском Обществе Трезвости и в результате 100 человек приняли обет трезвости.

Статья о поездке в Чернолучье напечатана в № 13 за 1913год «Омских Епархиальных ведомостей».(6. С. 36 – 40)

В № 3 за 1915 год того же издания опубликован отчет Омского Епархиального Братства в котором говорится о том, что в отчетном 1914 году Обществом Трезвости были совершены поломничества в село Чернолучье и Казанский женский моностырь. (43. С. 65 – 67)

29 августа в день Всероссийского праздника Трезвости был организован Крестный ход.

В августе 1915 года епископом Омским и Павлодарским был назначен епископ Сильвестр, который также одобрил трезвенническую работу и содействовал ее распространению. В октябре 1915 года он выехал из города Омска для обозрения церквей Петропавловского Кокчетавского уездов. (1. С. 15 – 16)

В «Обзоре Акмолинской области за 1915 год» в разделе «Религия и благочиние» упоминается об Обществе Трезвости при Омском Епархиальном Братстве и о Омском Комитете Попечительства о Народной Трезвости, отделы которого были раскинуты во всех уездах и действовали наряду с церковными обществами. (17. С. 72 -75)


Одно из последних сообщений о трезвеннической работе опубликовано во № 2 за 1917 год «Омских Епархиальных ведомостей» в статье Н. Вишневского «Из путевого дневника по обозрению его Преосвященства Преосвященийшим Сильвестром, епископом Омским и Павлодарским, моностырей, церквей и приходов Петропавловского, Атбосарского, Акмолинского, Каркаралинского и Павлодарского уездов ОГмской епархии с 7 мая по 6 июня 1916 года ».

В этой статье выделен 6 раздел, начинающийся словами «Укрепление трезвости в народе...», в котором даются конкретные рекомендации пастырям по закреплению трезвости. Особенно отмечается значение обета трезвости, как сдерживающего средства наряду с церковной проповедью, увещеванием беззаконников и невоздержанных, противоалкогольными чтениями и организацией братств трезвости.

«Нужно помочь слабовольным людям, и обет трезвости является сдерживающим средством. Как это устроить, может помочь Епархиальное Братство», - сказано в заключении раздела 6. (1. С. 15 – 16)

О точном числе Обществ Трезвения, открытых в сельской местности, судить по материалам «Омских Епархиальных ведомостей» достаточно трудно. Несомненно одно: движение за трезвость имело особенно в сельских приходах многочисленных сторонников.

Все архиереи, служившие в этот период поддерживали трезвенническое движение и призывали священников проповедовать трезвость и словом и делом, прежде всего отказавшись от хмеля.

Епископ Омский и Павлодарский Сильвестр и епископ Петропавловский Мефодий претерпели мученическую кончину и канонизированы Русской Православной церковью в лике священновомучеников.

Публикации журнала «Омские Епархиальные ведомости» за 1915 – 1917 годы свидетельствуют о спаде трезвеннического движения в России и в Омской епархии в частности. Четко и конкретно это аргументируется в «Отчете Общества Трезвости при Омском Епархиальном Братстве за 1915год». (Приложение 1)

Движение православных трезвенников в настоящее время использует опыт Обществ Трезвения и работы известных деятелей трезвеннического движения. Например, «Обетная грамота» (Приложение 2), которая выдается всем, принявшим обет, осталась прежней по содержанию.

Необходимо отметить, что, несмотря на то, что в начале ХХ века в России пили меньше, чем в настоящее время, поддержка трезвеннического движения была на всех уровнях, как светской, так и церковной властей.


plan-rmo-uchitelej-russkogo-yazika-i-literaturi-ohanskogo-rajona-na-2011-2012-uchebnij-god.html
plan-rubrikatori-kak-klassifikacionnie-ipya-otlichitelnie-osobennosti-naznachenie-vidi-obshaya-harakteristika-grntti-prichini-poyavleniya-i-naznachenie.html
plan-samostoyatelnoj-raboti-studentov-tehnicheskih-specialnostej-bakalavriata-po-discipline-fizika-1.html
plan-schetov-buhgalterskogo-ucheta-37-5-formi-buhgalterskogo-ucheta-38.html
plan-schetov-buhgalterskogo-ucheta-kontrolnie-voprosi.html
plan-schetov-i-principi-organizacii-analiticheskogo-ucheta-osnovnie-moduli-sistemi-best-4-stranica-3.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tipovoe-polozhenie-ob-elektronnom-klassnom-zhurnale.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-shestaya-krugosvetnoe-puteshestvie-na-velosipede.html
  • books.bystrickaya.ru/dva-obyavleniya-vojna-mishej-i-lyagushek.html
  • shkola.bystrickaya.ru/materiali-dlya-ispolzovaniya-v-processe-proverok-choo-sotrudnikami-gosudarstvennoj-inspekcii-truda-v-gorode-sankt-peterburge-stranica-8.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-otchyota-o-pribilyah-i-ubitkah-rekomendacii-po-razrabotke-biznes-plana-posledovatelnost-razrabotki-biznes-plana.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vosemnadcataya-ohota-stefani-majer.html
  • reading.bystrickaya.ru/marshrutnoe-orentirovanie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-slushanie-poyasnitelnaya-zapiska-obsheobrazovatelnaya-programma-gou-detskij-sad-obsherazvivayushego-vida-1675.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/professionalnij-licej-23-politehnicheskij-g-samari-stranica-4.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/criminological-theories-essay-research-paper-there-are.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strani-blizhnego-vostoka-i-severnoj-afriki-tema-190419-3-000.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-zauralya-oleg-bogomolov-na-pervom-v-etom-godu-apparatnom-soveshanii-potreboval-usilit-rabotu-s-malim-i-srednim-biznesom.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-sostavlena-v-sootvetstvii-s-zakonom-ob-obrazovanii-r-f-zakonom-ob-obrazovanii-r-t-v-sootvetstvii-s-federalnim.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-ii-stranica-32.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-srs-srsp.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-oblastnom-konkurse-yunih-tehnikov-vremya-vpered-polozhenie-ob-oblastnom-konkurse-detskogo-i-yunosheskogo.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sbornik-statej-mezhdunarodnogo-simpoziuma-zhidkoe-sostoyanie-metallov-i-ih-splavov-m-1967-21-stranica-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predvaritelnie-rekomendacii-po-razvitiyu-innovacionnoj-deyatelnosti-v-primore-predlozheniya-po-razvitiyu-sotrudnichestva-v-innovacionnoj-sfere-stranica-2.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-verhovnogo-komissara-organizacii-obedinennih-nacij-po-pravam-cheloveka.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-elementov-v-politicheskoj-sisteme-obshestva.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-45.html
  • urok.bystrickaya.ru/poslednij-den-podachi-zayavki-26-sentyabrya-2010-g-rossiya-v-postreformennij-period-regionalnie-aspekti.html
  • student.bystrickaya.ru/12-tematicheskij-plan-kursa-upravlenie-personalom-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-metodi-ekologicheskih-issledovanij-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • urok.bystrickaya.ru/proekt-municipalnij-kontrakt-o-provedenii-zaprosa-kotirovok.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-raboti-organizacionnogo-otdela-it-centra-analiz-raboti-raznoprofilnih-uchrezhdenij-za-2008-2009-uchebnij-god.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-gruppa-obshestvennoj-palati-rossijskoj-federacii-po-formirovaniyu-i-vzaimodejstviyu-s-obshestvennimi-nablyudatelnimi-komissiyami-subektov-rossijskoj-federac-stranica-6.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-teoriya-i-metodi-analiza-publichnoj-politiki-dlya-napravleniya-030200-68-politologiya-podgotovki-magistra-avtori-belyaeva-n-yu-zajcev-d-g-ledyaev-v-g-sirotin-v-p.html
  • credit.bystrickaya.ru/poluprovodnikovie-datchiki-temperaturi-chast-3.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zhenshini-i-muzhchini-razlichiya-mezhdu-polami.html
  • spur.bystrickaya.ru/kommunikacii-s-ispolzovaniem-web-sajtov-elektronnih-dosok-obyavlenij-bbs-sistemi-usenet-i-obsheniya-tipa-on-line.html
  • crib.bystrickaya.ru/hasinto-benavente-sudbi-ispanskoj-dramaturgii-v-rossii-anikeeva-n-e-n-anikeeva.html
  • turn.bystrickaya.ru/ponyatie-socialno-kulturnogo-servisa-i-turizma.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uralskij-kraevedcheskij-zhurnal-svodnij-spisok-periodicheskih-izdanij-poluchaemih-bibliotekami.html
  • urok.bystrickaya.ru/predostavlenie-malogo-zvukovogo-komplekta-ozvuchivanie-ulichnih-ploshadok-dlya-provedeniya-meropriyatij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.