.RU

П. П. Гайденко христианство и генезис новоевропейского естествознания - страница 5




82


чия. В частности, естественным движением тел, состоящих из четырех земных элементов, признавалось прямолинейное, имеющее начало и конец, как и все земные явления, тогда как естественным движением небесных тел, созданных из более совершенного пятого элемента, было круговое, поскольку движение по кругу признавалось благородным и вечным”83.


Поскольку космическая иерархия в средние века осмыслялась с помощью философии и физики Аристотеля, не удивительно, что именно Аристотель был предметом ожесточенной критики со стороны протестантов; на Аристотеля особенно обрушивались пиетисты, считавшие его источником католической неблагочестивости. “Последующую специфическую антипатию пиетистов к философии Аристотеля разделял, хотя в несколько ином аспекте, Лютер, а также Кальвин, сознательно противопоставлявший в этом вопросе свои взгляды католицизму”, — пишет Макс Вебер в работе “Протестантская этика и дух капитализма”84. Требуя перестроить университетское образование, Лютер обличает язычество, насаждаемое в университетах с помощью прежде всего аристотелевской философии и физики. В университетах, пишет он, “царит распущенность, священному писанию и христианской вере уделяется мало внимания; в них единолично властвует — затмевая Христа — слепой языческий наставник Аристотель. И я советовал бы полностью изъять книги Аристотеля: Physicorum, Metaphysica, de Anima, Ethicorum, которые до сих пор считались лучшими, вместе со всеми другими, славословящими естественные вещи, хотя на основании их нельзя изучить ни естественные, ни духовные предметы. ...Я осмеливаюсь сказать, что [любой] гончар имеет более глубокие знания о естественных вещах, чем можно почерпнуть из книг Аристотеля. Мое сердце скорбит, что проклятый, высокомерный, лукавый язычник своими лживыми словами совратил и одурачил столь многих истинных христиан”(й.


В противоположность интеллектуализму Аристотеля реформаторы утверждали примат воли. В этом отношении они продолжили ту “волюнтаристскую” линию в средневековой теологии, характерную


_______________________________________


83Mason S. F. Science and religion in seventeenth century England//Ed. by Ch. Webster. London; Boston, 1974. P. 200. См. также интересную работу: Петров М. К. Научная революция XVII столстия//Методология историко-науч-ных исследований. М.: ИНИОН, 1978.


84Вебер Макс. Иэбр. произведения. М., 1990. С. 226.


85 Мартин Лютер. Время молчания прошло//Избр. произведения 1520-1526 гг. Харьков, 1984. С. 68.


84


для францисканцев, которая восходит к Дунсу Скоту и углубляется у номиналистов XIV в. — Буридана, Николая из Отрекура, Оккама86. Характерно, что Сэмюэль Батлер, сатирически изображая пуритан в поэме “Гудибрас”, сравнивает их именно с францисканцами. И не случайно Ньютон в полемике с Декартом делает акцент именно на воле Божией87. То же самое мы видим в полемике ньютонианца Кларка с Лейбницем: Кларк защищает точку зрения, согласно которой свободная воля Бога есть последнее основание божественных действий. “Несомненно, пишет Кларк, нет ничего без достаточного основания к тому, почему оно скорее существует, чем не существует, и почему оно скорее таково, а не иное. Относительно вещей, однако, самих по себе индифферентных, одна чистая воля, не испытывая никакого воздействия извне, является таким достаточным основанием. Это справедливо также относительно вопроса о том, почему Бог определенную частицу материи создал в этом, а не в каком-либо другом месте, или поставил ее туда, в то время как все места первоначально сходны”88.


Именно акцент на божественной воле, а не на божественном разуме определил характерный для протестантизма подход к изучению природы. Знание реальных явлений и процессов невозможно вывести из идей божественного ума, сообразно которым сотворены эти вещи; в этом вопросе последователи Лютера и Кальвина сходятся с номиналистами XIII XIV вв. Так, например, Уильям Оккам считал, что идеи вовсе не предсуществуют в Боге в качестве прообразов вещей, как это полагали средневековые богословы вплоть до Фомы Аквинского. Согласно Оккаму, Бог сначала своей волей творит вещи, а уже затем в Его уме возникают идеи как репрезентации этих вещей, т. е. как представления, вторичные по отношению к единичным индивидуумам. Соответственно и человеческое познание имеет дело лишь с единичными вещами, которые одни только и


_______________________________________


86 Идеи Оккама, как известно, оказали определенное влияние на воззрения Лютера.


87 Ньютон часто несправедлив в своей критике Декарта в этом пункте: последний, как мы видели, тоже убежден в примате божественной воли, божественного всемогущества.


88Полемика Г. Лейбница и С.Кларка. С. 50. “Ньютонова оценка высшей божественной воли составляла фундамент его онтологии и эпистсмологии. Ньютон объяснял, как материя могла быть сотворена из ничего и таким образом наш разум мог быть создан таким, чтобы получить идею материи в связи с действием божественной воли на расстоянии”(Shapin S. Of Gods and Kings. Natural Philosophy and Politics in the Leibniz-Clarke Disputes//Isis. June 1981 Vol. 72. P. 192).


84


являются реально сущим. А потому познание природы требует обязательно обращения к опыту89. Протестантски ориентированные ученые и в самом деле апеллируют к опыту, как Фр. Бэкон, или к рационализированному с помощью математики эмпиризму, к эксперименту, как его понимают Гюйгенс, Гук, Ньютон. Это эксперимент реальный, а не просто мысленный, к какому главным образом прибегали и Галилей, и Декарт90.


Немецкий социолог М. Вебер отмечает тесную связь экспериментально-эмпирического подхода именно с протестантизмом: “Решающей для протестантской аскезы точкой зрения — она наиболее отчетливо сформулирована у Шпенера — ...является следующая: подобно тому как христианина узнают по плодам его веры, так и познание Бога и его намерений может быть углублено посредством познания его творений. В соответствии с этим все пуританские, баптистские и пиетистские вероисповедания проявляли особую склонность к физике и к другим, пользующимся теми же методами математическим и естественным наукам. В основе лежала вера в то, что посредством эмпирического исследования установленных Богом законов природы можно приблизиться к пониманию смысла мироздания, который вследствие фрагментарного характера божественного откровения (чисто кальвинистская идея) не может быть понят путем спекулятивного оперирования понятиями. Эмпиризм XVII века служил аскезе средством искать "Бога в природе". Предполагалось, что эмпиризм приближает к Богу, а философская спекуляция уводит от Него. В частности, философия Аристотеля принесла, по мнению Шпенера, наибольший вред христианству”91.


Вспомним заключительный пассаж “Математических начал натуральной философии” Ньютона, где он высказывает надежду, что установленные им законы природы будут содействовать пониманию


_______________________________________


89 Обращение к опытному исследованию связано опять-таки с убеждением в сотворенности мира Богом: все сущее, как в большом, так и в малом, несет на себе печать Творца. “Если мир есть творение Божие, — пишет К.Ясперс, — тогда все, что есть, достойно познания как Божье творение не только разумное, имеющее меру и число, но и все остальное, с чем приходится сталкиваться в опыте; любое явление и всякая малейшая его особенность стоят того, чтобы с любовью погрузиться в их изучение; на свете нет ничего, чего не надо знать и исследовать. По словам Лютера, Бог присутствует даже в блошиной кишке” (Ясперс К. Ницше и христианство. Ь., 1994. С. 61-62).


90 О двух типах эксперимента см. работу: Kühn T. S. Tradition mathematique et tradition experimentale dans le developpement de la physique//Annales: economies, societes, civilisation. P., 1975. A. 30. № 5.


91 Вебер М. Избр. произведения. С. 239.


85


смысла сотворенного Богом мира. Вспомним обращение к Богу Кеплера в предисловии к книге “Гармония мира”: “...я показал людям, которые будут читать эту книгу, славу Твоих дел; во всяком случае в той мере, в какой мой ограниченный разум смог постичь нечто от Твоего безграничного величия”92.


Это не просто риторика. Тут великие ученые, создатели новой науки, говорят о том, что вдохновляло их в научных трудах; а были они — это особенно хорошо видно на примере Ньютона — подлинными подвижниками науки, которая составляла религиозный смысл их существования93.


Влияние протестантизма на генезис нового экспериментально-математического естествознания уже давно исследуется как в зарубежной, так и в отечественной философии и истории науки. Однако в первую очередь это влияние усматривают обычно в практической направленности новоевропейской науки, в ее ориентации на преобразование природы с целью поставить ее на службу человеческим потребностям и целям. Такая связь между Реформацией и наукой действительно налицо, и это особенно очевидно у английских философов и ученых, например, у Френсиса Бэкона, определившего дух и настроение Королевского общества, к которому принадлежал и Ньютон: необходимость ориентации на эксперимент и нетерпимость к отвлеченным спекуляциям и априорным построениям объединяла всех членов этого научного сообщества.


Но довольно долго оставалась в тени другая сторона дела, связанная с содержательными особенностями нового естествознания. А между тем протестантская теология оказала влияние также и на понятийный аппарат классической механики, на ее фундаментальные принципы и способы их обоснования. Сегодня, правда, есть уже немало работ, где анализируется такого рода связь между генезисом новоевропейского естествознания и религиозными движениями ХУ1-ХУ11 вв. Многие из них мы здесь приводили и цитировали. Но это главным образом исследования зарубежных ученых; в нашей стране, где укоренилось чисто просветительское воззрение на науку, согласно которому она с самого своего зарождения выступала как носительница атеистического мировоззрения, такие исследования


_______________________________________


92 Цит. по: Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983. С. 85.


93 Как прекрасно показал С. И. Вавилов в своей книге о Ньютоне, английский ученый вел аскетическую жизнь, исполненную вдохновенного труда. жизнь “монаха в миру” в точном смысле этого слова. См.: Вавилов С. И. Исаак Ньютон. М.; Л., 1943.


86


проводились мало и еще менее поощрялись. Нельзя не отметить в связи с этим ценность тех реферативных изданий ИНИОН, в которых некоторые наши историки науки, и прежде всего Л.М.Косарева, уже начиная с середины 70-х годов обсуждали эту тему.


Конечно, новая наука — экспериментально-математическое естествознание — это необычайно сложное, богатое, трудно обозримое в своем многообразии и многослойности историческое образование. В своем становлении оно, как огромная река, вобрало в себя множество крупных и мелких потоков и ручейков; подобно могучему древу оно прирастало почти необозримым числом ветвей и листьев. Даже анализируя творчество одного ученого, не так легко реконструировать все те влияния, которые оставили печать на его творчестве. Тот же Ньютон был, как мы хорошо знаем, не только физиком-экспериментатором, не только теологом и алхимиком, но и блестящим математиком, и в качестве математика он следовал богатой античной традиции, пожалуй, в гораздо большей мере, чем, скажем, Декарт. В этой работе я попыталась выделить только один из тех факторов, — правда, очень важный и долгое время почти не исследовавшийся в нашей истории науки, — которые обусловили рождение новоевропейской науки. И нельзя не согласиться с В. Н. Тростниковым, когда он пишет: “В муках размышлений о Боге и созданном им мире рождалась новая физика”94.


_______________________________________


94 Тростников В. Н. Мысли перед рассветом. С. 136.


87


Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания.//Философско-религиозные истоки науки. М. 1997. С.44-87.

polozhenie-o-konkurse-detskogo-risunka-hochu-stat-povarom.html
polozhenie-o-konkurse-dorogie-druzya.html
polozhenie-o-konkurse-fotografij-smotrim-drug-na-druga-germaniya-glazami-rossiyan-i-rossiya-glazami-nemcev.html
polozhenie-o-konkurse-i-tekushuyu-informaciyu-mozhno-posmotret-na-sajte.html
polozhenie-o-konkurse-innovacionnih-obrazovatelnih-proektov-v-ramkah-vistavki-yarmarki-2012-celi-i-zadachi-konkursa.html
polozhenie-o-konkurse-issledovatelskih-rabot-mladshih-shkolnikov-yunij-iziskatel-mkou-chemashinskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • literature.bystrickaya.ru/chtenie-lekcij-1-chas-za-akad-chas-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/novogodnyaya-skazka-na-shri-lanke-03-01-12-8-dnej-7-nochej.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reshenie-sinedriona-ubit-iisusa-hrista-rukovodstvo-k-izucheniyu-svyashennogo-pisaniya-novogo-zaveta.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-vnesenii-izmenenij-v-postanovlenie-glavi-oleninskogo-rajona-ot-17-11-2010-447.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pri-pravitelstve-rossijskoj-federacii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vii-zhizn-vedmi-sila-vedm.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-informacionnie-tehnologii-i-sistemi-v-ekonomike-po-specialnosti-0.html
  • literature.bystrickaya.ru/d-a-alaniya-doktor-filologicheskih-nauk-stranica-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-konkursa-sredi-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-turizm-luchshaya-razrabotka-turistskogo-marshruta-na-territorii-cfo.html
  • klass.bystrickaya.ru/annotirovannij-spisok-resursov-internet-po-teme-razvitie-poznavatelnih-processov-detej-6-7-let.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-studentami-pervogo-kursa-ekonomicheskogo-fakulteta-napravlenij-menedzhment-ekonomika-biznes-informatika-po-disciplinam-teoriya-menedzhmenta-imenedzhment.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svideteli-pervih-oledenenij-burovskij-andrej-predki-ariev-bbk63-3.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vosemnadcataya-v-kotoroj-avtor-sovetuet-kak-snimat-maski-ukrashayushie-lica-lyubogo-iz-nas.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nadeleni-razumom-i-sovestyu-vrach-i-pacient-v-reformiruemom-zdravoohranenii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/134-obrabotka-ekspertnih-ocenok-menedzhment-organizacii.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-dmitrij-bajda-elena-lyubimova.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-i-osnovnie-napravleniya-deyatelnosti-prokuraturi.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurskaya-oblast-na-pervom-meste-po-reabilitacii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnologicheskoj-platformi-stranica-15.html
  • shkola.bystrickaya.ru/predprinimatelskoe-pravo-8.html
  • school.bystrickaya.ru/10-funkcionalnie-ryadi-programmi-i-uchebnij-plan-otdeleniya-teoreticheskoj-i-prikladnoj-lingvistiki-izdatelstvo.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zapovednik-rostovskij-vozrozhdal-raznoobrazie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-vserossijskom-lingvisticheskom-konkurse-shkolnikov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-kvalifikacionnoj-programmi-napravleniya-010500-prikladnaya-matematika-i-informatika.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-vid-i-ego-kriterii-sovremennie-predstavleniya-o-vidoobrazovanii-raboti-s-s-chetverikova-i-i-i-shmalgauzena-populyaciya-forma-sushestvovaniya-vida-kriterii-populyacii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/specialnie-administrativno-pravovie-rezhimi-chast-3.html
  • composition.bystrickaya.ru/podhodi-k-razrabotke-pp-1-12.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-9-ofis-kompanii-vadima-raspolagalsya-v-ogromnom-dvenadcati-etazhnom-ofisnom-zdanii-v-centre-goroda.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/luchshaya-zashita-ot-radiacii-vremya-i-rasstoyanie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-fond-ias-barometr-smivigruzka-informacii-po-usloviyam-kultura-data-publikacii-s-03-03-2009-po-23-03-2009-stranica-7.html
  • school.bystrickaya.ru/lekcii-4.html
  • tests.bystrickaya.ru/kolichestvo-obuchayushihsya-sostoyashih-na-uchete-k-publichnomu-dokladu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razrabotka-i-ekspluataciya-gazovih-i-gazokondensatnih-mestorozhdenij-po-discipline-tehnologiya-ekspluatacii-gazovih-skvazhin-moskva-2002-g.html
  • literature.bystrickaya.ru/dokazatelstva-i-dokazivanie-v-sovremennom-ugolovnom-processe-teoriya-dokazatelstv-tertishnik-slinko.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-psihologov-moskva-2006.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.