.RU

Откуда в кабардинском языке обилие тюркских слов, причем довольно архаичных


Откуда в кабардинском языке обилие тюркских слов, причем довольно архаичных? Почему кабардинцы так любили и любят тюркские имена и фамилии - Инал, Темир, Темрюк, Аслан и др.?». Кабардинский фольклор упрямо приписывает кабардинским дворянам пришлое, тюркское, происхождение (крымское, ногайское, кумыкское и т. д.). Интересным дополнением к этой взаимосвязи является то, пишет Х. Яхтанигов, что об этой сословно-политической связи в прошлом знали и предыдущие исследователи, и сами представители сословия кабардинских дворян: «Ш. Б. Ногмов называл их переселившимися иностранными дворянами» (Ук. Раб. с. 41).

Своеобразно эту связь интерпретировал В. Н. Кудашев. По сообщению Л. Я. Люлье, отмечает Х. Яхтанигов, в среде адыгской знати некогда бытовала своеобразная поэма, на которую те ссылались, как на документ, «доказывающий древность их происхождения, и оспаривают право дворянства». Изречение из этой поэмы переводится: «мы принадлежим к ханскому роду».

Исмаил Атажукин, образованный и влиятельный полковник российской службы в «Записке о жителях Кавказа» пишет:

«^ Кабардинцы же и прочие с ними живущие, и именно древнего происхождения и отделившиеся от Мамая, Касаева поколения, татары (?), в смешанном таковом зле доходят до гибельного состояния».

«Отметим, что одной веры (мусульманской) и одного языка татарского было только высшее сословие кабардинцев и абазин, народы же эти были еще в язычестве, и языки имели разные – адыгский и абазинский». (28,с.61, 9).

Л.И.Лавров: «Примечательно, что 1772г. датируется постройка мавзолея «Мисоста сына Кара Мырзы, у города Нижний Джулат в Кабарде», эта могила отца «известного партизана» Арсланбека Сокур-хаджи, возглавлявшего касайаульских (казыевых) ногайцев. Очевидно, дед или отец Сокур-хаджи носила фамилию кабардинских князей Карамурзиных, которые по генеалогическим преданиям, так же как Атажукины и Касаевы, являются потомками Чингис-хана. Поэтому в кабардинское общество они были инфильтрованы как княжеское сословие». (К.Т.Лайпанов «Этнические связи карачаево-балкарцев с другими народами». Черкеск, 2000г., с.48).

«В ногайской среде эта линия чингизидов имела титул мурз в отличие от султанов – предстовителей крымского дома чингизидов – Гиреев. В любом случае, очевидны тесные генеалогические и родственные связи высшего сословия различных народов, входивших в крымское ханство». (129, с.47) В карачаево-балкарском народе к роду чингизидов относят княжескую фамилию Суюнчевых и ее ответвление Урусбиевых; родоначальником Суюнчевых являлся Алтутхан.

Спрашивается, какой национальности были князья Кабарды? Как ранее мы отмечали: «...и жили по Тереку и назывались черкасы, или по их языку черкесы». То бишь на родном языке они называли себя черкесами, а не адыгами, одним из этнонимов казахского народа. Существенным дополнением к сказанному является фраза из грузинской летописи, приводимой З. В. Анчабадзе: «Кыпчак - это черкес». Стоит ли сомневаться в данных грузинской летописи, ведь тюркские дружины долгое время находились в Грузии, оказывая военную помощь. Уж слишком разные языки у адыгов и тюрков, чтобы их перепутать. («Кыпчаки Северного Кавказа по данным Грузинских летописей XI-XIV вв.», Нальчик, 1960, с. 117).

В донесениях подполковника Таганова говорится о перехваченном письме к кабардинским владельцам Хамурзе, Мисосту и Килчуке от живущего около Черного моря князя Тумакая «писанное на татарском диалекте» (КРО, Т.2,с.333). В данном случае следует отметить, что это не крымско-татарский язык, а один из его диалектов, распространенных на Северном Кавказе. Язык выше указанных письменных документов наиболее близок к современному языку балкарцев, карачаевцев и кумыков. Говоря о языке феодального сословия Кабарды, следует привести документ 1828 года: «Для ознакомления кабардинского народа религией ислама, следует перевести его трактаты и шариатские постановление на простонародный татарский язык(? –Н.Б.) и для этого изыскать в Казани и Астрахани улемов и ученных» (РГИА, ф.16. 30, оп.1 д.214).

С.К.Шамбинаго приводя текст народной песни «О царской женитьбе», отмечает: «Эта песня передает один из эпизодов придворной жизни Ивана Грозного, в основе которой без всякого сомнения, лежит реальный сюжет. В песне, может быть, несколько сокращенно отмечен эпизод – борьбы шурина Грозного – Мамстрюка, любителя-борца, с московскими удальцами».

^ Что татарин похваляется, (говорится о Мамстрюке;Н.Б)
А то-то нам дорого,
Что русак надсмехается. (118,с.297)

С.С.Анисимов цитирует постановление комитета министров от 1825г., по которому «Кумыкскому князю полковнику Бековичу Черкасскому в награду за усмирение кабардинцев был отдан из общественных земель Малой Кабарды участок в 98 тыс. десятин со всеми аулами, дворами, земельными угодьями и лесами» (31,с.92).

Всем известно, что кумыки и карачаево-балкарцы, в принципе один народ, с одним языком и единой ментальностью, которые легко общаются на своих родных языках. В истории Дагестана сказано, что во всех спорных отношениях между Кабардой и Балкарией кумыкские шамхалы Дагестана участвовали на стороне Балкарии и Карачая. До становления царской администрации балкарцы, карачаевцы и кумыки всегда считали себя единой нацией. Причем, это мнение сохраняется у всех народов Дагестана и Северного Кавказа, даже в наше время.

В другом источнике есть сведения, что одно колено русских дворян Черкасских ведет свою родословную от известных балкарских князей Келеметовых, вотчиной которых было Чегемском ущелье.

«^ Князья искали убежища в России, в том числе были князья рода Сунчалеевых и рода Келеметовых, известных в России под именем князей Черкасских» (37, с.76).

Сведения русских летописей и других русских документов о первых посольствах 1552-1555 гг. очень кратки, и неразборчивы.

«При Иване Грозном на Русь уехал служить абазинский мурза Казы-Василий Карданукович, принявший фамилию князя Черкасского. Известно, что его дедом был абазинский мурза Додоруко, которого предположительно можно отожествить с Тутаруком Езбозлуевым из русских летописей» (41, с.218)

Как видите, русские князья Черкасские в этническом плане были не однородны. К примеру, Сибок Кансуков и его брат Ацымгук были жанеевскими князьями, Князь Машук Кануков – принадлежал племени бесланей (там же). К фамилии Черкасских принадлежали в России княжеские рода – абазин, балкарцев, кумыков, ногайцев, кабардинцев, бесланеевцев, жанеевцев и.т.д.

Теофил Лапинский долгое время прожил среди адыгов, но черкесов считал тюркским инородным племенем, растворившимся в адыгской среде:

«^ В Кабарде, как мы уже заметили, это дворянство татарского или черкесского происхождения» «Кроме того, здесь, в Кабарде, имелось еще много татарских ханов и князей» (Ук. р. с.163, 100, 205.)

В исторической литературе подобных сведений (о татарском компоненте) множество, отметим, что об этом писали многие зарубежные путешественники часть из которых мы уже приводили: «Эвлия Челеби, Жан де Люк, Д.Флетчер, Абри де ла Мотре, Витсен, Дортели, Г.Брус, А.Алеарий, А.Контарини, Ферран, К.Пайсонель, Кемпфер, Белл и.т.д.

Этническая путаница на Северном Кавказе наблюдалось довольно долгое время (см.гл.«Черкесы» -Н.Б.). К примеру, вот как описывали балкарских и карачаевских князей: «Из этих черкесских князей известны имена Ислама Крымшамхалова и Мырзакула Урусбиева»; или об Исмаиле Урусбиеве «этот кабардинец, если получил бы образование, из него вышел бы великий ученый»; Верхний Баксан называют «кабардинским аулом», который населен «горскими кабардинцами, отличающимся языком от кабардинцев, живущих на плоскости». Это касается и этнонима «черкес», который в те времена не имел узкоэтнического значения, в исторической литературе он известен как скользящий этноним. Европейские и русские путешественники черкесами называли все народы Кавказа; карачаевцы – кара черкесы, черкесские татары, абазины – абазинские черкесы, дигорцы –дугер черкесы, кумыки – кумыкские черкесы, тюменские черкесы и т.д. Даже запорожские казаки известны в российской истории как «черкассы». Подобные вольности этнической интерпретации кавказских народов в исторической литературе множество.

В данном случае уместно еще раз привести некоторые сведения о языке кабардинцев, по материалам коллегии иностранных дел 1776 года:

«Хан крымской Шахбас-Герей, получив сведения о сем народе и быв недоволен таким соседством встал против них войною, пленил их, и перевел для жительства на Кубань, где принудил их принять закон магометанский. Они, оставаясь там довольное время, по смерти хана так помешались с магометанами, что потомки их забыли свой отечественный язык и прежнее христианское вероисповедание». Любопытно было бы узнать, какой отечественный язык позабыли кабардинцы на Кубани?

Есть «масса источников», где отмечается, что по территории, кабардинской империи указанной Кажаровым В.Х. «бесплатно» кочевали ногайцы, кумыки, калмыки, крымские, брагунские и астраханские татары, в то время как балкарцы, арендовавшие земли собственно в Кабарде, платили кабардинским князьям за пользование пастбищами. До падения царского режима балкарцы и карачаевцы содержали свои стада и в Грузии, за перевалом. При интенсивной отгонной системе животноводства горцы были вынуждены пасти скот на равнине. Ситуация изменилась с вхождением Кабарды в состав России, которая разрешила кабардинским князьям «взимать подати» с соседних народов за пользование плоскостными пастбищами. «Вольные горские общества рассматривались как иностранцы и платили таможенные сборы, а правом сбора пользовались владельцы Кабарды» (129, с.72) Это обычная плата за аренду пастбищ на равнине, поскольку такого огромного количества скота не имел не один народ на Кавказе. Но кому-то явно хочется увидеть в этом сбор дани. Дело в том, что многие путают причину со следствием.

Б.Б.Пиотровский, основываясь на неизвестных нам документах, пишет; «^ Кабардинцы и абазины покупали металл у карачаевцев, балкарцев и осетин». (109, С.302). Следовательно, покупали и каменный уголь, залежей которого нет на равнине, но разве это означаеть зависимость?

Как видим, в указанных границах сосуществовали различные этнические ареалы, но никаких сведений о «малой империй» нет. Да и вообще на указанной территории была только одна империя - Российская, а что касается Кабарды - это название местности.

В этническом плане Кабарда не была мононациональной, об этом пишет Е.Марков:

«Малая Кабарда начинающаяся от осетинского аула Эльхотово и лежащая между реками Тереком и Курпом всегда была населена уже не одними кабардинцами, а смесью различных соседних племен – осетин, ингушей, кумыков и проч.» (ук. р. с.52). Но как видите, балкарцы на ее территории в тот период не проживали.

Аналогичные сведения приводит полковник Т. Лапинский:

«^ Население Кабарды смешалось и три расы (адыги, тюрки и семиты) слились вместе» (ук.р.с.71) Но более всех в генезисе кабардинского народа приняли участие ногайцы, об этом факте кабардинские историки, почему то умалчивают. Именно они и составили аристократию адыгов.

В стремлении расширить «государственные» границы Кабарды Кажаров В.Х. подчас допускает откровенный произвол. Чего стоит ссылка на документ XVI века, что «турки из Астрахани отступали кабартынскою дорогою по безводным местам», из чего Кажаров делает сногсшибательный вывод, что безводные места находились севернее Кумы – а значит и «кабардинская» дорога проходила вблизи северных границ Кабарды (26). Во все времена, дороги назывались в соответствии с тем географическим пунктом, куда они вели – Московское шоссе находилось в С. Петербурге, а Питерская улица – в Москве, Баксанское шоссе - в Нальчике, крымская дорога шла по Украине и названа потому, что вела в Крым и т.д. Без сомнения, и эта дорога названа «кабартынской» потому, что вела в Кабарду. И вопрос «Северных территорий», сам по себе отпадает.

Автор по всему тексту осуждает факты «многократных отчуждений кабардинских территорий» Российским правительством в пользу соседей. Не задумывался ли автор над тем, какова была бы судьба Кабарды, если бы она вошла в состав не Русского Государства, а Крыма, как было до 1557г.? Но это и есть история, которая распорядилась именно так, а не по-другому. Феодальные сообщества сменяли друг друга на Северном Кавказе на протяжении I и II тысячелетий новой эры. Тюркский каганат, Хазарское царство, Болгарское царство, Аланское царство, Половецкое ханство, Золотая орда, Крымское ханство, Ногайская орда, Тарковское шамхальство, Российская империя. Сильные захватывали слабых, происходили феодальные войны. Ареалы одних сообществ сокращались, а других увеличивались, одни погибали – другие расширялись за счёт последних. Это общеисторическая закономерность. Но предъявлять территориальные счеты сегодня соседним народам, основываясь на собственных исторических выкладках нельзя, тем более, что они в основе своей неверны. Нельзя не только по толерантным соображениям, но по геополитическим особенностям региона Северного Кавказа, где каждое слово ученого может найти живой и чаще всего негативный отклик и толкование в обществе, усваиваясь на бытовом уровне. А теперь представьте, если бы подобную работу, по этой же методологии написали ученые - крымский татарин или ногаец. Ведь они составляли в ХШ - XVII в.в. подавляющее большинство населения государства Золотая Орда, в которую на правах улуса входил и весь Северный Кавказ, и для убедительности привели бы пример, как крымский хан потушил курительную трубку на голове верховного князя Кабарды и.т.д. («Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», вып. III. Тбилиси, с.23, 1891г.)

По Кажарову все горские народы, сколько бы их ни было в демографическом отношении, никак не должны были спускаться на «кабардинскую территорию», а должны были осваивать ледники. Доктор исторических наук Б.Бгажноков пошел дальше, он замахнулся и на ледники:

«Вотчиной Мисоста Казиева считалась вся Баксанская долина, начиная с горы Эльбрус. У самого подножия этой горы располагалось в первой трети XVIII века и хорошо укрепленное поселение его сына Исламбека Мисостова, верховного князя Кабарды в 1721 -1732 гг.» Это типичный случай, когда желание может помутить разум, некомпетентность автора этих строк поражает своей фантазией. Сомневаюсь, что автор этих строк не знаком с трудами кабардинского историка В.Н.Кудашева:

«^ Балкарские таубии, представили особую записку, в которой указывали на то, что они никогда не были завоеваны Россией, а присоединились к ней добровольно, что им было обещано сохранение их прав, что на них кавказское начальство смотрело, как на привилегированных». Кудашев приводит очень любопытный пример из беседы М.Т. Лорис-Меликова с Измаилом Урусбиевым: «Лорис-Меликов решительно спросил у Урусбиева, какие же у него права на земли, которые он считает своими? Разгоряченный Измаил Урусбиев выхватил саблю и концом ее ударил о паркет.

- Вот мои права. Мои предки завоевали эту землю и владели ею, и я буду защищать ее оружием.

Разговор принимал, по-видимому, неудобный при публике характер. Лорис-Меликов пригласил Урусбиева в кабинет, долго с ним беседовал и, расставаясь, будто бы сказал: «молодец, молодой человек, держитесь крепче за свои права». (Ук. р. с.164-165)

Есть предположение, что по вопросам земельных отношений Кабарды и Балкарии кто-то предварительно дезинформировал, настроив Лорис-Меликова против балкарских князей:

«Так Н.Т.Лорис-Меликову и не удалось добиться признания со стороны горских обществ земли общинной. М.К. Абаев, указывая на неудачу в этом деле Кодзокова, приписывает ему коварную роль и по отношению к горцам. Кодзоков, в качестве председателя поземельной комиссии, старался отодвинуть границы территории горских обществ подальше в горы. Он натравил кабардинцев на горцев, и они начали пограничные споры. Благодаря этому, размежевание пограничной линии затянулось на двадцать лет, до 1884 года. Горцам, в конце-концов, пришлось прекратить споры и отказаться от части земель, которыми они владели искони....Таким образом, горской территории не прибавилось, а убавилось...» (Кудашев В.Н. Исторические сведения о кабардинском народе. Нальчик, 1991г, стр.166).

Таким образом, личность этого «суфлера» по земельным вопросам можно считать установленной. Но губернатор Кавказа, сопоставив представленную информацию с аргументами представленными Измаилом Урусбиевым и взирая на горячность молодого князя, как проявление искреннего возмущения обманом, и произнес выше указанные слова: «молодец, молодой человек, держитесь крепче за свои права».

Стоит отметить, что для столь эмоционального разговора с губернатором Кавказа Измаилу Урусбиеву нужно было иметь не только личное мужество, но и абсолютную уверенность в собственной правоте. Оба эти качества и оценил генерал-губернатор.

Именно любовь к своему народу и родной земле, передававшаяся с молоком матери из поколения в поколение, могла вызвать у Измаила столь бурную реакцию на попытки отторжения земли предков. Р.Кунаев, первый секретарь ЦК Коммунистической партии Казахстана предложил депортированным балкарцам и карачаевцам создать автономию, с территорией в два раза больше чем КБР и КЧР, вместе взятые. Причем в такой же предгорной местности. Но все единогласно решили возвратиться на родину.

Теперь о статье Б. Бгажнокова. Наверное, он даже не подумал, в каких поселениях, названия которых неизвестны даже ему самому, и домах могли жить кабардинцы у подошвы Эльбруса. Учитывая, что традиционное жилище кабардинцев состояло из плетня, обмазанного глиной и перекрытого соломой по каркасу из жердей, стоит задуматься о его соответствии географическому ландшафту Приэльбрусья. При первых же снегопадах подобные жилища завалились бы, как карточные домики, а других домов кабардинцы строить не умели. Индивидуальное каменное домостроительство появилось в Кабарде буквально 50 лет назад. Видимо, Б.Бгажноков не знает, что снежный покров в Приэльбрусье достигает 2 метров, а иногда и больше. Сегодня, при расчетах кровли в г. Нальчик, нагрузка на кровлю рассчитывается по данным СНИП-ов из расчета 120 кг на квадратный метр, а для пос. Терскол - от 400 до 700 кг/кв.м. В этих местах часто сходят лавины, сели, оползни, обильные снегопады, что наблюдается и в наше время. Не менее интересно узнать, что за укрепления были у подошвы Эльбруса, если в исторической науке вообще неизвестны кабардинские укрепления (башни, замки и крепости). Видимо, следует напомнить, что на современной территории Кабарды вообще отсутствуют какие либо памятники архитектурно-строительного зодчества, связанные с историей кабардинского народа. Более того, в кабардинской народной легенде «О том, как знакомились кабардинцы с горскими племенами» говорится: «Все думали, что жизнь людей есть только в аулах у гор, а там дальше только звери да птицы обитают». (114, с.148). Хотелось бы напомнить, никто не огражден от ошибок, но беда, когда их высказывают целенаправленно, в наукообразном обличье.

Средневековые авторы, говоря об адыгах, отмечали, что «живут они деревнями, и по всей стране нет, ни одного города или укрепленного стенами места», «нет ни одной, даже самой маленькой, крепости во всей той стране». (АБКИЕА. с.47, 51, 76.).

О жилищах адыгов есть и такие сведения. Живший в XVIII веке в генуэзской колонии в Причерноморье итальянский монах Джованни Лукка писал следующее: «Что касается их жилищ, то последние состоят из двух рядов кольев, воткнутых в землю, между которыми вплетают ветви; наполняют промежуток глиной и кроют их соломой; княжие дома построены из того же материала, только просторнее и выше».

Другой путешественник и этнограф, Карл Пайсонель (1727-1790гг.), пишет: «^ Их дома представляют собой ямы, вырытые в земле и покрытые листьями».

На общем фоне этих известий, одиноким колоссом является высказывание А.Л.Нарочинского: «^ В Кабарде не было постоянной резиденции старшего князя; по традиции политическим центром становился замок удельного владетеля, выбранного старшим князем». (109, с.296) Видимо, академик ставку князя ошибочно обозначил замком, поскольку в кавказоведении вообще отсутствует понятие кабардинские замки или боевые башни.

Как следует из сообщений, еще в начале XVIII века адыго-черкесы проживали в Причерноморье, а не на центральном Кавказе, суровый климат которого и обильные снегопады зимой невозможно даже сопоставить с вышеописанными традиционными жилищами адыгов. Поэтому голословное заявление Б.Бгажноков о том, что:

«Вотчиной Мисоста Казиева считалась вся Баксанская долина, начиная с горы Эльбрус. У самого подножия этой горы располагалось в первой трети XVIII века и хорошо укрепленное поселение его сына Исламбека Мисостова, верховного князя Кабарды в 1721 -1732 гг.» не выдерживает даже поверхностной критики.

Экстравагантные методы этимологических исследований Б.Бгажнокова, больше похожи на плод разгоряченного воображения:

«^ Эта местность также была очень живописна и на протяжении многих веков считалась центром и житницей Кабарды. Отсюда и ее название: Кашкатау – гора кашков (касогов, черкесов)».

«Под «Черкесией» именовалась территория не собственно адыгских народов, которые позже будут подразумеваться под именем «черкесов», а все северокавказские владения Гиреев, где был расположен один из значительных бейликов Крымского ханства, «в качестве вассалов хана беи обязаны были выставлять войско». (А.Л.Якобсон «Средневековый Крым»,- М., 1964).

Как мы ранее отмечали, половецкий этноним черкес известен у запорожских казаков, ногайцев, и казахов Младшего жуза. К примеру, современные македонцы ничего общего не имеют с македонцами античности. Адыги унаследовали этот этноним от тех тюрков, которые долгое время составляли у них княжескую верхушку, впоследствии ассимилировавшись в их среде. Стоит отметить, что большинство писем, отправленных кабардинскими князьями в Москву были написаны на тюркском языке, и Мария Темрюковна также уехала в сопровождении ногайского переводчика, который владел ногайским и русским языком.

Тюркский топоним «^ Кашхатау, Касхадаг, Кашкатав, Кашкадарья, Кашкар» встречается от отрогов Алтая до Кавказа, кашха- отметина, лысина, тау- гора. Только на территории КБР встречается два топонима Кашхатау, есть он и в Карачае. В Ставрополе лысогорск (калька)- калька с ногайского касхатау. Что касается «житницы и центра Кабарды» эта местность таковой не была. Для ясности приведем обращение группы кабардинских владельцев к канцлеру, графу А.П. Бестужеву-Рюмину с просьбой разрешить им жить на Чегеме и Шалушке, из-за неудобства земель в Кашкатове:

«В кашкатов выгнаны были Салиг-Герей солтаном и года два, будучи тамо в осаде, как лошади, так и весь скот наш поморили, того ради просим ваше графское сиятельство, в Кашкатове нам жить не приказать, а повелеть нам жить на Чегеме и в Шалушке, в котором месте мы в прошлом году жили; ибо помянутый Кашкатов – место необширное и для того в том месте нам никак жить невозможно, а жительство там имели мы только в те времена, когда неприятели на нас нападении чинили, и то

pervaya-oobshayai-racionalnaya-grammatika-por-royalya-chast-2.html
pervaya-oshibochnie-dejstviya-1916-1915-stranica-14.html
pervaya-oshibochnie-dejstviya-1916-1915-stranica-22.html
pervaya-oshibochnie-dejstviya-1916-1915-stranica-34.html
pervaya-oshibochnie-dejstviya-1916-1915-stranica-9.html
pervaya-ot-grazhdanina-k-poddannomu-m-shtaerman-stranica-21.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/xiii-ekologo-pravovie-osnovi-brinchuk-m-m-b87-ekologicheskoe-pravo-uchebnik-2-e-izd-pererab-i-dop.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obsherossijskij-klassifikator-uslug-naseleniyu-stranica-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-6-samij-trudnij-okean-mechta-o-priklyuchenii.html
  • essay.bystrickaya.ru/dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya-na-primere-chelyabinskogo-oao-uralsvyazinform.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-tipi-uskoritelej-zaryazhennih-chastic.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/saba-tr-tairipti-z-betmen-megeru-topti-zhmis-ds-sra-zhauap-oulipen-zhmis-esep-shiaru.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ukranskij-rushnik.html
  • books.bystrickaya.ru/ergonomichnij-analiz-organizacii-rabochego-mesta-operatora-evm-poyasnitelnaya-zapiska-k-diplomnomu-proektu-soglasovano.html
  • znanie.bystrickaya.ru/712-po-ciklu-matematicheskih-i-estestvennonauchnih-disciplin-glavnij-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart.html
  • learn.bystrickaya.ru/fnansovo-pravov-osnovi-strahuvannya-chast-6.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zaglavie-vkr-privoditsya-bez-slova-tema-i-v-kavichki-ne-zaklyuchaetsya-zaglavie-dolzhno-bit-po-vozmozhnosti-kratkim-tochnim-i-sootvetstvovat-ee-osnovnomu-soderzhaniyu.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soderzhanie-byulleten-novih-postuplenij-za-noyabr-2010-g.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prakticheskaya-magiya-viktoriya-isaeva.html
  • institute.bystrickaya.ru/fst-podderzhivaet-ideyu-regulyatoriki-tarifov-sotovih-operatorov-gosduma-rf-monitoring-smi-28-maya-2008-g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/73-svedeniya-ob-identificiruyushem-dokumente-system-of-standards-on-information-librarianship-and-publishing-bibliographic.html
  • student.bystrickaya.ru/12-tehnicheskie-harakteristiki-rukovodstvo-polzovatelya-carel.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-k-11-glave-chezare-lombrozo-genialnost-i-pomeshatelstvo-predislovie-avtora-k-chetvertomu-izdaniyu.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rsoo-federaciya-tancevalnogo-sporta-hmao-yugri.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-standarti-v-buhgalterskom-uchete.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/selecting-a-speaker-uchebnoe-posobie-po-perevodu-tekstov-obshestvenno-politicheskogo-soderzhaniya.html
  • student.bystrickaya.ru/1-m-di-ft-v-osnove-meh-ma-lech-d-ya-fiz-f-rov-naryadu-s-ih-mest-vl-em-lezhit-reflekt-r-ciya-org-marealizuemaya-nejrogumor-putem-v-vide-akt-samoreg-cii-troficheskih-p.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ustrojstva-dlya-kommutacii-cepej-postoyannogo-i-peremennogo-tokov-tiristornie-ustrojstva-kublanovskij.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/veterinariya-salasindai-memlekettk-krsetletn-izmetter-standarttarin-bektu-turali-azastan-respublikasi-auil-sharuashilii-ministrn-2015-zhili-6-mamirdai-7-1418-bjriina-zgerster-men-tolitirular-engzu-turali.html
  • institut.bystrickaya.ru/svetloj-pamyati-vasiliya-nikolaevicha-skalona-stranica-21.html
  • university.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-za-2009-god-o-deyatelnosti.html
  • klass.bystrickaya.ru/a2-opisanie-raboti-cifrovih-datchikov-metodicheskie-ukazaniya-po-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-mikroprocessornih-arv.html
  • lesson.bystrickaya.ru/organizaciya-otrasli-konevodstva-v-novih-usloviyah-hozyajstvovaniya-chast-5.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-kursa-fizika-dlya-gosudarstvennih-universitetov-specialnost-020401-.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/podzemnie-civilizacii-boreev-g-a-istoriya-gumanoidnih-civilizacij-zemli-annotaciya.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-zarubezhnaya-aziya-v-mirovom-hozyajstve-programma-geo-10-drofa-vvedenie-geografiya-kak-nauka-metodi-geograficheskih.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-mikroekonomika-3-dlya-programmi-matematicheskie-metodi-analiza-ekonomiki.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sozdanie-i-redaktirovanie-elektronnih-kart-i-planov-v-programmnom-produkte-panorama.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-raboti-pedagoga-psihologa-mou-ivanovskoj-sosh-za-2009-2010-uchebnij-god.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-problema-rtutnih-i-radioaktivnih-zagryaznenij-proizvodstvennih-i-bitovih-othodov.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnenie-nekotorih-specialnih-terminov-sostavitel-e-v-dubrovskij-86-30-r17-razum-pobezhdaet-rasskazivayut.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.