.RU

Отчет о выполнении рекомендаций и замечаний, высказанных членами екпп в докладе - страница 8



Комитет рекомендует, чтобы в Днепропетровской психиатрической больнице усиленного режима медицинский персонал нес ответственность за усмирение возбужденных или невменяемых пациентов. Любая помощь "контролеров" в таких случаях должна применяться лишь по просьбе медицинского персонала и в рамках указаний, сделанных этим персоналом.

222. Применение мер физического усмирения может санкционироваться очень редко и всегда проводиться лишь по указанию врача. Если в исключительных случаях средства физического усмирения все же применены, то при первейшей возможности они должны быть отменены. Они никогда не должны применяться или их применение продлеваться в качестве наказания.

В связи с этим Комитет выражает обеспокоенность, узнав, что усмирение пациентов “мягкой фиксацией” в Днепропетровской больнице в некоторых случаях может длиться несколько дней. Комитет считает, что применение “мягкой фиксации” в течение несколько дней не имеет никакого терапевтического оправдания и на его взгляд является жестоким обращением. В результате Комитет рекомендует, чтобы украинские власти предприняли шаги и обеспечили, чтобы подобные ситуации в будущем не повторялись.

223. В заключение Комитет рекомендует, чтобы каждый случай физического усмирения пациента регистрировался в специальном журнале, заведенном с такой целью. Запись должна содержать информацию о том, когда началось применение мер и когда закончилось, кто дал приказ ее применить, обстоятельства, вызвавшие применение этой меры и перечень любых повреждений, полученных пациентами или персоналом. Это будет заметно способствовать регулированию таких случаев и надзору за масштабами их применения.


^ 6. Гарантии в контексте принудительной госпитализации.

224. Психически больные и лица с психическими отклонениями являются особенно впечатлительными, и поэтому любое поведение либо уклонение от любой миссии в ущерб их благополучию должны упреждаться предупредительными мерами. Принудительное помещение в психиатрическое учреждение всегда должно сопровождаться гарантиями, а необходимость такого помещения должна пересматриваться через регулярные промежутки времени. Принудительное помещение лица в психиатрическую больницу не должно толковаться как санкционированное содержание без согласия пациента. Другие гарантии должны включать эффективную процедуру обжалования, обеспечение контактов с внешним миром и независимый контроль психиатрических учреждений.

225. Уголовный кодекс Украины содержит юридические обоснования для применения принудительных мер в отношении лиц, не отвечающих за свои действия, либо тех, у кого развилась психическая болезнь после совершения преступления. В разделе 13 Кодекса сказано, что вопрос о помещении таких лиц в психиатрическое учреждение решается судом, который определяет тип режима (общий, усиленный или строгий), на котором данное лицо должно содержаться. Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает обязательную судебно-психиатрическую экспертизу (статья 204),слушание в суде(статья 419) и периодический пересмотр решения суда с учетом рекомендаций специалистов Министерства здравоохранения (статья 422). Решение суда может быть обжаловано пациентом, его родственниками или юридическим представителем.

В этой связи ^ Комитет хотел бы получить информацию о практических процедурах, обеспечивающих всесторонний и достаточно тщательный пересмотр помещения пациента.

Делегация не смогла получить четкое представление о юридических процедурах, применяемых в случае принудительной госпитализации в психиатрическую больницу. Комитет хотел бы получить перечень всех процедур, и, в частности, детальную информацию о медицинских выводах, требуемых для принудительной госпитализации, о роли судов в принудительной госпитализации, о праве пациентов на апелляционную жалобу и о процедуре периодического пересмотра необходимости продолжения принудительной госпитализации.

226. Принципиально, чтобы пациенты могли давать свободное осведомленное согласие на лечение. Каждому дееспособному пациенту, добровольному или принудительному, должна быть предоставлена возможность отказаться от лечения либо иного медицинского вмешательства. Любое отклонение от этого принципа должно регламентироваться законом и иметь место только в четко и строго определенных исключительных обстоятельствах. Комитет хотел бы получить полную информацию о правовом регулировании в Украине вопроса о согласии на лечение.

Разумеется, согласие на лечение может считаться свободным и сознательным, если оно основывается на полной и точной информации о состоянии пациента и предлагаемом лечении. В связи с этим Комитет рекомендует, чтобы всех пациентов систематически обеспечивали необходимой информацией об их состоянии и лечении, которые им предлагаются. Подобная информация должна быть предоставлена пациентам также после лечения (его результаты и т.п.).

227. Ни одно из психиатрических учреждений, которые посетила делегация, не имело четкой и определенной внутренней процедуры подачи жалоб. Комитет считает, что специальные правила, позволяющие пациентам подавать жалобы в официальные органы и общаться на конфиденциальной основе с органами вне учреждения, являются важными гарантиями. Комитет рекомендует, чтобы украинские власти предприняли меры, обеспечивающие информирование пациентов о возможности подачи жалоб.

Обобщая, Комитет рекомендует, чтобы была составлена информационная брошюра о режиме больницы и правах пациентов и чтобы она выдавалась при поступлении каждому пациенту и его семье. Всем пациентам, у кого возникнут трудности с пониманием брошюры, должна оказываться помощь.

228. Поддержание контактов с внешним миром для пациентов является важным не только как мера, предупреждающая жестокое обращение, но и в качестве терапии. Пациенты должны иметь право посылать и получать корреспонденцию, звонить по телефону, право на свидания с семьями и друзьями. Должно быть гарантировано и право конфиденциального общения с адвокатом.

229. Пациентам Днепропетровской психиатрической больницы усиленного режима разрешается без ограничения отправлять и получать письма, нет ограничений и на свидания и посылки. Однако делегации сообщили, что все письма просматриваются лечащим врачом. Комитет хотел бы знать, применяется ли это правило и к переписке пациента с его адвокатом.

Свидания проходят в просторной, недавно приспособленной комнате, в которой есть два длинных стола и лавки.

230. Комитет хотел бы получить информацию об условиях для свиданий с пациентами (включая адвоката) и для переписки в Киевском городском Центре судебной психиатрической экспертизы.

231. Комитет придает большое значение тому, чтобы психиатрические учреждения регулярно посещал независимый орган, контролирующий содержание пациентов.

Днепропетровскую психиатрическую больницу усиленного режима регулярно посещает прокурор, контролирующий выводы психиатров, периодически оценивающих обоснованность содержания пациентов в больнице. Он уполномочен разговаривать с пациентами, получать любые жалобы, может давать любые необходимые рекомендации. Каждые шесть месяцев он направляет в Министерство здравоохранения отчет о результатах инспектирования. Комитет желает получить копию последнего отчета, составленного прокурором, а также информацию о том, посещают ли Днепропетровскую психиатрическую больницу иные контролирующие органы.

^ Комитет желает получить информацию о системе внешнего контроля Киевского городского Центра судебно-психиатрической экспертизы.

232. Подытоживая, следует подчеркнуть, что персонал в психиатрических учреждениях должен выполнять трудные задачи. Внешние стимулы и поддержка необходимы, как гарантия от чрезмерной изоляции персонала таких учреждений. В связи с этим очень желательно такому персоналу предоставлять возможности обучения за пределами их учреждений, а также возможности поездок. Присутствие в психиатрических учреждениях независимых лиц (например, студентов и научных работников) и внешних организаций должно поощряться. Комитет призывает украинские власти предпринять надлежащие меры в этой сфере.


Д. Другие учреждения


  1. ^ Учреждения для задержанных лиц,

подчиненные Госкомграницы


233. Делегация посетила учреждения Госкомграницы для задержанных лиц в аэропорту Борисполь (Киев) и Центр для задержанных лиц, расположенный в двух километрах от аэропорта.

234. В обязанности Госкомграницы входит контроль въезда и выезда с территории страны. Для этого персонал Комитета имеет право задерживать и содержать под стражей любое лицо (как гражданина Украины, так и других стран), у которого нет документов, необходимых при въезде или выезде.

По информации, предоставленной делегации старшими должностными лицами Комитета, лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок до 10 дней. Если лицо подозревается в совершении уголовного преступления, персонал Госкомграницы имеет полномочия задержать его на 72 часа, после чего его освобождают или передают под стражу милиции или Службе безопасности.

Ознакомление с журналами регистрации в учреждении для задержанных и в Центре для задержанных показали, что длительность задержания сравнительно невелика (от нескольких часов до нескольких дней в Центре). Однако, в журналах нет никакой информации о дальнейшей судьбе задержанных, покинувших эти учреждения (были ли они освобождены, высланы назад, переданы учреждениям милиции и т.п.). Комитет рекомендует, чтобы этот недостаток был исправлен (об этом сделаны рекомендации в пункте 54).

235. В целом Комитет желает получить подробную информацию, включая копии соответствующих текстов, о случаях, когда персонал Госкомграницы полномочен лишить лицо (как гражданина Украины, так и гражданина другой страны) его свободы, о сроке, на который лицо может быть задержано, а также об официальных гарантиях, предоставляемых лицу (право уведомить близкого родственника или иную третью сторону о факте задержания, право воспользоваться услугами адвоката, врача, право контакта с консульскими органами и т.п.). Комитет желает получить информацию о процедуре, применяемой в случаях, когда иностранные граждане заявляют о желании получить убежище.

236. Учреждение для задержанных лиц в аэропорту Борисполь используется для кратковременного содержания (например, на время, которое необходимо для перемещения лица на другой самолет). Бытовые условия в этом учреждении отвечают требованиям: две комнаты приемлемого размера (21 м2 с тремя кроватями и постельным бельем), освещенные (включая доступ дневного света) и вентилируемые. Рядом с комнатами, где проводились опросы, расположены комнаты ожидания с креслами, здесь задержанные могут провести несколько часов.

237. Бытовые условия в Центре, предназначенном для более длительного задержания и расположенном в здании, специально предусмотренном для этого, можно оценить как отвечающие требованиям. Здесь есть две комнаты размером 12 м2 каждая, в них – по 2-3 кровати. Комнаты хорошо освещены и имеют вентиляцию, отдельный санузел (с туалетом, раковиной и душем), пользоваться которым можно в любое время. Следует отметить, что в Центре есть площадка для прогулок размером 45 м2, и задержанные имеют право на прогулки в течение двух часов в день. Комитет желает получить информацию о том, что еще предоставляется задержанным в Центре (чтение, социальные мероприятия, телевизор и т.п.).

238. Во время беседы со старшими должностными лицами Госкомграницы делегации сообщили, что бюджет учреждения для задержанных недостаточный, и затраты на пребывание и проживание задержанных иностранных граждан покрываются авиакомпанией, самолетом которой они путешествовали перед прибытием на украинскую границу. Комитет желает получить комментарии украинских властей об этом, а также информацию о практических мерах, обеспечивающих задержанным Госкомграницы лицам питание.


^ 2. Днепропетровский ЛТП для алкоголиков

239. Делегация нанесла кратковременный визит в Днепропетровский лечебно-трудовой центр для принудительного лечения лиц от алкоголизма. Делегация не получила никаких сведений о жестоком обращении в этом учреждении.

В начале визита делегацию проинформировали о неоконченной процедуре передаче этого вида учреждений. Директор Центра сообщил, что система принудительного лечения лиц, злоупотребляющих алкоголем, устарела и реформируется, внесены изменения в законодательство и эти учреждения передаются из Министерства внутренних дел в Министерство здравоохранения. Комитет желает получить информацию о дальнейшем решении этого вопроса.

240. На момент визита делегации в Центре, рассчитанном на лечение 650 лиц, находилось 584 мужчины. В Центр по решению суда направляются лица, злоупотребляющие алкоголем и неоднократно нарушающие общественный порядок. Длительность пребывания в центре составляет от шести месяцев до одного года, хотя в случае повторного злоупотребления алкоголем может быть продлена до двух лет. Во время пребывания в центре лица, направленные сюда, получают принудительное лечение от злоупотребления алкоголем, что включает фармокотерапию, психотерапию и трудовую терапию. В Центре работает многочисленный медицинский персонал (21 врач и 9 сестер) и есть необходимое медицинское оборудование.

241. Трудовая терапия является неотъемлемой частью программы лечения, и потому все лица, направленные в Центр и физически здоровые, должны работать. Центру принадлежит большой производственный комплекс, изготавливающий разнообразную продукцию (медный провод, проволочный забор, обувь, мыло, пасту, яичный порошок, упаковки, обработка кожи и т.п.). Около 50% лиц работают за пределами Центра. Кроме лечения и труда, в ЛТП предусмотрен ряд социальных мероприятий (спортивные занятия, просмотр телепередач, кинофильмов, библиотека).

242. Бытовые условия в Центре удовлетворительные и не требуют детальных комментариев. Направляемые в Центр лица размещаются в общежитиях, отвечающих нормам размещения, хорошо освещаемых и проветриваемых, в комнатах имеются кровати, тумбочки, табуретки и телевизор.

243. Вместе с тем условия в дисциплинарном блоке, состоящем из шести камер (пять многоместных и одна одиночная), являются источником тревоги Комитета. Прежде всего, температура в блоке во время визита была очень низкая. Более того, изучение записей о регистрации лиц, помещенных в многоместные камеры размером 9 м2, выявило, что в них содержалось одновременно до пяти человек. Такой уровень наполненности является неприемлемым; в камере размером до 5 м2 не должно размещаться более двух человек.

Камеры-одиночки используются, несомненно, для лиц, которые невменяемы и создают риск нанесения себе увечий. В камере есть кровать и стол, в уголке – раковина и унитаз. В камере имеются предметы с острыми углами, обитыми металлом. Это недопустимо для содержания лиц, которые могут нанести себе увечье.

^ Комитет рекомендует, чтобы украинские власти предприняли шаги по улучшению условий содержания в дисциплинарном блоке, учитывая вышеуказанные замечания.


^ 3. Палата для оказания неотложной медицинской помощи задержанным и арестованным лицам в Киевской больнице неотложной помощи

244. Комитет посетил палату для арестованных лиц в Киевской больнице неотложной помощи, которая находится на Братиславской улице. Палата отделена от гражданской части больницы, состоит из двух комнат по пять мест в каждой и небольшого приемного отделения. Во время визита там находились восемь арестованных лиц.

В эту палату переводятся из милицейских учреждений и СИЗО лица, содержащиеся в местах предварительного заключения, имеющие тяжелые телесные повреждения и нуждающиеся в специальном хирургическом вмешательстве и неотложной помощи. Приблизительно за полгода до визита Комитета была признана необходимость централизовать и улучшить предоставление специализированного лечения задержанным и арестованным лицам, а также достичь более эффективного использования персонала и ресурсов.

Создание такой палаты является наиболее приятным достижением. Тем не менее, у Комитета есть серьезные предостережения по поводу одного аспекта обеспечения безопасности в палате.

245. Двери палаты обиты металлом и на окнах решетки. Пациенты находятся под постоянным надзором четверых вооруженных офицеров МВД, по одному такому офицеру в каждой палате, а еще два офицера находятся в приемном отделении этого блока. Кроме этих мер одна рука пациента прикрепляется к раме кровати цепью, длина которой достаточна, чтобы больной мог как сидеть, так и стоять возле кровати.

Комитет полностью признает необходимость специальных мер безопасности при содержании арестованных в гражданской больнице. Однако нет необходимости для охраны таких лиц физически приковывать их к своим кроватям или другой мебели. Следует найти иные средства обеспечения безопасности. Создание охраняемой палаты в гражданской больнице является одним из возможных решений вопроса, и этот подход используется в Киевской больнице скорой помощи. Условия содержания и организационные мероприятия в специализированной палате ограничиваются обеспечением безопасности путем приковывания арестованных к кроватям. В итоге, Комитет рекомендует прекратить практику приковывания задержанных и арестованных лиц к кроватям в Киевской больнице неотложной медицинской помощи.

246. Медицинское лечение и бытовые условия, предоставляемые больным, отвечают нормам. Однако делегации сообщили, что во время пребывания в этой палате арестованным не разрешаются свидания, как с родственниками, так и с адвокатами, они не имеют права получать продуктовые посылки. Им также не разрешаются прогулки на свежем воздухе, они не имеют права читать газеты, книжки, слушать радио и смотреть телевизор.

Комитет рекомендует, чтобы украинские власти предприняли шаги для обеспечения права больных арестованных на свидания, включая встречи с адвокатом, и предоставляли им ежедневные прогулки на свежем воздухе при медицинском разрешении врача.

Кроме того, Комитет предлагает украинским властям предоставить больным, содержащимся в палате для арестованных и задержанных лиц в Киевской больнице неотложной медицинской помощи, право читать книги, газеты, слушать радио и смотреть телевизионные передачи.

^ Комитет хотел бы быть проинформированным о причинах запрета получения пациентами продуктовых посылок.


ІІІ. РЕЗЮМЕ И ВЫВОДЫ

247. Во время визита Комитета Украина переживала трудные экономические и социальные проблемы переходного периода. При написании отчета о визите Комитет принимал это во внимание. Комитет надеется, что международные усилия по предоставлению помощи Украине будут продолжаться и усилятся. Комитет надеется, что отчет о визите в Украину даст возможность определить приоритеты в сферах, которые являются компетенцией Комитета.

Приоритетом из приоритетов должно стать обсуждение вопросов переполненности, которая характерна для учреждений милиции и тюремной системы. Если этого не будет сделано, то все старания улучшить условия нахождения под стражей будут напрасными.

Комитет подчеркивает, что экономические и социальные трудности никогда не могут служить оправданием умышленного жестокого обращения с заключенными.


^ А. Учреждения милиции

248. Делегация Комитета получила многочисленные жалобы на жестокое физическое обращение с лицами, находящимися под стражей, со стороны работников райотделов милиции в различных регионах страны. В некоторых случаях серьезность жестокого обращения можно расценивать как пытки.

Наоборот, было получено лишь несколько сообщений о жестоком обращении от персонала изоляторов временного содержания (ИВС). Делегация не получила ни одной жалобы на жестокое физическое обращение со стороны персонала в центрах приема и размещения бродяг, содержания административно задержанных и размещения несовершеннолетних, которые она посетила.

249. Жалобы на жестокое обращение, как при задержании, так и при допросах работниками милиции, в основном содержали указания на пощечины, удары кулаками, толчки и удары дубинками. Были жалобы о более серьезных формах жестокого обращения, таких, например, как асфиксия от надевания газовой маски или пластикового пакета на лицо задержанного, битье задержанных, когда они были в наручниках и подвешены за ноги, за руки или содержались в гиперрастянутом состоянии, сжимание и перекручивание гениталий задержанных, удары по ступням ног, сексуальное унижение женщин.

В свете всей информации, собранной во время визита и имеющейся в распоряжении, включая медицинскую информацию, Комитет пришел к заключению, что лица, задержанные и арестованные милицией Украины, подвергаются большому риску жестокого обращения во время ареста или содержания под стражей в милиции (в частности, при допросах). При попытках обратиться за помощью они могут быть подвергнуты пыткам или жестокому обращению.

250. Для борьбы с проблемой жестокого обращения Комитет в первую очередь и прежде всего подчеркивает фундаментальное значение профессионального обучения (включающего принципы прав человека) работников милиции всех рангов и категорий. Комитет рекомендует, чтобы соответствующие национальные органы, а также старшие офицеры объяснили работникам милиции, что жестокое обращение с лицами, находящимися под стражей, не приемлемо и за это будут строго наказывать. По поводу более специфических заявлений о жестоком обращении во время задержания лиц Комитет рекомендует напомнить работникам милиции, чтобы они при задержании подозреваемых не применяли силу в большей мере, чем это необходимо, и что как только задержанные лица взяты под контроль, не может быть никогда никакого оправдания нанесению ударов.

251. Следователи и прокуроры могут сделать весомый вклад в предупреждение жестокого обращения. Комитет рекомендует проинструктировать следователей и прокуроров, какие шаги они должны предпринимать, когда получают заявления о жестоком обращении милиции или замечают, что подозреваемый преступник, которого привели к ним, возможно, пострадал от такого обращения. Следователи и прокуроры должны, в частности, инициировать проведение немедленного судебного медицинского осмотра пострадавшего лица. В связи с этим Комитет рекомендует, чтобы всех подозреваемых преступников, взятых под стражу милицией, систематически направляли к прокурору, ответственному за принятие решения о содержании лица под стражей или его освобождении.

Комитет подчеркивает, что для эффективного предупреждения жестокого обращения необходимо, чтобы о визитах, которые регулярно осуществляет прокурор в милицейские учреждения, не сообщалось, чтобы инспектировались все помещения учреждения, и чтобы обеспечивался непосредственный контакт прокурора и задержанных лиц.

252. Комитет предлагает некоторые меры, усиливающие предупреждение жестокого обращения с лицами, находящимися под стражей в милиции. В частности, он рекомендует, чтобы задержанные милицией лица имели право без промедления проинформировать о своем положении близкого родственника или третью сторону – на их выбор, непосредственно или через работника милиции. В законе должна быть четко оговорена любая задержка выполнения такого требования и строго определены временные рамки таких ограничений.

Обеспечение права обращения к адвокату не является достаточным ни по существующему закону, ни по новому проекту Уголовно-процессуального кодекса. Комитет подчеркивает, что по его опыту, риск запугивания и жестокого обращения сразу после взятия под стражу наибольший, поэтому для лица, взятого под стражу милицией, возможность иметь адвоката именно в этот период является фундаментальным предупреждением жестокого обращения. Поэтому Комитет рекомендует, чтобы были предприняты шаги, обеспечивающие всем лицам, арестованным милицией и содержащимся под стражей, право на обращение к адвокату, и осуществление такого права не должно быть предметом полномочий следователя.

Иные рекомендации о правах лиц, находящихся под стражей милиции, касаются права на обращение за врачебной помощью, и четкого информирования таких лиц об их правах. Комитет рекомендует разработать кодекс поведения при проведении допросов. Существование такого руководства поможет, кроме прочего, подвести фундамент знаниям, которые получили работники милиции во время подготовки.

253. Условия содержания под стражей в райотделах внутренних дел очень далеки от желаемых. Недостатки, которые были выявлены – это, главным образом, переполнение, плохие освещение, вентиляция и гигиена, ограниченный доступ к туалетам, отсутствие матрасов или одеял для лиц, остающихся на ночь. Отсутствуют четко определенные организационные меры по обеспечению задержанных лиц питанием и питьевой водой.

Комитет определил ряд специальных мер, которые необходимо предпринять для обсуждения самых неотложных выявленных проблем. Комитет рекомендует предпринять меры, обеспечивающие содержание лиц в заключении в районных отделах внутренних дел не дольше, чем в течение первых 72-х часов нахождения под стражей.

254. Комитет выразил серьезную обеспокоенность по поводу ситуации, наблюдавшейся в центральном изоляторе временного содержания, посещенном Комитетом. Условия содержания в Киевском изоляторе достигали уровня негуманного и унижающего достоинство обращения и представляют серьезный риск для здоровья лиц, которые там содержатся. Условия в ИВС в Днепропетровске, хотя они лучше, чем в Киевском ИВС, все же для большого числа задержанных лиц далеки от желаемых.

Комитет рекомендует, чтобы украинские власти предприняли меры, гарантирующие, чтобы срок пребывания в ИВС не превышал 10 суток, как это устанавливает Уголовно-процессуальный кодекс, и определили ряд немедленных шагов по смягчению данной неприемлемой ситуации. Вместе с тем, Комитет сделал и более долгосрочные рекомендации по пересмотру существующего законодательства и практики досудебного заключения. Они являются обязательной нормой для исправления нынешнего состояния дел в ИВС ( и СИЗО).

255. Наоборот, делегация Комитета была поражена условиями содержания в Киевском Центре приема и размещения несовершеннолетних. Они были приемлемыми как в отношении бытовых условий, так и мероприятий, которые предлагались несовершеннолетним.


osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-s-morozovo-iskitimskogo-rajona-novosibirskoj-oblasti-pochtovij-adres.html
osnovnaya-operativnaya-pamyat-struktura-adresnoj-pamyati-konspekt-lekcij-po-kursu-organizaciya-evm-i-sistem.html
osnovnaya-problematika-obsuzhdeniya-zaklyuchaetsya-v-opredelenii-roli-sovremennoj-zhurnalistiki-v-socialnom-progresse-i-opredelenii-perspektivnih-tendencij-razvitiya-samoj-zhurnalistiki.html
osnovnaya-professionalnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti.html
osnovnaya-professionalnaya-obrazovatelnaya-programma-stranica-7.html
osnovnaya-programma-03-yuridicheskie-i-organizacionnie-voprosi-ochet-o-realizacii-programmi-v-dvuhletnem-periode.html
  • writing.bystrickaya.ru/harakteristika-gromadyanstva-ukrani.html
  • znanie.bystrickaya.ru/are-you-allowed-in-the-streets-at-night-rekomendacii-k-rabote-nad-ciklami-uchebnika-unit.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-080504-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-programma-po-biologii-estestvennonauchnij-profil-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sposobi-sozdaniya-i-vibor-dizajna-prezentacii-metodicheskaya-razrabotka-po-discipline-informatika-tema-izuchaem-informatiku.html
  • books.bystrickaya.ru/dom-v-skladchinu-parlamentskaya-gazeta-kucher-natalya-30062005-115-str-11-pervij-kanal-novosti-29-06-2005-9-00-00-17.html
  • turn.bystrickaya.ru/optimisticheskie-misli-nablyudaya-za-muzhchinami-skritie-pravila-povedeniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raznovidnosti-zadach-issledovaniya-operacij-i-podhodov-k-ih-resheniyu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-ryade-regionov-sibiri-oshushayutsya-podzemnie-tolchki-informacionnoe-agentstvo-interfaks-10022011.html
  • school.bystrickaya.ru/logicheskij-atomizm-traktata-ot-sintaksisa-k-ontologii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/plan-raboti-na-oktyabr-2011-g-godovoj-plan-raboti-gou-centra-razvitiya-rebenka-detskogo-sada-1745-na-20112012-uchebnij-god.html
  • control.bystrickaya.ru/budushaya-evolyuciya-cheloveka-stranica-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pochemu-nuzhno-visvobodit-potencial-sosredotochennogo-mishleniya-maksvell-dzhon-s.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchitel-osnov-informacionnoj-kulturi-lichnosti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6-sredstva-obucheniya-programmi-po-rki-21-uchebniki-po-rki-22-urok-kak-osnovnaya-forma-organizacii-uchebnogo-processa.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-rossijskogo-imperatorskogo-doma-i-m-karamzin-kazhdij-narod-v-prave-gorditsya-svoej-istoriej-no-istoriya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-22-m-a-bulgakov-master-i-margarita.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vihodnie-formi-rezultati-rascheta-metodicheskie-ukazaniya-po-rabote-s-kompyuternoj-programmoj-eol-dlya-rascheta.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-14-yavlyayutsya-li-voskresenie-i-reinkarnaciya-vzaimoisklyuchayushimi-ponyatiyami-voprosi-bez-otvetov-glava-pochemu-oni-veryat.html
  • tasks.bystrickaya.ru/10-pokazateli-prelomleniya-n-samostoyatelnaya-rabota-chasov-103-formi-kontrolya-ekzamen.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1vzaimodejstvie-urovnej-modeli-osi-kurs-lekcii-po-kompyuternim-setyam-oglavlenie.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-v-statya-46-zakon-om.html
  • diploma.bystrickaya.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna-11.html
  • lesson.bystrickaya.ru/portugalo-egipetskaya-vojna.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-ne-spi-zamerznesh-3-yanvarya-ponedelnik-priezd-i-razmeshenie-uchastnikov-zmshf-vechernyaya-progulka-po-novogodnemu-krasnoyarsku.html
  • universitet.bystrickaya.ru/to-bili-dni-kogda-ya-poznal-chto-znachit-stradat-chto-znachit-stiditsya-chto-znachit-otchayatsya-stranica-6.html
  • klass.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-marketing-menedzhment-napravlenie-podgotovki-080500-menedzhment.html
  • knigi.bystrickaya.ru/russkaya-sluzhba-novostej-21122010-intervyu-predsedatelya-pravleniya-pfr-a-drozdova.html
  • klass.bystrickaya.ru/52-ohrana-vozdushnogo-bassejna-spisok-prinyatih-sokrashenij-7.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rukovodstvo-polozhenie-o-turiade-2009-sredi-obuchayushihsya-i-pedagogicheskih-rabotnikov-pskovskoj-oblasti.html
  • credit.bystrickaya.ru/pamyat-svyatogo-muchenika-filumena-zhitiya-svyatih.html
  • books.bystrickaya.ru/besedi-bhagavana-shri-satya-sai-babi-c-1964-po-1965-g.html
  • reading.bystrickaya.ru/kommentarii-aleksej-mihajlovich-remizov.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-predmet-i-zadachi-psihologii.html
  • spur.bystrickaya.ru/kto-prav-instrukciya-po-viyavleniyu-neispravnih-uzlov-takova-esli-neispraven-hotya-bi-odin-iz.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.