.RU

Отчет о «перегонке мыслей с места на место по заданным направлениям»


Mixtura verborum’2002: По следам человека. Сб. ст. - Самар. гуманит. акад. - Самара, 2002. С. 131-138.

Е. А. Иваненко, М. А. Корецкая, Е. Ю. Михалева, Е. В. Савенкова


Отчет о «перегонке мыслей с места на место

по заданным направлениям»


Данный отчет представляет собой цепь коротких эссе, возникших из обрывочных записей обсуждений докладов участников клуба. Как таковой, отчет не претендует на полноту, так как звенья цепи отобраны произвольно, кро­ме того, один доклад — по проблеме истока — представлен в сборнике философского клуба за 2002 год в виде само­стоятельного текста. Имеет смысл заметить, что в данном отчете авторская позиция сведена к минимуму, являясь продуктом совместной «перегонки мыслей с места на место по заданным направлениям». Как справедливо надеялись организаторы проекта философского клуба на 2001/2002 год, осуществленная «ментальная беготня» смогла расчис­тить некое проблемное поле, удивительным и симптоматич­ным образом отвечающее внутренней проблематике каж­дого доклада. Это поле приблизительно описывается как «проблема субъекта мегаимперий» или же «проблема полисубъектности».


^ Кризис гуманизма


Кризис гуманизма. Весьма шумное и актуальное слово­сочетание. Ареал крайне велик, можно даже сказать, бес­пределен. Каждый легко может ввернуть модное словечко, дабы указать на важность и значимость того, что он говорит. Но, как это часто бывает, сама проблема, обозначенная словами «кризис гуманизма», не так легка в обращении. К тому же дело усложняется путаницей: «кризис гума­низма» постоянно возникает в тех же контекстах, что и просто «гуманизм». Закономерно возникает сомнение — не с фантомом ли мы имеем дело? Имеет ли место «кризис гуманизма»?

Как точно было замечено в ходе обсуждения, когда говорят о «гуманизме» — это уже кризис. Гуманизм возни­кает из необходимости доказывать себе свою человечность, а кризис — из-за отсутствия аксиом для доказательства. Так что, очевидно, современный гуманизм — это разговор о гуманизме, текучий и вязкий, лишенный возможности оформиться в понятие, и выдающий эту лишенность за свое преимущество. Можно сказать, что проблема кризиса гуманизма претерпела серию метаморфоз. Стартовав с эк­зистенциальных размышлений о смысле существования человека, проблема гуманизма в наше время стала игрой, прочно вросшей в сеть масс-медиа и подпитываемой ее иррациональными началами. Кризис же гуманизма, долж­но быть, наступает всякий раз, когда игра становится слиш­ком очевидной, и игроки чувствуют ее неестественность, подобно тому, как дети, взрослея, вдруг ощущают несоот­ветствие себя какой-либо игре. Ситуация несоответствия порождает беспокойство, которое может стать вопросом, выражающим суть проблемы гуманизма: что происходит?

В 30-х годах XX века в Америке возникла секта (здрав­ствующая и по сей день), называющаяся «современный гуманизм». Секта проповедует предельный либерализм и индивидуализм поведения, так сказать, точки экстремума поведения человека, тем самым смыкая «гуманизм» с «кри­зисом», доводя «человечность» до критического состояния. Структуры американской секты пришлись весьма кстати Европе и быстро растворились в европейском самосозна­нии. Так кризис гуманизма / гуманизм стал позицией само­чувствия Европы, ее критическими, экстремальными точ­ками, пиками, с которых Европа видит себя всю. Или, вер­нее сказать, жаждой видеть. Ибо пределы «человечности» размываются с прогрессирующей скоростью. Кризис гу­манизма — есть кризис пределов. Это страшно, ведь если «человечность», а вернее сказать, «мы» не знаем преде­лов, то «мы» есть везде и нигде. А это значит, что «мы» либо мертвы, либо «мы» — Бог. Гуманизм как средство избавиться от размывания пределов — не более чем обман­ка. Для современной Европы справедливо говорить о тоске по гуманизму, как о тоске по строгости пределов. По­жалуй, проблема гуманизма так популярна потому, что в ней предчувствуют тягу к определенности как упоря­дочивающую силу. Благодаря ей на сети ризомы возника­ют сингулярности. Тоска по строгости — их единственная строгость и граница.


^ Хазарский словарь: эффект человека


Возможно, глупый, но все-таки интересный вопрос: о чем это? О чем написан «Хазарский словарь»? Или о ком? Что или кого текст описывает своим невероятно сложным, но гармоничным движением? При неосторожной попытке ответить на этот вопрос мы получили десяток-другой новых, каждый из которых не очень-то позволял дать однозначный ответ, грозя лавиной новых вопросов.

Текст «Хазарского словаря» требует особого отноше­ния, вернее даже, взаимоотношения, так как текст ведет себя как живое существо, с пугающим вниманием смотря­щее на читателя. На «читателя»? Или, может быть, на «меня»? Или на «человека»? Вот еще один вопрос: какова область воздействия этой книги? То, что сама книга актив­на, видно из ее осмысленного сопротивления воле читателя. Книга построена как пресечение любой системы по своему поводу; во всяком случае, любой линейной системы. Здесь хочется намекнуть, что существует возможность иного под­хода к тексту Павича, подхода, основанного на принципе фрактальности, но за неимением места фрактальный способ прочтения «Хазарского словаря» так и останется намеком.

Итак, о чем это? Формально — о хазарах. Великолеп­ный пример ни на что не отвечающего ответа. Ведь «хаза­ры» как имя абсолютно заменяемо, на «булгары», напри­мер, или «скифы». Хазары, о которых ничего толком не известно, — просто тарабарское имя, пустое, никакое. Так что хазарское лицо как значащее место книги есть ис­ходная безликость, приготовленное место. Опять же, для кого? Для человека? Человека, который исходно неопреде­лен, но определится в процессе. Ибо все постоянно двига­ющиеся бесчисленные детали книги в своих бесчисленных комбинациях связаны именно с этим пустым местом, с «ха­зарским лицом». Получается, что я-человек-читатель встра­иваюсь (но по своей ли воле?) в текст книги, занимая клю­чевое в ней место, а значит, одновременно, читаю и чита­юсь. Разве это не повод для серьезного замешательства? Отсюда есть два пути — либо прекратить чтение, либо попытаться гармонизировать хаос смыслов, форм, аллего­рий, символов, структур, и т. п., углядев некий образ, словно в тесте Роршаха. Человеку свойственна способность продуктивного воображения. Человек есть способность про­дуктивного замешательства.

Пожалуй, книга демонстрирует созидание человека (именно демонстрирует как зеркало, а не создает как гомункулюса). Как точно было замечено, «Хазарский сло­варь» — это магазин запчастей для человека. Зреет вопрос об авторе, о Павиче — как он это сделал? Причем количе­ство вариантов «сборки» бесконечно, каждый из уровней книги — будь то вербальный, символический, структур­ный — располагает своим необозримым набором элемен­тов, провоцирующих желание сложить их в целое. Можно сказать, что рефрен каждого из уровней книги — «и это возможно». Пределов в материале для творения нет, вопрос в совершенном образе, на котором можно было бы остано­виться... но и это невозможно, остановки быть не должно, совершенно только дление действия творения, воссобирания себя. Вот такой вот colloquiqum religionem.

Чтение «Хазарского словаря» — это буквально соби­рание (lego). Ничего не подозревающий читатель вдруг об­наруживает, что вовлечен в некое тайное действо, в воссобирание чего-то очень значимого, чего-то, что текст сло­варя именует Адамом (Кадмоном, Рухани). Словарь знает слабость читателя словарей — жадность до смыслов, и иг­рает на инстинкте собирательства. Возможно, читателю придет в голову мысль, что он играет в эту игру уже давно, собирая Адама, он собирает себя, а значит, вся его пред­шествующая жизнь была только предисловием к чтению словаря.

Адам — это отнюдь не проект совершенного челове­ка, он не обладает никакими характеристиками, он просто есть как священное тело, впрочем, он есть как то, что толь­ко еще надлежит собрать. Можно сказать, что Адам — это «человек», такой, каким он не будет никогда. Ведь со­бранный Адам означает свершившийся мир, а потому он равнозначен концу света. Телу Адама всегда будет не хватать каких-то фрагментов, тексту будет не хватать слов, читателю — смыслов. Так что чтение может завершиться только намеком на целое, надеждой, которая побудит пе­ресобрать текст еще раз. Но Адам всякий раз будет раз­ным: и для разного прочтения, и для разных читателей. Так что опыт желания собрать Адама един, но результаты его множественны. Что это за опыт? Текст вынуждает читателя производить человека как эффект в себе и быть свидетелем этого эффекта. Можно сказать, читатель при­сутствует при самом сокровенном священнодействии и, пре­вращая его в невозможное зрелище, тем самым нарушает табу. То есть он и священнодействует, и святотатствует одновременно. Еще бы! В ситуации, когда бог умер, а черти остались, человеку остается только подсматривать.


^ Где Фуко?


В рассмотрение текстов Фуко искусственно был вбро­шен вопрос о человеке, но места для него не нашлось. Дело в том, что человек в текстах Фуко занимает нелегальное положение. Законы текста не предусматривают более та­кой сущности, как человек. Нет никого честно и прилюдно говорящего «я — человек», хотя бы потому, что по опреде­ленным причинам никто не услышит и не поймет подоб­ного признания. «Человек» — это псевдопредмет, внося­щий диссонанс в субъект-объектные отношения. Впрочем, «человек» — это также сигнал к атаке, отныне его надо смести, разбить, уничтожить, раньше, чем он себя проявит в качестве метанарратива.

Так человек испустил дух. Отныне бездушный чело­век есть побочный продукт дискурса. Так дискурс, по от­ношению к которому человек выступал прародителем, его же и сжирает. Человек оказывается паразитом на якобы им же самим созданном порядке структур. Иными словами, Фуко предпочитает работать не с человеком как предметом, а со следами человеческого. Собственно, все человеческое есть только след, и бдительный Фуко проводит расследо­вание, в результате которого вырисовывается странная картина: есть следы, но нет человека. Это напоминает си­туацию Робинзона, который видит следы, узнает их в ка­честве человеческих, но не видит себя. Следы воспринима­ются как нечто отдельное, и в такой ситуации охватывает легкая жуть и тоска.

Универсальной кислотой, растворяющей человека в текстах Фуко, оказывается власть. Но тогда возникает во­прос политического характера: как себя вести в данной ситуации, какую позицию занять по отношению к власти, если, что бы ты ни делал, ты ей подчиняешься? Стратегия Фуко проста, как все гениальное: мимикрия. Единственная ситуация, в которой власть не может подавлять, это ко­гда ты для нее незаметен, ты растворился в ее структу­рах, совпал с ней настолько, что тебя нет как очага потен­циального восстания, которое следует подавить. Следует погрузиться в процесс, чтобы не предстать в качестве ми­шени, не подставить себя как сущность, как факт. Так что тексты Фуко могут быть использованы как превос­ходные учебники по мимикрии.

Однако Где Фуко? Вот вопрос, который живо инте­ресует не только нас, но и, пожалуй, даже самого Фуко. Тексты Фуко организованы так, что стирают и пишущего, и читающего, какими бы они ни были, переводя оставшееся в регистр игры автономных структур, за которой зача­рованно следит власть. Что ж, довольно хитрый маневр, позволяющий Фуко под самым носом у власти интеллек­туальными партизанскими тропами «уйти налево».

Какие же окончательные итоги нашей работы можно подвести? Скорее всего, в сфере, вокруг которой был скон­центрирован наш исследовательский интерес, невозможно установить какие-то однозначные и непреложные выводы, и все же можно говорить о том, что некие закономерности нам удалось уловить.

Вначале понятие кризиса гуманизма предстало перед нами как нечто смутное и воспринимаемое лишь интуитив­но. Но сейчас, после наших общих размышлений, можно сказать, что само словосочетание «кризис гуманизма» воз­никает не случайно. Ситуация кризиса гуманизма имеет место, и мы можем перечислить ее основные отличитель­ные черты.

Одна из них — это, как ни странно, то, что человека становится слишком много. Он расплывается по поверхнос­ти и становится неотличим в мире. Термин «личность», в начале своего бытования в языке определявший далеко не каждого, а лишь человека, свершившегося в своей че­ловечности, воспринимавшийся почти как звание, теперь изменяет свой прежний смысл. Никого не удивляет, что человек — личность уже с момента рождения. По факту рождения. В настоящее время всерьез обсуждается вопрос, являются ли личностями животные, по крайней мере те, что живут рядом с людьми. Чтобы быть личностью, боль­ше не нужны никакие усилия. Необходимо лишь заявить о своей личностной уникальности, которая уже не требу­ет никакого другого подтверждения. Но такая ситуация продуцирует избыточность человеческого. Человек стре­мится очеловечить собой весь мир, но в результате ста­новится неотличим от мира и теряет в нем себя.

Что такое человек? «Человек — это звучит гордо». Но эти крылатые слова уже давно употребляются лишь с оттенком иронии. Человек, человечество — трудно вос­принять эти понятия как что-то, обозначающее реально существующие отношения. Они становятся абстракцией. Но взамен их у нас нет ничего другого. На месте прежней уверенности в своей сущности, в своей принадлежности к определенной общности, появляется постоянное сомне­ние, неуверенность и одиночество.

Еще один из симптомов кризиса — утрата единого культурного пространства, в котором возможно понима­ние. Знание приобретает все более и более дифференцированный характер. Исследователи, работающие в одной и той же области, зачастую не могут понять друг друга, настолько различную терминологию они используют. Что­бы сказать что-то в ситуации, когда слова утрачивают прежние смыслы, необходимо изобретать собственный язык и уже на нем пытаться говорить с другими без всякой гарантии быть не только понятым, но и услышанным. На­копление знания становится чуть ли не бессмысленным в силу того, что отдельный индивид за свою недолгую жизнь просто не в силах поднять этот огромный пласт информа­ции, которая превосходит его возможности восприятия. Похожая ситуация возникает в области искусства. С тече­нием времени возникает все больше и больше великих авторов, гениальных произведений, которые необходимо знать, чтобы понимать искусство, понимать жизнь, быть образованным. Под вопрос ставится само понятие класси­ческого образования, уступая место все более и более уз­кой специализации.

Но при этом не покидает ощущение мира без границ. Мира, который дан, который все более интенсивно отве­чает на потребности человека, но человек в нем — это уже не тот, о котором было сказано: «Человек — это зву­чит гордо».

Но проблема заключается совсем не в том, что человек потерял свое право «гордо звучать», и не решается тем, что это право ему необходимо вновь обрести. Речь идет об исчезновении из мира фигуры наблюдателя, способного это зафиксировать.

Напуганный параноик превращается в одинокого шизофреника, заблудившегося в огромном и безликом мире. Это как нельзя лучше характеризует ситуацию кризиса гуманизма.

poluchit-vsyo-ot-zhizni-7-glava-chudo-golodaniya-9.html
poluchiv-diplom-yurista-po-specialnosti-ugolovnoe-pravo-ivan-kokorev-reshil-osushestvit-svoyu-detskuyu-mechtu-stat-sotrudnikom-milicii-imenno-s-etoj-celyu-on-i-p.html
polukustarnichkovie-soobshestva-doklad-ob-ekologicheskoj-situacii-v-respublike-kalmikiya.html
poluostrov-stabilnosti-gosduma-rf-monitoring-smi-29-aprelya-2008-g.html
polupredikativnie-edinici-v-serbskom-perevode-romana-me-saltikova-shedrina-chast-5.html
poluprovodniki-stali-nastoyashej-zolotoj-zhiloj-tehniki-kogda-iz-nih-nauchilis-delat-strukturi-pohozhie-na-sloistij-pirog.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-likvidnosti-platezhesposobnosti-predpriyatiya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-raboti-informacionno-bibliotechnogo-centra-mbousosh-23-v-2013-2014-uchebnom-godu.html
  • write.bystrickaya.ru/gorodskie-izvestiya-zakon-nuzhdaetsya-v-reklame-12.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-lizing-v-upravlenii-resursami-proekta-dlya-napravleniya-0880500-68-avtor-gazman-viktor-davidovich-professor-k-e-n.html
  • reading.bystrickaya.ru/kor-schet-30101810500000000674-sobranie-zakonodatelstva-sverdlovskoj-oblasti-oficialnoe-izdanie-sedmoj-razdel.html
  • turn.bystrickaya.ru/otechestvennaya-avtomobilnaya-promishlenost.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-fiziologiya-cheloveka-i-zhivotnih.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-1-ekonomicheskaya-teoriya-i-ekonomicheskaya-politika-ekonomicheskaya-teoriya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/akkreditovan-mep-prikaz-242-ot-16-11-2001g.html
  • assessments.bystrickaya.ru/diplom-o-zakonchennom-srednem-professionalnom-visshem-obrazovanii-poluchennom-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii-na-territorii-rossijskoj-federacii-po-ochnoj-forme-obucheniya-posle-1-iyulya-2002-g-i-prilozhenie-k-nemu.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepciya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sergievo-posadskogo-municipalnogo-stranica-9.html
  • essay.bystrickaya.ru/chto-zhe-proizoshlo-plan-lagarpa-29-14-dekabrya-35-tridcatiletnyaya-kontrrevolyuciya-39-chast-ii-44-ottepel-44-napravo.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osobennosti-nesostoyatelnosti-bankrotstva-otdelnih-kategorij-dolzhnikov-yuridicheskih-lic.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-modeli-portfolio-uchenika-i-portfolio-uchitelya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • student.bystrickaya.ru/16-vstupitelnoe-zayavlenie-g-na-ahmeda-dzhoglafa-ispolnitelnogo-sekretarya-konvencii-o-biologicheskom-raznoobrazii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/simvolika-kultura-i-tradicii-rossii.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-27-mezhdunarodnie-sovmestnie-predpriyatiya-uchebnik-2-e-izd-pererab-idop.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-vvedenii-sistemi-oplati-truda-rabotnikov-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-realizuyushih-programmi-nachalnogo-obshego-osnovnogo-obshego-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-v-marka-fabriki-zavoevivaet-populyarnost-b-a-kuchmenko-e-n-kuchmenko.html
  • control.bystrickaya.ru/dialog-civilizacij-vostok-zapad.html
  • learn.bystrickaya.ru/evgenijyakubovichmade-in-ussr-edgar-richard-goraciouolles-esli-vlozhit-dushu.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-registrator-a-abramov-paevie-fondi-v-velikobritanii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avtorskaya-programma-elektivnij-kurs-elektrichestvo-v-prirode-v-bitu-i-na-proizvodstve-dlya-uchashihsya-9-klassa-predprofilnaya-podgotovka.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gospodstvuyushej-doktrinoj-stalo-marksistskoe-uchenie-ishodya-iz-polozhenij-marksistskoj-teorii-bilo-ochevidno-chto-prihod-k-vlasti-partii-bolshevikov-predstavlyavsh.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravo-i-ego-vidi-chast-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-modernizacii-rossijskogo-obrazovaniya-na-period-do-2010-goda-m-2002-http-wwwgoverment-ru-8080govermentza.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sistema-standartov-bezopasnosti-truda.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-attestacii-associirovannih-chlenov-ipb-rossii-pretenduyushih-na-poluchenie-kvalifikacionnogo-attestata-professionalnogo-buhgaltera-utverzhdeno-resheniem-prezidentskogo-soveta.html
  • learn.bystrickaya.ru/g-moskva-2011-goda-moscow-2011.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/turgenev-bezhin-lug.html
  • crib.bystrickaya.ru/ideologicheskoe-mishlenie-zinovev-a-a-na-puti-k-sverhobshestvu-doc.html
  • lesson.bystrickaya.ru/proektirovanie-lokalno-vichislitelnoj-seti-chast-15.html
  • pisat.bystrickaya.ru/strategicheskaya-programma-razvitiya-sistemi-vospitaniya-v-krasnoyarskom-krae-konceptualnie-polozheniya-strategicheskoj-programmi-razvitiya-sistemi-vospitaniya-v-krae.html
  • studies.bystrickaya.ru/makaroni-s-sirom-tehnologiya-chast-3.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-podskazki-bibliotekaryu-metodicheskie-materiali-v-pomosh-prepodavatelyu-kursa-osnovi-informacionno-bibliograficheskoj.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.