.RU

Основные понятия о праве



Курс: Правоведение


кандидат юридических наук, доцент Чепурной А.Г.


Лекция


Тема № 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПРАВЕ.


Время:

1. Экономические специальности (маркетинг, государственное и муниципальное управление, экономика труда, менеджмент организации):

- 1-е высшее образование –

- 2-ое высшее образование –

2. Финансовые специальности (финансы и кредит, бухгалтерский учет, анализ и аудит)

- 1-е высшее образование –

- 2-ое высшее образование –


План занятия:

1. Право как система норм, регулирующих общественные отношения.

2. Источники права: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт, нормативный договор.

3. Правоотношения как особый вид общественных отношений.


Рекомендованная литература:

1. Основная

Базовый источник. Правоведение: учебник / З.Г.Крылова, Э.П.Гаврилов, В.И.Гуреев и др.; Под рел. З.Г.Крыловой. – М.: Высш. шк., 2002. стр. 56-76

Право: Учебник. / Под ред. Н.А. Тепловой, М.В. Малинкович. – М.: ЮНИТИ, 1999.

Сырых В.М. Основы правоведения. – М., 1998.

Теория государства и права. / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.: ЮНИТИ, 2000.

Теория государства и права. / Под ред. А.И. Косарева. – М.: ЮНИТИ, 2000.

Основы государства и права. / Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юрист, 1999.

Правовые основы Российского государства / Пол ред. Н.А. Машкина. – М.: ЮНИТИ, 2002.

2. Дополнительная

Конституционное право России: Учебник. / Под ред. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафина. – М.: Юрист, 2000.

Гражданское право России: Курс лекций. – Часть 1. / Под ред. О.Н. Садикова. – М.: Юридическая литература, 1996.

Гражданское право России: Курс лекций. – Часть 2. / Под ред. О.Н. Садикова. – М.: БЕК, 1997.

Коммерческое право: Учебное пособие. / Под ред. М.М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ, 2000.

Финансовое право: Учебное пособие. / Под ред. М.М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ, 2000.

Коммерческое (торговое) право: Учебник. / Под ред. Ю.Е. Булатетского, В.А. Язева. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.

Вопрос 1. Право как система норм, регулирующих общественные отношения.


Уровень правового развития любой страны служит важнейшим показателем демократичности и эффективности ее институтов, обеспечения прав и законных интересов граждан. Происходящие в России преобразования связаны с реализацией принципов правового государства и обеспечением верховенства закона. Стремительное обновление законодательства и сохранение правопреемственности являются мощным фактором укрепления правового порядка, устойчивого развития экономики, социальной сферы. Предмет правового регулирования общественных отношений предполагает глубокое изучение объективных процессов и целенаправленное воздействие на них с помощью законов. Правоведение относится к общественным наукам, изучающим государство и право как самостоятельные, но органично взаимосвязанные между собой важные сферы жизни общества. Как и каждая наука, юридическая наука ставит перед собой задачу получения новых объективных знаний, систематизацию этих знаний, описание, объяснение и предсказание на основе изучения социальных законов различных государственно-правовых явлений. Правоведение как совокупность наиболее общих знаний о праве и государстве имеет важное познавательное и практическое значение, которое неразрывно связано с правовой идеологией, т.е. совокупностью взглядов и идей, относительно действующих в обществе порядков, законодательства. Правоведение выступает в качестве специальной учебной дисциплины, призванной ознакомить обучаемых с исходными понятиями юридической науки, способствует повышению уровня правовой культуры, поскольку дает знания о социальном назначении права в современном обществе. Усвоение механизма правового регулирования, позволяет юридически грамотно решать вопросы, возникающие в жизни, соблюдая требования закона и всегда принимать решения в соответствии с законом. Каждый гражданин находится в определенном взаимодействии с государством, устанавливающем систему прав, обязанностей, ответственности. Прежде всего, это обязанность государства перед личностью всегда социально и юридически защищать его. Свобода личности выражает возможность каждому вести себя в обществе как это полезно, необходимо, но при этом, не нарушая свободы других граждан. «Собственность обязывает» - это правило устанавливает обязанность собственника бережно относится к своему имуществу, не нарушая права и свободы других лиц, государства. Под правовым статусом личности понимается совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности, устанавливающих ее правовое положение в обществе. Законность - это требование неуклонного соблюдения правовых норм гражданами, должностными лицами, государственными органами, общественными организациями. Юридическая ответственность, право на судебную защиту, наличие правозащитных органов и многие другие элементы юридических гарантий входят во всю систему гарантий законности. Господство права и верховенство закона реализуют в правовом государстве принцип «вся власть закону», который является основным императивом цивилизованного общества.

Юридическая наука состоит из совокупности отдельных юридических дисциплин, каждая из которых изучает определенные аспекты права и государства. Существуют различные классификации этих юридических дисциплин. В системе юридической науки имеются следующие группы дисциплин:

1. юридические науки теоретического и исторического профиля ( теория государства и права, история политических и правовых учений, всеобщая история государства и права, отечественная история права и государства и др.).

2. отраслевые юридические науки (конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право, трудовое право, семейное право, предпринимательское право, экологическое право и др.).

3. специальные юридические науки (правовая статистика, криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия и др.).

Единство предмета изучения всех юридических наук предполагает, что все юридические дисциплины представляют собой различные формы конкретизации права. Правоведение, как отрасль общественных знаний и дисциплина, преподаваемая в неюридических вузах, объединяет знания о праве и государстве в единое целое. Правоведение рассматривает не только общетеоретические и исторические вопросы и аспекты правового регулирования общественных отношений, но, применяя конкретные нормы права на практике, т.е. реализуя возможность быть участником общественных отношений, совершать действия дозволенные правом (владеть имуществом, совершать различные сделки, участвовать в выборах, воздерживаться от действий, запрещенных нормами права, давать правдивые показания и др.).

Практика использования общенаучных методов (теории методологии, анализа и синтеза, исторического, логического, сравнения и обобщения, абстракции и конкретизации и т.п.) в исследовании проблем правоведения обуславливает появление в содержании в содержании этих методов специфических элементов, и они приобретают название частных методов правовой науки: историко-правового метода, метода сравнительного правоведения, метода правового моделирования и др. В правовой методологии выделяют специальные методы, к которым относят, в частности, формально- логический и метод толкования.

Понятие и определение права

Право возникает на определенном этапе человеческого раз­вития. Люди первобытнообщинного строя не знали права и ру­ководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. В тот далекий период зарождались и религиозные нормы. Пра­во появилось гораздо позднее, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство.

Возникновение государства и права обусловлено обществен­ными потребностями, а именно:

Праву присущи следующие специфические признаки.

1. ^ Право состоит из норм, т. е. из правил поведения, которые являются общеобязательными. Суть данного признака заключа­ется в констатации такого свойства права, как распространение его на всех физических и юридических лиц, на все государственные и муниципальные образования, находящиеся на территории госу­дарства. Это свойство права обусловлено верховенством и не­зависимостью (суверенитетом) государственной власти, от ко­торой в основном и исходят нормы права. При том, что право как система всех правовых норм распространяется на всех и каждого, круг адресатов конкретных правовых норм может быть различен: так, норма, устанавливающая налог на физических лиц, общеобязательна, а положения, касающиеся местных на­логов, имеют силу только в отношении субъектов, проживаю­щих или осуществляющих свою деятельность на определенной территории. Нормы, корпоративные действуют в отношении ра­ботников и акционеров данной корпорации и обязательны только для них. Сфера действия других социальных норм, как правило, гораздо уже: так, например, религиозные предписания обязательны только для принадлежащих к соответствующей ре­лигии. Эстетические нормы приемлют лишь те люди, чьим вку­сам они созвучны, политические нормы применимы лишь для членов той или иной политической партии и для людей, разде­ляющих ее политические установки, и т. п.

2. ^ Исполнение норм права обеспечивается и охраняется госу­дарством. Большинство правовых норм исполняется и соблюдается добровольно. Однако далеко не все из них претворяются в жизнь людьми в силу их внутреннего убеждения. Поэтому за каждой нормой потенциально стоит возможность государствен­ного принуждения к исполнению, а также применения мер ответ­ственности за ее нарушение. Иной раз правовые предписания реализуются лишь потому, что за ними стоит государство, ко­торое может в любой момент применить санкции за нарушение правовых норм. Государство в прямом смысле охраняет право. Государственная охрана может быть разноплановой и выра­жаться не только в виде наложения мер юридической ответст­венности или санкций, но и в виде осуществления различных организационных, организационно-технических, превентив­ных, восстановительных, воспитательных и других мер государ­ственных органов. Этим мерам отводится большая роль, ибо они позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе, не приводя в действие дорогостоящий государственный репрес­сивный аппарат.

Обеспеченность норм права государственным принуждением — вот главный признак, позволяющий отличить право от других со­циальных норм.

3. Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.). Значитель­ная их часть облекается в законодательную форму. Иная часть права существует в других формах. Вот почему право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законода­тельства по объему и соотносится с ним как целое и часть. Все же другие социальные нормы (обычаи, традиции, нормы мора­ли и др.) возникают и существуют чаще в форме стабильных убеждений людей или в форме общественного мнения.

4. ^ Юридические нормы отличаются формальной определенно­стью. Она проявляется не только в том, что правовые предписа­ния находят письменное выражение в различных юридических до­кументах, но и в том, что они по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью и даже лапидарностью1, т. е. пре­дельно сжатым, кратким и выразительным слогом. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработан­ных столетиями применения и использования правил законода­тельной техники. Благодаря такой определенности субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственно­сти за совершенное правонарушение. Формальная определен­ность, важнейшее свойство права, позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного тол­кования и применения юридических норм. Уместно заметить, что термин «закон» образован от сочетания слова «кон» (грани­ца) и частицы «за», означающей предел движения, предел по­ступков. Таким образом, даже этимологически закон означает четкие границы поведения субъектов права.

5. ^ Нормы права образуют не совокупность, а именно систему, причем систему, разветвленную и детализированную, отличаю­щуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью. В отличие от права, нормы морали, обычаи за­крепляют главным образом лишь общие принципы и эталоны поведения. Системность в право привносится именно законо­дателем, хотя эта его деятельность и имеет объективные пред­посылки и основания. Существующие в сознании, в поведении нормативные установки этим свойством не обладают. Только в системе, во взаимосвязи правовые нормы могут проявить свои регулирующие свойства, поскольку общественные отношения, регулируемые правом, как правило, также взаимосвязаны. При­чем чем теснее увязка и согласованность правовых предписаний, тем эффективнее право. Напротив, несогласованность юриди­ческих норм между собой, их противоречие приводят к тому, что многие юридические нормы «не работают», не действуют.

Право — это система обязательных правил поведения (норм), формально определенных и закрепленных в официальных доку­ментах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

^ Право и закон — это взаимосвязанные, но различные понятия. В целом «право» ши­ре, чем «закон». Отличия здесь таковы:

1) закон — не единственный вид нормативных актов, к чис­лу которых относятся и указы, и постановления, и инструкции, и корпоративные акты;

2) помимо нормативных актов, нормы права могут содер­жаться в судебных решениях (прецеденты), обычаях, договорах.

Следующим немаловажным понятием правоведения является – норма права.

^ Структура нормы права объединяет три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза — это часть правовой нормы, указывающая на усло­вия, при наступлении которых правило поведения подлежит при­менению.

Правило поведения, содержащееся в норме права, преду­сматривает модель поведения в определенной ситуации. Поэтому, прежде всего, необходимо определить, указать эту самую ситуацию или условия, при которых данная норма права начинает действовать. Например, нормы об уголовной ответственности действуют лишь в отношении лиц, достигших возраста уголов­ной ответственности. Или норма о праве вступления в брак дей­ствует, если жених и невеста достигли 18 лет, согласны стать супругами, не являются близкими родственниками, не состоят в другом браке. В Семейном кодексе указаны и условия, делаю­щие заключение брака невозможным: наличие уже зарегистри­рованного брака, психической болезни и, наконец, наличие близких родственных отношений с лицом, вступающим в брак. Все эти условия в совокупности составляют гипотезу правовой нормы. С помощью гипотезы абстрактный вариант поведения соотносится с конкретным жизненным случаем, с определен­ным человеком, временем и местом.

Диспозиция — это часть правовой нормы, в которой содержит­ся само правило поведения, которому должны следовать участни­ки правоотношения и которое является сердцевиной, стержнем, основной частью нормы права.

Так, диспозиция нормы может предоставлять какое-нибудь право (в нашем примере — право на вступление в брак), а мо­жет устанавливать обязанность (например, Гражданский кодекс РФ устанавливает обязанность продавца сообщить покупателю о скрытых недостатках вещи).

Санкция — часть юридической нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате наруше­ния правила, предусмотренного диспозицией.

Санкция — это завершающий структурный элемент юриди­ческой нормы. В ней выражается неодобрительное отношение общества, государства, личности к нарушителям нормы права. Так, родители обязаны заботиться о своих детях, воспитывать их, содержать и т. д. В том случае, если они не будут этого де­лать, они могут быть лишены родительских прав.

Трехэлементный состав юридической нормы обеспечивает четкое определение необходимого поведения. Отсутствие како­го-либо структурного элемента юридической нормы свидетель­ствует о ее ущербности и приводит к «сбоям» в правовом регу­лировании. Если нет гипотезы, то норма права теряет связь с конкретными жизненными обстоятельствами, если нет диспо­зиции, то норма становится беспредметной, поскольку не пред­лагает варианта поведения. Если у нормы нет санкции, то ее действенность крайне мала, и она может стать всего лишь дек­ларацией. Одним словом, отсутствие хотя бы одного элемента означает, что выдаваемая за норму логическая или словесная конструкция юридической нормой не является.


Вопрос 2. Источники права: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт, нормативный договор.


Формы (источники) права

Рассмотрение формы права предполагает уяснение вопроса о том, какими способами и где формулируются правовые нормы. В самом деле, правовая норма — это всего лишь правило поведе­ния, т. е. абстракция, не существующая сама по себе. Для того что­бы правило поведения, установленное государственным органом, выполняло свои функции, оно должно быть выражено в доступ­ной для восприятия форме. Однако и этого мало. Форма выраже­ния правовых норм должна с достоверностью свидетельствовать о том, что правило поведения, установлено государством или подлежит охране со стороны государства. Поэтому функции формы права может выполнять не любая форма выражения правовых норм, а только та, которая обладает свойством официальности.

Очень часто понятия «форма права» и «источник права» отождествляются. Строго говоря, это все же разные понятия.

Источники права — это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие. В этом смысле «источник» — это как бы ко­рень, из которого растет могучее дерево, называемое правом. Ис­точником права являются объективная реальность, т. е. развиваю­щиеся общественные отношения (способ производства, сущест­вующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи и т. п.), воля народа (в основе референдумных норм), воля государства (в основе законодательных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).

Форма права — это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм.

Выделяют три основные формы права.

^ I. Правовой обычай. Это самый древний источник права, да и само право как социальное явление зародилось в значитель­ной мере в результате приспособления обычаев, их корректи­ровки в соответствии с интересами имущих классов. Так, пер­вые законы античного и феодального обществ, по существу, были сводами обычного права отдельных племен (Русская, Правда, Салическая, Правда, Саксонская, Правда и др.). Вообще обычай — правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Так, еще в древности зародился обычай передавать имущество умершего его родственникам.

Однако не всякий обычай является нормой права. Только если государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права. Как госу­дарство признает обычай источником права? Оно может, на­пример, для этого принять нормативно-правовой акт, указы­вающий на необходимость применения соответствующих обы­чаев, а может просто осуществлять их защиту в судах. Так, российские суды при разводе супругов обычно оставляют ре­бенка с матерью, хотя ни в одном нормативном акте такого правила нет. Но так как этот обычай применяется судами, то можно признать его правовым.

Государство признает не всякий обычай, а только тот, кото­рый выражает какую-то общественную закономерность, а, сле­довательно, для него полезен. К некоторым обычаям оно отно­сится безразлично (например, к древнерусскому обычаю «по­мочи»), а с некоторыми борется (например, с обычаем кровной мести, распространенным среди народов Кавказа).

В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками. Однако и в настоящее время эта форма права, хотя и не часто, все же употребляется.

Правовой обычай как источник права имеет немало досто­инств. Вот почему он на протяжении многих веков использо­вался людьми, а во многих современных африканских государ­ствах он и сейчас является основным источником права. Среди достоинств обычая можно назвать следующие:

1) возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он спо­собен полнее, нежели другие формы права, выражать волю на­рода, его воззрения, потребности;

2) выражение им определенных закономерностей, существую­щих в обществе, и, как следствие, — большая его объективность;

3) устная форма и донесение информации простым, доступ­ным языком;

4) большая степень добровольности в исполнении, посколь­ку обычай основан на привычке.

Однако обычаям присущи и существенные недостатки:

1) косность, относительная неподвижность, тогда как совре­менный мир меняется очень быстро;

2) неопределенность, что является результатом незафикси­рованное™ в письменном виде;

3) небольшая сфера распространения, местный характер.

^ II. Юридический прецедент (судебная практика). Это бо­лее распространенный источник права, чем правовой обычай. Он встречался еще в Древнем Риме, господствовал в Средние века. В настоящее время играет главную роль в Англии и в странах, в которых получило развитие так называемое англо­саксонское, или общее, право.

Юридический прецедент (судебный или административный) — это решение по конкретному делу (судебному или административ­ному), ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в бу­дущем.

Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридиче­ского решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (или должностное лицо исполнительного органа власти) либо суд в полном составе (или государствен­ный орган в целом) принимает решение по делу. При этом ре­шение не должно ими приниматься на пустом месте или в со­ответствии с настроением судей (или должностных лиц). Они обязаны руководствоваться принципами права, положениями юридической науки, своим мировоззрением, правосознанием, гос­подствующими в обществе моральными ценностями, наконец, житейским опытом. Если данное решение окажется эталоном для решения подобных дел, то оно становится прецедентом. Однако для этого необходима достаточная информированность о данном решении. Обычно таковая достигается, когда реше­ние выносится судом высшей инстанции и публикуется.

Прецедентное право (его еще называют судейским правом) имеет много достоинств, и сегодня оно используется довольно широко по следующим причинам:

1) прецедент — это результат логики и здравого смысла, ис­пользование которых, как правило, приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;

2) прецедент обладает большой убедительностью, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются боль­шим количеством доказательств;

3) прецедент характеризуется значительно большим дина­мизмом, нежели нормативный акт: ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.

Но прецедентное право страдает и недостатками. Вот они:

1) прецедент не имеет того авторитета, а, следовательно, и обязательности, которая присуща нормативному акту;

2) прецедент допускает возможность произвола;

3) объем действия прецедента не определен.

Однако эти недостатки не позволяют отвергнуть прецедент как источник права. Они лишь подчеркивают, что в использо­вании юридического прецедента нужно соблюдать меру.

^ III. Нормативный акт. Как источник права — это наиболее позднее творение человеческого разума. Но, несмотря на это, он становится все более и более распространенным даже в тех странах, где традиционно большую роль играют другие источ­ники права (в арабских странах — религиозные воззрения, в странах Британского Содружества Наций — прецедент).

И не случайно. Нормативный акт — очень удобная форма права, поскольку обладает многими достоинствами:

1) нормативные акты позволяют быстро и эффективно реа­гировать на изменения потребностей жизни. Они могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены;

2) нормативные акты как бы исходят из единого центра, по­скольку они объединены Конституцией Российской Федерации и не должны ей противоречить. Благодаря этой особенности они в состоянии направить развитие всего общества в единое русло и установить порядок;

3) нормативные акты позволяют точно и определенно фик­сировать содержание правовых норм, поскольку они являются письменным источником права. Это обеспечивает надлежащую определенность права, является одним из условий последова­тельного проведения начал законности, преградой для местни­чества;

4) если выражение юридических норм в обычае и прецеден­те имеет казуистический и не всегда определенный характер, то в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

Переход к нормативному регулированию посредством нор­мативных актов осуществлялся постепенно. Вначале они при­менялись для регламентации лишь сфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти, борьбы с преступностью. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием л обычного права и судебной практики. Со временем действие I нормативно-правовых актов расширилось. Они стали использоваться и в других областях общественной жизни, становясь преобладающей формой правового регулирования.

И не случайно. Нормативный акт — очень удобная форма права, поскольку обладает многими достоинствами:

1) нормативные акты позволяют быстро и эффективно реа­гировать на изменения потребностей жизни. Они могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены;

2) нормативные акты как бы исходят из единого центра, по­скольку они объединены Конституцией Российской Федерации и не должны ей противоречить. Благодаря этой особенности они в состоянии направить развитие всего общества в единое русло и установить порядок;

3) нормативные акты позволяют точно и определенно фик­сировать содержание правовых норм, поскольку они являются письменным источником права. Это обеспечивает надлежащую определенность права, является одним из условий последова­тельного проведения начал законности, преградой для местни­чества;

4) если выражение юридических норм в обычае и прецеден­те имеет казуистический и не всегда определенный характер, то в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

Переход к нормативному регулированию посредством нор­мативных актов осуществлялся постепенно. Вначале они при­менялись для регламентации лишь сфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти, борьбы с преступностью. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем действие нормативно-правовых актов расширилось. Они стали использо­ваться и в других областях общественной жизни, становясь преобладающей формой правового регулирования.

Одним из источников права является нормативный акт.

Нормативные акты и их виды

Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нор­мы права устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища пра­вовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одно­му и тому же вопросу в государстве будет существовать не­сколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в докумен­тальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нор­мативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридиче­ских норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответство­вать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным ак­там, которые имеют по сравнению с ним большую юридиче­скую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат дове­дению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения, исходя из презумпции зна­ния закона, и налагать санкции.

^ Требования, предъявляемые к нормативным актам. Укажем лишь на самые важные из них.

1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или же­лаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную ре­альность. В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом. Однако именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной.

Однако свобода законодателя в принятии тех или иных ре­шений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативно-правовые акты будут проти­воречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие тако­го акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помо­щью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Закон о выборах, которым вводятся элементы про­порциональной избирательной системы, т. е. представительства в парламенте партий, при отсутствии практически таковых в российской действительности (партии-головастики, т. е. пар­тии, не имеющие электората, не в счет).

2. Нормативные акты должны иметь структуру, а не пред­ставлять хаотичный набор нормативных положений. Как пра­вило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую пре­амбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, суще­ствующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, ис­пользуемой в дальнейшем. Затем построение нормативного ак­та может укладываться в следующую схему: субъекты правоот­ношений (например, налогоплательщики и финансовые орга­ны), объекты (получаемый доход), права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уп­латы и др.): льготы, меры поощрения (например, освобождение от налогов малых предприятий в течение двух лет с момента создания) и санкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере сокрытой суммы). Такой порядок компоновки норма­тивного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. «Старые» отрасли права, как правило, кодифи­цированы. Кодексы же имеют более сложное строение.

3. Нормативные акты должны быть доступными для понима­ния гражданами. Причем здесь законодатель должен ориенти­роваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться стро­гостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, но одновре­менно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов.

Нормативные акты при разумном и умелом их составле­нии — могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые максимально должны учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет не­умеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации исполнения Указа повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территории го­родов, всплеск инфекционных заболеваний и др. Поэтому край­не важным является разработка руководства по производству нормативных актов (закона об издании нормативных актов),

Виды нормативных актов. Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на две большие группы: законы и подзаконные акты. Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все норма­тивные акты, изданные федеральными и региональными орга­нами государства. Такое терминологическое наименование оп­равданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие об­щественные отношения и обладающие высшей юридической си­лой.

Законы — это наиболее значительный вид нормативных ак­тов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним орга­ном — парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США законы принимаются Конгрессом США, в России — Федеральным Собранием.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопро­сов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого переч­ня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может при­нять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеюще­му первостепенного значения.


^ Наименование органа, принявшего нормативный акт

Вид нормативного акта

Государственная Дума

Законы

Президент

Указы

Правительство

Постановления

Министерства, государственные комитеты, ведомства

Инструкции

Думы (Законодательные собрания)

Законы

Губернаторы областей, краев Президенты республик

Указы

Администрации областей, краев Правительства республик

Постановления

Органы местного самоуправления

Решения

Организации

Корпоративные

акты


В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

По своей значимости законы делятся на три группы:

основные законы (конституции), регулирующие основопола­гающие вопросы жизни государства (конституционный строй, основные права и свободы граждан, систему государственной власти и др.);

конституционные законы, регулирующие вопросы обществен­ной жизни, отнесенные к предмету Конституции (Закон о вы­борах Президента, Закон о выборах в Государственную Думу, Закон о судебной системе и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных за­конах они получают дальнейшее развитие и детализацию. По­нятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

текущие (обычные) законы, принимаемые для урегулирова­ния всех остальных важных вопросов жизни общества (напри­мер, Закон об акционерных обществах, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Закон об образовании и др.). Текущие зако­ны также не должны противоречить Конституции РФ и феде­ральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов — кодексы, которые пред­ставляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в Уголов­ном кодексе собраны все нормы о преступлении и наказании, в Гражданском кодексе — самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее вы­сокому уровню законодательства. Каждый кодекс — это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общест­венных отношений. Причем весь этот материал приведен в еди­ную систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для примене­ния любой нормы части особенной, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Уголовном кодексе в Общей час­ти содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной же части преду­смотрены конкретные деяния и наказания за них.

Законодательный процесс. В России законы принимаются Государ­ственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Такой сложный порядок вступления законов в силу не­обходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непроду­манных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необхо­димых для его реализации финансовых средств, не допустить противо­речий в правовой системе.

Законотворческий (законодательный) процесс проходит в своем развитии несколько стадий.

^ 1. Законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обя­занность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обла­дают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Выс­ший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано, во-первых, с тем, что его су­щественное расширение поставит Государственную Думу перед необ­ходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъ­екты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и граж­данах.

^ 2. Подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм па основе всестороннего изучения общественной практики, научных дан­ных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Гото­вить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще при­меняется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тот орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернатив­ной основе.

^ 3. Обсуждение законопроекта. Происходит па заседании законода­тельного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа даст свое заключение. Далее депутаты обсуж­дают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект может проходить несколько чтений (обсуждений), число которых в законе не ограничено.

^ 4. Принятие закона. Осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для при­нятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей от общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федера­ции (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотре­ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который, в свою очередь, может наложить на него и вето.

^ 5. Опубликование закона. Это помещение полного текста норматив­ного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступле­ния любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение, да и вообще требо­вать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете»! Там же публикуются и другие российские нор­мативные акты.

Указы. Их издает Президент России по вопросам, относя­щимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом недействительным. По своему содержанию указы Президента связаны в основном с конкретизацией и детализацией действующих законов, при­нятием правил и положений, названных в актах парламента. Нормативными по своему характеру являются указы Прези­дента, в которых он выступает в качестве гаранта Конститу­ции РФ или регулирует порядок осуществления предоставлен­ных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общест­венного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации» (СЗ РФ).

Постановления. Этот вид нормативных актов издается Пра­вительством России. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического харак­тера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная защита на­селения, внешние экономические связи, организация работы министерств и ведомств и др.). Большое количество актов Пра­вительства связано с выработкой механизма, порядка исполне­ния законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь — очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан ме­ханизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Поста­новления — зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они также в «Собра­нии законодательства Российской Федерации».

^ Инструкции министерств и ведомств. Указанные органы соз­даются для руководства той или иной сферой деятельности, реализацией специальных исполнительных, контрольных, раз­решительных или надзорных функций государства. Норматив­ные акты их, помимо инструкций, называются и другими тер­минами: приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регу­лируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной кате­гории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой ха­рактер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Минфина, Центрального банка, Министерства транспорта, Министерства труда и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств и ведомств в «Бюллетене нормативных актов ми­нистерств и ведомств».

^ Нормативные акты законодательных (представительных) орга­нов субъектов Федерации. Законы — наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации ак­тивно занимаются законотворчеством. В этом плане активно себя проявляют г. Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация — вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие актов такого рода требует заключения адми­нистрации субъекта Федерации.

^ Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (прави­тельств республик). Эти акты принято именовать постановле­ниями. Они могут регулировать различные вопросы — предо­ставление в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в дет­ских музыкальных школах и т. п.

Акты как представительных, так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

^ Акты органов местного самоуправления называются, как пра­вило, решениями. Они издаются по вопросам местного значе­ния, касающихся жителей городов, районов, сел, поселков, де­ревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. п.).

^ Корпоративные (внутриорганизационные, внутрифирменные) нормативные акты. Это такие акты, которые издаются различ­ными организациями для регламентации своих внутренних во­просов и распространяются на членов этих организаций. Кор­поративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопро­сы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.


Вопрос 3. Правоотношения как особый вид общественных отношений.


Нормы права и нормативные ак­ты, в которых они зафиксированы, не принесут желаемого ре­зультата, если они не будут действовать. Одним из главных средств претворения норм права в жизнь являются правоотно­шения. Имеет ли смысл принимать строгие законы в отноше­нии преступников и их не наказывать? Мало что изменится, если в Конституции предусмотреть широкие права и свободы, но не предусмотреть механизма их реализации.

Правила поведения (правовые нормы) бывают двух видов. Одни указывают человеку, что он может сделать, т. е. устанав­ливают права, другие нормы — что он должен сделать, т. е. ус­танавливают обязанности. Чаще всего наличие права у одного человека означает существование соответствующей обязанно­сти у другого. Так, наличие у потерпевшего права на возмещение причиненного ему имущественного вреда порождает обя­занность причинителя выплатить соответствующее возмещение. Или: каждый из нас имеет право на обращение с жалобами и петициями в государственный орган. Как только мы соберемся действительно это сделать, у государственного (органа возникает обязанность рассмотреть нашу жалобу, ответить на нее, принять соответствующие меры. Таким образом, (между лицом, подавшим жалобу, и государственным органом устанавливается своеобразная связь из соответствующих друг другу (корреспондирующих) прав и обязанностей. Именно та­кая связь и называется правоотношением.

Как видим, правоотношение возникает на основе закона, является своеобразным способом воплощении правил поведе­ния, записанных на бумаге, в реальную жизнь. Однако связь посредством прав и обязанностей (правоотношение) может возникнуть и на основе договора. Действительно, граждане и организации вправе сами устанавливать для себя права и обя­занности. В конечном итоге такое правоотношение также воз­никает на основе закона, ведь именно закон допускает для гра­ждан возможность заключать договоры, регламентирует поря­док их заключения и устанавливает их защиту с помощью средств государства.

Правоотношение — охраняемая государством связь между людьми, характеризующаяся наличием у них корреспондирующих прав и обязанностей.

Что нам дает возникновение правоотношения?

Во-первых, оно помогает конкретизировать субъектов, по­скольку правоотношение возникает между определенными ли­цами. Так, трудовой договор, заключенный между заводом «Карбюратор» и токарем К., означает, что возникло правоотно­шение только между ними, и работодатель вправе требовать ис­полнения работы только от К. На призыв же этого завода при­нять участие в субботнике может никто не откликнуться, ибо эта ситуация не регулируется нормами права.

Во-вторых, определяется не только состав субъектов, но и их взаимное поведение по отношению друг к другу, их права и обязанности. Токарь К., предположим, имеющий высокую ква­лификацию, нанимается работать на станке с числовым про­граммным управлением. Поручить ему другую работу без его согласия нельзя. Администрация, обусловив с ним оплату од­ной изготовленной детали, обязана оплатить выполненную ра­боту по установленным расценкам.

В-третьих, возникнув на основе права (закона или преце­дента, или нормы обычного права), общественное отношение приобретает правовую окраску, которая выражается в том, что теперь права и обязанности его субъектов обеспечиваются возможностью применения государственного принуждения. Если в нашем примере администрация не выплатит заработную плату в полном размере, ее можно будет взыскать через суд.

Состав правоотношения. Правоотношение имеет сложный состав. Его элементами являются: субъекты; содержание; объ­екты.

Субъекты правоотношений — это индивиды, организации, го­сударство в целом.

Индивиды делятся на четыре группы: граждане, иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды), лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды). Это общее положение. В ре­альной жизни далеко не все из вышеперечисленных могут быть субъектами всех возможных правоотношений, что объясняется различными факторами: физиологическими, психологически­ми, экономическими и др.

^ К организациям — коллективным субъектам правоотноше­ний — относятся государственные органы, юридические лица.

Государственные органы как субъекты права весьма сущест­венно отличаются от юридических лиц. Во-первых, они осуще­ствляют какую-либо управленческую деятельность. Во-вторых, они имеют властные полномочия, что выражается в праве изда­вать государственно-правовые акты (нормативные и индивиду­альные), а также в возможности материальными, организаци­онными и принудительными средствами обеспечивать их со­блюдение и исполнение. Например, Государственная Дума принимает законы, исполнительные органы организуют работу торговых, транспортных, жилищно-коммунальных и иных предприятий, органы милиции привлекают правонарушителей к ответственности, суд выносит приговоры и решения, тамо­женные органы осуществляют досмотр перемещаемого груза через границу и т. п.

^ Юридические лица (коммерческие и некоммерческие) осуще­ствляют хозяйственную, социально-культурную деятельность, основанную на имеющемся у них имуществе. Они могут распо­ряжаться им по собственной воле, заключать договоры, отве­чать по своим обязательствам этим имуществом. Юридические лица, вступая в правоотношения с другими субъектами права, никаких распорядительных полномочий в отношении них не имеют, а действуют на началах равенства. Руководитель юриди­ческого лица свои распоряжения может адресовать лишь толь­ко членам данной организации. Общественные организации (партии, объединения, союзы, ассоциации и др.) относятся к некоммерческим юридическим лицам и реализуют не властные полномочия (они у них отсутствуют), а свои права, предусмот­ренные их уставами. Такие правоотношения возникают, напри­мер, в случае проведения какой-либо партией демонстрации, митинга или организации профсоюзами забастовки и т. п.

^ Государство в целом, Россия, вступает во многие виды право­отношений: международно-правовые — с другими государствами; государственно-правовые — с субъектами Федерации (республиками, краями, областями) по поводу заключения договоров, пе­редачи трансфертов, от имени государства осуществляется при­ем в российское гражданство, присвоение почетного звания, на­граждение; гражданско-правовые —- по поводу использования федеральной государственной собственности, присвоения бес­хозного имущества; уголовно-правовые — при применении мер наказания и др.

Чтобы быть субъектом права, надо обладать правосубъектностью, т. е. быть правоспособным, дееспособным и деликтоспособным.

Правоспособность — это способность в силу норм права иметь субъективные права и юридические обязанности.

Каждый из нас обладает правоспособностью, которая означает абстрактную, теоретическую возможность иметь права и обязан­ности. Если человек не обладает правоспособностью, он даже теоретически не сможет иметь права, и никакое другое лицо не сможет своими действиями помочь ему осуществить их. Так, право вступить в брак появляется у каждого из нас только в 18 лет, право на пенсию — в случае нетрудоспособности. И никто нам не может помочь приобрести эти права ранее. Правоспособ­ность у индивидов нарастает постепенно, по мере взросления. Так, уже с момента рождения возникает множество конституци­онных, а также имущественных прав. Остальные — позднее.

В нашей стране правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Никто не имеет никаких привилегий и преимуществ в способности обладать правами перед другими людьми. Только суд в определенных случаях может допустить ограничение правоспособности (например, запретить занимать­ся определенной деятельностью в качестве наказания за совер­шение преступления).

Однако для того чтобы быть самостоятельным субъектом правоотношений, необходимо помимо правоспособности обла­дать дееспособностью.

Дееспособность — это способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические пра­ва и обязанности.

У государства как субъекта права и организаций правоспо­собность и дееспособность всегда возникают одновременно в момент их образования. Применительно к государственным ор­ганам мы говорим в этом плане о компетенции. Компетенция — совокупность прав и обязанностей, полномочий, предоставлен­ных государственному органу для выполнения им своих функ­ций. Она закрепляется в Положении о государственном органе. Компетенция высших органов государственной власти и долж­ностных лиц закрепляется в Конституции или конституцион­ных законах. Праводееспособность юридических лиц может быть общей (у коммерческих негосударственных) либо специ­альной (у государственных унитарных предприятий, некоммер­ческих юридических лиц).

В принципе, у индивидов дееспособность возникает одно­временно с правоспособностью. В самом деле, зачем предо­ставлять право на труд или пенсию, если нельзя их осущест­вить? Но в некоторых отношениях (например, имущественных, процессуальных), где возможно восполнить с помощью дейст­вий других лиц (чаще находящихся в близком родстве, напри­мер родителей) недостаток собственных действий индивидов, дееспособность возникает позднее правоспособности.

Дееспособность индивидов также возникает постепенно и зависит от нескольких факторов:

1) дееспособность зависит от возраста правоспособного субъ­екта. Малолетний ребенок (до 6 лет) может сделать разве что мел­кие покупки (жвачка, наклейки, хлеб и др.). В 14 лет дееспособ­ность несовершеннолетнего расширяется. 18 лет — возраст со­вершеннолетия, по достижении которого личность становится почти полностью дееспособной — может в полном объеме осу­ществлять имущественные права и обязанности, политические права и обязанности, брачно-семейные права и обязанности;

2) на дееспособность оказывает влияние состояние здоровья. Душевная болезнь (слабоумие, шизофрения) могут стать при­чиной признания судом лица недееспособным, и тогда граж­данские права и обязанности таких лиц осуществляют опекуны;

3) близкое родство субъектов также может ограничить дее­способность (заключение брака, нахождение на государствен­ной службе в. одном и том же учреждении, если между родст­венниками существуют отношения подчиненности);

4) фактором, влияющим на объем дееспособности, является законопослушность субъектов. Лицо, совершившее преступле­ние, при отбытии наказания в местах лишения свободы не в состоянии реализовать ряд гражданских, политических и дру­гих прав и обязанностей, составляющих его правоспособность;

5) религиозные убеждения позволяют отказаться от осуществ­ления ряда прав и обязанностей, которыми обладают граждане государства, в частности, служить в армии или в других госу­дарственных органах, где необходимо пользоваться оружием, применять насилие в отношении других людей.

Деликтоспособность — это способность лица отвечать за свои поступки.

В принципе ее можно было бы считать элементом дееспо­собности (обязанность отвечать — это разновидность обязанно­стей). В отношении большинства субъектов выделять особо деликтоспособность бессмысленно. Но есть область — имущест­венная, где деликтоспособность обнаруживает себя как относительно самостоятельное юридическое свойство: лица от 14 до 18 лет могут самостоятельно заключать имущественные сделки и отвечать по ним, но в пределах своего имущества. Не­достаточность имущества для возмещения ущерба восполняют родители, так же как родители возмещают весь имущественный вред, причиненный детьми с 6 до 14 лет. Общее определение правосубъектности как единства праводееспособности от этого не изменяется.

Содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности.

Субъективные права и юридические обязанности — это как бы две стороны одной медали: они взаимонаправлены, коррес­пондируют друг другу, не могут существовать друг без друга.

Субъективное право — это мера возможного или дозволенного поведения.

В субъективном праве всегда заключен какой-либо интерес управомоченного: материальный, духовный, семейный, поли­тический или иной. Именно в этом состоит для управомочен­ного ценность субъективного права. Дозволенное поведение хотя и зависит от усмотрения управомоченного, его воли и же­лания, но имеет рамки. Поэтому мы для его характеристики и употребляем слово «мера». Гражданин получает заработную плату в строго установленном размере, он может одновременно состоять только в одном зарегистрированном браке, может по­лучить бесплатное высшее образование только один раз и др.

^ Юридическая обязанность — это мера необходимого или должного поведения.

Обязанность логически соответствует субъективному праву, на него направлена и осуществляется в интересах управомочен­ного (индивида, организации, государства в целом). Получает­ся, что в правоотношении именно управомоченный является центральной фигурой. Без соответствующей обязанности субъ­ективное право превратилось бы в фикцию. Обязанность опре­деляется как должное поведение потому, что от выполнения ее нельзя отказаться, тогда как субъективным правом можно и не воспользоваться. Если гражданин, например, вступил в брак, то он не может настаивать, чтобы супруг выбрал его фамилию, поскольку обязан не препятствовать этому выбору. Поступив на работу, работник не может решать, выполнять ли ему кон­кретную работу или нет, поскольку это теперь является его обязанностью. Юридическая обязанность, как и субъективное право, также ограничена определенными рамками. Требовать исполнения обязанности сверх установленной меры — произ­вол, беззаконие. Работник обязан выполнять работу, но не лю­бую, а обусловленную при поступлении на работу, и не 24 часа в сутки, а не более 8 часов, если ему установлен нормальный рабочий день. Покупатель при купле-продаже обязан оплатить товар в обусловленном размере. Преступник обязан отбыть конкретный срок наказания. За нарушение юридических обя­занностей наступает юридическая ответственность.

Объектами правоотношений являются разнообразные социаль­ные блага.

Различают следующие их разновидности:

1) материальные блага (вещи, деньги, ценные бумаги, ре­зультаты действий). Купля-продажа, мена, дарение, транспортные, издательские услуги и др. — вот далеко не полный пере­чень договоров, направленных на их получение;

2) интеллектуальные блага — учеба в вузе, создание научного произведения, изобретения и др.;

3) политические блага — выборы достойных в депутаты, про­ведение референдума, участие в митинге, осуществление свобо­ды слова и др.;

4) экономические блага — поступление на работу, получение отпуска и др.;

5) социальные блага — пользование услугами здравоохране­ния, устройство ребенка в детский сад, получение пенсий, по­собий и др.;

6) эстетические блага — посещение театра, музея, выставки |и т. п.;

7) личные блага (жизнь, честь, достоинство, комфорт) — (вступление в брак, личная неприкосновенность и др.;

8) юридическое благо — отстаивание прокурором интересов (потерпевшего в уголовном процессе, получение юридической консультации и др.

Юридические факты.

Правоотношения, а стало быть, и субъективные права и обязанности, являющиеся их содержанием, возникают, функ­ционируют, изменяются и прекращают свое существование под влиянием определенных условий. В теории их обозначают по­нятием «юридические факты».

Юридические факты — это такие конкретные жизненные об­стоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Без юридических фактов невозможны правоотношения. На­пример, имея право на поступление в институт, гражданин мо­жет реализовать это право и вступить в правоотношение с вузом лишь при наличии юридических фактов — наличие аттестата о получении среднего образования, факта успешной сдачи всту­пительных экзаменов в вуз и издания приказа о зачислении. Юридические факты содержатся в гипотезе правовой нормы.

Многообразные юридические факты в зависимости от осно­ваний можно классифицировать по следующим видам:

а) по связи с волей участников правоотношений: события и действия. События не связаны с волей людей (наводнения, стихийные бедствия, самовозгорание имущества), действия же за­висят от воли участников правоотношения и бывают правомер­ными и неправомерными;

6} по характеру наступающих последствий; правообразующие (прием на работу), правоизменяющие (перевод на другую рабо­ту), правопрекращающие (увольнение с работы).

Нередко для возникновения правоотношения или его пре­кращения необходим не один юридический факт, а их совокуп­ность. Тогда речь ведут о фактическом составе. Например, для вступления в брак необходимы, пять условий (юридических фактов): совершеннолетний возраст, согласие обоих лиц, отсут­ствие психической болезни, отсутствие близких родственных отношений, отсутствие у кого-либо из вступающих в брак дру­гого зарегистрированного брака.

Таким образом, правоотношение, как и норма права, — важнейшее юридическое средство. Норма права сама по себе никаких изменений в реальной жизни не порождает. Измене­ния наступают лишь в том случае, если нормы права воплоща­ются в человеческих поступках.

Система права.

Как уже отмечалось, одним из необходимых признаков пра­ва является его системность. В самом общем виде под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отноше­ниях и связях между собой и образующих определенную функ­циональную целостность, единство. При системном подходе к изучению явления акцент делается не столько на описании са­мих элементов системы, сколько на анализе их связей, поиске функций каждого элемента во всей системе, ведь именно само­стоятельная функция элемента является основанием для его выделения в системе.

^ Система права отражает взаимосвязь между дейст­вующими в государстве правовыми нормами, а также разделение норм права на относительно самостоятельные группы (их специа­лизацию).

Для того чтобы в полной мере обозреть право как социаль­ное явление, следует исследовать его вглубь (вертикальный срез) и вширь (горизонтальный срез). При этом появляется возможность получить представление, как о видах подсистем права, так и об их соотношениях.

^ А. Вертикальное строение права. В праве выделяют следую­щие элементы:

1) отрасль права — это совокупность правовых норм, регули­рующих какую-либо сферу общественных отношений (отношения землепользования — земельное право, имущественные от­ношения — гражданское право, управленческие отношения — административное право, отношения, связанные с совершени­ем преступлений, — уголовное право и т. п.);

^ 2) подотрасль права — это совокупность правовых норм, ре­гулирующих определенную область общественных отношений.

Многие отрасли права имеют подотрасли. Обычно это отрасли «старые», где накоплен значительный массив правовых норм. Так, в финансовом праве выделяется подотрасль — банковское право. Военно-уголовное право — это подотрасль уголовного права;

3) институт права — это совокупность правовых норм, регу­лирующих какой-либо вид общественных отношений. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в уголовное право включаются институты преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности, институт преступле­ний против собственности, институт должностных преступле­ний и др. В трудовом праве можно увидеть институты коллек­тивного договора, трудового договора, дисциплины труда, ма­териальной ответственности, охраны труда и др.;

4) субинститут права — это совокупность правовых норм, ре­гулирующих разновидность общественных отношений. Далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. Но можно привести пример, когда таковых несколько. Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его со­ставляют различные виды убийств), против здоровья (здесь со­средоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление);

^ 5) норма права — обязательное правило поведения, охраняе­мое силой государственного принуждения, является самым дробным элементом системы права, так как только правовая норма, а не отдельные ее составляющие (гипотеза, диспозиция, санкция), может самостоятельно обеспечить выполнение ос­новной функции права — правовое регулирование обществен­ных отношений.

Таков вертикальный срез права. Каждая подсистема выпол­няет свою самостоятельную по значению функцию. Так, если норма права обеспечивает регулирование отдельного вопроса, отношения, то институт права предполагает комплексное уре­гулирование определенной целостной группы отношений, а от­расль права — целой сферы, отделенной от других сфер. Ком­плексность и логическая взаимоувязанность регулирования на каждом новом уровне — вот признак, качественно отличающий функции подсистемы более высокого уровня от более низкой.

^ Б. Горизонтальное строение права. Оно позволяет нам уви­деть все отрасли (и подотрасли), составляющие право. Их классификация позволяет выделить две части права: материальное и процессуальное.

Материальное право — это совокупность отраслей (и подот­раслей) права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.

К отраслям материального права относятся:

конституционное право — закрепляет основы конституцион­ного строя страны, правового положения личности, систему го­сударственных органов и их основные полномочия. Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция РФ. Конституционное право в последние годы получило бурное развитие. Вот почему в его составе начинают просматриваться такие подотрасли, как гуманитарное право (основные права и свободы человека), избирательное право, парламентское право;

административное право регулирует общественные отноше­ния, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов государства. Основной нормативный акт — Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП);

финансовое право, которое в своем составе имеет три подот­расли (бюджетное, налоговое, банковское право), регулирует до­ходы и расходы государства (источники и порядок получения доходов, направления их использования). Основные норматив­ные акты — Бюджетный кодекс РФ (БК), Налоговый кодекс РФ (ПК), Закон о банковской деятельности;

предпринимательское право — это система норм, регулирую­щих экономические рыночные отношения, среди которых наи­более значимыми по содержанию являются корпоративные (внутрифирменные) отношения, а также отношения по управ­лению хозяйственным комплексом. Если в основе первых ле­жит принцип автономии, то вторые регулируют отношения предпринимателей с органами управления и основаны на нача­лах подчиненности. Основные нормативные акты — Закон об ограничении монополистической деятельности, Закон об акцио­нерных обществах и др.;

гражданское право — наиболее объемная отрасль системы права. Оно регулирует разнообразные имущественные отноше­ния. Гражданским правом охраняются и такие личные неиму­щественные права, как честь и достоинство гражданина. Граж­данский кодекс РФ (ГК) — основной нормативный акт. Гражданское право имеет подотрасли: авторское право, патентное право, наследственное право, торговое право. Некоторые ученые склонны считать их самостоятельными отраслями права;

жилищное право, являясь пока в основном подотраслью граж­данского права, регулирует порядок предоставления и использо­вания жилья. Основной нормативный акт — Жилищный ко­декс РСФСР-

семейное право регулирует брачно-семейные отношения. Ос­новной нормативный акт — Семейный кодекс РФ;

природоресурсное право определяет порядок владения, пользо­вания и распоряжения природными ресурсами — землей (Земельный кодекс РФ), недрами (Закон о недрах), водой (Водный кодекс РФ), воздухом (Воздушный кодекс РФ), лесными богатст­вами (Лесной кодекс РФ);

экологическое право выделяется в самостоятельную отрасль, но этот процесс практически уже завершен. Оно регулирует за­щиту природных объектов и всей окружающей среды. Закон об охране окружающей среды — основной нормативный акт. Охра­нительные нормы экологического права имеются также во многих нормативных актах (УК, КоАП, ГК и др.);

трудовое право регулирует общественные отношения, свя­занные с применением наемного труда. Основной норматив­ный акт — ^ Трудовой кодекс РФ (ТК).

Право социального обеспечения — подотрасль трудового пра­ва, главным нормативным актом которого является Закон о го­сударственных пенсиях;

уголовное право — система норм, которые устанавливают, какие деяния являются общественно опасными, т. е. преступ­лениями, и какое наказание за их совершение применяется. Основной нормативный акт — Уголовный кодекс РФ (УК).

^ Процессуальное право — это совокупность отраслей, основная задача которых — установление порядка осуществления и защиты прав и обязанностей субъектов.

К числу наиболее «старых» процессуальных отраслей отно­сятся:

уголовно-процессуальное право (уголовный процесс) объеди­няет нормы, определяющие порядок назначения наказания. Ос­новной нормативный акт — Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК);

граждански-процессуальное право (гражданский процесс) ре­гулирует порядок рассмотрения споров, в которых хотя бы одной из сторон выступает гражданин (споры трудовые, жи­лищные, имущественные, семейные, наследственные и др.). Основной нормативный акт — Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК);

арбитражно-процессуальное право (арбитражный процесс) регулирует порядок рассмотрения споров между организация­ми, организациями и государственными органами. Основной нормативный акт — Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК).

В процессе становления находятся и некоторые другие от­расли процессуального права: конституционный процесс, адми­нистративно-процессуальное право, налогово-процессуальное пра­во, бюджетный процесс, избирательный процесс, дисциплинарный процесс и др.

Особую группу отраслей процессуального права составляют отрасли, регулирующие процесс исполнения решений юрисдикционных органов:

уголовно-исполнительное право регулирует процесс исполне­ния мер уголовного наказания в связи с исправительно-трудо­вым воздействием. Основной нормативный акт — Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК);

гражданско-исполнительное право регулирует вопросы прину­дительного исполнения решений судов в части имущественных взысканий, а также совершения в пользу граждан, юридических лиц определенных действий. Основные нормативные акты — За­кон «Об исполнительном производстве», Закон «О судебных при­ставах».

Особое положение занимает международное право — система норм, регулирующих отношения между государствами в про­цессе их борьбы и сотрудничества. Оно делится на международ­ное публичное и международное частное право. Вопрос о право­вой природе норм международного права является спорным, так как им не свойственен основной системообразующий при­знак права — обеспечение норм права государственным прину­ждением. Исполнение же норм международного права, как правило, зависит от доброй воли самих государств (рис. 2.5).

С возникновением новых, прогрессивных отношений, тре­бующих правового регулирования, система права пополняется новыми нормами, институтами, подотраслями, отраслями, ста­новится более совершенной и эффективной.

Система права, как и общественная жизнь, находится в по­стоянном изменении и развитии.

Следующей категорией правоведения, являющейся обязательной для рассмотрения является правоотношение.



1 Лапидарный (от лат. Lapidarius – высеченный на камне, резчик по камню) - краткий, сжатый.

otchetnost-korotko-o-vazhnom.html
otchetnost-ob-ispolnenii-byudzheta-goroda-m-v-novikova-gosudarstvennie-i-municipalnie-finansi.html
otchetnost-ooo-kb-ikf.html
otchetnost-po-sostoyaniyu-stranica-8.html
otchetnost-priemnoj-komissii-17.html
otchetnost-stranica-36.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-godovogo-plana-kontrol-za-administrativno-hozyajstvennoj-deyatelnostyu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-chast-12.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-povisheniya-kvalifikacii-pedagogicheskaya-profilaktika-zavisimogo-povedeniya-nesovershennoletnih-sistema-raboti-vospitatelya.html
  • college.bystrickaya.ru/1-informaciya-ob-opite.html
  • desk.bystrickaya.ru/opredelenie-fizicheskogo-iznosa-metodom-poelementnoj-razbivki-otchet-ob-ocenke-4300010411c-0001yu-01m1460.html
  • books.bystrickaya.ru/dannij-dokument-prednaznachen-dlya-opredeleniya-osnovnih-tehnicheskih-trebovanij-predyavlyaemih-k-terminalnomu-oborudovaniyu-standarta-wll-cdma-800-protokola-cdma2000-1x-rtt.html
  • notebook.bystrickaya.ru/goskomsvyazi-rossii-posobie-sostavleno-ishodya-iz-trebovanij-gosudarstvennogo-standarta-podgotovki-specialnosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rasskaz-o-lyubvi.html
  • essay.bystrickaya.ru/dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata-himicheskih-nauk.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-po-ekonomicheskoj-istorii-gregory-p-r-stuart-r-s-russia-and-soviet-economic-performance-and-structure-6th-ed-1998.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-distancionnogo-obucheniya-mba-professional.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-25-s-6-tabl-bibl-5-naim.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/proizvoditelnost-programmi-17-vneshnij-vid-i-organi-upravleniya-20-glavnoe-okno-programmi-i-okna-otdelnih-dokumentov-20-menyu.html
  • letter.bystrickaya.ru/nachalnaya-maksimalnaya-cena-kontrakta-3-000-000-00rub-vsego-tomov-4-chetire-novosibirsk-2007-ponyatiya-i.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-rabot-stranica-5.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kommunikacionnie-funkcii-v-windows-for-workgroups-chast-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/podhodi-k-strategicheskomu-planirovaniyu.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-etapnogo-kontrolya-sostavlennie-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-po-istorii-6-go-klassa.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/negativnoe-vliyanie-socialnih-setej-na-podrostkov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/agtu-pobeditel-konkursa-sistemi-menedzhmenta-kachestva-4.html
  • college.bystrickaya.ru/32-korrupcionnij-rinok-pri-gruppovih-normah-morali-ekonomicheskij-analiz-moralnih-norm-v-kollektivah.html
  • write.bystrickaya.ru/eto-strashnoe-slovo-marketing-planirovanie-meropriyatij-marketinga-na-predpriyatiyah-roznichnoj-torgovli-roznica.html
  • pisat.bystrickaya.ru/transformatornaya-podstanciya-tp-10-konkursnaya-dokumentaciya-po-gosudarstvennim-zakupkam-rabot-po-rekonstrukcii-iskusstvennoj.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ocenka-platezhnogo-balansa-rossii-za-9-mesyacev-2004-g.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izmenenie-klimata-krug-vedeniya-specialnoj-gruppi-tehnicheskih-ekspertov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/igra-yunij-himik-borisova-snezhana-petrovna-uchitel-himii-maou-sosh-4-g-novij-urengoj-predmet-napravlennost.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernij-ustav-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-professionalnogo-uchilisha-n-74.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tradicionnie-meropriyatiya-plan-uchebno-vospitatelnoj-raboti-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-osnovnoj.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-9-5-maya-2008-9-216n-9-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii-prikaz-13-stranica-4.html
  • testyi.bystrickaya.ru/63-ohrana-okruzhayushej-sredi-diplomnij-proekt.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obem-chasov-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-problemi-kvalifikacii-otdelnih-vidov-prestuplenij.html
  • essay.bystrickaya.ru/biologiya-biologicheskie-nauki-informacionnij-byulleten-novih-postuplenij-2-2007-g.html
  • college.bystrickaya.ru/-formirovanie-polozhitelnoj-motivacii-mladshih-shkolnikov-k-izucheniyu-inostrannogo-yazika.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rekomendacii-moskva-2004-razrabotani-fgu-vniipo-mchs-rossii-avtorskij-kollekti-v-stranica-6.html
  • school.bystrickaya.ru/gyote.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.