.RU

Основная - Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф., Дс. Р. Социология труда и экономическая социология (код...


Основная
1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

2. Верховин В.И. Экономичесская социология. М., 1998.

3. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991.

4. Кравченко А.И. Социология М.Вебера: труд и экономика. М., 1997.

5. Леонтьев В. Экономическое эссе. М., 1990.

6. Соколова Г.Н. Экономическая социология. Минск, 1998.

7. Экономика труда и социально-трудовые отношения /Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. М., 1996.

8. Вебер М. История хозяйства. Город. М.: Канон-Пресс,- 2001. - 575с.

9. Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Экономическая социология и перестройка. М.: Прогресс, 1989 - 229с.

10. Радаев В. В. Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу. М.: РОССПЭН, 2002 - 280с.

11. Радаев В. В. Экономическая социология: учебное пособие. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005 - 603с.

12. Рофе А. И. Экономика и социология труда /Учебное пособие/ М.: Мик, 1996 - 128с.

13. Социально- экономические модели в современном мире и путь России. Книга 1, Трансформация постсоциалистического общества /Под ред. К. Микульска. М.: Экономика, 2003 - 757с.

14. Экономико - социологический словарь. /Под ред. Соколова Г.Н. Минск: ООО «ФУАинформ», 2002 - 448с.

Дополнительная


1. Рывкина Р. В. Драма перемен. М.: Дело, 2001 - 472с.

2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

3. Дизель П., Маккинли Р.У. Поведение человека в организации. М., 1993.

4. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М., 1999.

5. Щербина В.В. Социальные теории организаций: Словарь – справочник. М., 2000


3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

1. Определите предмет социологии труда и его отличие от предмета других социальных наук.

2. Определите границы предметного поля социологии труда.

3. Раскройте содержание категорий и основных понятий социологии труда.

4. Проанализируйте функции общественного разделения труда в концепциях Э. Дюркгейма и К. Маркса.

5. Разработайте классификацию факторов условий труда.

6. Сравните современные отечественные и западные концепции трудовой мотивации.

7. Проведите сравнительный анализ основных детерминант трудовой мотивации в теориях М. Вебера и К. Маркса.

8. Раскройте основные факторы трудовой мотивации в работах А. Тейлора.

9. Проведите сравнительный анализ факторов трудовой мотивации в условиях рыночной и централизованной экономики.

10. Раскройте и обоснуйте вклад М. Вебера в разработку концепции социокультурной детерминации трудового поведения.

11. Систематизируйте основные факторы социальной регуляции трудового поведения, используя концепцию «социального действия» Т. Парсонса.

12. Проанализируйте основные факторы детерминации трудового поведения в социологической концепции К. Маркса.

13. Раскройте основные особенности концепции социальной регуляции трудового поведения В. А. Ядова.

14. Определите основные характеристики понятий «профессиональный статус» и «профессиональная роль».

15. примените поведенческую теорию Вебера к социологическому анализу процесса труда.

16. Дайте обзор проблематики социологических исследований трудового поведения по материалам журнала «Социологические исследования» за 1990 - 2007 гг.

17. Дайте определение трудового конфликта и назовите основные стадии его развития.

18. Рассмотрите основные функции трудового конфликта.

19. Раскройте содержание теоретической дискуссии о предмете экономической социологии.

20. Рассмотрите основные принципы социологического анализа экономического поведения.

21. Раскройте специфику социологического и экономического анализа экономической сферы жизнедеятельности общества.

22. Охарактеризуйте этапы развития зарубежной экономической социологии.

23. Раскройте основное содержание монетарной концепции Г. Зиммеля.

24. Изложите основные принципы социологического анализа модели «homo economicus».

25. Дайте социологическую интерпретацию института собственности.

26. Систематизируйте основные концепции предпринимательского поведения.

27. Назовите основные функции предпринимательской деятельности.

28. Раскройте структуру и функции экономической культуры рыночного типа.

29. Рассмотрите специфику переходных моделей экономического поведения в условиях России.

30. Проанализируйте основные особенности трансформации собственности в условиях переходных экономик.

31. Сделайте краткую аннотацию и систематизируйте основные публикации по экономической социологии в журнале «Социологические исследования» за 1990- 2007 гг.

32. Сравните практические подходы к управлению человеческими ресурсами в разных странах.

33. назовите некоторые социально-экономические проблемы развития человеческих ресурсов в условиях переходной экономики.

34. Опишите конкретную управленческую ситуацию найма на работу.

35. Проанализируйте конкретный случай должностного продвижения.

36. Проанализируйте конкретный механизм стимулирования трудовой деятельности.


^ 4. Вопросы к экзамену / зачету


  1. Предметная область и функции социологии труда

  2. Экономическая социология Г. Зиммеля

  3. Структура социологии труда и социальные функции труда

  4. Понятие и структура мотива. Теории мотивации

  5. Хозяйственная организация: понятие и признаки

  6. Формирование и функционирование мотивов. Типология мотивов

  7. Предметная область и границы экономической социологии. Методы и направления экономической социологии

  8. Работа и ее субъективный смысл

  9. История экономической социологии: английская политэкономическая школа и французская школа (1-е поколение)

  10. Эмоциональный труд и гендер

  11. Хозяйственный мир России: советское общество

  12. Лидерство и руководство в организациях

  13. История экономической социологии: французская школа (2-е поколение), марксистская школа и историческая школа в немецкой политической экономии

  14. Женщина-руководитель в России.

  15. Хозяйственный мир России: постсоветское общество

  16. Учение о капитализме В. Зомбарта

  17. История школ и направлений в социологии труда: управленческо-психологическая и дюркгемианско-системная парадигмы

  18. Предприниматели как совокупность социальных групп

  19. История школ и направлений в социологии труда: интеракционистская и марксистская парадигмы

  20. Предпринимательство как экономическая функция

  21. История школ и направлений в социологии труда: веберианская и постмодернистская парадигмы

  22. Хозяйственная мотивация и типы рациональности

  23. Профессии и профессиональная структура

  24. Предпринимательство как исторический феномен

  25. Социальное разделение труда. Ограничения на профессию и дискриминация на рынке труда

  26. Теория рационального выбора: основные положения, критика

  27. Формирование производственной команды

  28. Теория рационального выбора: понятия, значение, источники

  29. Типы и направления исследования в социологии труда

  30. Отраслевое и этнорегиональное подразделение труда

  31. Субъекты труда, их функции и характеристики

  32. Социология трудовых коллективов

  33. Прикладная социология труда

  34. Социально-экономические уровни в экономической социологии

  35. Макроэкономическая социология

  36. Основные социально-экономические модели стран мира и России

  37. Региональная экономическая социология

  38. Микроэкономическая социология

  39. Социальный маркетинг



^ 5. Требование к уровню освоения программы дисциплины и форм текущего промежуточного и итогового контроля


В результате изучения курса студенты должны продемонстрировать знание содержания курса, определенного рамками учебной программы; показать научную эрудицию, знакомство с теоретическими моделями, разработанными отечественными и зарубежными специалистами; знание фундаментальных работ в области социологии труда и экономической социологии; владение навыками работы с научной литературой; умение раскрыть, аргументировать и иллюстрировать основные теоретические положения; умение анализировать процесс развития теоретического знания и приоритетные социально-экономические проблемы современного общества; знание основных методов прикладных исследований.

Традиционные формы проверки и оценки знаний студентов включают в себя:

- учет посещаемости знаний – важнейшая форма контроля, позволяющая проследить систематичность работы студента;

- оценку активности (правильности и полноты ответа) студента на практических/семинарских занятиях;

- проверка письменных домашних заданий (фронтальная или выборочная);

- письменные, аудиторные контрольные работы, дающие объективную информацию о знаниях студентов;

- коллоквиум, проводимый по отдельным темам и разделам курса.

Итоговой формой контроля изучения дисциплины являются зачет или экзамен, что определяется учебным планом специальности.

Основой для определения оценки на экзамене служит уровень усвоения студентами материала, предусмотренного учебной программой дисциплины. При определении критериев выставления оценок, преподавателю необходимо учитывать объем, глубину и осмысленность аргументированность и доказательность знаний студентов, умений их применять. Важное значение, имеет умение давать формулировки и определения понятий, делать логические выводы, четкость и правильность ответа, знакомство с основной и дополнительной литературой, общая культура и грамотность.

Знаний и умения студента определяются на экзаменах и зачетах следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «зачтено», «не зачтено». Оценка по дисциплине выставляется в период экзаменационной сессии или по итогам текущего контроля учебной работы студента. Студентам, несогласным с оценкой, полученной по результатам текущего контроля, предоставляется право сдачи экзамена.

В целом при определении требований к экзаменационным оценкам по дисциплинам с преобладаем теоретического обучения преподаватель руководствуется следующим:

- оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендуемой программой. Как правило оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплин в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании материала учебной дисциплины.

- оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

- оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомой с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения без помощи преподавателя.

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении заданий. Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, который не может продолжить обучение.

- отметка «зачтено» ставится студенту, если он обнаруживает полное знание учебно-программного материала, успешно выполняет предусмотренные программой задания, усвоил основную литературу по курсу и знаком с дополнительной литературой, рекомендованной в программе, без затруднений излагает материал в устной речи, владеет специальной терминологией;

- отметка «не зачтено» ставится, если студент обнаружил пробелы в знаниях основного программного материала, допускает принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, затрудняется в устном изложении материала, не владеет специальной (по данной дисциплине) и плохо владеет общенаучной терминологией


^ 6. Методические указания по организации самостоятельной работы


Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов, и представляет собой усвоение курса во внеаудиторное время по темам или разделам тем. Цель самостоятельной работы:

- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий (лекций и семинарских/практических занятий);

- формирование способности и самоорганизации;

- формирование исследовательских умений;

-формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда и развитие самостоятельности мышления специалиста.

К основным формам самостоятельной работы относят:

- выполнение домашние задания;

- подготовка к семинарским/практическим занятиям;

- выполнение контрольных работ;

- подготовка ответов на контрольные вопросы и задания (в письменной или устрой форме);

Самостоятельная работа студента в качестве основных форм включает в себя - подготовку к семинарским занятиям и контрольным работам, ответы на контрольные вопросы по темам курса, работа с конспектом лекций.

Подготовка к семинарским занятиям предполагает, что студент будет руководствоваться следующими рекомендациями:

1. При работе над конкретной темой обратите внимание на степень доступности для вас базовых учебников, учебных пособий, указанных в списке рекомендованной учебной и универсально-справочной литературы. В интересах доступности литературы, при подготовке к семинарам, указана широкая подборка журналов по каждой теме, а также Internet-ресурсы, имеющие электронные издания. Кроме того, обязательно используйте справочные издания (словари, энциклопедии).

2. Приступая к работе над новой темой семинара, необходимо изучить содержание и объема ключевых понятий. Желательно отразить основное содержание каждой статьи в тетради, дефиниции выписать и заучить.

3. При работе с текстами, необходимо обращаться к справочной литературе универсального характера, поскольку в текстах встречается очень много новых слов, значение которых оказывается, с одной стороны, принципиально важным для адекватного понимания текста, а с другой, имеет непреходящее значение для расширения своего горизонта культуры

4. Следующим шагом является изучение основного списка литературы, с обязательным составлением краткого плана-конспекта каждого источника. Важным моментом является поэтапное прочтение всей рекомендованной литературы, поскольку в ней содержится большой объем нового для студента материала, без ознакомления с которым невозможно полноценное освоение темы.

5. Уяснение связи изучаемой темы с уже освоенным учебным материалом.

^ 7. Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Материалы, определяющие порядок и содержание промежуточной и итоговой атте­стаций, включают:

1. График самостоятельной работы (для дневного отделения), определяющий сроки и форму текущих и промежуточных аттестаций.

2. Расписание зачетов и экзаменов, определяющее сроки итоговой аттестации.

3. Материалы, определяющие содержание аттестации, включающие:

• Вопросы к экзамену, зачету,

• Рабочая программа учебной дисциплины (содержание дисциплины по разделам и темам);

• Задания для самостоятельной работы (темы семинарских занятий, контрольные вопросы);

4. Материалы для проведения самой аттестации, включающие:

• Контрольные вопросы,

• Экзаменационные билеты.

Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций, соответствуют требованиям ГОС, приказам, распоряжениям и рекомендациям МО РФ, учебно-методического управления КемГУ и учебно-методического отдела НФИ КемГУ.


^ Методические рекомендации для преподавателей


К числу общемировых тенденций развития высшего образования в настоящее время относят:

- широкая диверсификация, т.е. многовариантность, многообразие и многомодельность;

- возрастание автономности и академических свобод наряду с усилением их подотчетности;

- укрепление связи с различными формами образования (довузовского и послевузовского);

- постоянная адаптация образовательных программ к будущим потребностям, повышение адекватности высшего образования;

- переход к парадигме «образование в течение всей жизни»;

- предоставление студенту возможности выбора, придание гибкого характера «началу» и «прекращению» получения высшего образования;

- усиление высшего образования в формовании у студента готовности понимать, интерпретировать, сохранить, распространять и развивать национальные, региональные, международные и исторические культуры в условиях их разнообразия;

- реализация установки на воспитание студентов в духе гражданственности и подготовки их к активному участию в жизни общества;

Компетентностный подход, который олицетворяет сегодня инновационный процесс в образовании, означает переход от предметной дифференциации к междисциплинарной интеграции. Дело в том, что за формирование тех или иных компетенций не могут «отвечать» какие-то отдельные учебные дисциплины и даже содержание всей образовательной программы. Компетентностный подход – это попытка привести образование в соответствии с потребностями рынка труда, запросами личности и общества.

Современное образование стремится к тому, чтобы выходит за узкие цели – трудоустройства выпускников. Образование для трудоустройства не должно рассматриваться в отрыве от образования для воспитания граждан, от необходимости развития личности и формирования общественной ответственности.

Профессиональная деятельность в современных условиях отличается установкой на демократизацию и создание партнерских отношений, что находит отражение в новых подходах к обучению. Это означает, что конкурентоспособность выпускника высшего профессионального заведения не гарантируется только владением узкопрофессиональными знаниями. Необходимо обладать набором личностных качеств, быть готовым и способным обучаться самостоятельно, уметь мыслить системно и критично, уметь существовать в коллективе и работать в команде.

Как уже было отмечено, основная современная тенденция преподавания социально-гуманитарных наук – предельная демократизация учебного процесса. Данные дисциплины должны удовлетворять потребность студентов в знаниях, связанных с теоретическим осмыслением процессов, происходящих в нашем обществе и в мире в целом. Указанные тенденции имеют непосредственное отношение и к преподаванию курса «Социология труда и экономическая социология».

Преподавателю социально-гуманитарных дисциплин предоставляется право варьировать преподавание учебного курса с учетом следующих обстоятельств:

- Любая социально-гуманитарная область исследования представляет собой богатое, сложное динамичное образование духовной культуры. Следовательно, вместить ее преподавание в ограниченные временные рамки учебного процесса, учитывая при этом возможности студентов, достаточно сложно. Поэтому изучение некоторый тем может носить ознакомительный характер.

- Специфические интересы студентов, связанные с их специальностью, а также личностными особенностями, а также уровень подготовки создают возможность для использования самых разнообразных методических средств и формы контроля – коллоквиумы, письменные работы, конспекты, доклады, рефераты, эссе, метод тестирования, метод «малых групп» и др.;

- Формирование мировоззренческих и методологических установок личности – процесс сложный и многофакторный. Представляется, что важная роль в этом процессе принадлежит и систематическому изучению учебной дисциплины в вузе. Теоретическое осмысление основных принципов и положений является необходимой предпосылкой формирования научного мировоззрения.

- Любая социально-гуманитарная учебная дисциплина обладает собственной ценностью, занимает свое место в системе образования, ее функцию не может выполнить никакая другая дисциплина. Поэтому ее нельзя превращать в прикладную область экономики, математики или других специальностей.

osnovnoe-soderzhanie-dissertacii-volgogradskij-gosudarstvennij-socialno-pedagogicheskij-universitet.html
osnovnoe-soderzhanie-dissertacionnoj-raboti-otrazheno-v-sleduyushih-publikaciyah.html
osnovnoe-soderzhanie-i-vivodi-istoriya-formirovaniya-sohraneniya-i-ispolzovaniya-dokumentalnogo-naslediya-sibiri.html
osnovnoe-soderzhanie-issledovaniya-vospitanie-podrastayushih-pokolenij-v-tradiciyah-i-innovaciyah-kulturi-kazachestva.html
osnovnoe-soderzhanie-primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-geografii-poyasnitelnaya-zapiska-status-dokumenta.html
osnovnoe-soderzhanie-rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-po-himii-dlya-9-klassa-uchitel-himii-ii-oj-kvalifikacionnoj-kategorii.html
  • urok.bystrickaya.ru/pourochnoe-planirovanie-po-russkomu-yaziku-v-5-klasse-204-chasa.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodi-i-pribori-ucheta-dvizheniya-transportnih-sredstv-na-avtomobilnih-dorogah-diagnostiki-i-ocenki-sostoyaniya-avtomobilnih-dorog.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7-yazhizn-sravnil-bi-s-shahmatnoj-doskoj.html
  • composition.bystrickaya.ru/oratorskoe-iskusstvo-mirovaya-literatura-28.html
  • credit.bystrickaya.ru/p-f-limerov-siktivkar-plavanie-sv-stefana.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-k-seminarskim-zanyatiyam-po-istorii-medicini-istoriya-mirovoj-medicini-dlya-studentov-stomatologicheskogo-fakulteta.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-sostoyaniya-debitorskoj-i-kreditorskoj-zadolzhennosti-chast-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izd-vo-god-str-stranica-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-smdk-zhasushasini-rilisi-balalar-tmendeg-bos-orindara-zhauap-zhazidar.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-osvoeniyu-disciplini-rossijskoe-predprinimatelskoe-pravo-po-specialnosti-yurisprudenciya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tendenciya-goda-vnimanie-k-gosudarstvennim-kommunikaciyam.html
  • reading.bystrickaya.ru/konec-perehodnogo-perioda-vchera-segodnya-zavtra.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-publichnij-doklad-mbou-sosh-1-g-birska-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ustrojstvena-zona-ot-zasedanie-provedeno-na-na-na-09-02-2005-g-po-tochka-prva-ot-dnevniya-red.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/moloko-razlichnih-vidov-sh-zhivotnih.html
  • testyi.bystrickaya.ru/72-metodologiya-instrumentalno-laboratornogo-kontrolya-koncentracij-zv-rukovodstvo-po-kontrolyu-istochnikov-zagryazneniya-atmosferi-ond-90.html
  • testyi.bystrickaya.ru/anonsi-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-cherez-gendernoe-ravenstvo-k-uchastiyu-v-obshestvennoj-i-politicheskoj-zhizni-obshestva.html
  • gramota.bystrickaya.ru/ziryan-audani-kmdgn-2010-zhili-16-apandai-524-aulisi-shain-dni-toptardi-trkeu-turali.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-a-dnevnoe-otdelenie.html
  • college.bystrickaya.ru/291084-ov-solomka-av-gryaznih-2009-v-f-bezhenar-i-dr-zhurnal-akusherstva-i-zhenskih-boleznej-2003-tom-lii-vip-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-po-grazhdanskomu-pravu-tema-ponyatie-i-vidi-predstavitelstva.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tak-derzhat-zapyataya-linn-trass-kaznit-nelzya-pomilovat-beskompromissnij-podhod-k-punktuacii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-opd-f-13-finansovij-menedzhment.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-poznavatelnoj-tvorcheskoj-aktivnosti-ya-obsheobrazovatelnih-shkol-i-studentov-vuzov-sbornik-materialov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klassi-71-73-75-detali-korpusnie-prilozheniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/bankovskaya-sistema-respubliki-kazahstan-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mo-dalnosti-t-g-vizel-osnovi-nejropsihologii.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-ii-polozheniya-izmenyayushie-dogovor-uchrezhdayushij-evropejskoe-ekonomicheskoe-soobshestvo-s-celyu-uchrezhdeniya-evropejskogo-soobshestva.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vtoraya-chast-narodnie-zhitiya-svyatih-narodnaya-agiografiya-istochniki-syuzheti-narrativnie-modeli.html
  • testyi.bystrickaya.ru/auchno-prakticheskoj-konferencii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/b-v-gromov-utverzhdena-postanovleniem-pravitelstva-stranica-14.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-e-giddensa-eto-kurs-lekcij-kotorij-avtor-chitaet-uzhe-mnogo-let-v-oksforde-stranica-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/opredelenie-kontrolnogo-razryada-amadeus-central-ticketing.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-16-konstitucionno-pravovoj-status-programma-uchebnogo-kursa-konstitucionnoe-pravo-rossii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-voprosu-o-politicheskom-znachenii-itogov-bitvi-pod-orshej-1514-g-sudbi-slavyanstva-i-eho-gryunvalda-vibor-puti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.