.RU

Опера в Германии. 19 век - Музыкальный Романтизм 19 века Ответы на вопросы к экзамену


^ Опера в Германии. 19 век
Вебер: "Немая лесная девушка" (1789 в Фрайнбурге премьера первой юношеской оперы), "Волшебный стрелок" (Премьера состоялась 18 июня 1821 года в Berliner Schauspielhaus.) Оперу часто называют «первой немецкой национальной оперой», что не подтверждено музыкально-историческим анализом), "Эврианта" (1823), "Оберон" (1826). Эврианта явилась попыткой создать музыкальную драму, и это произведение оказало значительное влияние на вагнеровского Лоэнгрина. Но тяжело больной к этому времени композитор не вполне справился с трудностями поставленной им задачи, и Эврианта имела лишь непродолжительный успех (популярной стала лишь увертюра к опере). То же самое относится к Оберону, созданному по мотивам комедий Шекспира «Буря и Сон в летнюю ночь». Хотя в этой опере есть восхитительная музыка эльфов, прелестные картины природы и увлекательная песня русалок во втором акте, в наше время исполняется лишь вдохновенная увертюра к Оберону. Среди сочинений Вебера в других жанрах можно отметить два фортепианных концерта и часто исполняемый концертштюк для фортепиано с оркестром; четыре сонаты; несколько циклов вариаций и знаменитое Приглашение к танцу для фортепиано соло (позже инструментованное Гектором Берлиозом).


Абсолютной вершины немецкая опера достигла в творчестве Р.Вагнера (1813–1883), в ранних произведениях которого заметно влияние Вебера и Маршнера, а также Спонтини и Керубини. Первая опера композитора – «Риенци» (1842) – была вполне традиционным произведением во французском героическом вкусе. Значительный шаг к воплощению новой идеи «музыкальной драмы» Вагнер сделал в «Летучем голландце» (1843). Хотя эта опера «номерная», что типично для итальянского стиля, «номера» здесь тяготеют скорее к слиянию, чем к разделению, и внутри актов действие развивается непрерывно. В Летучем голландце появляется и главная философская тема Вагнера – искупление через женскую любовь. Текст либретто композитор написал сам. В «Тангейзере» (1845) и «Лоэнгрине» (1850) слушатель погружается в мир древних германских легенд. В этих операх вокальное письмо сочетается с развитием музыкального тематизма в оркестре, и уже широко используются лейтмотивы («ведущие мотивы»), главные мелодические идеи: краткие, постоянно возвращающиеся фразы, связанные с конкретными героями, предметами или понятиями. Следующим шагом было сплетение подобных лейтмотивов в единую ткань, в результате чего центр музыкального действия сместился в симфоническую сферу. Наконец, новый метод был поставлен на скандинавский эпос, восходившем, как полагал Вагнер, ко времени зарождения германского этноса.

Вагнер: «Нимфа», «Запрет любви» (на примере) «Риенци» (Опера в пяти действиях; либретто автора по роману Э. Булвер-Литтона «Риенци, последний из римских трибунов». Премьера: Дрезден, 20 октября 1842 года; на русской сцене - Петербург, Мариинский театр, 22 октября 1879 года, под управлением Э. Направника), «Летучий голландец» (Опера в трёх действиях. Либретто композитора по народной легенде и новелле Г. Гейне «Из мемуаров господина фон Шнабелевопского». Первое представление: Дрезден, 2 января 1843 года.), «Taнгейзер», «Лоэнгрин» (Романтическая опера в трёх действиях; либретто автора. Первая постановка: Веймар, Придворный театр, 28 августа 1850 года.), «Тристан и Изольда»(Опера в трёх действиях; либретто автора. Первая постановка: Мюнхен, Придворный театр, 10 июня 1865 года), тетралогия «Кольцо Нибелунга» (Торжественное сценическое представление с прологом ("предвечерьем") для трёх дней; либретто автора. Пролог: «Золото Рейна». Первый день: «Валькирия». Второй день: «Зигфрид». Третий день: «Гибель богов».), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (Опера в трёх действиях; либретто автора. Первая постановка: Мюнхен, Придворный театр, 21 июня 1868 года), «Парсифаль» (Драматическая мистерия в трёх действиях; либретто автора. Первое представление: Байрёйт, "Фестшпильхаус", 26 июля 1882 года.).


«Тристан и Изольда». Легенда о Тристане и Изольде имеет кельтское происхождение, но получила широкое распространение в обработке как средневековых, так и позднейших авторов. Вагнер был знаком с романом Готфрида Страсбургского «Тристан» (XIII век), а также с произведениями Августа фон Платена, Карла Риттера и Юлиуса Мозена, использовавшими этот сюжет. Настроения, господствующие в вагнеровской драме, близки «Гимнам к ночи» Новалиса.


Замысел произведения сформировался у Вагнера к середине 1850-х годов, в сентябре 1857 г. был готов текст, в августе 1859 г. – партитура. Но постановка «Тристана» постоянно откладывалась, в том числе и потому, что это новое и непривычное произведение было объявлено неисполнимым (так, Венская опера отказалась от него в 1863 г. после многочисленных репетиций).


В конце концов, премьера «Тристана и Изольды» состоялась 10 июня 1865 г. В Национальном театре в Мюнхене, заглавные партии исполняли Людвиг и Мальвина Шнорр фон Карольсфельд. Первая постановка в рамках Байройтского фестиваля состоялась в 1886 г. под управлением Феликса Моттля. Краткое содержание: С давних пор король Корнуолла Марк платил дань Ирландии. Но однажды вместо дани ирландцы получили голову своего лучшего воина Морольда, убитого в поединке племянником короля Марка, Тристаном. Невеста убитого, Изольда, поклялась в вечной ненависти к Тристану. Но случилось так, что белокурую Изольду решил взять в жёны король Марк, и привезти её для своего дяди из Ирландии должен был Тристан. В пути молодые люди полюбили друг друга. Но, поскольку их любовь была запретной, Изольда приказала своей верной служанке и подруге Брангене приготовить смертельный напиток, чтобы умереть вместе с Тристаном. Верная Брангена, чтобы спасти свою госпожу, наливает вместо напитка смерти любовный напиток. Тристан и Изольда пьют из одного кубка, и непобедимая страсть охватывает их. Король Марк женится на Изольде, но чувства влюблённых друг к другу не гаснут. Влияние Шопенгауера замечено в концепции «Тристана и Изольды». Не писал о любви, писал только о её страданиях: не воспевает жизнь. Также личные переживания автора: Вагнер жил какое-то время у своего друга и влюбился в его жену. Матильда тоже полюбила его, но не предала мужа. Вагнер уходит в музыку с головой. 1857-1858 г. В. Написал 5 лирических романсов на тексты Матильды. К этому времени завершён текст «Тристана и Изольды», а в следующем году партитура.


^ Французская опера в 19 веке.
Оперное представление, возникшее ещё во времена Люлли, в 19 в. нашла продолжение, получившем название opéra grande – «большая опера». Французская «большая опера» была создана Э.Скрибом (1791–1861) и Дж.Мейербером (1791–1864), ставшими на три десятилетия кумирами всей Европы. Скриб производил на свет либретто с быстротой (но не качеством). Уроженец Берлина, Мейербер сочинял в безликом стиле, полном пафоса. Скриб и Мейербер сочинили целый ряд произведений для постановки в Парижской опере: «Роберт-дьявол» (1831), «Гугеноты» (1836), «Пророк» (1849) и поставленная посмертно «Африканка» (1865); оригинальные оркестровые эффекты сочетаются с бравурными вокальными партиями в духе Россини, балетом, зрелищными сценами. Сквозная литературная тема этих опер - преследование меньшинств, национальных и религиозных; та же мысль присутствует и в опере Ж.Галеви (1799–1862) «Еврейка» (1835) на либретто Скриба. Возможно, лучшей «большой оперой» являются написанные в 1856–1858 «Троянцы» Г.Берлиоза (1803–1869). Вернувшись к античной теме, Берлиоз сумел передать подлинный эпический дух благодаря исключительно интересной гармонии и инструментовке, строго выдержанному стилю. После долгого забвения в наши дни упомянутые французские оперы снова звучат в великолепном исполнении, доказывая свою жизнеспособность.


Французским автором, достигшим замечательного результата в области «комической оперы» (opéra comique), стал ученик и зять Галеви – Ж.Бизе (1838–1875). Бизе пришел в музыкальный театр в тот период, когда соединение национальной традиции комической оперы с романтическими тенденциями вызвало к жизни такие красивые и оригинальные оперы, как «Фауст» (1859) Ш.Гуно (1818–1893) и «Миньон» (1866) А.Тома (1811–1896). В «Кармен» (1875) Бизе достиг поразительной остроты музыкальной характеристики. Либреттисты Бизе сохранили мощный реализм новеллы П.Мериме, насколько это допускал жанр комической оперы. По драматургической цельности с Кармен можно сопоставить лишь «Сказки Гофмана» (1881) Ж.Оффенбаха (1819–1880). К. Сен-Санс (1835–1921) в «Самсоне и Далиле» (1877) тоже даёт яркие музыкальные характеристики, но как целое эта опера статична. Прелестное сочинение – «Лакме» (1883) Л. Делиба (1836–1891); то же самое можно сказать и о ряде опер Ж.Массне (1842–1912). Среди них такие достижения, как «Манон» (1884) и «Вертер» (1892), камерные оперы, отмеченные естественностью мелодики.


Еще дальше по этому пути пошел К.Дебюсси (1862–1918), чью вокальную мелодику можно назвать нотированной речью. Его опера «Пеллеас и Мелисанда» (1902) по одноименной пьесе М.Метерлинка явилась опытом слияния музыки и драмы, напоминающим о Тристане Вагнера, при том, что Дебюсси сознательно делал это совсем иными методами. Музыка Вагнера – героическая и насквозь хроматическая; музыка Дебюсси – утонченная, аскетичная, а в области гармонии – весьма своеобразная и часто опирающаяся на модальный принцип. Оркестр воспроизводит средневековую атмосферу и рисует эмоциональные состояния персонажей, но, в отличие от вагнеровских опер, нигде не подавляет пение.


otkritie-novogo-vida-opasnih-antropogennih-vozdejstvij-v-ekologii-zhivotnih-i-biosfere-ingibirovanie-filtracionnoj-aktivnosti-mollyuskov-poverhnostno-aktivnimi-veshestvami.html
otkritie-pervenstva-i-turniri-sredi-shkolnikov-na-prizi-yuzhnogo-okruzhnogo-upravleniya-obrazovaniya.html
otkritie-programmi-vhod-na-territoriyu-i-v-korpusa-akademii-po-obshim-spiskam-u-ohrani-aud-339-korp-1.html
otkritie-rossijskie-sorevnovaniya-po-tancevalnomu-sportu.html
otkritie-sistemi-processi-standartizacii-i-profili-standartov-stranica-9.html
otkritie-uroki-v-2010-2011-uchebnom-godu-doklad-direktora-gou-co-1828-saburovo.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-44-konspekt-lekcij-po-discipline-setevaya-ekonomika-kolichestvo-razdelov.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadaniya-dlya-domashnej-kontrolnoj-raboti-po-osnovam-filosofii.html
  • klass.bystrickaya.ru/badarlamasinda-shain-zhinati-mektepterd-damitu-problemasi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-iziskaniya-i-proektirovanie-zheleznih-dorog-dlya-studentov-4-kursa-specialnostej-270204-stroitelstvo-zheleznih-dorog-put-i-putevoe-hozyajstvo-zhd-stranica-11.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-literatura.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-mazilkina-e-i-panichkina-g-g-upravlenie-konkurentosposobnostyu.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadacha1bdobivatsya-polnoj-i-proizvoditelnoj-zanyatosti-idostojnoj-raboti-dlyavseh-vklyuchaya-zhenshin-i-molodezh.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogi-raboti-departamenta-po-molodezhnoj-politike-fizicheskoj-kulture-i-sportu-tomskoj-oblasti-v-2010-godu-organizacionno-upravlencheskaya-deyatelnost-departamenta.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogi-otkritogo-konkursa-nauchno-issledovatelskih-rabot-studentov-po-pedagogike-i-metodike-prepodavaniya-disciplin-rgpu-im-a-i-gercena-2011-goda.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-otdeleniya-literaturi-20112012-uchebnij-god-klass-raboti.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-z-osnovnie-principi-kognitivnogo-podhoda-31-istoriya-razvitiya-kognitivnogo-podhoda.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/meropriyatiya-v-centralnom-federalnom-okruge-vserossijskie-meropriyatiya-2006-g.html
  • school.bystrickaya.ru/9-26-dekabrya-2004-goda-v-i-pyanov-otkritoe-pismo-a-gordonu.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-i-perspektivi-gosudarstvennoj-politiki-v-sfere-upravleniya-gosudarstvennim-dolgom.html
  • composition.bystrickaya.ru/ohrana-pamyatnikov-prirodi-istorii-i-kulturi-byulleten-novih-postuplenij-za-iyul-avgust-2009-g.html
  • credit.bystrickaya.ru/oipereskokova-ivsedinina-sbornik-statej-konferencii-pechataetsya-pri-podderzhke-administracii-permskogo-kraya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayushemu-miru1-klass-tema-domashnie-lyubimci-i-komnatnie-rasteniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rossijskij-komitet-programmi-yunesko-informaciya-dlya-vseh-byuro-yunesko-v-moskve-stranica-4.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osobennosti-razvedki-i-ocenki-mestorozhdenij-nikelya-chast-12.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-sanitarnih-norm-i-pravil-trebovaniya-k-organizacii-i-provedeniyu-sanitarno-protivoepidemicheskih-meropriyatij-napravlennih-na-predotvrashenie-zanosa.html
  • turn.bystrickaya.ru/odnu-iz-istinnih-providic-nashego-vremeni-solaru-shiroko-chtyat-za-eyo-celeustremlyonnost-besstrashie-i-predannost-delu-ona-organizovala-provedenie-planetarnoj-a-stranica-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-13-van-aldin-poluchaet-telegrammu-agata-kristi-tajna-golubogo-poezda.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iv-obrazci-form-i-dokumentov-dlya-zapolneniya-uchastnikami-razmesheniya-zakaza-konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/reestr-licenzij-stranica-14.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vii-knigam-naipache-zhe-takim-kotorie-po-svoemu-blagorodstvu-ne-unizhayutsya-do.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/realizaciya-gosudarstvennoj-politiki-v-oblasti-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-v-regionalnih-usloviyah-v-seredine-1930-h-nachale-2000-h-gg-na-materialah-respubliki-komi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/celevaya-programma-kurganskoj-oblasti-regionalnaya-energeticheskaya-programma-kurganskoj-oblasti-na-period-do-2010-goda-pasport-stranica-52.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pechataetsya-po-postanovleniyu-stranica-21.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-osnovnie-napravleniya-statisticheskogo-t-a-homenko-gl-7-13-22.html
  • teacher.bystrickaya.ru/filosofskie-osnovaniya-nauki-kak-strukturnij-element-metateoreticheskogo-nauchnogo-znaniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shema-psihologo-didakticheskogo-analiza-uroka-v-ro-programma-deyatelnosti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-povisheniya-kvalifikacii-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-po-napravleniyu-gumanitarnie-problemi-sovremennosti-programma.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sposobi-adresacii-mikrokomand-prinuditelnaya-s-dvumya-adresami-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovogo.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-ekstragirovannie-bistrorastvorimie-chai-1-istoriya-razvitiya-chaevodstva-v-rossii-i-v-sssr-do-ego-raspada-12-primechaniya-15.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-1-psihosomaticheskie-sootnosheniya-uchebno-metodicheskoe-posobie-po-kursu-somatopsihologiya-ulyanovsk.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.