.RU

Опера в Германии. 19 век - Музыкальный Романтизм 19 века Ответы на вопросы к экзамену


^ Опера в Германии. 19 век
Вебер: "Немая лесная девушка" (1789 в Фрайнбурге премьера первой юношеской оперы), "Волшебный стрелок" (Премьера состоялась 18 июня 1821 года в Berliner Schauspielhaus.) Оперу часто называют «первой немецкой национальной оперой», что не подтверждено музыкально-историческим анализом), "Эврианта" (1823), "Оберон" (1826). Эврианта явилась попыткой создать музыкальную драму, и это произведение оказало значительное влияние на вагнеровского Лоэнгрина. Но тяжело больной к этому времени композитор не вполне справился с трудностями поставленной им задачи, и Эврианта имела лишь непродолжительный успех (популярной стала лишь увертюра к опере). То же самое относится к Оберону, созданному по мотивам комедий Шекспира «Буря и Сон в летнюю ночь». Хотя в этой опере есть восхитительная музыка эльфов, прелестные картины природы и увлекательная песня русалок во втором акте, в наше время исполняется лишь вдохновенная увертюра к Оберону. Среди сочинений Вебера в других жанрах можно отметить два фортепианных концерта и часто исполняемый концертштюк для фортепиано с оркестром; четыре сонаты; несколько циклов вариаций и знаменитое Приглашение к танцу для фортепиано соло (позже инструментованное Гектором Берлиозом).


Абсолютной вершины немецкая опера достигла в творчестве Р.Вагнера (1813–1883), в ранних произведениях которого заметно влияние Вебера и Маршнера, а также Спонтини и Керубини. Первая опера композитора – «Риенци» (1842) – была вполне традиционным произведением во французском героическом вкусе. Значительный шаг к воплощению новой идеи «музыкальной драмы» Вагнер сделал в «Летучем голландце» (1843). Хотя эта опера «номерная», что типично для итальянского стиля, «номера» здесь тяготеют скорее к слиянию, чем к разделению, и внутри актов действие развивается непрерывно. В Летучем голландце появляется и главная философская тема Вагнера – искупление через женскую любовь. Текст либретто композитор написал сам. В «Тангейзере» (1845) и «Лоэнгрине» (1850) слушатель погружается в мир древних германских легенд. В этих операх вокальное письмо сочетается с развитием музыкального тематизма в оркестре, и уже широко используются лейтмотивы («ведущие мотивы»), главные мелодические идеи: краткие, постоянно возвращающиеся фразы, связанные с конкретными героями, предметами или понятиями. Следующим шагом было сплетение подобных лейтмотивов в единую ткань, в результате чего центр музыкального действия сместился в симфоническую сферу. Наконец, новый метод был поставлен на скандинавский эпос, восходившем, как полагал Вагнер, ко времени зарождения германского этноса.

Вагнер: «Нимфа», «Запрет любви» (на примере) «Риенци» (Опера в пяти действиях; либретто автора по роману Э. Булвер-Литтона «Риенци, последний из римских трибунов». Премьера: Дрезден, 20 октября 1842 года; на русской сцене - Петербург, Мариинский театр, 22 октября 1879 года, под управлением Э. Направника), «Летучий голландец» (Опера в трёх действиях. Либретто композитора по народной легенде и новелле Г. Гейне «Из мемуаров господина фон Шнабелевопского». Первое представление: Дрезден, 2 января 1843 года.), «Taнгейзер», «Лоэнгрин» (Романтическая опера в трёх действиях; либретто автора. Первая постановка: Веймар, Придворный театр, 28 августа 1850 года.), «Тристан и Изольда»(Опера в трёх действиях; либретто автора. Первая постановка: Мюнхен, Придворный театр, 10 июня 1865 года), тетралогия «Кольцо Нибелунга» (Торжественное сценическое представление с прологом ("предвечерьем") для трёх дней; либретто автора. Пролог: «Золото Рейна». Первый день: «Валькирия». Второй день: «Зигфрид». Третий день: «Гибель богов».), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (Опера в трёх действиях; либретто автора. Первая постановка: Мюнхен, Придворный театр, 21 июня 1868 года), «Парсифаль» (Драматическая мистерия в трёх действиях; либретто автора. Первое представление: Байрёйт, "Фестшпильхаус", 26 июля 1882 года.).


«Тристан и Изольда». Легенда о Тристане и Изольде имеет кельтское происхождение, но получила широкое распространение в обработке как средневековых, так и позднейших авторов. Вагнер был знаком с романом Готфрида Страсбургского «Тристан» (XIII век), а также с произведениями Августа фон Платена, Карла Риттера и Юлиуса Мозена, использовавшими этот сюжет. Настроения, господствующие в вагнеровской драме, близки «Гимнам к ночи» Новалиса.


Замысел произведения сформировался у Вагнера к середине 1850-х годов, в сентябре 1857 г. был готов текст, в августе 1859 г. – партитура. Но постановка «Тристана» постоянно откладывалась, в том числе и потому, что это новое и непривычное произведение было объявлено неисполнимым (так, Венская опера отказалась от него в 1863 г. после многочисленных репетиций).


В конце концов, премьера «Тристана и Изольды» состоялась 10 июня 1865 г. В Национальном театре в Мюнхене, заглавные партии исполняли Людвиг и Мальвина Шнорр фон Карольсфельд. Первая постановка в рамках Байройтского фестиваля состоялась в 1886 г. под управлением Феликса Моттля. Краткое содержание: С давних пор король Корнуолла Марк платил дань Ирландии. Но однажды вместо дани ирландцы получили голову своего лучшего воина Морольда, убитого в поединке племянником короля Марка, Тристаном. Невеста убитого, Изольда, поклялась в вечной ненависти к Тристану. Но случилось так, что белокурую Изольду решил взять в жёны король Марк, и привезти её для своего дяди из Ирландии должен был Тристан. В пути молодые люди полюбили друг друга. Но, поскольку их любовь была запретной, Изольда приказала своей верной служанке и подруге Брангене приготовить смертельный напиток, чтобы умереть вместе с Тристаном. Верная Брангена, чтобы спасти свою госпожу, наливает вместо напитка смерти любовный напиток. Тристан и Изольда пьют из одного кубка, и непобедимая страсть охватывает их. Король Марк женится на Изольде, но чувства влюблённых друг к другу не гаснут. Влияние Шопенгауера замечено в концепции «Тристана и Изольды». Не писал о любви, писал только о её страданиях: не воспевает жизнь. Также личные переживания автора: Вагнер жил какое-то время у своего друга и влюбился в его жену. Матильда тоже полюбила его, но не предала мужа. Вагнер уходит в музыку с головой. 1857-1858 г. В. Написал 5 лирических романсов на тексты Матильды. К этому времени завершён текст «Тристана и Изольды», а в следующем году партитура.


^ Французская опера в 19 веке.
Оперное представление, возникшее ещё во времена Люлли, в 19 в. нашла продолжение, получившем название opéra grande – «большая опера». Французская «большая опера» была создана Э.Скрибом (1791–1861) и Дж.Мейербером (1791–1864), ставшими на три десятилетия кумирами всей Европы. Скриб производил на свет либретто с быстротой (но не качеством). Уроженец Берлина, Мейербер сочинял в безликом стиле, полном пафоса. Скриб и Мейербер сочинили целый ряд произведений для постановки в Парижской опере: «Роберт-дьявол» (1831), «Гугеноты» (1836), «Пророк» (1849) и поставленная посмертно «Африканка» (1865); оригинальные оркестровые эффекты сочетаются с бравурными вокальными партиями в духе Россини, балетом, зрелищными сценами. Сквозная литературная тема этих опер - преследование меньшинств, национальных и религиозных; та же мысль присутствует и в опере Ж.Галеви (1799–1862) «Еврейка» (1835) на либретто Скриба. Возможно, лучшей «большой оперой» являются написанные в 1856–1858 «Троянцы» Г.Берлиоза (1803–1869). Вернувшись к античной теме, Берлиоз сумел передать подлинный эпический дух благодаря исключительно интересной гармонии и инструментовке, строго выдержанному стилю. После долгого забвения в наши дни упомянутые французские оперы снова звучат в великолепном исполнении, доказывая свою жизнеспособность.


Французским автором, достигшим замечательного результата в области «комической оперы» (opéra comique), стал ученик и зять Галеви – Ж.Бизе (1838–1875). Бизе пришел в музыкальный театр в тот период, когда соединение национальной традиции комической оперы с романтическими тенденциями вызвало к жизни такие красивые и оригинальные оперы, как «Фауст» (1859) Ш.Гуно (1818–1893) и «Миньон» (1866) А.Тома (1811–1896). В «Кармен» (1875) Бизе достиг поразительной остроты музыкальной характеристики. Либреттисты Бизе сохранили мощный реализм новеллы П.Мериме, насколько это допускал жанр комической оперы. По драматургической цельности с Кармен можно сопоставить лишь «Сказки Гофмана» (1881) Ж.Оффенбаха (1819–1880). К. Сен-Санс (1835–1921) в «Самсоне и Далиле» (1877) тоже даёт яркие музыкальные характеристики, но как целое эта опера статична. Прелестное сочинение – «Лакме» (1883) Л. Делиба (1836–1891); то же самое можно сказать и о ряде опер Ж.Массне (1842–1912). Среди них такие достижения, как «Манон» (1884) и «Вертер» (1892), камерные оперы, отмеченные естественностью мелодики.


Еще дальше по этому пути пошел К.Дебюсси (1862–1918), чью вокальную мелодику можно назвать нотированной речью. Его опера «Пеллеас и Мелисанда» (1902) по одноименной пьесе М.Метерлинка явилась опытом слияния музыки и драмы, напоминающим о Тристане Вагнера, при том, что Дебюсси сознательно делал это совсем иными методами. Музыка Вагнера – героическая и насквозь хроматическая; музыка Дебюсси – утонченная, аскетичная, а в области гармонии – весьма своеобразная и часто опирающаяся на модальный принцип. Оркестр воспроизводит средневековую атмосферу и рисует эмоциональные состояния персонажей, но, в отличие от вагнеровских опер, нигде не подавляет пение.


otkritie-novogo-vida-opasnih-antropogennih-vozdejstvij-v-ekologii-zhivotnih-i-biosfere-ingibirovanie-filtracionnoj-aktivnosti-mollyuskov-poverhnostno-aktivnimi-veshestvami.html
otkritie-pervenstva-i-turniri-sredi-shkolnikov-na-prizi-yuzhnogo-okruzhnogo-upravleniya-obrazovaniya.html
otkritie-programmi-vhod-na-territoriyu-i-v-korpusa-akademii-po-obshim-spiskam-u-ohrani-aud-339-korp-1.html
otkritie-rossijskie-sorevnovaniya-po-tancevalnomu-sportu.html
otkritie-sistemi-processi-standartizacii-i-profili-standartov-stranica-9.html
otkritie-uroki-v-2010-2011-uchebnom-godu-doklad-direktora-gou-co-1828-saburovo.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-kulturologiya-disciplina-po-viboru.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-190701-organizaciya-perevozok-i-upravlenie-na-transporte-zheleznodorozhnij-transport.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekspertiza-ocnka-yakost-kakao-bobv-ta-kakao-produktv-h-mitne-oformlennya-pri-peremshenn-cherez-mitnij-kordon-ukrani-chast-19.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/administrativnij-arest-i-diskvalifikaciya.html
  • school.bystrickaya.ru/fiziko-himicheskie-svojstva-joda-i-ego-soedinenij.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-neotlozhnih-dejstvij-soderzhanie-str-predislovie-predsedatelya-6-poslanie-generalnogo-direktora-8-plan-neotlozhnih-dejstvij-po-obnovleniyu-fao-12.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-geografii-akulovoj-r-r-mbou-kadetskaya-shkola-internat-p-g-t-kujbishevskij-zaton.html
  • student.bystrickaya.ru/3-registraciya-shirokopolosnih-akusticheskih-impulsov-lazernaya-fizika.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurs-stihotvorenij-m-yu-lermontova-uchashiesya-5-klassa-serikov-valentin-osen-turlubekov-azamat-krest-na-skale.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistemi-kommutacii-katalog-elektivnih-disciplin-po-specialnosti.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakonov-prirodi-stranica-2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ocherk-prirodi-kuskova-v-moskve-chast-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/adam-zen-siyatibarli-zenn-sui-brdej-bra-brn-arnasi-taraisi-attiend-breun-arnasi-ke-aisi-bayau.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-planirovaniyu-dejstvij-po-preduprezhdeniyu-i-likvidacii-chrezvichajnih-situacij-a-tak-zhe-meropriyatij-grazhdanskoj-oboroni-dlya-territorij-i-obektov-moskva-2003-g-stranica-6.html
  • desk.bystrickaya.ru/opdv22-pedagogicheskaya-etika-zadachi-professionalnoj-deyatelnosti-vipusknika-5-trebovaniya-k-rezultatam-osvoeniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-rukovoditelej-punktov-provedeniya-edinogo-gosudarstvennogo-ekzamena-v-2012-godu.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya-professionalnogo-obrazovaniya-i-obucheniya-v-gorode-moskve-v-ramkah-turinskogo-processa-v-sootvetstvii-s-rekomendaciyami-evropejskogo-fonda-obrazovaniya-efo-stranica-7.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-vi-put-evreev-k-sinayu-svyashennaya-biblejskaya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sluzhbi-okrugov-flotov-prikaz-minoboroni-rf-ot-5-oktyabrya-1995g-n322-ob-organizacii-protivopozharnoj-zashiti.html
  • school.bystrickaya.ru/appletalk-i-arcnet-ii-podklyuchenie-setevih-komponentov-7.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-specialnost-060600-080102-mirovaya-ekonomika-status-disciplini-specialnaya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rukovoditeli-ppe-po-provedeniyu-ege-v-2011-godu.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vopros-devyatij-sakramentalnij-eduard-hodos.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-orientirovana-na-ispolzovanie-uchebnika-himiya-11-klass-profilnij-uroven-uchebnik-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-gabrielyan-o-s-m-drofa-2009-399s.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osnovnie-cherti-antikrizisnogo-upravleniya-strategiya-i-taktika-v-antikrizisnom-upravlenii.html
  • reading.bystrickaya.ru/konstitucionnie-garantii-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina.html
  • education.bystrickaya.ru/1-9-gazeta-osnovana-v-noyabre-2007-goda-administraciya-tyurleminskogo-selskogo-poseleniya-postanovlenie-stranica-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-uchebno-issledovatelskoj-praktiki-studentov-iii-kursa-napravlenie-podgotovki.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soderzhanie-psihologo-pedagogicheskoj-raboti-po-osvoeniyu-detmi-obrazovatelnih-oblastej.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-pravovoe-regulirovanie-informacionnoj-deyatelnosti-krulkevich-m-i-sinkova-e-m-informacionnaya-deyatelnost.html
  • reading.bystrickaya.ru/kultura-drevnego-rima.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shamanizm-kak-sistema-psihotehniki-aleksej-uit-misticheskij-opit-moskva.html
  • student.bystrickaya.ru/-4-zolotoj-rubl-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodika-izucheniya-takticheskih-svojstv-mestnosti-19-glava-rabota-komandira-batalona-pri-izuchenii-i-ocenke-mestnosti-43.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-uravneniya-matematicheskoj-fiziki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.