.RU

О.Н. Сагайдак - Язык и межкультурная коммуникация: современное состояние и перспективы


^ О.Н. Сагайдак,
учитель русского языка и литературы высокой категории

Т.В. Рябоконь,

учитель музыки высшей категории

МОУ СОШ №3 г. Якутска


Диалог… (опыт проведения бинарных уроков)


Интеграция – важное требование современной науки и развития цивилизации в целом. Это один из надежных путей оптимизации учебно-воспитательной работы, важное средство повышения качества и эффективности обучения.

Как сказал исследователь русской культуры Ю.М. Лотман, «современная стадия научного мышления все более характеризуется стремлением рассматривать не отдельные изолированные явления жизни, а обширные единства».

Постепенно интеграция заняла достойное место в педагогической практике. Точками соприкосновения предметов гуманитарно-эстетического цикла стали жизненно-важные положения, способствующие формированию мировоззрению.

Благодаря интеграции, знания по разным предметам в восприятии школьника соединяются в единую картину мира, различные явления воспринимаются как взаимосвязанные.

Одной из предметных форм активного привлечения учащихся стали бинарные занятия.

Важным моментом в проектировании бинарных уроков является подбор педагогов-партнеров: их психологическая и интеллектуальная совместимость, равный уровень компетентности, педагогическая готовность к использованию межпредметных связей. Это предполагает написание согласованного сценария, основными моментами которого являются фиксация проблематики высказывания, совокупность педагогических ситуаций и ролей преподавателей. Последний элемент – прогноз того, что может сказать аудитория.

Представляем вашему вниманию описание бинарных уроков.


Тема: «Былинный герой в искусстве. Садко» (бинарный мультимедийный урок:

литература, музыка) 7 класс.

^ Учитель русского языка Сагайдак Ольга Николаевна

Учитель музыки Рябоконь Татьяна Владимировна


Цель урока: закрепить знания о былинах и их художественных особенностях;

^ Задачи урока:

образовательные:

развивающие:

воспитательные:

Эпиграфы урока:

В искусстве былины как бы осуществилась связь времен Древней Руси и нашей эпохи. (В.П. Аникин)

Музыка и литература не иллюстрируют одна другую, они дополняют и обогащают усиливают наши переживания.(В.М. Самигулина)

^ Учитель литературы: - Уже много сотен лет назад повелось на Руси петь былины и сказывать сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки.

^ Повторение пройденного материала анкетированием.(понятие былины, отличие от других литературных жанров, особенности былин.)

- Как исполнялись былины?

Учащиеся: - Былины проговаривали нараспев, часто в сопровождении гуслей. На гуслях играли гусляры.

Учитель музыки: - Гусли – это один из древнейших инструментов славян, появившийся почти 2 тысячи лет назад. В былинах гусли называют яворчатыми или яровчатыми, т. к. делали их обычно из белого клена – явора. Звучание гуслей

У.л: - На какие два цикла делились все былины. ^ Учащиеся вспоминают о двух циклах былин.

Уч.: - Киевский (былинные герои, прославившиеся ратными и трудовыми подвигами. «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей», «Вольга и Микула Селянинович»)

^ Работа с иллюстрациями (портрет Васнецова, картина «Богатыри»)

- Новгородский (былины о купеческом сословии, самая яркая былина «Садко») Работа с текстом по содержанию былины. Выразительное чтение, работа с иллюстрациями. Учащиеся находят в былине текстовые фрагменты, соответствующие данным иллюстрациям.

У.л.:Обладая высокими художественными достоинствами, богатым жизненным описанием, былины сыграли видную роль в развитии русского искусства – литературы, живописи, музыки.

^ Работа с иллюстрациями (портрет И.Е. Репина, картина «Садко в подводном царстве»)

У.м.:- Былины вдохновляли не только художников, но и композиторов на создание своих произведений.^ Обращение к эпиграфу ( Самигулина)

Портрет Н.А. Римского – Корсакова.

Уч.:Слово о композиторе.

Работа с музыкальным словариком.(опера) Слушание увертюры к опере «Садко»

У.м.: - Как в музыкальном словаре называется вступление к опере?(увертюра)

^ Учащиеся раскрывают характер увертюры при помощи таблицы эмоционального настроения.

- Римский – Корсаков написал оперу на основе текста былины «Садко». Как называется литературный текст оперы? (либретто)

^ Видеофрагменты из оперы:

  1. «Заиграйте, мои гусельки» (учащимся предлагается «стать»). Работа с таблицей эмоционального настроения.

2.«Колыбельная Волховы» Работа с таблицей эмоционального настроения.

Краткая сравнительная характеристика былины и оперы (сюжет, новые герои).

У.л.: - Какими качествами обладает наш герой Садко?

^ Ответы детей с подробными комментариями и выдержками из текста.

Обращение к эпиграфу (Аникин)

Актуальность былин, связь времен и поколений.

У.м.: Обобщение. Учащиеся отвечают на вопросы Вывод.

У.л.: Ключевые слова урока. Написание синквейна.


Презентацию урока и синквейны учащихся смотри в приложении 1. «Урок Садко»


Тема: «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого

купца Калашникова» (бинарный мультимедийный урок: литература,

музыка, история) 7 класс.

^ Учитель русского языка Сагайдак Ольга Николаевна

Учитель музыки Рябоконь Татьяна Владимировна

Учитель истории Демина Тамара Степановна


Этапы урока:

Учитель литературы: вступительное слово (история создания, проблемы, нравственные понятия, вопросы, поднимаемые в «Песне…»; связь сюжета и фольклора – Калашников как выразитель народных представлений о правде, чести и достоинстве).

Учитель истории: характеристика эпохи Ивана Грозного.

Учитель музыки: народная песня – народная поэзия

Уч. лит.: Знакомство с героями в порядке иерархии.

Уч. ист.: Иван IV с точки зрения истории.

Уч. муз.: образ Ивана Грозного в исторических песнях (исполнение

песни учащимися)

Уч. лит.: царь Иван Васильевич в интерпретации Лермонтова

(эпитеты, работа с текстом)

Уч. ист.: Опричнина (работа с картой)

Уч. лит.: Кирибеевич (эпитеты, работа с текстом), Калашников (эпитеты,

работа с текстом)

Уч. муз.: диалог Калашникова с Аленой Дмитриевной (фрагмент из оперы А.Г.

Рубинштейна «Купец Калашников»), сравнительная характеристика с

литературным текстом

Уч. ист.: Домострой

Кулачный бой

Уч. лит.: Смертный бой с Кирибеевичем «за святую правду-матушку» (работа с

текстом)

Уч. муз.: диалог Царь – Калашников (фрагмент из оперы А.Г. Рубинштейна

«Купец Калашников»), сравнительная характеристика с литературным

текстом.

Уч. лит.: память народа (выразительное чтение наизусть);

главная идея поэмы (ответы учащихся);

Уч. муз.: вывод (нравственные ценности, обращение к эпиграфу)

Уч. ист.: связь с современностью (защита чести и достоинства в рамках

закона)

Уч. лит.: ключевые слова урока, написание синквейна.


Презентацию урока смотри в приложении 2 «Урок Калашников»


к содержанию



otchet-o-rezultatah-uchastiya-specialistov-v-rabote-mezhdunarodnih-organizacij-strana-provedeniya-meropriyatiya.html
otchet-o-rezultatah-vospitatelnoj-deyatelnosti-na-fakultete-ekonomiki-predpriyatiya-i-upravleniya-biznesom-stranica-3.html
otchet-o-rezultatah-vospitatelnoj-deyatelnosti-na-fakultete-ekonomiki-predpriyatiya-i-upravleniya-biznesom-stranica-8.html
otchet-o-samoobsledovanii-deyatelnosti-filiala-po-realizacii-osnovnih-obrazovatelnih-programm-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-2010-g.html
otchet-o-samoobsledovanii-fgou-spo-doneckij-gosudarstvennij-promishlenno-gumanitarnij-tehnikum-stranica-6.html
otchet-o-samoobsledovanii-gboudod-g-moskvi-dmsh-imeni-a-p-borodina.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-080505-upravlenie-personalom-moskva-2009.html
  • crib.bystrickaya.ru/istochniki-finansirovaniya-kapitalnih-vlozhenij-zakon-ukraini-ob-obshegosudarstvennoj-programme-reformirovaniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-literaturnomu-chteniyu-dlya-1-klassa-na-20112012-uch-g.html
  • writing.bystrickaya.ru/kak-pisat-zayavku-na-razrabotku-web-uzla.html
  • bystrickaya.ru/ustranenie-nepoladok-pri-otsutstvii-na-kontrollerah-domena-windows-2000-obshih-papok-sysvol-i-netlogon.html
  • znanie.bystrickaya.ru/65-trebovaniya-k-metrologicheskomu-obespecheniyu-v-g-dunaev-03-marta-2008-g-28.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-otchyot-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-otkritaya-smennaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-6-g-novoaltajska-za-2008-2009-uchebnij-god.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-kruzhka-volshebnij-kryuchok-napravlenie-obrazovatelnaya-dekorativno-prikladnoj-orientacii-srok-obucheniya-1-god-vozrast-uchashihsya-7-16-let.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-metodologicheskie-i-istoriograficheskie-osnovi-izucheniya-kursa-istorii-otechestvennogo-gosudarstva-i-prava-2-chasa.html
  • essay.bystrickaya.ru/d-p-zerkin-stranica-9.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-anglijskij-dlya-specialnosti-033300-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gender-i-stratifikaciya-kniga-e-giddensa-eto-kurs-lekcij-kotorij-avtor-chitaet-uzhe-mnogo-let-v-oksforde.html
  • crib.bystrickaya.ru/iv-chto-vedet-k-sovershenstvovaniyu-svyatitel-ioann-maksimovich-iliotropion-2010.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-opublikovana-v-zhurnale-most.html
  • predmet.bystrickaya.ru/servis-transportnih-i-tehnologicheskih-mashin-i-oborudovaniya-stranica-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/kupci-hlebotorgovci-v-blagoveshenskom-zavode-razlichnie-stati-poslednih-let.html
  • report.bystrickaya.ru/individualnoe-obuchenie-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-5-s-prikumskoe.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rasskazi-ot-danka.html
  • student.bystrickaya.ru/31-shkolniki-mezhregionalnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-zaochnaya-2007-professionalnoe-obrazovanie-v-usloviyah.html
  • pisat.bystrickaya.ru/ti-moya-gospodi-muzika-desyataya-planeta.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-po-programme-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-povishenie-kvalifikacii.html
  • school.bystrickaya.ru/burlesk.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obzor-armij-na-pole-bitvi-kurukshetra-stranica-32.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skolko-bilo-soslano-kulakov-pihalov-igor-vremya-stalina-fakti-protiv-mifov-publichnaya-biblioteka-vadima-ershova.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ot-zvuka-k-bukve-ot-bukvi-k-slovu-ili-ob-obuchenii-mladshih-shkolnikov-chteniyu-na-anglijskom-yazike.html
  • shkola.bystrickaya.ru/travmi-neschastnie-sluchai-i-bezopasnost-na-doroge.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-oblasti-tainstvennogo-rasskaz-prihodskogo.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/viktor-suvorov-akvarium-stranica-7.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-viii-www-zarubezhka-totl-narod-ru.html
  • textbook.bystrickaya.ru/h-realizacii-prav-grazhdan-na-obrazovanie-v-sootvetstvii-s-zakonami-rf-i-rt-ob-obrazovanii-obespecheniya-garantii-obshedostupnosti-i-besplatnosti-nachalnogo-obshe.html
  • composition.bystrickaya.ru/pered-zanavesom-poyavlyaetsya-skazochnik-molodoj-chelovek-let-dvadcati-pyati-on-v-syurtuke-pri-shpage-v-shirokopoloj-shlyape.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prinyatie-upravlencheskih-reshenij-12.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prirodnij-kompleks-11-10-shirotnaya-zonalnost-visotnaya-poyasnost-12-12-10-materiki-severnogo-polushariya-13-14-10-evraziya-1415-referati.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/visshego-professionalnogo-obrazovaniya-kubanskij-gosudarstvennij-medicinskij-universitet-ministerstva-zdravoohraneniya-rossijskoj-federacii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rektor-mgu-sadovnichij-sovershil-dostojnij-postupok-snyal-s-dolzhnosti-zameshannogo-v-korrupcionnom-skandale-dekana-surina.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.