.RU

ОЧЕРК 3 ^ "СТУПЕНИ" И "ЭТАЖИ" ПОЗНАНИЯ МИРА ЗЕМЛИ - ДИТМАР ОТ ПТОЛЕМЕЯ ДО КОЛУМБА



ОЧЕРК 3

^ "СТУПЕНИ" И "ЭТАЖИ" ПОЗНАНИЯ МИРА ЗЕМЛИ


Несмотря на большое количество сочинений по истории географических знаний, вопрос о периодизации разви­тия географии нельзя считать окончательно решенным. Между тем он чрезвычайно важен, поскольку история географии теснейшим образом связана с историей раз­вития человечества. Недаром многие выдающиеся ученые-геогра­фы подчеркивали огромное значение изучения истории геогра­фических знаний.

Развитие географической науки всегда шло параллельно с раз­витием человеческого общества, обусловленного развитием про­изводительных сил и производственных отношений. Еще в прошлом веке известный французский историк географии Л. Вивьен де Сен Мартен писал, что во все времена и у всех народов география следовала по пятам цивилизации и в некоторой степени служила мерилом ее прогресса... Исследование земного шара — не только одна из отраслей науки, но и отражение истории человечества. Со словами французского ученого перекликаются слова выдаю­щегося советского географа, академика Л. С. Берга, который неодно­кратно подчеркивал, что история географических открытий и вооб­ще история землеведения занимает в системе географических наук совершенно особое, исключительное место. Он отмечал, что если специалисту любой науки полезно знать ее историю, то для географа знание прошлого его науки необходимо, так как история географической науки самыми тесными нитями связана с самой жизнью.

Как известно, на протяжении многих веков своего развития география изменялась: менялись объем фактов, которыми ей приходилось оперировать, ее содержание, теоретические взгляды уче­ных, идеи, методы географических исследований. На ранних этапах развития географических знаний решающее значение для развития географии имел процесс расширения простран­ственного кругозора, что было связано с территориальными гео­графическими открытиями, так как именно путешественники на ранних этапах человеческой истории: торговцы, купцы, военачаль­ники, а позднее исследователи привозили с собой из далеких походов тот большой фактический материал, на основе которого строилось само здание географической науки.

Одной из важнейших задач, возникающих при анализе историко-географического материала, является необходимость разработки периодизации, т. е. выделение длительных временных промежут­ков (периодов) и более коротких по продолжительности этапов (эпох), отличающихся как по объему географического материала, так и по методам исследования.

В историко-географической литературе предреволюционного пе­риода и первых десятилетий Советской власти было принято тра­диционно рассматривать многовековой путь эволюции географиче­ских представлений как историю путешествий и расширения пространственного кругозора. При этом очень мало внимания уделялось физико-географическим вопросам. Весь материал увя­зывался с условно выделяемыми историческими периодами — древних веков, средневековья и Нового времени, как правило, без выделения более мелких временных промежутков.

Только с 60-х гг. советскими учеными стали предприниматься попытки выделения в пределах средневековья нескольких перио­дов и эпох.

Так, В. А. Анучин (1960), рассматривая исторический путь географической науки (хотя и без четкой хронологической перио­дизации), прослеживал отдельные этапы развития географии, ко­торые, по его мнению, отличались направлениями исследований, степенью дифференциации научных знаний и их синтеза. Первый этап у В. А. Анучина назывался временем первых попыток синтеза и недостаточности конкретных исследований и связи с практикой. Этот этап приходился на время древних и средних веков (до на­чала XVI в.). Второй этап рассматривался как время эмпириче­ского развития и первой попытки создания теоретической кон­цепции географии на базе метафизической философии (XVI— до середины XVII в.) и т. д. Следовательно, у В. А. Анучина время географии средневековья входило в один период с античной географией, и ни на какие более мелкие временные промежутки этот период не делился. Вряд ли это правильно. Но сама идея рассматривать при анализе истории географии вопросы дифферен­циации и интеграции научных знаний является, на наш взгляд, весьма прогрессивной.

Очень подробная периодизация средневековой истории разрабо­тана А. Г. Исаченко (1971). Интересующее нас время он подразделяет на следующие периоды: период упадка Римской импе­рии и перехода к раннему средневековью (III—V вв.), феодаль­ная Европа (VI—XI вв.), позднее средневековье в Европе (XII—XIV вв.), период подготовки Великих географических открытий (XV в.), первый период Великих географических открытий (1492—1550) и второй период Великих географических открытий (1550—1650 гг.).

Во введении к своей монографии А. Г. Исаченко пишет, что «периодизация географической науки должна быть связана со сменой способов производства», с чем, конечно, нельзя не согла­ситься. Однако, как утверждает автор, «было бы преждевремен­ным делать вывод, что этапы развития географии автоматически совпадают с соответствующими отрезками всемирной истории». Он поясняет: «Даже история открытий не всегда находится в прямой связи с важнейшими переломными событиями истории общественного развития. Что же касается эволюции географи­ческих идей, то здесь мы сталкиваемся с еще более сложными зависимостями. Каждое новое значительное расширение простран­ственного кругозора не сразу вызывало прогресс в географической мысли, ибо этот процесс основывается на достижениях всего естествознания» (Исаченко, 1971. С. 8—9). А. Г. Исаченко под­черкивает, что география как наука, находящаяся в самом центре естествознания и имеющая дело с взаимоотношениями разнооб­разных форм движения материи, не могла стоять в стороне от развития философской мысли. «Борьба между материалистическим и идеалистическим мировоззрениями всегда находила отражение — прямое или косвенное — в географии», — заключает автор (там же. С. 8—9). А. Г. Исаченко показывает, что путь, пройденный геогра­фией, схематически можно представить в виде последовательной смены четырех главных стадий: 1) Выяснение общих свойств нашей планеты и основных внешних черт ее поверхности; 2) Изучение отдельных элементов ее природы; 3) Установление взаимных свя­зей между элементами; 4) Исследование географических комп­лексов, или геосистем. Внешними рубежами между этими стадиями А. Г. Исаченко называет: 1) Великие географические открытия XV в., 2) конец XVIII в., 3) последнюю треть XIX в.

Важный подход к вопросу о периодизации истории географии мы находим у Н. Г. Фрадкина (1972). Прежде всего автор заост­рил внимание на том, что следует различать географические от­крытия территориальные и открытия физико-географических зако­номерностей. Он предлагает те и другие рассматривать на разных уровнях. Не указывая точных временных рубежей, он различает три уровня территориальных географических открытий: локальный, региональный и глобальный (началом последнего уровня он счита­ет XV в.) и четыре уровня открытия физико-географических зако­номерностей. Первый из них он называет эмбриональным или уровнем первоначальной постановки теоретических проблем (к не­му относятся открытия древних времен и средневековья до эпохи Возрождения). Второй уровень им назван элементно-хорологиче­ским (к нему отнесены открытия от эпохи Возрождения до XVI в.); на этом уровне шло накопление и элементарная систе­матизация сведений о природных объектах при господстве мета­физического подхода к познанию природы.

Интересные мысли о периодизации истории экономической географии высказывает Ю. Г. Саушкин (1973, 1976), который, ссылаясь на В. И. Ленина, подчеркивает, что развитие географи­ческой науки происходит по кругам или виткам спирали, и при­водит примеры эволюции некоторых географических идей на фоне общей спирали развития географической мысли.

Автор ряда трудов по истории и методологии физической географии П. С. Кузнецов (1970, 1974, 1976), заостряя внимание на вопросе о предмете физической географии, подчеркивает, что история науки есть история развития теории и метода и что суще­ственные изменения во взаимоотношениях теории и метода вы­ражают начало нового периода в развитии науки и одновременно с этим соответствующие изменения в ее взаимосвязях с родствен­ными науками. Исходя из этого, П. С. Кузнецов характеризует выделяемые им периоды следующим образом: первый период он называет временем зарождения элементарных географических представлений; в нем выделяется три этапа: первый этап — до конца V в. (т. е. время античной географии), второй этап — с V до конца XV в. (т. е. время раннего и среднего средневековья), третий этап — с конца XV и до середины XVIII в., куда, следовательно, относится позднесредневековая география и наука первых десяти­летий Нового времени.

Дальнейшим шагом в развитии учения об уровнях и попытках их хронологической конкретизации являются исследования Л. И. Воропай (1972, 1977).

Л. И. Воропай выделяет три уровня развития географической науки: первый уровень — с древнейших времен до начала XV в., второй — с XV в. до 30-х гг. XX столетия и третий — с 30-х гг. XX в. Автор конкретно показывает, чем отличается каждый уро­вень, и предлагает в первом и втором уровнях выделить по пять ступеней, или этапов, географического познания, увязывая их хронологически с различными историческими эпохами.

По словам автора, уровни развития науки отличаются друг от друга качеством, масштабностью и характером четырех показате­лей: а) эмпирических исследований, б) территориальных откры­тий, в) теоретических открытий, г) структурой организации науки, ее внешних и внутренних связей. Каждый из уровней складывается из пяти ступеней, или этапов, познания. Первая ступень позна­ния — это этап преимущественно эмпирических исследований и накопления фактического материала; основной метод исследова­ния — аналитический, основной процесс развития науки — ее дифференциация. Вторая ступень — этап систематизации, клас­сификации и теоретических обобщений, время познания причинно- следственных связей; основной метод познания — синтез; ос­новной процесс развития науки — интеграция. Третья ступень — этап активного использования достижений науки на практике, уточнения и конкретизации общих законов; широко используется анализ и синтез; происходит дальнейшая дифференциация и ин­теграция науки. Четвертая ступень — этап закономерного «кри­зиса» в развитии науки: практика исчерпывает информацию и тео­рию науки, наука теряет свое лицо, развиваются дискуссии о сущ­ности и методологии науки. Пятая ступень названа Л. И. Воропай переходной; это этап более глубоких и детальных, качественно иных исследований, накопления новой информации, но эти иссле­дования осуществляются еще на базе прежних теоретических представлений; это этап зарождения и начала развертывания вос­ходящей ветви следующего, более высокого уровня.

Если первая и вторая ступени создают, по мнению Л. И. Воро­пай, ветвь прогрессивного, восходящего развития науки, то третья и четвертая ступени образуют ветви ее стабильного развития. Автор подчеркивает, что ступень кризиса как «болезнь роста» — явление неизбежное, но временное: она сменяется новой пере­ходной ступенью, в пределах которой зарождаются начатки новой восходящей ветви.

В дополнении к тексту и чертежу «спирали» в работах Л. И. Во­ропай помещена таблица «Периодизации процесса географического познания», где показаны ступени — этапы, их продолжительность (в столетиях и десятилетиях; чем ближе к современности, тем продолжительность этапов становится менее продолжительной).

Соглашаясь с интересными и важными положениями и выво­дами Л. И. Воропай, мы вынуждены обратить внимание на неко­торые неточности ее схемы, не соответствующие действительному положению вещей. Первое: на чертеже спирали помещен лишний виток: ведь, согласно таблице, должно быть всего 11 ступеней-этапов и начало 12-го, а на чертеже их показано 15 (точнее, 14 полных и начало 15-го). Второе: хотя система, предлагаемая в таблице и в тексте, достаточно стройная, однако вряд ли 3-ю сту­пень первого уровня (время с I по IV в.) можно назвать этапом активного использования достижений науки и конкретизации об­щих законов. Ведь это было как раз то время, когда рабовла­дельческий строй античного общества начал испытывать упадок, когда распространялось христианское учение, что отнюдь не способ­ствовало развитию естествознания, в том числе и географии.

Мы думаем, что Л. И. Воропай верно наметила путь, по ко­торому должны вестись исследования в области истории географии и ее периодизации, в целом верно показав, что история геогра­фии — это не плавный путь постепенного накопления новых фактов о поверхности нашей планеты и что ход развития геогра­фии (как и других наук) носит «ступенчатый характер».

Неравномерность процесса развития науки была отмечена и американским ученым Т. Куном в его книге «Структура научных революций» (1977). Автор выделяет эпохи постепенного накопления новых данных и этапы быстрой, революционной смены установившихся теоретических представлений. При этом, как пишет Кун, меняется сама парадигма (так он называет характерный для данного периода весь комплекс теоретических представлений, методов и других категорий, связанных со структурой науки). Однако конкретных этапов развития какой-либо из наук в книге Т. Куна нет.

Проведенная нами работа над многочисленными источниками по истории средневековой науки, а также анализ исследований вышеназванных авторов позволили нам внести некоторые уточ­нения в схему периодизации истории географии, предложенную Л. И. Воропай, и составить таблицу «Главнейших периодов и эта­пов развития географии» (см.: Дитмар, Шаброва, 1981).

Мы считаем, что исторический путь географического познания и развития географии как науки следует рассматривать на четырех уровнях. Начало первого уровня (периода) приходится на время около 3500 г. до н. э. (когда появилась письменность у древнейших культурных народов), второго — на начало XIII в. н. э., третьего — на 70-е гг. XVIII в. и четвертого (современного) — на 30-е гг. XX в.

В пределах каждого уровня развития географии мы выделяем четыре ступени (этапа) географического познания Земли. Мы счи­таем, что провести рубеж между временем «кризиса» и «переход­ным» этапом (по Л. И. Воропай) практически не представляется возможным, так как этап закономерного «кризиса» в развитии науки (когда, по словам Л. И. Воропай, задачи, стоящие перед наукой, на данном уровне уже решены, а практика исчерпала тео­рию науки) является в то же время и этапом переходным, т. е. вре­менем, когда зарождается и начинает развертываться восходящая ветвь следующего, более высокого уровня географического по­знания, но новые исследования осуществляются еще на базе тео­ретических представлений. Согласно этой таблице, на время гео­графии средневековья приходятся 4-й этап первого уровня (с III по XII в.) и 1-й этап второго уровня (время с XIII до середины XV в.).

Мы согласны с Л. И. Воропай, что развитие географической мысли связано с изменениями социально-экономической структу­ры мира. Однако вслед за А. Т. Исаченко считаем, что время науч­ных революций, которые, по Л. И. Воропай, в географии прояв­ляются в виде «взрыва» новых эмпирических открытий, нанося­щих удар по прежним теоретическим представлениям, вовсе не знаменует собой смену уровней. Оно наступает позднее, на 2-м этапе (когда систематизируется и классифицируется собранный материал и теоретически обобщаются новые данные) или на 3-м этапе (когда происходит уточнение и конкретизация общих за­конов). Это можно подтвердить примерами. Так, на первом уров­не такой «взрыв», т. е. качественный скачок, произошел на 3-м этапе, именно тогда, когда на рубеже III и II вв. до н. э. александ­рийский ученый Эратосфен впервые сделал попытку синтезиро­вать географические знания своего времени на основе математи­ки (точнее, астрономии и геодезии) и физики (точнее, естество­знания в целом) и создал науку, названную им географией, т. е. землеописанием. На втором уровне подобный «взрыв» относится ко 2-му этапу, т. е. времени, когда в результате Великих географи­ческих открытий конца XV — начала XVI в. произошла коренная ломка и перестройка системы географических представлений о величине земного шара, о взаиморасположении материков и океа­нов, что нашло отражение на картах, созданных на математиче­ской основе А. Ортелием, Г. Меркатором и другими учеными той эпохи. На третьем же уровне «взрыв» можно отнести снова к 3-му этапу (30—70-е гг. XIX столетия), когда были установлены вза­имосвязи между явлениями неорганического и органического ми­ра и получило развитие учение о зональности природных компо­нентов и т. д.

Если попытаться изобразить исторический путь развития гео­графии в виде спирали, то в отличие от схемы Л. И. Воропай мы считаем необходимым также выделять не три, а четыре уровня развития географии, а в пределах каждого витка (кроме четвер­того, современного) ограничиться выделением не пяти, а четырех ступеней (этапов) познания. При этом исторический путь геогра­фического познания должен быть показан в форме развертываю­щейся спирали, т. е. с постоянно увеличивающимися, а не умень­шающимися, как показано у Л. И. Воропай, витками, поскольку процесс познания является бесконечным. Правда, в этом случае теряется наглядность в постепенном сокращении «ступеней» во времени на разных уровнях, но зато более четко выявляется уве­личение объема географических знаний с переходом от одного уровня развития к другому. «Взрывы», или скачки, т. е. переходы от одной парадигмы к другой, изображены в виде более крутых участков верхней линии спирали.

Следует заметить, что предлагаемые схемы периодизации вер­ны в основном для общего хода географического познания в гло­бальном масштабе. Но при изучении истории географии отдель­ных стран или отдельных исторических периодов требуется более дробная периодизация. В пределах каждой ступени или этапа необходимо будет выделить и более мелкие временные промежут­ки, качественно отличающиеся друг от друга. Это позволит более четко проследить «борьбу» между старыми и новыми теориями. И в заключение очерка отметим, что, следуя за авторами историко-философских сочинений (Гулыга, 1962; Соколов, 1979; Трахтенберг, 1957; Горфункель, 1980; Майоров, 1979, и др.), мы пришли к убеждению, что рассмотрение историко-географического мате­риала времен раннего западноевропейского средневековья (с III по XII в.) и расцвета западноевропейских феодальных государств (XIII — середина XV в.) следует проводить в пределах четырех эпох, отличающихся друг от друга не только широтой простран­ственного кругозора, объемом географических знаний и способа­ми отображения их на карте, но и характером той идейной борь­бы, которая проходила между естественнонаучными тенденция­ми и символико-мистическими концепциями в недрах средневе­ковой науки (табл. 2).

Первая эпоха (III—VII вв.) может быть названа эпохой позд-неантичной образованности и начала латинской патристики; вто­рая (VIII—VII вв.) — эпохой ранней схоластики; третья — эпо­хой поздней схоластики (XIII — первая половина XIV в.); четвер­тая — эпохой раннего гуманизма, совпадающей с первыми деся­тилетиями итальянского Возрождения (вторая половина XIV — первая половина XV в.). Эта эпоха предшествует Великим геогра­фическим открытиям.

Если сопоставить эти эпохи с этапами развития географии (табл. 1), то можно увидеть, что первые две эпохи приходятся на 4-й этап первого уровня развития географии. Одна из эпох бу­дет соответствовать времени сохранения элементов античной гео­графии на общем фоне упадка научных знаний и первых попыток интерпретации христианскими авторами географических сведе­ний с библейских позиций, вторая эпоха является временем рас­ширения пространственного кругозора на Севере Европы и в Се­верной Атлантике и первого знакомства западноевропейцев с арабоязычной наукой. Все это обеспечивало зарождение новой, восходящей ветви развития науки.

Две последующие эпохи уже относятся к 1-му этапу второго уровня. Одна из них была для географии временем эмпирических исследований и накопления нового фактического материала о природе и населении ойкумены, временем начала его системати­зации и выявления некоторых причинно-следственных связей, временем влияния идей Ибн-Рушда и Ибн-Сины на естественно­научные воззрения западноевропейских ученых и появления эле­ментов новой географии, основанной не на мифах, а на фактах. Последняя эпоха была временем апогея средневековой западно­европейской географии с ее представлением о единой в мире ойку­мене, преддверием тех Великих географических открытий, кото­рые коренным образом изменили средневековую парадигму.


Таблица 1. Главнейшие периоды и этапы развития географии

Уровни развития географии




Характеристика периода




Этапы географического познания Земли







Восходящая ветвь развития




Стабильная ветвь развития







Этапы накопления и эмпириче­ских исследований: основной метод — анализ




Этапы систематизации геогра­фических знаний и теоретиче­ских обобщений; основной ме­тод — синтез




Этапы уточнения общих зако­нов, активное использование достижений науки; основные методы — анализ и синтез




Этапы «кризиса» и зарождения новой восходящей ветви науки







ПЕРВЫЙ УРО­ВЕНЬ — перво­начальной поста­новки теоретиче­ских проблем




Период выяснения общих свойств Земли и основных черт ее поверхности; зарож­дения элементарных географических представлений (XXXV в. до н. э. — XII в. н. э.)




1-й этап — донаучных ге­ографических представ­лений древнейших куль­турных народов (около 3500 г. — VII в. до н. э.)




2-й этап — начала науч­ной систематизации гео­граф, сведений и зарож­дения зачатков общего землеведения в философ­ских космогониях и стра­новедения в «периплах» и «перигесах» в эпоху клас­сической Греции (VII — IV вв. до н. э.)




3-й этап — первых попы­ток научного синтеза гео­граф, знаний на основе математики и физики в эпоху эллинизма и Рим­ской республики; разви­тие картографии и хоро-графии (IV в. до н. э. — III в. н. э.)




4-й этап — упадка научных знаний в эпоху раннего за­падноевропейского сред­невековья и развития ма­тематической географии в странах Арабского Вос­тока (с III до XII в.)







ВТОРОЙ УРО­ВЕНЬ — эле­ментно-хороло­гический




Период изучения от­дельных элементов природы Земли (с XIII до 70-х гг. XVIII в.)




1-й этап — расширения пространственного кру­гозора в эпоху расцвета средневековых феодаль­ных государств (с XIII до сер. XV в.)




2-й этап — коренной пе­рестройки системы гео­графических представле­ний в эпоху Великих гео­графических открытий XV— XVI вв. Разработка новых картографических проекций для изображе­ния сферической поверх­ности Земли (с сер. XV до сер, XVI в.)




3-й этап — поисков «Юж­ной Неведомой Земли», Сев. -Зап. и Сев. -Вост. проходов и великих от­крытий землепроходцев в Сев. Азии; попыток со­здания теоретической концепции географии как науки о Земле на основе метафизического матери­ализма; этап зарождения элементов эконом, гео­графии (сер. XVI — сер. XVII в.)




4-й этап — измерений и картографирования по­верхности Земли и развития отдельных геогр. дис­циплин; дискуссий о гео­графии без четкого пред­ставления ее предмета и содержания; деления ее на математическую (относи­мую к астрономии), фи­зическую (к физике), политическую (к исто­рии) (сер. XVII — 70-е гг. XVIII в.)







ТРЕТИЙ УРО­ВЕНЬ — компо­нентно-историче­ский




Период установления взаимосвязей между элементами природы и зарождения физи­ческой географии как науки (70-е гг. XVIII — 30-е гг. XX в.)




1-й этап — первых науч­но-исследовательских экспедиций на суше и в океане и развития отдель­ных отраслей географи­ческих знаний. Оформле­ние экономгеографии как геогр. дисциплины (с 70-х гг. до конца XVIII в.)




2-й этап — кругосветных плаваний и исследования отдельных компонентов физгеографии как части физики; попыток природ­ного и экономического районирования ( с нач. XIX до 30-х гг. XIX в.)




3-й этап — выдающихся успехов естествознания и развития географии как науки об общих зако­номерностях природы и взаимосвязях между явле­ниями органического и неорганического мира (эпоха Гумбольдта и Рит-тера (30— 70-е гг. XIX в.))

4-й этап — «кризиса» географии, время методоло­гических дискуссий и за-эождения идеи о природ­ных комплексах в России; возникновения «хороло­гической» концепции гео­графии в зарубежных странах (с 70-х гг. XIX до 30-х гг. XX в.)




^ ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ —

комплексно-ди­намический




Период изучения гео­графических комп­лексов; развитие уче­ний о геогр. оболоч­ке и ландшафтах; становление экономической географии науки (с 30-х гг. XX в.)




1-й этап — систематиче­ского и целенаправленно­го изучения Мирового океана и географических исследований всего земного шара. Оформление учений о географической оболочке и ландшафтах в СССР; развития экономической географии в СССР; господство «хорологической» концепции в зарубежных странах (с 10-х до 50-х гг. XX в.)




2-й этап — глубокой си­стематизации огромного фактического материала для разработки теории науки; формирования конструктивно - преобразовательного направления географических исследований в СССР; учение о территориально-производственных комплексах в СССР; распространения советских географических идей за рубежом (с 50-х гг. XX в.)



















^ Таблица 2. Истории западноевропейской средневековой географии (основные вехи)

Дата







Важнейшие истори­ческие события







Ступень географич. познания







Эпоха и этап







Характеристика эпохи







Важнейшие путешествия и открытия







Главнейшие сочинения




Наиболее типичные карты







Космографического характера

Страноведческого характера




1




2




3




4




5




6




7




8




9




200 г.

250 г.

III в. Укрепление христианства в Галлии и Британии










Четвертая ступень (более высокая) первого уровня (периода) как время «кризиса» и зарождения более высокой ветви науки (III - Х II вв.)




А) Эпоха позднеантичной образованности и начала латинской патристики (III - V II вв.)







Время сохранения некоторых элементов античной географии при общем упадке научных знаний и первых попыток интерпретации «отцами церкви» географических знаний с библейских позиций










«Опровержение всех ересей» Ипполита

(235 г.)




«Собрание достойнейших упоминания вещей» Солина (III в.)










300 г.




313 г. Миланский эдикт о веротерпимости

к христианам







«Божественное установление» Лактанция (325 г.)




«Описание морских берегов» Аниана Руфа Феста (IV в.)










400 г.

395 г. Разделение Римской империи на Западную и Восточную




«О браке Филологии с Меркурием» Капеллы (ок. 400 г.)




«Полное описание народов» (IV в.)




Карта мира Капеллы

450 г.

476 г Падение Западной Римской империи




«Комментарии Макробия» (к «Сну Сципиона») (нач. V в.)




«Описание Ирландии» Патрика (ок. 460 г.)

«Хроника» Кассиодора (ок. 519 г.)




Карта тепловых поясов Макробия

500 г.

498—515 гг. Остготское королевство в Сев.Италии




550 г. Поход монахов из Византии в «Серенду»

«Этимологии» Исидора Севильского (ок. 600 г.)




«Космография» Равеннского Анонима (VI в.)

«История готов» Иордана (ок. 550 г.)




Карта типа «Т-О» и чертеж розы ветров Исидора

550 г.




Первый скрипторий Кассиодора в Италии
















600 г.

632 г. Завоевание арабами Сирии и Ирана Завоевание арабами Средней Азии




569 г. Начало похода Зимарха на Алтай




«Плавания» св.Брендана (ок.560 г.)

670г. Открытие Фарерских о-вов










700 г.

750 г.

711 г. Начало араб. завоеваний на Пиренейском п-ове




Б) Эпоха ранней схоластики (V III - Х II вв.)







Время расширения пространственного кругозора на Севере Европы и в Северной Атлантике, знакомства с арабоязычной культурой, что обусловило зарождение элементов новой восходящей ветви науки










Церк. история» Бэды Достопочтенного (ок. 725 г.) «Житие св. Виллиброрда» Алкуина (800 г.)







Меровингская карта (720 г.)

800 г.




768-814 гг. Империя Карла Великого




795 г. Открытие Исландии монахами

830 г. «Путешествие Ансгара»




«Об измерении Земли» Дикуила (825 г.)

«Баварский географ» (IX в.)

«Хроника» Альфреда Великого (ок. 800г.)




Монастырские карты типа «Т-О»

Розы ветров (по Исидору)

850 г.

IX в. Начало производства бумаги в Европе




860 г. Открытие Исландии норманнами













950 г.

945 г. Византийские послы в Кордове
















960 г.

Образование Священной Римской империи

981 г. Открытие берегов Гренландии










1000 г.

1014 г. Завоевание норманнами Юж. Италии и Сицилии




1000 г. Открытие берегов Сев. Америки




«История Гамбург­ской епархии» Адама Бременского (1040г.)




Ката мира Идриси (1154г.)

1050 г.

Взятие турками Багдада

1085 г. Отвоевание испанцами Толедо




1050 г. Открытие Ботнического залива

1094г. Открытие Сваальбарда













Перевод Аделардом из Бата «Астрономии» ал-Хорезми (1126 г.)













Туринская круглая карта (ХI в.)

1100 г.

1096 г. Начало крестовых походов
















1150 г.

1160—1167 гг. Открытие первых университетов

1170 г. Начало переводческий деятельности с арабского на латынь




























Перевод и комментарии Герардом из Кремоны сочинений Аристотеля, Ибн-Сины и Ибн-Рушда (1175 г.)







1200 г.

1204 г. Захват крестоносцами Константинополя

1242г. Монгольское нашествие в Вост. Европу

Первая ступень второго уровня (периода) как время накопления новых фактов о природе Земли

В) Эпоха поздней схоластики (Х III – сер. ХIV в.)

Время обширного накопления новых фактов о природе Земли и влияния идей Ибн-Сины и Ибн-Рушда на естественные научные воззрения западноевропейских ученых

1246 г. Начало путешествия Карпини

1271 —1295 гг. Путешествие Марко Поло




«Королевское зерцало» (1240 – 1260 гг.)

«Великое сочинение» Р. Бэкона (1265 г.)

«Труды» Альберта Великого (1320 г.)

«Исторический обзор» Плано Карпини (1248 г.)

«Путешествия» Рубрука (1256 г.)




«Книга Марко Поло» (1298 г.)










Герефордская карта (1260 г.)




Эбсторфская карта (1284 г.)

1350 г.

1368 г. Падение монгольской династии в Китае

1396 г. Начало стран­ствий Шильтбергера

«Божественная комедия» Данте (1320 г.)

«Книга познания» (1345 г.)

Каталонская кар­та (1375 г.)

1400г.

1409 г. Перевод «Географии» Птолемея с греческого на латынь

1415 г. Взятие Сеуты португальцами

Г) Эпоха раннего гуманизма (сер. ХIV – сер. ХV в.)

Время апогея средневековой географии и преддверия великих открытий конца ХV – начала ХVI в.

1403 – 1406 гг. Путешествие Клавихо в Самарканд




1418 г. Начало португальских плаваний

«Лик Земли» П. Аллиака (1410 г.)

«Приключения» Шильтбергера (ок. 1400 г.)

Карта северных областей Клавуса Нигера (1427 г.)

1450г.

1423 г. Перевод «Географии» Страбона

1453 г. Взятие турками Константинополя

1432 г. Открытие Азорских о-вов

Сочинения Н. Кузанского (сер. ХV в.)

«Космография», «География Германии» Э. Пикколомини (сер. ХV в.)










Карта Центр. Европы Н. Кузанского (сер. ХV в.)




1500 г.

1492 г. Первое плавание Колумба










Карта мира Фра-Мауро (1457 г.)



odobreno-federalnoj-eksperimentalnoj-ploshadkoj-po-ocenochnim-sredstvam-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-vipusknikov-vuzov.html
odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-ekonomicheskogo-fakulteta-buhgalterskij-uchet-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080105-finansi-i-kredit-moskva-2008-stranica-5.html
odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-ekonomicheskogo-fakulteta-ekonomika-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080503-antikrizisnoe-upravlenie-moskva-2008.html
odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-ekonomicheskogo-fakulteta-kratkosrochnaya-finansovaya-politika-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080105-finansi-i-kredit-moskva-2009-stranica-5.html
odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-ekonomicheskogo-fakulteta-pravovaya-statistika-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-030501-yurisprudenciya-moskva-2009-stranica-6.html
odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-fakulteta-kommercii-i-marketinga-kommercheskoe-tovarovedenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080507-menedzhment-organizacii-moskva-2009.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prinyatim-postanovleniem-gosstandarta-rf-ot-7-iyulya-2003-n-239-st-v-nastoyashij-gost-vneseni-izmeneniya-vvedennie-v-dejstvie-s-1-oktyabrya-2003-g.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-10pervij-abzac-devid-rendall-universalnij-zhurnalist.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-obrazovanie-vzroslih-v-rossii-monografiya-sankt-peterburg.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekonomicheskoe-stimulirovanie-ustojchivogo-razvitiya-v-es-nacionalnij-i-nadnacionalnij-urovni.html
  • abstract.bystrickaya.ru/26vashington-referat-po-teme-soedinennie-shtati-ameriki.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-m-lvovskij-predvaritelnaya-rabochaya-versiya-stranica-10.html
  • predmet.bystrickaya.ru/resheni-e-imenem-rossijskoj-federacii-stranica-5.html
  • college.bystrickaya.ru/14-sovershenstvovanie-zakonodatelstva-o-pravah-cheloveka-doklad-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-rossijskoj.html
  • control.bystrickaya.ru/bezavarijnij-propusk-pavodkovih-vod-v-habarovskom-krae-provedut-v-tri-etapa-informacionnoe-agentstvo-vostok-media-20032012.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompleksnaya-obrazovatelnaya-programma-studiya-teatralnih-miniatyur-socvetie-dlya-detej-i-podrostkov-ot-7-do-15-let-18-chasov-v-nedelyu-na-5-let.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-ya-stal-klounom-kniga-polna-yumora-vnej-net-nepravdi-vnej-ne-priukrashivaetsya-sobstvennaya-zhizn-i-zhizn-voobshe.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-osushestvleniya-municipalnih-zaimstvovanij-i-predostavlenie-byudzhetnih-garantij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/malichenko-ad-21-aprelya-2011-g-vremya-raboti-sekcii-s-13-20-do-16-30-ch-aud-31-7-m.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-h1-plani-poiskov-i-reshenij-programmi-i-struktura-povedeniya-metodicheskie-rekomendacii-dlya-slushatelej.html
  • esse.bystrickaya.ru/q-41-pr-i-sredstva-massovoj-informacii-q-vozniknovenie-rossijskogo-gosudarstva-i-pervie-etapi-ego-evolyucii-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/globalnaya-strategiya-sohraneniya-rastenij-gssr-a-storona-predstavlyayushaya-doklad.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-nochivpe-ter-burge-gostinica-ldm-3-udobstva-v-nomere.html
  • bukva.bystrickaya.ru/moya-semya-v-godi-velikoj-otechestvennoj-vojni.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-i-na-sovremennom-uroke.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tematika-rabochaya-programma-uchebnogo-predmeta-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj.html
  • studies.bystrickaya.ru/cherti-slabogo-rukovoditelya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-v-ot-metodologii-deduktivnih-nauk-k-formalizacii-yazika-ii-filosofiya-yazika-glava-rassuzhdenie-kritika-osnovanij.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-mezhdunarodnoe-kontraknoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-podgotovki-specialista.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/gorod-bajmak-chast-2.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/novosti-kompanij-pticevodcheskoj-otrasli-rinok-myasa-rf-poluchatel.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/narkotiki.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/z-n-kulko-obshaya-harakteristika-hozyajstvennogo-ucheta.html
  • nauka.bystrickaya.ru/variativnost-metodov-kontrolya-znanij-sredstvo-aktivizacii-uchebnoj-deyatelnosti-stranica-7.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-1-programmirovanie-v-srede-labview-70-programma-disciplini-po-kafedre-avtomatiki-i-sistemotehniki-sovremennie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prirodnie-usloviya-i-resursi-stranica-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-8-v-analiz-pogloshenij-chleni-issledovatelskoj-gruppi-5.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-1-vvodnij-instruktazh-i-pravila-vnutrennego-trudovogo-rasporyadka-soglasovana-stranica-10.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stolovaya-dlya-detej-v-ust-kamenogorske-advent-kak-doroga-k-carstvu.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/arhiv-publikacij-o-fonde-zhivoe-partnerstvo-za-2009-god.html
  • tasks.bystrickaya.ru/10010551-gostinichnij-servis-publichnij-doklad.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.