.RU

Оценщики и оценочная деятельность в России возникли еще в дореволюционный период, а не 15 лет назад, как считают некоторые


КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Оценщики и оценочная деятельность в России возникли еще в дореволюционный период, а не 15 лет назад, как считают некоторые.

Оценка имущества, в первую очередь недвижимости, начала формироваться в России с середины XVIII века в связи с изменением общественно-политического строя. Потребность в оценке была вызвана, прежде всего, необходимостью решения фискальных задач, а именно создания кадастра недвижимости для целей налогообложения.

Манифест Екатерины II о генеральном размежевании земель Российской Империи от 19.09.1765 года содержал 19 пунктов, подробно освещающих земельный вопрос. Подготавливались специальные люди для осуществления этих проектов межевания, и среди них были и оценщики в должности коллежских асессоров.

Образование первого межевого училища по указу Екатерины II в 1781 году было шагом России к цивилизованной системе налогообложения находящейся в собственности недвижимости податными чиновниками на основе рыночной оценки и определения ставок налога.

В июне 1893 года в России издали закон о переоценке всех видов недвижимого имущества в 34 губерниях и утвердили «Правила оценки недвижимых имуществ», а 4 июня 1894 года министр финансов Витте утвердил инструкцию по разъяснению этого закона. 18 января 1899 года в России был принят новый закон об оценке недвижимого имущества, регламентировавший передачу губернским оценочным комиссиям полномочий по установлению оценочных норм. Начало XX века, столыпинская реформа. Главная задача – частная крестьянская земельная собственность, разрешение продажи и купли земельных наделов, организация кредитных учреждений (ипотека).

В тот период систематическими причинами стагнирующими развитие оценочной деятельности являлись: отсутствие единого планирования оценочной деятельности и централизованного финансирования; отсутствие государственного органа с вертикальной структурой для руководства и регулирования оценочной деятельности; отсутствие единообразия в методических подходах к оценке; конфликты оценочных комиссий с земствами, неадекватная структура самих оценочных комиссий, незаинтересованность земств в оценке недвижимости.

Несистематическими объективными историческими причинаями, сдерживающими развитие механизмов оценки в России стали крестьянские волнения 1901-1902 годов, Русско-Японская война, революционные события 1905-1906 годов. В результате Первой мировой войны и революции 1917 года методологическое развитие оценочной деятельности в направлении, принятом до 1914 года, оказалось остановлено.

В советский период необходимость в подготовке профессиональных оценщиков отпала. Функции оценки выполняли в усеченном виде государственные органы, в основном для целей централизованного планирования и контроля. Тем не менее, во внешней торговле принципы формирования и расчетов рыночной стоимости применялись. Советские работники Минвнешторга обучались этому в Академии Внешней торговли.

В настоящее время необходимость оценки земель, зданий и сооружений, а, следовательно, и подготовки экспертов-оценщиков крайне актуальна как никогда. В современной экономике функцией оценщика является не просто определение стоимости имущества, но и подготовка профессионального заключения о варианте наилучшего и наиболее эффективного использования собственности, т.е. рекомендаций по совершенствованию управления анализируемыми активами бизнеса. В этом контексте оценщик является одновременно и экспертом по эффективному управлению имуществом.


На наш взгляд, можно выделить 5 этапов развития оценочной деятельности и подготовки оценщиков в постсоветское время:


I ЭТАП - начался с обучения оценщиков на курсах Мирового Банка в МГУ в 1992-93 г.г. Затем было создано первое профессиональное объединение - Российское общество оценщиков (РОО) и его образовательный центр - ООО «Академия оценки».

В то время в системе образования оценщиков существовало лишь краткосрочное обучение - 2 недели. Оценщиками становились те, кто заканчивая курсы и, как правило, вступал в члены РОО.

Тогда обучение во всей России проводилось всего в 4 – 5 центрах: МИПК при РЭА Г.В. Плеханова, Инженерно-экономический университет в Санкт-Петербурге, Финансовая академия, а с 1995 г. – ещё и Госуниверситет по землеустройству. В этот же период образовалась Национальная коллегия оценщиков (НКО), которая позже преобразовалась в Российскую (РКО).

Этот этап можно назвать, как хаотичное становление института национальной оценки в России.


II ЭТАП – в становлении оценочной деятельности начался с принятия в 1998 г. Закона 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Появляется обязательность проведения оценочных работ, а в классификаторе Минтруда появляется профессия оценщика.

Одним из активных сторонников принятия закона – было РОО, которое имело одной из своих целей – централизацию обучения и получения права на выдачу лицензий для желающих заниматься оценкой. Однако в то время передача государственных функций была невозможна. Предложения такого рода были исключены из проекта закона. Но желание регулировать процесс разрешительной деятельности в оценке у «чиновников от общественников» не исчезло бесследно.

В этот период идет очень бурное обучение оценке и создаются более 3 тыс. компаний, называющих себя оценочными. В то время для того, чтобы стать оценщиком надо было пройти всего лишь 2-х недельные курсы и иметь среднее или высшее профессиональное образование.

В оценочной деятельности существовала специализация, которая определялась самими субъектами Российской Федерации, в некоторых их было до 17 видов.

Наступало время принятия подзаконных актов, в которых надо было решить 2 важнейших вопроса: о лицензировании и об обучении.

Одними из первых субъектов РФ решили эти вопросы в г. Москве, а начала выдавать лицензии Лицензионная палата, где главным критерием был документ об обучении. Система же образования строилась следующим образом:

Вся оценочная деятельность подразделялась на 4 вида работ (Оценка бизнеса; недвижимости; машин и оборудования; интеллектуальной собственности), на каждый из которых надо было представить Свидетельство или Удостоверение об обучении в объеме не менее 72 учебных часов.

Эта практика показалась некоторым вузам «неверной». Стратеги от «образования оценщиков» (Финансовая академия и «Академия оценки») через Министерство образования России стали высказывать соображения, что 72 и 100 часов обучения оценке крайне недостаточно. Были даже попытки открытия новой специальности в вузах «Оценочная деятельность». Но эксперты Министерства образования отклонили эту идею, как несостоятельную. Главной целью нововведений был замысел централизации разрешений на обучение оценщиков не через рыночные, а административные механизмы. Для этого разработали и утвердили новую, крайне «сложную» общую программу на 800 и 500 часов по «Оценке бизнеса» и «Оценке недвижимости». На тот момент, были еще: «машины и оборудование», «интеллектуальная собственность».

План был таков, что такую «сложную» программу будет невозможно реализовать в других вузах, тем самым только «избранные» смогут обучать оценке. Предложения о том, что следовало бы для начала легализовать обучение лишь в 5-8 вузах, которые реально и хорошо обучали оценщиков в рыночных условиях были отвергнуты. Таким образом, качество обучения, к сожалению, не стало основным критерием в этом процессе.

Борьба с вузами-конкурентами в обучении оценщиков стала переходить в кабинеты чиновников.

Это было, на наш взгляд, первой серьезной стратегической ошибкой лидеров общественных и образовательных организаций – создание раздутого реестра вузов, в который вместо 6-9 реально и качественно обучавших вузов вошли более 50 вузов, которые, как всем стало очевидно, были не в состоянии качественно готовить оценщиков, как в силу преподавательского состава, так и материально-технической базы самих вузов. В результате этого была порождена система без учета качества обучения, а порой и просто «торговля» образовательными документами для оценщиков. Это в дальнейшем не могло не повлиять на уровень профессионализма и самих оценочных работ, а значит, и на репутацию оценщиков.


III ЭТАП – в развитии оценки в России ознаменован выходом Постановления Правительства России в 2001 г. «О лицензировании оценочной деятельности», которое определило, что оценщиком признается тот, кто имеет любое высшее образование и диплом о профессиональной переподготовке любого из вузов, которые состоят в перечне Минимущества России (ныне Росимущество или ФАУФИ), но теперь только по программе «Оценка стоимости предприятий» и не менее 800 учебных часов. Прочие 3 специализации (действовавшие ранее) для целей лицензирования были упразднены.

Второй существенной ошибкой, исходящей из УМО по «Финансам и кредиту», находящегося в Финансовой академии, было разрешение допуска к работе на рынке оценки в качестве оценщика выпускников вузов по некоторым специальностям: например, «Финансы и кредит», «Антикризисное управление», «Промышленный менеджмент», «Экономика и управление на предприятиях» и др. со специализацией «Оценка собственности» на основании просто диплома о высшем образовании.

Из-за этого на рынок оценщиков в оценочной деятельности автоматически попадали выпускники и других таких вузов, имеющих эти специальности, но которые никогда не обучали оценщиков, а формально «скопировали» разработанную программу, согласовали ее в Минимуществе и попали в перечень вузов, имеющих право на такое обучение. О качестве таких выпускников в те годы говорить не приходится, а в связи и с этим количество оценочных фирм с лицензиями, оформленными на дипломы выпускников вузов увеличилось почти втрое - до 9 тыс. лицензий в 2002 г. При этом надо отметить, что по обороту оценочных услуг для России достаточно было бы и 1 тысячи фирм.

Тем не менее, позитивным шагом в обучении оценщиков по аналогу с зарубежными странами, а также со специалистами, например, в области медицины, стало введение обязательного повышения квалификации оценщиков каждые 3 года с момента получения Диплома о профессиональной переподготовке в области оценочной деятельности.

Можно было бы сказать, что с этого момента (2002 г.) наступил IV ЭТАП – самый спокойный и стабильный в оценочной деятельности, в первую очередь с точки зрения обучения и обеспечения оценочных компаний кадрами.

В тот момент сложилась именно та образовательная система, которая работает и по сегодняшний день – это обучение не менее 800 часов по программе «Оценка стоимости предприятий (бизнеса)» и повышение квалификации каждые 3 года в объеме не менее 104 часов.

Тем не менее, такое состояние дел, где лучшие по качеству обучения вузы вышли на открытый рынок образовательных услуг в оценке, устраивало опять не всех. Снова началась активная кампания общественных организаций оценщиков по изменению законодательства и введение новых правил, где главным вопросом должно было стать создание саморегулируемых организаций (СРО) с передачей полномочий государства по лицензированию оценки в их руки.

Эта эпопея в первую очередь началась по инициативе РОО и РКО, и, как следствие, привела к созданию на базе Финансовой академии – Саморегулируемой межрегиональной ассоциации оценщиков (СМАО), которая стала сама претендовать на лидерство в идеологических вопросах по обучению и дальнейшему развитию оценки в России, вытесняя других. Это стало большой стратегической ошибкой уже со стороны РОО и РКО. В дальнейшем это привело к тому, что уже сейчас создано более 10 общественных организаций и столько же ещё формируются. Все они претендуют стать такими СРО, а соответственно удельный вес, роль и значение в мире оценки каждой из них в отдельности резко снижаются и девальвируются.

В борьбе за первенство и для борьбы друг с другом СРО прибегают к помощи государственных структур. Лидеры этих организаций идеологически «вооружают» различных чиновников, в частности депутатов Госдумы, которые уже сами в своем личном представлении, игнорируя правила и обычаи делового оборота, сложившегося в оценке, стали писать изменения в Закон «Об оценочной деятельности». В результате чего, в принятых изменениях прошли не совсем те положения, о которых мечтали различные лидеры СРО, сводя счеты друг с другом. Так, например, в вопросе о членстве в СРО прошла концепция не юридических лиц – фирм, а физических лиц – оценщиков. Это также существенно снизило роль самих СРО, как контролирующих, проверяющих фирму-оценщика организаций, ведь в оценочной компании теперь могут работать специалисты – физические лица, состоящие в разных СРО. Отсюда вопрос – кто и кого контролирует и как проверяет. Тем не менее, верным был шаг на пути к укрупнению оценочных фирм через введение нормы о том, что в компании должно работать уже не менее 2 обученных оценщиков. Вероятно, что в ближайшее время эта цифра будет увеличена сначала до 3, а затем и до 5 человек как, например, у профессиональных аудиторов.

Кроме этого, новая редакция Закона ввела помимо страхования оценочной деятельности, обязательный компенсационный фонд оценщиков в СРО и материальную ответственность оценщика личным имуществом.

Что может за этим последовать – оценщики-профессионалы перестанут подписывать сомнительные отчеты по причине риска финансовых санкций, а оценочные фирмы, в свою очередь, будут вынуждены отыскивать, «обучать» 2-х БОМЖей и от их имени подписывать оценочные отчеты. Эта версия может быть в худшем варианте развития оценки по проекту и замыслу депутатов Госдумы. Очевиден вопрос – куда смотрели лидеры тех самых объединений оценщиков?

Престиж и интерес к профессии оценщика от таких новаций, разумеется, не будет расти.

После августа 2006 г., когда были приняты изменения в 135 ФЗ – начался V ЭТАП. Изменения в Законе приостановили допуск на рынок оценки новые фирмы, т.к. прекратился процесс выдачи лицензий, а новый порядок – членство в СРО еще не вступил в действие.

Эта неясность повлияла и на то, что многие вузы даже ведущие, не смогли набрать группы на обучение оценщиков. Это негативно сказалось и на оценочных компаниях. Острый дефицит кадров ощутили многие.

В тоже время, наблюдается бурный рост в строительном комплексе и не только Москвы, но и всей России. Увеличивается оборот в девелоперской деятельности, активно развиваются управляющие компании в сфере земли и недвижимости. Большая часть лучших профессиональных оценщиков, работавших в оценочных фирмах, перешли на работу в эти и смежные отрасли, где уровень заработной платы в 2-3 раза выше, чем в оценочных, а численность работников и денежные обороты девелоперских и управляющих компаний в разы выше, чем в оценочных. Поэтому сегодня многие заказчики отмечают снижение профессионального уровня и качества работ ведущих в прошлом оценочных фирм.

Большинство из них и сегодня продолжают ощущать кризис в кадровом обеспечении. Очень остро не хватает среднего персонала: оценщиков с опытом работы от года до трех лет. Надо отметить, что такая тенденция может продлиться ещё до 2-х лет.

Если проанализировать емкость рынка труда бывших оценщиков в других сферах, то можно сказать, что она определяется в 200-300 мест. Вероятно, наполняемость кадрами среднего звена в оценочных компаниях будет постепенно восстанавливаться. Потребность в оценщиках действительно велика, ведь сегодня выдано более 12 тыс. лицензий.

А что же со «стратегами» в образовании оценщиков? Как они реагируют на изменения в Законе? Снова стали говорить о том, что учат мало и 800 часов для обучения хорошего оценщика опять недостаточно. Из УМО по «финансам и кредиту» опять прозвучали призывы, что все 12-13 тыс. выданных дипломов можно было бы признать «недостаточными» и предложить всем заново переобучиться, но только уже по программам второго высшего образования (а это 3 года и не менее 2 тыс. часов). Затраты временные и финансовые будут значительными. Представляется, что оценочное сообщество без энтузиазма воспримет такие рекомендации. На наш взгляд, это, по сути своей, неверно и физически просто невыполнимо.

Задается вопрос – зачем и кому это нужно? Ведь многим известно, что после введения норы обучения в 800 часов вместо бывших 2-х недельных курсов (100 ч.), нигде и никем очное обучение в полном объеме не производится. Для того, чтобы это замаскировать во многих вузах придуманы неправдоподобные схемы занятий по воскресным дням, формам экстерната и кейсовые очно-заочные системы, ушедшие в прошлое.

Пока только в Госуниверситете по землеустройству создана современная, технологичная и удобная для слушателей реальная система дистанционного обучения с использованием сети Интернет на международном уровне.

Многие отмечают, что по-прежнему призывы по увеличению сроков и стоимости обучения звучат, а качество образования и работы оценщиков – падают. Вывод: дальнейшая модернизация или изменения системы обучения оценщиков недопустимы и необоснованны.

Как же обстоят дела с заменой лицензирования? В настоящее время идет активное формирование СРО и «затаскивание» в их состав физических лиц-оценщиков. Предлоги по заманиванию крайне разнообразны. По некоторым прогнозам это может привести к образованию от 30 до 40 СРО по территориальному и отраслевому признакам. Естественно, что при таком количестве очень трудно будет чем-то выделиться – все СРО примерно равны. Несмотря на это мы считаем, что выгодное место будет занимать Российское общество профессиональных оценщиков и управляющих недвижимостью - сервейеров (РООС), созданное в 2002 году. Здесь сочетаются те самые интересы оценщиков и их смежников из строительного - девелоперского комплекса.

Разумеется, что при таком количестве СРО роль каждой из ныне существующих будет продолжать снижаться.

Тем не менее, идеологи СРО продолжают и дальше совершать стратегические ошибки уже непосредственно в оценочной деятельности – разрабатываются различного рода рекомендации, технические задания на отчеты и для отчетов по оценке, по приему работ через процедуру экспертиз. Все это позволяет порой невысоко-профессиональным чиновникам без специального образования, а иногда и просто «стажерам» на госслужбе указывать какие должны быть итоговые результаты по оценке, ссылаясь на методологию, требования и рекомендации по составлению отчетов, мотивируя тем, что «экспертиза на отчет будет отрицательной». А если сказать простым языком, то СРО сами рубят сук, на котором сидят: водружают собственных оппонентов и повышают издержки на саму оценку и на проведение экспертиз. В последствии заказчики оценочных услуг сами будут проводить экспертизы по ТЗ без СРО. Но удивительно, что порой и сами эти технические задания и рекомендации составлены неполно, некомпетентно, а иногда даже ошибочно. Но это беспокоит не многих.

Таким образом, просчеты т.н. «лидеров» оценочного движения привели к тому, что профессия оценщика становится уже не столь привлекательной, как 3-5 лет тому назад. Несмотря на это, те же «лидеры» по-прежнему находятся в составе Национального Совета по оценке, Экспертного консультативного совета при МЭРТ. Они продолжают разрабатывать концепции и стратегии развития рынка оценки в России, а оценочные фирмы в это время, которыми они руководят снижают свои обороты, образовательные центры, за которыми стоят те же «лидеры», не набирают на рынке групп по обучению оценщиков. Каков тогда ответ на вопрос - способны ли засидевшиеся в Советах идеологи предложить что-то новое и конструктивное оценщикам России?

Все это приводит и к тому, что ситуация в обучении и практической оценке начинает существенно изменяться. Те, кто были лидерами 3-5 лет назад уступают свои позиции, а порой уходят из оценки совсем. На их место приходят универсальные консалтинговые холдинги, крупные международные компании, а также российские фирмы со специализацией и высоким профессионализмом, имеющие за собой серьезные образовательные и научно-методические школы.

^ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1.В целях защиты национального института оценки необходимо добиваться того, чтобы больше работ по оценке для различных целей проводили чисто российские оценщики, а при необходимости экспертизу их отчетов осуществляли компании с международной репутацией.

2.В системе высшего образования при переходе на 2-х ступенчатую форму (бакалавры и магистры) необходимо принять решение о том, чтобы выпускники I ступени – бакалавры не имели бы прямого доступа на рынок оценки без дополнительного профессионального образования (не менее 500 уч. часов). Это логично и правильно по существу.

В то же время в магистратуре возможна специализация и не только по оценке бизнеса, но и по недвижимости, машинам и оборудованию, а также интеллектуальной собственности. Восстановить верную норму советского периода о том, что на должность оценщика принимать специалиста с опытом от 3 лет.

3.Принять соответствующие нормативные документы Правительства России о пролонгации полномочий образовательных учреждений; обучающих оценщиков, а также утвердить заново процедуру уже существующего обязательного повышения квалификации оценщиков (каждые 3 года после получения Диплома).

4.В интересах специалистов-оценщиков разработать систему переноса материальной ответственности за потенциальный экономический ущерб от оценочной деятельности с физического лица – оценщика на юридическое лицо – оценочную фирму, в которой он работает по контракту.

5.Наложить мораторий на изменение законодательных и нормативных актов, принципов и правил, сложившихся на рынке оценочных услуг на срок не менее 10 лет, как не способствующих повышению привлекательности оценочной деятельности как профессии.


Цыпкин Ю.А., д.э.н., профессор

12.10.2006 г.




odin-chelovek-pogib-v-rezultate-obrusheniya-zdaniya-v-kazani-gazeta-rg-volga-kama-internet-versiya-03022011.html
odin-den-iz-zhizni-oblomova.html
odin-ekzemplyar-akta-poluchil-standartizaciya-finansovogo-kontrolya-rossiya-i-mirovoj-opit.html
odin-iz-fariseev-zakonnik-sprosil-iisusa-hrista-uchitel-kakaya-naibolshaya-zapoved-v-zakone-iisus-skazal-emu-vozlyubi-gospoda-boga-tvoego-vsem-serdcem-tvoi.html
odin-iz-moih-uchitelej-avtor-elena-volf-stranici-zhizni.html
odin-iz-samih-populyarnih-romanov-znamenitogo-shotlandca-tragikomicheskaya-semejnaya-saga-polnaya-groteska-i-teploj-ironii-nachinayushayasya-vzrivom-i-okanchivayushayasya-v-stranica-11.html
  • shkola.bystrickaya.ru/uchebnie-programmi-dlya-vix-klassov-specialnih-korrek-cionnih-obsheobrazovatelnih-shkol-viii-vida-dlya-umstvenno-otstalih-detej-stranica-31.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-toksikologicheskoj-himii-dlya-studentov-farmacevticheskogo-fakulteta-razdel.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/stihi-pri-chem-tut-stihi-stranica-4.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/12-ponyatie-i-kategorii-vneshneekonomicheskoj-deyatelnosti-diplom-vzfei.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-programmi-i-zadaniya-fen-po-specialnost-biologiya.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-itogovaya-attestaciya-v-9-h-klassah-s-uchastiem-territorialnih-ekzamenacionnih-komissij-nfa.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/specialnost-230115-programmirovanie-v-kompyuternih-sistemah-tyumenskij-gosudarstvennij-neftegazovij-universitet.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontaktnie-telefoni-843-231-81-97-231-81-83-290-27-33-uchrezhdeniya-nachalnogo-i-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-dlya-samostoyatelnoj-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-gse-f-04-kulturologiya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vvedenie-istoricheskij-obzor-otchet-plenarnomu-zasedaniyu-po-punktu-3-ssilkai.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-raspredeleniya-obemov-okazaniya-uslug-vnutri-kollektivnogo-uchastnika-forma7.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-shemi-territorialnogo-planirovaniya-kaluzhskoj-oblasti-ot-.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tribunaru-moskva-12-marta-2009-otchet-obekti-rossijskij-gosudarstvennij-socialnij-universitet.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-viii-obespechenie-sohrannosti-dokumentov-v-arhivah-prikaz-minoboroni-rf-ot-31-avgusta-2005g-n200-ob.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-discipline-ekologicheskoe-pravo-dlya-studentov-do-i-ozo.html
  • control.bystrickaya.ru/con-para-ror-de-a-en-sobre-lejos-de-cerca-de-urok-1.html
  • tasks.bystrickaya.ru/153rasshirenie-znanij-ob-ocenke-sostoyaniya-okruzhayushej-sredi-i-vozmozhnih-variantah-dejstvij-po-sokrasheniyu-rtutnogo-zagryazneniya-v-regionalnom-i-nacionalnom-masshtabe.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-ispolnenii-byudzheta-gorodskogo-okruga-za-2010-god-po-godovomu-otchetu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vedomosti-01022010-rosneft-suditsya-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-1-fevralya-2010-goda.html
  • credit.bystrickaya.ru/polyubite-menya-chernenkim-ng-exlibris-besedoval-igor-panin-16102008-037-str-2.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmno-metodicheskoe-obespechenie-mou-lyubomirovskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-2008-2009-uchebnij-god-stranica-5.html
  • studies.bystrickaya.ru/bankovskij-menedzhment-v-melkom-regionalnom-otdelenii-kom-banka-v-perehodnij-period-krizisnoj-ekonomiki-chast-2.html
  • control.bystrickaya.ru/e-evtushenko-uchishsya-otvechat-na-voprosi-druzej-i-vidvigat-svoi-argumenti-protiv-narkotikov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soderzhanie-programma-razvitiya-i-vospitaniya-detej-v-detskom-sadu-izdanie-3-e-pererabotannoe.html
  • studies.bystrickaya.ru/43-formirovanie-optimalnogo-portfelya-s-pomoshyu-vedushego-faktora-finansovogo-rinka.html
  • klass.bystrickaya.ru/adaptivnoe-upravlenie-i-identifikaciya-processa-granulyacii-poroshkoobraznih-materialov-aziz-gusejnov.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-glavi-administracii-stranica-5.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-12-15-stern-d-kommentarij-k-evrejskomu-novomu-zavetu-per-s-angl.html
  • books.bystrickaya.ru/borisu-grizlovu-zvanie-zasluzhennij-rabotodatel-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-9-tv-9.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-dobrij-put-stranica-3.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-molodezh-v-dejstvii-youth-in-action-i-evropejskaya-volonterskaya-sluzhba-european-voluntary-service-6-chto-yavlyaetsya-deyatelnostyu-evs-7.html
  • education.bystrickaya.ru/1904-ermolaevi-vernulis-v-rossiyu-1905.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novosti-ot-27-oktyabrya-novosti-mirovogo-i-rossijskogo-sudohodstva.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-11-odnoznachno-mertv-sharlin-harris.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vln-ekonomchn-zoni-v-ukran-ta-mzhnarodnij-dosvd-h-stvorennya-chast-8.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.