.RU

ОЦЕНОЧНЫЕ - О подготовке студентов к педпрактике в начальной школе


ОЦЕНОЧНЫЕ
ИНТЕРПРЕТАЦИОН-НЫЕ

«Ромашка Блума» представляет из себя классификацию «тонких» и «толстых» вопросов.

Важно самому учителю научиться и научить детей задавать «толстые» вопросы на любой стадии урока.

- Правильно ли я тебя поняла, что буква Ы не стоит в начале слова? (уточняющий вопрос).

- Какие чувства вызывает у вас поступок этого героя? (оценочный вопрос).

- Как изменились бы правила русского языка, если бы не существовало предлогов? (творческий вопрос).

- Что может помочь нам выполнить успешно задание по орфографии? (практический вопрос).

  1. Стена хороших вопросов.

Участники группы решают, какие вопросы, прозвучавшие на уроке, можно записать на «стену хороших вопросов».

  1. ^ Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал» («З – Х – У»).

Это прием помогает собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу.

На уроке русского языка в 3 классе по теме «Имя числительное» на стадии вызова просим учащихся вспомнить, что им известно об этой части речи. Учащиеся фиксируют в 1-ом столбике «Знаю». Заслушиваем ответы детей. Затем предлагаем записать вопросы во 2-ом столбике таблицы «Хочу узнать».



ЗНАЮ



^ ХОЧУ УЗНАТЬ

/

УЗНАЛ (УЗНАЮ)

Это слова, обозначающие числа.


Они часто звучат на уроке математики.



На какие вопросы отвечает?


Почему к слову «числительное» добавлено слово «имя»?


Как подчеркивать в предложении?





После работы с источниками информации на стадии рефлексии заполняем 3-ий столбик «Узнал».

  1. Кластер («гроздь»).

Этот прием мы используем как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Это графический прием систематизации материала.

Работая над составом слова, на стадии вызова ученик графически изображает имеющиеся знания по изучаемому вопросу:


^ СОСТАВ СЛОВА
ОКОНЧАНИЕ

ПРИСТАВКА






СУФФИКС

КОРЕНЬ

А на стадии рефлексии кластер видоизменяется с учетом полученной информации.


^ ОКОНЧАНИЕ



СОСТАВ СЛОВА

ОСНОВА






ПРИСТАВКА

^ СУФФИКС


КОРЕНЬ


Написание кластера может быть индивидуальным с последующим обсуждением в парах и группах. Назначаются оформитель и ведущий. Каждая группа представляет графическую работу с комментированием.


  1. Верные и неверные утверждения.

На стадии вызова предлагаем детям поработать с таблицей, в 1-ой графе которой предложены верные и неверные утверждения. Во 2-ой графе учащиеся, работая индивидуально, отмечают знаком «+» верные утверждения.



^ ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ



ДО ЧТЕНИЯ (СЛУШАНИЯ)


ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ (СЛУШАНИЯ)

Основа всегда больше корня.


Суффикс – изменяемая часть слова.


Приставка служит для образования новых слов.


Окончание не входит в основу.







После работы с источниками информации на стадии рефлексии ученики возвращаются к таблице и в 3-ей графе отмечают с помощью знаков «+» и «-» верные и неверные утверждения.

  1. Синквейн.

Этот быстрый, но мощный инструмент для рефлексии дает возможность резюмировать информацию, излагать идеи, чувства в нескольких словах, творчески самовыражаться.

Это стихотворение, состоящее из пяти строк:


Вот некоторые:


1. Зима. 1. Зима.

2. Холодная, солнечная. 2. Морозная, трескучая.

3. Метет, морозит, серебрится. 3. Украшает, укрепляет, убивает.

4. Я очень люблю зиму. 4. Я очень боюсь зимы.

5. Снеговик. 5. Битва.


1. Родина. 1. Доброта.

2. Красивая, милая. 2. Большая, удивительная.

3. Учит, жалеет, дарит. 3. Радует, смешит, успокаивает.

4. Враг идет – война настает. 4. Без доброты человечеству никуда.

5. Дом. 5. Жизнь.


Использование приемов ТРКМ на уроках русского языка способствует развитию творчества, познавательной активности, повышает качество знаний учащихся.





Макарова Л.П.,

ст. преподаватель кафедры МНО, ГГПИ


^ Сложные слова и неоднословные наименования как средство создания иронии (на материале произведений Ю. Полякова)

Ироническая повесть Ю. Поялкова «Парижская любовь Кости Гуманкова» (1991) написана от лица главного героя, его языком, поэтому выбор языковых средств обусловлен доверительной интонацией рассказчика, допускающей языковые вольности, к числу которых относятся многие сложные новообразования типы женобес, аленделонистый, кастрюленосцы, Рыгалето и мн.др. Обращение к словотворчеству отражает внутреннюю потребность писателя в самовыражении и его художественное миропонимание стремительно меняющейся действительности.

Целью данной статьи является анализ авторских сложных слов и аппозитивных сочетаний, выступающих в качестве средств создания иронии.

Сложные слова обладают большими выразительными возможностями, т.к. сочетают в себе краткость, лаконичность формы выражения и «семантическую насыщенность», приближаясь по смысловой емкости к словосочетаниям, например: марксовед – тот, кто все ведает о Марксе, энгельсолюб - тот, кто любит Энгельса.

Автор использует разнообразные приемы повышения смысловой емкости и выразительности художественного текста: 1) нарушение привычной сочетаемости слов (белокаменные палаты – белокаменный дом политпросвета), 2) игра на разных по «длине» сложных словах: домжур, спецкор и спецтургруппа, рукспецтургруппы, замрукспецтургруппы, 3)многократное повторение «длинных» аббревиатур, 4) использование дезаббревиации: КГБ – Комитет Глубинного Бурения, МОПИ – Московское общество подруг инженеров, 5) образование новых слов по известным моделям: женобес как мракобес, кастрюленосцы как крестоносцы, 6) использование контаминированных наименований: хитроныра (хитрый + проныра), 7) имена собственные, прозвища: Диаматыч (диалектический материализм + -ыч), 8) сложения на основе парономазии: Рыгалетто (рыгать + лето, ср. Риголетто), 9) употребление экспрессивных аппозитивных словосочетаний: гнида-бригадир, чемодан-динозавр, 10) прием имитаций экспрессивных словосочетаний под единицы книжного характера: сантехник-международник как лектор-международник.

Итак, обращение к окказиональным сложным новообразованиям дает писателю возможность экспериментировать одновременно с формой и содержанием, получить средства выражения с заданной эмоционально-экспрессивной окраской, которые способны с наибольшей полнотой выразить иронию.


Рябова С.Р.,

учитель МОУ «Гимназия №6»


Оценка и учет качества знаний на уроках русского языка в начальной школе

Учителя, работающие в первом классе сталкиваются с проблемой учета качества знаний при безоценочном обучении. Как же быть учителям первых классов? Предлагаем вести учет качества знаний учащихся по уровням : высокому, среднему, низкому. Для этого следует разработать критерии, по которым можно оценить качество знаний учащихся по уровням. Критерии должны учитывать как знания учащихся по предмету, так и общеучебные умения и навыки.

Если разработать критерии, учитывающие только умение писать грамотно, без ошибок, то создается неполное представление об уровне обученности учащихся на уроке русского языка.

Следует учитывать и такие общеучебные умения и навыки, сформированные к концу первого класса, как умение правильно держать ручку, правильно сидеть за рабочим столом, вовремя начинать и заканчивать работу . Таким образом, если к критериям для оценивания списывания отнести аккуратное, грамотное письмо текста объемом 20-30 слов и добавить к этому вышеперечисленные требования к общеучебным умениям и навыкам, то по определенному первокласснику по одной только выполненной работе можно составить следующую таблицу.


Ф.И. ученика

Списывание текста

Умение правильно держать ручку

Уметь правильно сидеть за столом

Умение правильно начинать и заканчивать вовремя работу

Качество знаний

И.Артем

B

C

H

C

C

Знания по предмету и общеучебные умения у такого ученика можно отнести к среднему уровню развития, хотя сама работа выполнена на высоком уровне. Такой подход к оценке качества знаний дает более полную картину о качестве знаний первоклассника по предмету.

Следует продумать учителю начальных классов и сам механизм оценивания качества знаний, учитывающий индивидуальные особенности учащихся и состояние их психического здоровья. Нередко оценка обижает ребенка, вследствие этого изменяется мотивация учащихся к данному учебному предмету, а затем и пропадает интерес, без которого качественное обучение невозможно. С первых дней нахождения ребенка в школе учитель стремится вырабатывать у него адекватную оценку своих действий, поступков, а так же знаний по учебным предметам. Очень важно выработать у ученика умение самому оценивать свои знания, то есть учить его самооценке . Как повысить степень самостоятельности первоклассника при оценивании знаний, умений?

Учащиеся начальных классов склонны оценивать саму выполненную работу, но не качество ее выполнения. Это связанно с возрастными особенностями 7-9 летних детей. Детей этого возраста очень огорчает, если они получают оценку «два» или «три» за полностью выполненную работу, и вслух они могут рассуждать так: «Все, что было задано учителем, мною выполнено, а оценка получена не такая, какую ожидалось получить».

На одном из уроков обучения грамоте ( урок письма) в первом классе мы начинаем формировать у учащихся умение оценивать свою работу. Учитель: «Сегодня на уроке письма мы должны были писать букву на одной строчке по обозначенным точкам, затем написать новую букву целую строчку самостоятельно, и еще на третьей строчке мы записали с вами слоги с этой буквой. Затем вы выполнили задание по называнию слов с записанной буквой. Мы выполнили много заданий. Сначала мы выполняли очень легкое задание - это начало нашего пути (учитель показывает на нижнюю точку шкалы самооценки), затем, выполняя задание за заданием, поднимались все выше и выше. Многие смогли добраться до самой вершины, потому что выполнили все задания аккуратно, правильно. Кто смог добраться до самой вершины? Эти дети могут поставить на своих вычерченных в тетрадях шкалах самооценки отметку на самой вершине. Кто не успел полностью выполнить задания, тот не добрался до вершины, он находится на середине пути. Огорчаться не надо. На следующем уроке нужно еще больше постараться».

Предлагаются следующие варианты возможных шкал самооценки учащихся.


















    Такая работа проводится учителем на протяжении ряда уроков и каждый раз учащимся предлагается дать самооценку своей работе. Каждую выполненную работу учащиеся сначала оценивают сами, а затем учитель предлагает и свое мнение по оцениванию данной работы. Мнение учителя может не совпадать с самооценкой ученика.

    Далее учитель предлагает научиться взаимной оценке качества работы (в парах): учащиеся оценивают друг друга, высказывая причины той или иной поставленной на шкале оценки. Следующий этап - это работа в сменных рабочих группах, когда оценку работе дает группа, состоящая из 4 - 5 человек.

Пройдя данные этапы развития самооценки, можно надеяться, что самооценка учащегося будет адекватна, и во втором классе ученик сможет безболезненно воспринять оценку, поставленную учителем, так как будет знать критерии оценивания.


Соболева Л.В.,

учитель МОУ СОШ №13, г. Глазов

Развитие аналитического мышления на уроках русского языка в начальных классах


Среди проблем, оказавшихся в центре внимания специалистов, работающих в области педагогики и психологии, в последние годы видное место заняла проблема интеллектуального развития детей. Диагностика познавательных процессов в области мышления четыре года назад показала низкий уровень у половины моих первоклассников. Учёт возрастных особенностей развития детского интеллекта, результатов новейших исследований в области психологии и педагогики, опыта практической педагогической работы открывает возможность создания системы комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения их русскому языку (система Г.А.Бакулиной). Достигается это посредством внесения определённых изменений в содержание и организацию процесса обучения. Обогащение учебного материала осуществляется за счёт:

- введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы;

- увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;

-включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера.

В основу организации процесса обучения русскому языку берутся ряд новых принципов проведения уроков:

1) принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка;

2) принцип действенного подхода к обучению (поиск детьми собственных путей решения);

3) принцип обоснованного ответа (полное доказательное освещение своего мнения);

4) принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

Рассмотрим некоторые варианты типовых заданий на уроке русского языка по развитию мышления.

В 1 классе вводится этап – мобилизующий: в самом начале урока задействуются, включаются в работу важнейшие интеллектуальные качества ребёнка. Его содержание составляют три группы специально разработанных упражнений. Они предусматривают различные операции с буквенным материалом, графическим изображением букв, их условными обозначениями. Упражнения проводятся 2-4 минуты на каждом уроке. Каждая из трёх групп упражнений призвана совершенствовать один из видов мышления школьников: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и одновременно развивать внимание, память, сообразительность, наблюдательность, речевые способности.

- На наборном полотне карточки с буквами расставлены следующим образом (1):



Задание: Сравните, как стоят карточки с буквами вверху и внизу. Скажите, какую карточку в нижнем ряду надо переставить, чтобы в обоих рядах буквы имели одинаковый порядок? Усложнение осуществляется за счёт увеличения количества карточек с буквами и увеличения количества их перестановок.

К концу первого года обучения мобилизующий этап себя исчерпывает, так как учащиеся уже используют приёмы анализа, синтеза, группировки, обобщения.

На втором году обучения меняется характер познавательной деятельности: передача от учителя к ученику инициативы в реализации отдельных компонентов учебного процесса. Проведение минутки чистописания становится универсальной структурной частью урока. Во время её проведения, наряду с совершенствованием графического навыка, осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора, разбора слов по составу, продолжается дальнейшее формирование важнейших качеств интеллекта, и всё это на фоне увеличения роли учащихся в осуществлении учебного процесса.

Даны слова: берёза, песок, глаз, суббота, беда, пальто, лес, собака, работа, окно. Шифр к ним: 1-4-1 (4). Детям предлагается задание: «Расшифруйте данные цифры (1-4-1), используя только словарные слова и правило о роде имён существительных. Искомая буква будет во втором ряду. Какая это буква?». (Согласная буква – б есть в словах 2 группы: берёза, суббота, собака, работа (сущ. женского рода), к 1 группе относится слово мужского рода песок, к третьей – среднего рода пальто. Отсюда шифр: 1-4-1).

Последующие годы обучения призваны обеспечить дальнейшую интенсификацию интеллектуального развития учащихся на уроках русского языка, в первую очередь, за счёт выхода на новый уровень инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса. Особенности минутки чистописания: дети вначале выявляют закономерность (механизм) определения намеченной педагогом буквы, а затем самостоятельно осуществляют её поиск. Следующим этапом становится формулирование учащимися темы минутки чистописания. Вся работа сопровождается важной речевой деятельностью в форме рассказа-рассуждения, рассказа-умозаключения( на минутке чистописания будем писать букву, которая обозначает парный глухой твёрдый согласный звук, встречающийся один раз в данных словах: отбойный, фонтан, привезти, тема, лето (буква ф).

Результаты диагностики в сравнении с данными прошлых лет, выявили следующие положительные изменения в области мышления учащихся (психолог Волкова М.Н.):

Низкий уровень развития наглядно-действенного мышления в 2006 г. наблюдался у 25% учащихся , в 2007 г. низких показателей нет. На 23% повысилось количество учащихся, имеющих высокий уровень развития образно-логического мышления , при этом снизилось количество учащихся, имеющих низкий уровень развития, на 11%. Диагностика показала, что сложнее всего учащимся дается обобщение материала, низкий уровень выявлен у 48% учащихся.

В классе проводились групповые занятия: «Мое мышление», «Развитие мыслительных действий с понятием» и «Мир логики». Программу занятий разработала психолог Лукьянова Т.Д. , а занятия проводились студентами ГГПИ 2 раза в неделю в течение двух лет.

Проверочные тестовые работы, направленные на развитие аналитико-синтетического мышления, выявили высокий уровень у 75% учащихся. В словарно-орфографической работе (повышенной трудности) - высокий уровень у 45% учащихся, средний уровень у 27% учащихся. Развитие аналитического мышления эффективно сказалось и на качестве знаний по русскому языку. К четвёртому году обучения качество знаний выросло до 71%.





класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итоги года

2003-2004г.



-

64 %

76 %

71 %

69 %

2004-2005г.



65 %

70 %

58 %

54 %

58 %

2005-2006г.



59 %

67 %

71 %

71 %

71 %

Таким образом, комплексная работа учителя, психолога и родителей по формированию мыслительных процессов способствует развитию аналитического мышления в младшем школьном возрасте.


Бекмансурова И.А.,

ст. преподаватель кафедры МНО, ГГПИ


ocnka-nzhenernogo-zahistu-pracvnikv-subkta.html
ocnka-rekreacjnih-resursv.html
ocr-aldebaran-mister-ripli-2-patriciya-hajsmit-stranica-10.html
ocr-rock-mover-posvyashaetsya-s-a.html
ocrtdiyu.html
od-zhuravel-v-ya-petruhin-rus-i-peseglavci-mifologicheskoe-sosedstvo-i-tozhdestvo-1.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskij-proekt-sks-poyasnitelnaya-zapiska-2201-000000-003-pz-rukovoditel-st-prep-spicina-i-a-konsultant.html
  • literature.bystrickaya.ru/direktor-kotelnoj-kvalifikacionnij-spravochnik-dolzhnostej-rukovoditelej-specialistov-i-drugih-sluzhashih.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-uchebnomu-planu-programma-188750-poselok-plodovoe-priozerskij-rajon.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-turali-habarlandiru-barli-konkurs-atisushilarina-arnalan-orta-blktlk-talaptari.html
  • doklad.bystrickaya.ru/virusi-i-bakteriiproblema-spida.html
  • report.bystrickaya.ru/instrukciya-uchastnikam-razmesheniya-zakaza-6-razdel-3-zayavka-na-uchastie-v-konkurse-7-stranica-4.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tvorcheskij-put-lparfenova.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-316-metodicheskie-ukazaniya-normirovanie-rashodov-toplivno-energeticheskih-resursov-pri-proizvodstve-teplovoj.html
  • control.bystrickaya.ru/chelyabinskaya-oblastnaya-fizkulturno-sportivnaya-obshestvennaya-organizaciya-federaciya-tancevalnogo-sporta-chofsoo-fts.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-35-kod-da-vinchi-den-braun-perevod-s-anglijskogo-n-rejn-ocr-klim.html
  • crib.bystrickaya.ru/izvestiya-izvestiya-avtor-ne-ukazan-19032008-048-str-8-gosduma-rf-monitoring-smi-19-marta-2008-g.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/povoroti-na-meste-dvizhenie-stroevim-i-pohodnim-shagom-povoroti-v-dvizhenii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/upravlencheskie-resheniya-chast-8.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-ekologicheskoe-izmerenie-mirovoj-politiki-prednaznachen-dlya-studentov-magistraturi-po-napravleniyu-mezhdunarodnie-otnosheniya-programma-mirovaya-politika.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakonoproekt-o-snizhenii-gosfinansirovaniya-kapremonta-zhilya-prinyat-gosdumoj-v-i-chtenii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/slava-bogu-obogativshemu-velikuyu-rossiyu-stranica-14.html
  • composition.bystrickaya.ru/oplata-truda-sdelshikam-po-sdelnim-rascenkam-planirovanie-na-predpriyatii-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodi-programmirovaniya-sistem-tehnicheskogo-zreniya-realnogo-vremeni-05-13-11-matematicheskoe-i-programmnoe-obespechenie-vichislitelnih-mashin-kompleksov-i-kompyuternih-setej.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poryadok-sozdaniya-menedzhment.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-vipusknoj-kvalifikacionnoj-rabote-studentov-obuchayushihsya-po-programmam-podgotovki-bakalavrov-i-specialistov-dalee-po-tekstu-polozhenie-ustanavliva.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovmestno-s-elenoj-minilbaevoj-stranica-12.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xiii-chasovie-poyasa1-uchebno-metodicheskie-materiali-po-organizacii-aktivnih-form-obucheniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rol-i-analiz-animacionnih-programm-sredizemnomorskih-otelej-turcii.html
  • books.bystrickaya.ru/chem-chashe-tem-luchshe-osmeltes-preuspet.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoreticheskaya-grammatika-anglijskogo-yazika-stranica-14.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/korporativnaya-kultura-aktualnie-problemi-sovremennoj-praktiki.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vigotskij-l-s-v-92-psihologiya-razvitiya-cheloveka-stranica-5.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strahovanie-v-ssha-chast-2.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakonomernosti-slozhnost-vichislitelnij-eksperiment-nelinejnost.html
  • education.bystrickaya.ru/20-aprelya-2010-aprel.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasneniya-k-zapolneniyu-poyasnitelnaya-zapiska-1-mesto-kursa-v-professionalnoj-podgotovke-vipusknika-cel-i-zadachi.html
  • studies.bystrickaya.ru/kouching-v-voprosah-i-otvetah.html
  • crib.bystrickaya.ru/kazahstanskij-filial-mgu-protiv-matematiki-kazahstana-i-dazhe-protiv-mgu-chto-proishodit.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-m-sergeev-ekonomika-znanij-rol-obrazovaniya-i-nauki-v-sovremennom-mire.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zanyatie-2-problemi-kvalifikacii-prestuplenij-protiv-sobstvennosti-ne-yavlyayushihsya-hisheniyami.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.